Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 13:01, магистерская работа
Целью работы является изучение структуры малых групп.
Для этого необходимо решить ряд задач:
1. Дать определение малой группе.
2. Рассмотреть основные направления в исследовании малых групп
3. Рассмотреть классификацию малых групп
4. Рассмотреть образования и этапы малых групп
5. Определить границы малой группы
6. Рассмотреть феномены группового давления и групповой сплоченности
7. Рассмотреть эмоциональную, коммуникативную структуры малой группы
8. Сделать выводы
1. Введение.
2. К истории вопроса
3. Основные направления в исследовании малых групп.
4. Определение малой группы и ее границы.
5. Классификация малых групп.
6. Образования и этапы развития малых групп.
7. Феномены группового давления и групповой сплоченности.
8. Эмоциональная структура малой группы.
9. Лидерство и руководство в малых группах.
10. Коммуникативная структура малой группы.
11. Заключение.
2. Взаимность социометрических выборов. Реальное положение человека в группе определяется не только статусом, но и взаимностью сделанных им выборов и отвержений. Чем больше взаимных выборов, тем оно стабильнее и благоприятнее. Групповая структура в целом приобретает различный вид в зависимости от того, есть ли в ней взаимно предпочитающие друг друга мини-сообщества людей, многие ли члены группы определились в своих симпатиях или антипатиях. Если ответ отрицательный - группа пребывает на сложной ступени своего развития, характеризующейся и конфликтностью, и низкой групповой эмпатией, и эмоциональной неудовлетворенностью.
3. Система отвержений в группе. Существуют группы, где практически всем без исключения достается некоторое количество отвержений, даже самым высоко статусным «………. репутацию 3-4 недоброжелателя. Есть группы, в которых существуют так называемые козлы отпущения, принимающие на себя львиную долю отвержений. Характер распределения отвержений существенно влияет на общение в группе, свидетельствует о некоторых принятых в группе способах решения конфликтов ( например, решать многие возникающие в группе ситуации за счет козла отпущения).
4. Наличие и взаимоотношения внутри устойчивых микрогрупп. Микрогруппы – мелкие сообщества, составляющие малой группы. Их может быть несколько в одной малой группе, они могут взаимодействовать друг с другом, отдельными парами и тройками, а также в виде отверженных, изолированных. Каждая из них имеет свою эмоциональную структуру, иногда - своих высоко статусных и «звезд». Взаимоотношения между устойчивыми микрогруппами многое определяют в эмоциональном климате всего коллектива. Они могут быть конфликтны или позитивны, группы могут иметь общих членов или быть изолированными друг от друга, могут быть ориентированы на одних «звезд» или разных и т.д
Эмоциональный статус человека играет не маловажную роль для группы, оказывая влияние на аспекты групповой жизнедеятельности.
Статус члена группы - величина устойчивая. Она не только имеет тенденцию сохраняться в данной конкретной группе, но очень часто «переходит» с человеком в другую группу. Но человеку целесообразно периодически менять свой статус, так как это обеспечивает ему большую социальную гибкость, дает возможность примерить на себя различные социальные маски, побывать в разных внутригрупповых ролях (Например, постоянное хождение в «звездах», «любимчиках» делает человека ригидным, чрезвычайно социально уязвимым и беззащитным перед неминуемыми изменениями, т. е. человек растет социально слепым и глухим, так как, он избавлен от необходимости прислушиваться и присматриваться к различным людям и не в состоянии встать на их место).
На статус человека в группе влияют внешний вид, успехи групповой деятельности, умственная одаренность, некоторых свойства темперамента (общительность, низкая тревожность, стабильность нервной системы). Так же статус человека зависит от его положения в других группах, успехов его вне групповой деятельности (в искусстве, в спорте, в музыке).
Отношение человека к своему статусу в группе разворачивается на уровне эмоционального переживания, не становясь предметом осознания. Несколько выводов по этому:
А) осознание отношений к себе с возрастом становится более
полным и многосторонним;
Б) наиболее полно осознаются взаимные отношения, так как они непосредственно проявляются в межличностном общении членов группы;
В) люди, имеющие объективно неудовлетворительный статус, имеют тенденцию субъективно его переоценивать;
Г) люди, занимающие благоприятное положение в системе личных отношений, склонны его недооценивать.
Общая причина неадекватности в осознании своего статуса - защита от тревожной информации.
Социометрическая структура, олицетворяющая собой устойчивые эмоциональные отношения членов группы, связана и с организационной структурой группы, и с процессами лидерского влияния, и с нормативными процессами, т. е. эмоциональные отношения пронизывают всю систему отношений в группе. Но столь же верно и обратное: эмоциональные отношения во многом зависят от успешности группы в ее инструментальной деятельности, от целей, задач группы и стиля управления ею со стороны руководителя.
Лидерство и руководство в малых группах
Важным является, прежде всего, терминологические уточнения и разведения понятий «лидер» и «руководитель».
Б. Д. Парыгин называет следующие различия лидера и руководителя:
1) лидер призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации;
2) лидерство можно констатировать в условиях микросреды (каковой и является малая группа), руководство - элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений;
3) лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается, но так или иначе этот процесс не является стихийным, а, напротив, целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры;
4) явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, в то время как руководство - явление более стабильное;
5) руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной
е стабильно, вьщт макросреды, Тгруппах
ли).ереция)
тисистемой различных санкций, которых в руках лидера нет;
6) процесс принятия решения руководителем значительно более сложен и опосредован
множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности;
7) сфера деятельности лидера - в основном малая группа, где он и является лидером, сфера действия руководителя Шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе. (Парыгин, 1971. С. 310-311).
Как видно из приведенных соображений, лидер и руководитель имеют тем не менее дело с однопорядковым типом проблем. Лидерство – это психологическая характеристика поведения определенных членов группы, руководство в большей степени есть социальная характеристика отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. Чтобы изучить психологическое содержание деятельности руководителя, можно использовать знание механизма лидерства, но одно знание этого механизма ни в коем случае не дает полной характеристики деятельности руководителя.
Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Таким образом, лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принuмают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми. Лидерство – это групповое явление: лидер немыслим в одиночку, - это система отношений в групповой структуре. Поэтому феномен лидерства относится к динамическим процессам малой группы.
Этот процесс может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать. Выяснить действительные возможности лидера - значит выяснить, как воспринимают лидера другие члены группы. Мера влияния лидера на группу также не является величиной постоянной, при определенных обстоятельствах лидерские возможности могут возрастать, а при других, напротив, снижаться. (Кричевский, Рыжак, 1985). Иногда понятие лидера отождествляется с понятием «авторитет», что не вполне корректно: конечно, лидер выступает как авторитет для группы, но не всякий авторитет обязательно означает лидерские Возможности его носителя. Лидер должен организовать решение какой-то задачи, авторитет такой функции не выполняет, он просто может выступать как пример, как идеал, но вовсе не брать на себя решение задачи. Поэтому феномен Лидерства - это весьма специфическое явление, не описываемое никакими другими понятиями.
Коммуникативная структура малой группы
Коммуникативная структура малой группы - совокупность позиций членов группы в системах информационных потоков, связывающих членов группы между собой и внешней средой, а так же концентрация у них того или иного объема групповой информации. (М. Р. Битянова «Социальная психология» 2001)
При анализе информационных групповых связей используют термин «коммуникативная сеть» и выделяют два типа таких сетей: централизованные и децентрализованные.
Централизованные коммуникативные сети – сети, в которых один из членов группы находится в центре информационных потоков и играет основную роль в организации обмена информацией и межличностного взаимодействия. Через него осуществляется общение остальных участников данной деятельности, которые непосредственно между собой контактировать не могут. Выделяют три варианта централизованной сети: фронтальная ( ее участники, не вступают в контакт друг с другом, но находятся рядом, видят друг друга, что позволяет им учитывать реакции и поведение других участников взаимодействия); радиальная (здесь вся информация передается членам группы только через центральное лицо, что затрудняет получение обратной связи от партнеров, которых нельзя увидеть или услышать, но зато обеспечивает возможность работать полностью самостоятельно, до конца реализуя свою собственную позицию); иерархическая ( два и более уровней соподчинения членов группы, причем часть из них может видеть друг друга в процессе совместной деятельности, а часть – нет).
Децентрализованные коммуникативные сети – сети, в которых происходит коммуникативное равенство всех участников, то есть каждый из участников этой сети обладает одинаковыми со всеми остальными возможностями принимать, передавать и перерабатывать информацию, вступая в прямое общение с участниками совместной деятельности. Существует несколько вариантов децентрализованной сети: цепной вариант ( здесь общение и взаимодействие между членами группы осуществляется по цепочке, например, в конвейерных производствах); круговая система ( информация может бесконечно долго циркулировать между членами группы, дополняясь и уточняясь, предполагая контакт «лицом к лицу» всех участников совместной деятельности); полная, неограниченная сеть коммуникации ( в ней нет никаких препятствий для свободного межличностного общения участников, и каждый член группы может свободно взаимодействовать с любым другим).
Применение централизованных коммуникативных сетей целесообразно для решения конкретных задач, возложенных на группу, а также в тех случаях, когда необходимо простимулировать развитие лидерства и организационное сплочение группы. Однако надо помнить, что в рамках таких сетей затруднено решение сложных и творческих задач, а также их широкое применение может снижать удовлетворенность групповым членством.
Напротив, использование децентралuзованных сетей уместно при решении нестандартных, не лимитированных временем сложных задач, а также в тех случаях, когда деятельность должна служить развитию межличностных отношений, повышению удовлетворенности членов группы групповым членством.
Заключение
В заключении следует сказать, что поставленные цели и задачи выполнены. Малые группы – это часть окружающего нас общества, которые имеют свою специфику, динамику и структуру. Так же, как любой социальной группе малой группе свойственно иметь лидера, иметь какую-то свою эмоциональную и коммуникативную структуру, умение оказывать давление на определенных индивидов, ей присуще внутригрупповые конфликты, но в то же время наличие групповой сплоченности.
Малые группы могут превращаться в коллектив, де прослеживается строгая организация и регламентация жизни и деятельности, наличие пользующегося уважением руководителя, повышенный моральный нравственный климат, добропорядоченные отношения и сплоченность между его членами. В малой группе человек развивается всесторонне и творчески.
Список используемой литературы
1. Андреева Г. М. «Социальная психология». Учебник для вузов. Москва: МГУ 1988 год. (Стр.:187 – 202; 205 – 212;217 – 219).
2. Битянова М. Р. «Социальная психология в контексте науки и культуры», 2001 год. (Стр.: 259 – 262; 272 – 279; 295 – 298)
3. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. И. «Психология малой группы». Москва: МГУ, 1991 год.
4. Киселев И. Е. «Основы социальной психологии». Минск: Экоперспектива, 2000 год.(Стр.: 83 – 88)
5. Крысько В. Г. «Схемы и комментарии» Москва: Влада – пресс, 2001 год. (Стр.: 115 – 123).
6. «Социальная психология» под редакцией В. А. Сластенина. Москва: «ACADEMIA», 2000 год. (Стр.: 117 – 119).
7. Хрестоматия по социальной психологии. Москва: «международная педагогика: Академия», 1994 год. (Стр.: 128 – 131 – К. Рудестам).