Психология малых групп

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 13:01, магистерская работа

Краткое описание

Целью работы является изучение структуры малых групп.
Для этого необходимо решить ряд задач:
1. Дать определение малой группе.
2. Рассмотреть основные направления в исследовании малых групп
3. Рассмотреть классификацию малых групп
4. Рассмотреть образования и этапы малых групп
5. Определить границы малой группы
6. Рассмотреть феномены группового давления и групповой сплоченности
7. Рассмотреть эмоциональную, коммуникативную структуры малой группы
8. Сделать выводы

Оглавление

1. Введение.
2. К истории вопроса
3. Основные направления в исследовании малых групп.
4. Определение малой группы и ее границы.
5. Классификация малых групп.
6. Образования и этапы развития малых групп.
7. Феномены группового давления и групповой сплоченности.
8. Эмоциональная структура малой группы.
9. Лидерство и руководство в малых группах.
10. Коммуникативная структура малой группы.
11. Заключение.

Файлы: 1 файл

Малые группы.doc

— 133.50 Кб (Скачать)


Содержание

 

1.       Введение.

2.       К истории вопроса

3.       Основные направления в исследовании малых групп.

4.       Определение малой группы и ее границы.

5.       Классификация малых групп.

6.       Образования и этапы развития малых групп.

7.       Феномены группового давления и групповой сплоченности.

8.       Эмоциональная структура малой группы.

9.       Лидерство и руководство в малых группах.

10.   Коммуникативная структура малой группы.

11.   Заключение.

 

 

 

Введение

 

Счастье личности вне общества невозможно,

как невозможна жизнь растения, выдернутого

из земли и брошенного на песчаный песок.

А. Н. Толстой.

 

               Человек живет в обществе, строит с ним определенные отношения. Само же общество состоит из больших и малых групп, внутри которых формируется и развивается психика людей, их составляющих.

                Социальная психология не может не уделять внимание психологии людей, которые живут и работают, прежде всего, малых группах. Она тщательно изучает и анализирует закономерности возникновения, функционирования и развития общественно-психологических явления и процессов.

               Чем же обусловлено возникновение малой группы? Ведь,  возникновение малой группы обусловлено общественно-экономическими причинами, с одной стороны, общество и его экономика создают для себя те «ячейки» в которых формируются начальные ценности – экономические и социальные.  С другой стороны, каждый человек находится и живет в обществе, стремится примкнуть к каким-то группам (в силу их социальной значимости, престижности, профессиональной деятельности, которой они занимаются для самоутверждения).

                   Что такое малая группа? Как она развивается? Какие процессы происходят внутри малой группы? На все эти вопросы предстоит еще ответить. Для этого обозначим цель и задачи данного реферативного исследования.

                   Целью является изучение структуры малых групп.

                   Для этого необходимо решить ряд задач:

1.       Дать определение малой группе.

2.       Рассмотреть основные направления в исследовании малых групп

3.       Рассмотреть классификацию малых групп

4.       Рассмотреть образования и этапы малых групп

5.       Определить границы малой группы

6.       Рассмотреть феномены группового давления и групповой сплоченности

7.       Рассмотреть эмоциональную, коммуникативную структуры малой группы

8.       Сделать выводы

Объектом данной работы являются социальные группы.

Предметом – формирование и структура развития малой социальной группы.

Метод с помощью, которого проводилось реферативное исследование: анализ литературы.

 

 

К истории вопроса

 

            Интерес к исследованию малых групп возник очень давно, вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношению общества и личности и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и среды ее формирования. Проблема малой группы «схватывается» как та первичная среда, в которой личность совершает свои первые шаги и продолжает далее свой путь развития. Очевидным является тот факт, что с первых дней своей жизни человек связан с определенными  малыми группами , причем не просто испытывает  на себе их влияние, но только в них и через них получает первую информацию о внешнем мире и в дальнейшем организует свою деятельность.

             Обратимся к истории изучения малых групп.

Самые ранние исследования были проведены в США в 20-е г.г. ХХ века, где выяснялся вопрос о том, действует ли индивид в одиночку лучше, чем в присутствии других, или, напротив, факт присутствия других стимулирует эффективность деятельности каждого. Акцент делался именно на факте простого присутствия других, а в самой группе изучалось не взаимодействие (интеракции) ее членов,  а факт их одновременного действия рядом (коакция). Результаты таких «коактных» исследований показали, что в присутствии других людей возрастает скорость, но ухудшается качество действий индивида. Данный эффект получил название социальной фацилитации, сущность которого сводится к тому, что присутствие других облегчает действие одного, способствует им. В ряде экспериментов было, правда, показано наличие другого эффекта – известного сдерживания, торможения действий индивида под влиянием присутствия других, что получило название эффекта социальной ингибиции.

            Второй этап исследования знаменовал собой переход от изучения коактных групп к изучению взаимодействия индивидов в малой группе. Так, в ряде исследований было показано, что при условии совместной деятельности в группе те же самые проблемы решаются более корректно, чем при их индивидуальном решении: особенно на ранних стадиях решения задач группа совершает меньше ошибок, демонстрирует более высокую скорость их решения. Но здесь важным параметром групповой деятельности является именно взаимодействие, а не просто «соприсутствие» членов группы.

            В третьем этапе стали выявлять не только влияние групепы на индивида, Нои характеристики малой грыппы: ее структуру, типы взаимодействия индивидов в группе; сложились подходы к описанию общей деятельности группы. Обозначился такой методологический принцип, как отказ от выявления связи группы с более широкими социальными общностями, в которые она входит, отсутствия ее как ячейки социальной структуры, а значит, и уход о  решения вопроса о содержательной стороне тех социальных отношений, которые даны в малой группе.

             Что же качается интереса социальной психологии к малым группам, то здесь существует как ряд объективных так и субъективных причин. М. Г. Ярошевский справедливо характеризует причины этого явления как моменты общей познавательной ситуации в психологии ХХ века. Во-первых, это общее усложнение общественной жизни, т.е роль малых групп увеличивается потому, что умножается необходимость принятия групповых  решений на производстве, в общественной жизни.

             Во-вторых, более специальной причиной является тот факт, что проблема малой группы оказалась на перекрестке, который образован пересечением психологии и социологии.

              Третья причина – методологический порядок. Сама специфика социально-психологического знания как бы оправдывает преувеличенный интерес к малой группе. Потребность в получении все более точных фактов, успехи экспериментального метода в других отраслях психологии заставляют социальную психологию искать такой адекватный объект, где были бы приложимы экспериментальные методы, в частности метод лабораторного эксперимента. Малая группа оказалась той самой единицей анализа, где боле всего возможен и уместен эксперимент, что как бы «помогло» социальной психологии утвердить свое право на существование в качестве экспериментальной дисциплины.

           

 

Основные направления в исследовании малых групп

 

            На Западе существует три основных направления в исследовании малых групп:

1. Социометрическое направление связано с именем Дж. Морено. Он выделял в обществе микроструктуру и макроструктуру (отношение индивида с окружающими его людьми. И исходил того, что все конфликты возникают из-за несовпадения для индивида этих структур, т. е. система симпатий и антипатий часто не вмешивается в рамки, заданной индивиду макроструктуры и ближайшим окружением не всегда оказывается психологически приемлемое окружение. Задача состоит в перестройки окружения.

2. Социологирческое направление связано с экспериментами Э. Мэйо. Он открыл существование в малых группах двух типов структур: формальную и неформальную.

3. Школа «групповой динамики» связана с именем К. Левина. Создал «Теорию поля». Суть ее в том, что законы социального поведения нужно искать через познание психологических и социальных сил. Были исследованы внутригрупповые конфликты и практически все другие аспекты проблем малой группы.

               На сегодняшний день в отечественной психологии можно выделить четыри основных направления:

1.       Деятельный подход. Идеи этого подхода выплотились в изучении интеграции и эффективности группы, руководства и лидерства, межгрупповых отношений. Этим направлением занимались: М. Г. Ярошевский, Г. М. Андреева, А. В. Петровский.

2.       Социометрическое направление. Когда исследователи так или иначе используют варианты социометрического теста. Здесь большую роль сыграл Я. Л. Коломинский.

3.       Параметрическая концепция. Создателем является Л. И. Уманский, разработавший идею групповой активности. Суть в том, что поэтапное развитие малой группы осуществляется благодаря развитию ее важнейших социальных параметров. Наиболее сильно это касается эмоциональных, динамических и организационных характеристик групп.

4.       Организационно-управленчиский подход. У его истоков психологи ленинградской школы. Представление о социальной организации и управленческой деятельности.

 

 

 

 

Определение малой группы и ее границы

 

До сих пор является дискуссионным вопрос о самом определении малой группы, о ее наиболее существенном признаке. Одна из причин этого заключается в отсутствии единого теоретического подхода; проблема малой группы в равной степени интнресует представителей разных теоретических ориентаций, а пестрота и противоречивость интерпретаций стимулирует сохранение белых пятен в кардинальных частях разработки проблемы.

   Тем н6е мене можно выделить самое существенное и значимое определение малой группы, а именно: «малая группа – это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов». В этом определении содержится в сжатом виде основные признаки малой группы и четко проведена основная идея понимания группы с точки зрения принципа деятельности. Ведь малая группа – это группа реально существующая не в вакууме, а в определенной системе общественных отношений, она выступает как субъект конкретного социальной деятельности. Из этого определения можно выявить и специфический признак малой группы – общественные отношения здесь выступают в форме непосредственных личных контактов, в которых реализуются опреде6ленные общественные связи и которые опосредованы совместной деятельностью.

Что касается количественной характеристики малой группы, то в литературе уже долгое время идет спор о том «диада» или «триада» является наименьшей границей малой группы. Принято считать, что в диаде можно зафиксировать лишь эмоциональное взаимодействие. В диаде невозможно рассмотреть внутригрупповой конфликт, т. к. он неизбежно становится межличностным.

      Присутствие же третьего лица создает эффект наблюдателя. Этот третий может добавить нечто новое в конфликт, не принимая в нем участие. Этим может быть положено начало для решения конфликта.

      Так, что в последнее время большинство исследователей склоняются к мнению, что «триада» является наименьшей границей малой группы.

      Что касается верхней границы, то ею считается магическое число Миллера 7+(-)2. Но это только в теории, основывающейся на том, что человек может одновременно удерживать в памяти 7+(-)2 объекта. Предполагается, что столько же членов должно быть в группе, что бы их всех можно было держать в памяти. На практике же малые группы могут быть человек 20 или 30 минимум. 

 

 

 

 

Классификация малых групп

 

В настоящее время существует около пятидесяти различных оснований для классификации групп. Например, группы различаются по времени их существования( долговременные и кратковременные), по степени тесноты контакта между членами, по способу вхождения индивида и т.д. Рассмотрим лишь некоторые из них.

    1. Деление на первичные  и вторичные группы впервые было предложено Ч. Кули.

    Первичные группы (друзья, соседи) – группы с непосредственным контактами.       Вторичные группы – группы, в которых контакты происходят через посредника (например, в виде средств связи).

     2. Деление на формальные и неформальные группы.Данная классифик5ация было предложена Э. Мэйо.

     Под формальной группой подразумевается группа, созданная для выполнения любой конкретной деятельности. Здесь четко распределены роли и задачи. Всех членов группы, структура власти хорошо обозначена по вертикали (например,школьны класс, рабочий коллектив, спортивная команда).

      Неформальная группа может быть включена в формальную (например, когда в школьном классе возникают группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом, таким образом, ьвнутри формальной группы переплетаются две структуры отношений). Но эта группа может возникать и стихийно, сама по себе (например, люди случайно объединяются для игр в волейбол где-нибудь на пляже, или более тесная компания друзей, принадлежащих к совершенно различным формальным группам, есть примеры таких неформальных групп). Статусы и роли изначально здесь не прописаны (например, когда люди объединяются по каким-то интересам).

      В действительности же очень трудно вычленить чисто формальные или неформальные группы. Поэтому были введены понятия формальная и неформальная структуры групп. В зависимости от того какие связи преобладают в данной группе, т. е. какие отношения.

      3. Группы членства и референтные группы. Феномен референтной группы был впервые открыт Г. Хайменом в 1942 году. Это группы в которых индивиды не включены реально в группу, но принимают нормы этой группы. Более четко отличие этих групп назвал М. Шериф. Он связал понятие референтной группы с «системой отчета», которую индивид употребляет для сравнения своего статуса со статусом других лиц.

       Референтная группа нужна индивиду или как эталон для сравнения своего поведения с ней или для нормативной оценки.

       Референтная группа рассматривается как группа противостоящая группе членства, либо как группа возникающая внутри группы членства.

       4. По уровню развития группы: низкий уровень и высокий уровень. 

       Низкий уровень - корпорации (организованы, характерна замкнутость, авторитарное руководство), ассоциации (нет совместной деятельности, организации и учреждения, есть общение, которое построено на единстве ценностей), диффузные (нет совместной деятельности, единства ценностей и сплоченности).

Информация о работе Психология малых групп