Психология малых групп

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 13:01, магистерская работа

Краткое описание

Целью работы является изучение структуры малых групп.
Для этого необходимо решить ряд задач:
1. Дать определение малой группе.
2. Рассмотреть основные направления в исследовании малых групп
3. Рассмотреть классификацию малых групп
4. Рассмотреть образования и этапы малых групп
5. Определить границы малой группы
6. Рассмотреть феномены группового давления и групповой сплоченности
7. Рассмотреть эмоциональную, коммуникативную структуры малой группы
8. Сделать выводы

Оглавление

1. Введение.
2. К истории вопроса
3. Основные направления в исследовании малых групп.
4. Определение малой группы и ее границы.
5. Классификация малых групп.
6. Образования и этапы развития малых групп.
7. Феномены группового давления и групповой сплоченности.
8. Эмоциональная структура малой группы.
9. Лидерство и руководство в малых группах.
10. Коммуникативная структура малой группы.
11. Заключение.

Файлы: 1 файл

Малые группы.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

            2. Взаимность  социометрических  выборов. Реальное положение человека в группе определяется не только статусом, но и взаимностью сделанных им выборов и отвер­жений. Чем больше взаимных выборов, тем оно стабильнее и благо­приятнее. Групповая структура в целом  приобретает различ­ный вид в зависимости от того, есть ли в ней взаимно предпочитаю­щие друг друга мини-сообщества людей, многие ли члены группы определились в своих симпатиях или антипатиях. Если ответ отри­цательный - группа пребывает на сложной ступени своего разви­тия, характеризующейся и конфликтностью, и низкой групповой эмпатией, и эмоциональной неудовлетворенностью.

                 3. Система отвержений в группе. Существуют группы, где практически всем без исключения достается некоторое количе­ство отвержений, даже самым высоко статусным «……….  ре­путацию 3-4 недоброжелателя. Есть группы, в которых существуют так называемые козлы отпуще­ния, принимающие на себя львиную долю отвержений. Характер распределения отвержений существенно влияет на общение в груп­пе, свидетельствует о некоторых принятых в группе способах реше­ния конфликтов ( например, решать многие возникающие в группе ситуации за счет козла отпущения).

       4.  Наличие и взаимоотношения внут­ри устойчивых микрогрупп. Микрогруппы – мелкие сообщества, составляющие малой группы. Их может быть несколько в одной малой группе, они могут взаимодействовать друг с другом, отдельными парами и тройками, а так­же в виде отверженных, изолированных. Каждая из них имеет свою эмоциональную структуру, иног­да - своих высоко статусных и «звезд». Взаимоотношения между устой­чивыми микрогруппами многое определяют в эмоциональном кли­мате всего коллектива. Они могут быть конфликтны или позитивны, группы могут иметь общих членов или быть изолированными друг от друга, могут быть ориентированы на одних «звезд» или разных и т.д

                  Эмоциональный статус человека играет не маловажную роль для группы, оказывая влияние на аспекты групповой жизнедеятельности.

        Статус члена группы - величина устойчивая. Она не только имеет тенденцию сохраняться в дан­ной конкретной группе, но очень часто «переходит» с человеком в другую группу. Но человеку целесообразно периодически менять свой статус, так как это обеспечивает ему большую социальную гибкость, дает возможность примерить на себя различные социальные маски, побывать в разных внутригрупповых ролях (Например, постоянное хождение в «звездах», «любимчиках» делает человека ригидным, чрезвычайно социально уязвимым и беззащит­ным перед неминуемыми изменениями, т. е.  человек рас­тет социально слепым и глухим, так как, он избавлен от необходимости прислушиваться и присматриваться к различным людям и не в состоянии встать на их место).

           На статус человека в группе влияют внешний вид, успехи групповой деятельности, умственная одаренность, некоторых свойства темперамента (общительность, низкая тревожность, стабиль­ность нервной системы). Так же статус человека за­висит от его положения в других группах, успехов его вне групповой деятельности (в искусстве, в спорте, в музыке).

           Отношение человека к своему  статусу в группе разворачивается на уровне эмоционального переживания, не становясь предметом осознания. Несколько выводов по этому:

              А) осознание отношений к себе с возрастом становится более

полным и многосторонним;

Б) наиболее полно осознаются взаимные отношения, так как они непосредственно проявляются в межличностном общении чле­нов группы;

              В) люди, имеющие объективно неудовлетворительный статус, имеют тенденцию субъективно его переоценивать;

              Г) люди, занимающие благоприятное положение в системе личных отношений, склонны его недооценивать.

            Общая причина неадекватности в осознании своего статуса - защита от тревожной информации.

 

Социометрическая структура, олицетворяющая собой устойчи­вые эмоциональные отношения членов группы, связана и с организационной струк­турой группы, и с процессами лидерского влияния, и с нормативны­ми процессами, т. е.  эмоциональные отношения пронизывают всю систему отношений в группе. Но столь же верно и обратное: эмоциональные отношения во многом зависят от успешности группы в ее инструментальной деятельности, от целей, задач группы и стиля управления ею со стороны руководителя.

 

 

 

 

Лидерство и руководство в малых группах

 

  Важным является, прежде всего, терминологические уточнения и разведения понятий «лидер» и «руководитель».

          Б. Д. Парыгин называет следующие различия лидера и руководи­теля:

       1) лидер призван осуществлять регуляцию меж­личностных отношений в группе, в то время как руководитель осу­ществляет регуляцию официальных отношений группы как неко­торой социальной организации;

       2) лидерство можно констатиро­вать в условиях микросреды (каковой и является малая группа), руководство - элемент макросреды, т.е. оно связано со всей сис­темой общественных отношений;

       3) лидерство возникает стихий­но, руководитель всякой реальной социальной группы либо на­значается, либо избирается, но так или иначе этот процесс не яв­ляется стихийным, а, напротив, целенаправленным, осуществляе­мым под контролем различных элементов социальной структуры;

    4) явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в боль­шой степени зависит от настроения группы, в то время как руко­водство - явление более стабильное;

    5) руководство подчиненны­ми в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной
е стабильно, вьщт макросреды, Тгруппах
ли).ереция)
тисистемой различных санкций, которых в руках лидера нет;

    6) про­цесс принятия решения руководителем значительно более сложен и опосредован

множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно кореня­щихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельнос­ти;

    7) сфера деятельности лидера - в основном малая группа, где он и является лидером, сфера действия руководителя Шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социаль­ной системе. (Парыгин, 1971. С. 310-311).

            Как видно из приведенных соображений, лидер и руководи­тель имеют тем не менее дело с однопорядковым типом проблем. Лидерство – это  психологическая характерис­тика поведения определенных членов группы, руководство в боль­шей степени есть социальная характеристика отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. Чтобы изу­чить психологическое содержание деятельности руководителя, можно использовать знание механизма лидерства, но одно знание этого механизма ни в коем случае не дает полной характеристики деятельности руководителя.

           Лидером является такой член малой группы, который выдвига­ется в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Таким образом, лидер выдви­гается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принuмают лидерство, т.е. стро­ят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он бу­дет вести, а они будут ведомыми. Лидерство – это групповое явление: лидер немыслим в одиночку, - это сис­тема отношений в групповой структуре. Поэтому феномен лидерства относится к динамическим процессам малой группы.

              Этот процесс может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его веду­щую роль могут не совпадать. Выяснить действительные возможности лидера - значит вы­яснить, как воспринимают лидера другие члены группы. Мера вли­яния лидера на группу также не является величиной постоянной, при определенных обстоятельствах лидерские возможности могут возрастать, а при других, напротив, снижаться. (Кричевский, Рыжак, 1985). Иногда понятие лидера отождествляется с понятием «авторитет», что не вполне корректно: конечно, лидер выступает как авторитет для группы, но не всякий авторитет обязательно означает лидерские Возможности его носителя. Лидер должен ор­ганизовать решение какой-то задачи, авторитет такой функции не выполняет, он просто может выступать как пример, как идеал, но вовсе не брать на себя решение задачи. Поэтому феномен Лидер­ства - это весьма специфическое явление, не описываемое ника­кими другими понятиями.

 

 

 

 

Коммуникативная структура малой группы

 

            Коммуникативная структура малой группы - совокупность позиций членов группы в системах информационных потоков, связывающих членов группы между собой и внешней средой, а так же концентрация у них того или иного объема групповой информации. (М. Р. Битянова «Социальная психология» 2001)

            При анализе информационных групповых связей используют термин «коммуникативная сеть» и выделяют два типа таких сетей: централизованные и децентрализованные.

Централизованные коммуникативные сети – сети, в которых один из членов группы находится в центре информа­ционных потоков и играет основную роль в организации обмена ин­формацией и межличностного взаимодействия. Через него осущест­вляется общение остальных участников данной деятельности, кото­рые непосредственно между собой контактировать не могут. Выделяют три варианта  централизованной сети: фронталь­ная ( ее участники, не вступают в контакт друг с другом, но  находятся рядом, видят друг друга, что позволяет им учиты­вать реакции и поведение других участников взаимодействия); радиальная (здесь вся информация передается членам группы только через центральное лицо, что за­трудняет получение обратной связи от партнеров, которых нельзя увидеть или услышать, но зато обеспечивает возможность работать полностью самостоятельно, до конца реализуя свою собственную позицию); иерархическая ( два и более уровней со­подчинения членов группы, причем часть из них может видеть друг друга в процессе совместной деятельности, а часть – нет).

         Децентрализованные коммуникативные сети – сети, в которых происходит коммуника­тивное равенство всех участников, то есть каждый из участников этой сети обладает одинаковыми со всеми остальными возможнос­тями принимать, передавать и перерабатывать информацию, вступая в прямое общение с участниками совместной деятельности. Существует несколько вариантов децентрализованной сети: цепной вариант ( здесь общение и взаимодействие между членами группы осуществляется по цепочке, например,  в конвейерных производствах); круговая система ( информация может бесконечно долго циркулировать между членами группы, до­полняясь и уточняясь,  предполагая контакт «лицом к лицу» всех участников совместной деятельности); полная, неограниченная сеть коммуникации ( в ней нет никаких пре­пятствий для свободного межличностного общения участников, и каждый член группы может свободно взаимодействовать с любым другим).

Применение централизованных коммуникативных сетей целе­сообразно для решения конкретных задач, возложенных на группу, а также в тех случаях, когда необходимо простимулировать развитие лидерства и организационное сплочение группы. Однако надо по­мнить, что в рамках таких сетей затруднено решение сложных и творческих задач, а также их широкое применение может снижать удовлетворенность групповым членством.

Напротив, использование децентралuзованных сетей уместно при решении нестандартных, не лимитированных временем слож­ных задач, а также в тех случаях, когда деятельность должна служить развитию межличностных отношений, повышению удовлетворен­ности членов группы групповым членством.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

           В заключении следует сказать, что поставленные цели и задачи выполнены. Малые группы – это часть окружающего нас общества, которые имеют свою специфику, динамику и структуру. Так же, как любой социальной группе малой группе свойственно иметь лидера, иметь какую-то свою эмоциональную и коммуникативную структуру, умение оказывать давление на определенных индивидов, ей присуще внутригрупповые конфликты, но в то же время наличие групповой сплоченности.

Малые группы могут превращаться в коллектив, де прослеживается строгая организация и регламентация жизни и деятельности, наличие пользующегося уважением руководителя, повышенный моральный нравственный климат, добропорядоченные отношения и сплоченность между его членами. В малой группе человек развивается всесторонне и творчески.

 

 

 

Список используемой литературы

 

1.       Андреева Г. М. «Социальная психология». Учебник для вузов. Москва: МГУ 1988 год. (Стр.:187 – 202; 205 – 212;217 – 219).

2.       Битянова М. Р. «Социальная психология в контексте науки и культуры», 2001 год. (Стр.: 259 – 262; 272 – 279; 295 – 298)

3.       Кричевский Р. Л., Дубовская Е. И. «Психология малой группы». Москва: МГУ, 1991 год.

4.       Киселев И. Е. «Основы социальной психологии». Минск: Экоперспектива, 2000 год.(Стр.: 83 – 88)

5.       Крысько В. Г. «Схемы и комментарии» Москва: Влада – пресс, 2001 год. (Стр.: 115 – 123).

6.       «Социальная психология» под редакцией В. А. Сластенина.  Москва: «ACADEMIA», 2000 год. (Стр.: 117 – 119).

7.       Хрестоматия по социальной психологии. Москва: «международная педагогика: Академия», 1994 год. (Стр.: 128 – 131 – К. Рудестам).

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Психология малых групп