— функционирование
коллектива стабильно и преемственно.
Отличительная особенность интеграционных
процессов в коллективе состоит в том,
что в обычных условиях они «скрыты» в
повседневном функционировании коллектива
и проявляются лишь в условиях нестандартных
или экстремальных ситуаций.
К
психологическим характеристикам
групповой интеграции относятся следующие:
- возникновение
«мы-чувства», связанное с обострением
процессов групповой идентификации и
референтное, например, в условиях межгруппового
соревнования;
- кристаллизация
общегрупповых норм регуляции поведения
в конфликтной ситуации;
- заметный
подъем организованности и согласованности
делового взаимодействия в условиях внешнего
дестабилизирующего воздействия;
- эффективные
специальные усилия членов коллектива,
направленные на оздоровление психологического
климата, нарушенного по какой-либо
причине;
— эмоциональная
идентификация каждого члена коллектива
с другими его членами;
- оптимальное
сочетание индивидуальных действий в
совместной конкретной деятельности;
- согласованность
функционально-ролевого поведения членов
коллектива при решении общих задач;
- способность
действовать организованно в ситуации
неопределенности;
- сочетание
инициативности и разнообразия форминдивидуального
поведения с устойчивым единством действий
членов коллектива в реализации его ведущей
цели;
- способность
членов коллектива самостоятельно планировать
этапы
осуществления цели и распределять работу
между собой;
16
— эффективный
контролю членов коллектива, коррекция
индивидуального поведения и нейтрализация
дезорганизационных проявлений;
- сработанность
членов коллектива, характеризующаяся
высокой производственной продуктивностью
при относительно невысоких эмоционально-энергетических
затратах на взаимодействие;
- дисциплинированность
членов коллектива при выполнении возложенных
на него функций;
— высокая
степень согласованности, сходства представлений,
ориентации, позиций и мнений членов коллектива
по отношению к внешним и внутренним явлениям,
событиям, целям и ценностям.
Поведение
членов трудового коллектива определяется:
- положением
в формальной структуре (должностью, квалификацией,
деловым опытом);
- положением
в неформальной структуре.
Опираясь
на результаты собственного опыта, члены
коллектива организуют и согласовывают
стратегию и тактику своего поведения.
Как правило, человек ведет себя в соответствии
с тем, что от него ожидают и что ему подсказывают
своим отношением к нему и оценками его
другие люди.
4.
Психологическая
типология членов
трудового коллектива
Существует
достаточно большое число психологических
типов, которые вполне применимы в анализе
деловых, производственных и межличностных
отношений в трудовых коллективах. К наиболее
распространенным следует отнести:
- трехчленную
типологию Берна на основе выделения внутренних
частей личности: дитя
—родитель —взрослый;
- типологию
акцентуированных типов Леонгарда: гипертимный,
дистимичный, циклоидный, эмотивный, демонстративный,
возбудимый, застревающий, педантичный,
тревожный-психастенический,
17
экзальтированный-лабильный,
интравертированный-шизоидныи, экстравертированный-конформный;
- типологию
Личко, состоящую из восьми акцентуированных
и пяти неустойчивых типов (модификация
типологии Леонгарда): эпилептоидный,
паранойяльный, гипертимный, истероидный,
шизоидный, психастеноидный, гипотимный,
сензитивный,
конформный, неустойчивый, лабильный,
астенический, циклоидный;
- шестнадцатичленную
соционическую типологию на основе типологии
Юнга: сочетания парэкстравертных-интравертных,
сенсорных-интуитивных, мыслительных-чувствующих,
решающих-воспринимающих;
- четырехчленную
типологию Акоффа - Эмери на основе сочетания
активности и пассивности, с одной стороны,
чувствительности к внешним обстоятельствам
и чувствительности к личным переживаниям,
с другой: обстоятельственно-активный,
личностно-пассивный, обстоятельственно-пассивный,
личностно-активный;
- пятичленную
проективную психогеометрическую типологию
Делингер: графическое выражение математической
обработки результатов исследования межличностных
отношений: квадрат,
круг, треугольник, прямоугольник,
зигзаг;
—
трехчленную сенсорную типологию
на основе ведущей системы восприятия,
переработки и отражения информации: аудиалист
— слушающий, визуалист — смотрящий, кинестетик
— чувствующий;
- трехчленную
типологию Роттера на основе «локуса контроля»:
интерналы, оптималы, экстерналы;
- пятичленную
типологию Томаса на основе предпочитаемой
стратегии поведения в конфликте: борцы,
сотрудники, избегатели,
уступатели, компромисты,
- пятичленную
типологию Стивенса на основе уровня социализации:
младенец, малыш, подросток,
юноша, взрослый.
18
Заключение
Исследователи,
разрабатывающие критерии отбора и
комплектования малых групп, считают,
что нельзя на основании только индивидуальных
характеристик участников совместной
деятельности прогнозировать успешность
их групповой работы. “Общество не состоит
из индивидов а выражает сумму тех связей
и отклонений в которых эти индивиды находятся
друг к другу” - Маркс, Энгельс, Соч. Т.46
с.214
Различие
между индивидами является основным
двигателем развития их взаимодействий
и их самих как личностей. Противоположности
(но не крайности) порождают развитие
системы, в данном случае - группы людей.
Даже молчаливое присутствие группы людей
изменяет психическую деятельность человека,
заставляя вести себя иначе.
Таким образом, в регуляции эффективности
коллективистской деятельности участвуют
самые разные системы факторов: внегрупповые
(физические и социальные) внутригрупповые
(нормы, межличностные отношения) внеличностные
(однородность - разнородность по индивидуально-психологическим
параметрам) внутриличностные (индивидуально-психологические
особенности членов группы, их состояние,
исходные мнения, оценки) Фактором, связывающим
все перечисленные системы, пронизывающим
их, является фактор общественной значимости,
совместной деятельности группы людей.
Он является стержневым, оптимально сочетающим
личностно значимые и общественно ценные
ориентации группы.
19
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
- Сухомлинский
А.В. О воспитании, 2002
- Социальная
психология. Под ред. В.Е. Семенова, 2004
- Андреева
Г.М. Социальная психология. М. 2006.
20