Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 13:01, магистерская работа
Целью работы является изучение структуры малых групп.
Для этого необходимо решить ряд задач:
1. Дать определение малой группе.
2. Рассмотреть основные направления в исследовании малых групп
3. Рассмотреть классификацию малых групп
4. Рассмотреть образования и этапы малых групп
5. Определить границы малой группы
6. Рассмотреть феномены группового давления и групповой сплоченности
7. Рассмотреть эмоциональную, коммуникативную структуры малой группы
8. Сделать выводы
1. Введение.
2. К истории вопроса
3. Основные направления в исследовании малых групп.
4. Определение малой группы и ее границы.
5. Классификация малых групп.
6. Образования и этапы развития малых групп.
7. Феномены группового давления и групповой сплоченности.
8. Эмоциональная структура малой группы.
9. Лидерство и руководство в малых группах.
10. Коммуникативная структура малой группы.
11. Заключение.
Высокий уровень – коллективы – группы, объединенные общими целями, высокой сплоченностью, заняты социально-одобряемой деятельностью, отношения на позитивных нормах морали.
По мимо этого малые группы можно подразделить на:
А) Естественные и лабораторные;
Б) Условные и реальные (действующие);
В) Открытые и закрытые.
Образование и этапы развития малой группы
В большинстве случаев группы задаются внешними по отношению к группе факторами. Например, развитие какой-либо социальной организации, в рамках которой создана группа.
Если рассматривать психологию членов, формирующих малую группу, то здесь большую роль играет стремление индивидов удовлетворить свою потребность в социальных связях, контактах. Тогда малая группа является микросредой общения, в которой индивид удовлетворяет эти потребности.
Факторы, побуждающие индивида к вступлению в группу не исчерпываются только системой потребностей индивида, не включают в себя и целый ряд других переменных: социальный опыт индивида, самооценка, ожидания, связанные с предстоящим групповым членством, особенности группы будущего членства с точки зрения ее целей, программ, специфики деятельности.
Стратометририческая концепция развития группы: развитие группы описывается как движение в своеобразном континууме. Положительным полюсом является коллектив, а отрицательным – корпорация. В центральной точке располагается диффузная группа (общность, в которой почти нет совместной деятельности), а в промежутке нахлдятся просоциальная и асоциальная ассоциации (группы с низкой степенью опосредования межличностных отношений совместной деятельностью).
Близким к стратометрическому является параметрический подход к исследованию группы И. Л. Уманского. К параметрам развития группы, как коллектива относятся: содержание нравственной направленности группы; групповая подготовленность в той или иной сфере деятельности; психологическое единство. В зависимости от выраженности каждого параметра группа располагается по степени своего развития в континууме средней точкой, которой является конгломерантная группа (незнакомые люди), а полюсами являются коллектив и антиколлектив.
На уровне группы – ассоциации контуры групповой структуры лишь просматриваются, а группа – кооперация имеет уже развитую организационную структуру, с высоким уровнем сотруднечества.
Двухмерные модели развития группы: Двухмерная или двуфакторная модель Б. Такмена. Он описывает динамику группового процесса, исходя из учета условий, в которых формируется группа; наличие деловой и межличностной групповой активности.
Предполагается прохождение группой в каждой модели четырех этапов.
В сфере межличностной активности:
1. Стадия «проверки и зависимости».
2. Стадия внутреннего конфликта.
3. Развитие групповой сплоченности.
4. Стадия функционально-ролевой соотнесенности.
В сфере деловой активности:
1. Ориентировка в задаче.
2. Эмоциональный ответ на требования задачи.
3. Открытый обмен информацией.
4. Стадия принятия решений.
Частные модели группообразования: В качестве одномерного подхода можно рассмотреть модель развития малой группы Е. Марби, ориентированной на решение задач инструментального типа. Выделяется четыре фазы движения группы в поле решения задачи:
1. Латентная (этап ознакомления с задачей).
2. Адаптационная (соотнесение возможностей членов группы с требованием задачи).
3. Интегративная (объединение общих целей).
4. Достижение требуемого решения.
Так или иначе, элементы совпадения присутствуют в этих концепциях.
Феномен группового давления и групповой сплоченности
Групповое давление – принятие отдельного индивида в уже существующую группу. Это не столько проблема собственно образования группы, сколько «подключения» к ней нового члена.
Феномен группового давления получил в социальной психологии наименование феномена конформизма («приспособленчество»)
Существует три типа поведения:
1) внутригрупповая внушаемость, т.е. бесконфликтное принятие мнения группы;
2) феномен конформизма - осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении;
3)коллективизм, или коллективистическое самоопределение, - относительное единообразие, сознательной солидарности личности с оценками и задачами коллектива.
Понятие «конформизм» приобрело специфический негативный оттенок в политике как символ соглашательства и примиренчества. Чтобы как-то развести эти различные значения, в социально-психологической литературе чаще говорят не о конформизме, а о конформности или конформном поведении, имея в виду чисто психологическую характеристику позиции индивида относительно позиции группы, принятие ил отвержение им определенного стандарта, мнения, свойственного группе, меру подчинения индивида групповому давлению.
Конформность констатируется там, где фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы. Различают внешнюю конформность, когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться, и внутреннюю (иногда именно это и называется подлинным конформизмом), когда индивид действительно усваивает мнение большинства. Внутренняя конформность и есть результат преодоления конфликта с группой в ее пользу.
В исследованиях конформности обнаружилась еще одна возможная позиция, которую оказалось доступным зафиксировать на экспериментальном уровне. Это - позиция негативизма. Когда группа оказывает давление на индивида, а он во всем сопротивляется этому давлению, демонстрируя на первый взгляд крайне независимую позицию, во что бы то ни стало, отрицая все стандарты группы, то это и есть случай негативизма. Негативизм не есть подлинная независимость. Напротив, можно сказать, что это есть специфический случай конформности, так сказать, «конформность наизнанку»: если индивид ставит своей целью любой ценой противостоять мнению группы, то он фактически вновь зависит от группы, ибо ему приходится активно продуцировать антигрупповое поведение, антигрупповую позицию или норму, т.е. быть привязанным к групповому мнению, но лишь с обратным знаком.Пример негативизма – поведение подростков. Следовательно, противоположное конформности – независимость и самостоятельность.
Конформность не есть строго личностная характеристика индивида. На степень конформности влияют не только развитый интеллект, и более низкий уровень развития самосознания, но так же степень конформности зависит и от таких факторов, как характер ситуации, состава, структуры группы.
Исследования конформности показали, что давление на индивида может оказывать не только большинство группы, но и меньшинство. М. Дойчем и Г. Д. Жерардом были выделены два вида группового влияния: нормативное (когда давление оказывает большинство, и его мнение воспринимается членом группы как норма) и информационное (когда давление оказывает меньшинство, и член группы рассматривает его мнение лишь как информацию, на основе которой он должен сам осуществить свой выбор). Таким образом, проблема влияния большинства и меньшинства имеет большое значение и в контексте малой группы.
Групповая сплоченность означает, что данный состав группы не просто возможен, а что это наилучший вариант, что имеет место такая степень отношений, при которой все члены группы наиболее полно разделяют групповые цели и те же ценности, которые связаны с деятельностью группы.
Выделяют три уровня развития групповой сплоченности:
1. Сплоченность выражается развитием эмоциональных контактов.
2. Совпадение основной системы ценностей, связанных с совместной деятельностью.
3. Интеграция группы; все члены группы начинают разделять общие цели групповой деятельности
Существует целый ряд экспериментальных работ по выявлению групповой сплоченности или.
Социометрия предложила специальный «индекс групповой сплоченности», который вычислялся как отношение числа взаимных положительных выборов к общему числу возможных выбор,
С Гр = Е r (+)/0,5N(N-l)
где С - сплоченность, г ( +) - положительный выбор, N - число членов группы. Е – сумма. (Лекции по методике конкретных социальных исследований, 1972. С. 168.) Со е жательная характеристика взаимных положительных выборов здесь, как и вообще при применении социометрической методики, опущена. «Индекс групповой сплоченности» есть строго формальная характеристика группы.
Другой подход был предложен Л. Фестингером, который анализировал сплоченность на основе частоты и прочности коммуникативных связей, обнаруживаемых в группе. Сплоченность определялась, как «сумма всех сил, действующих на членов группы, чтобы удерживать их в ней». «Cила» интерпретировались либо как привлекательность группы для индивида, либо как удовлетворенность членством в группе. Сплоченность представлялась как некая характеристика системы эмоциональных предпочтений членов группы.
Так же были проведены исследования А. Бейвеласом, которых выделяет две группы целей. Операциональные цели группы - это построение оптимальной системы коммуникаций; символические цели группы - это цели, соответствующие индивидуальным намерениям членов группы. Сплоченность зависит от реализации и того, и другого характера целей.
В отечественной социальной психологии принципы исследования сплоченности разработаны А.В. Петровским. Они составляют часть единой концепции, названной ранее «стратометрической концепцией групповой активности", а позднее - «теорией деятельностного опосредования межличностных отношенийв группе». Он выделил три уровня развития групповой сплоченности ( см. рис.).
Слой В - непосредственные эмоциональные контакты
Слой Б - ЦОЕ (ценностно-ориентационное единство)
Слой А - «ядро» (совместная групповая деятельность
и ее цели)
На первом уровне сплоченность выражается развитием эмоциональных кон
тактов (В). На втором уровне происходит дальнейшее сплочение группы, это выражается в совпадении у членов группы основной системы ценностей, связанных с процессом совместной деятельности (Б). На третьем уровне сплоченность группы проявляется в том, что все члены группы начинают разделять общие цели групповой деятельности (А).
Существенным моментом в его исследовании выступает то, что развитие сплоченности осуществляется не за счет развития лишь коммуникативной практики (как это было у Ньюкома), но на основе совместной деятельности. Единство группы выражается в единстве ценностных ориентаций членов группы.
Выделяются основные свойства групповой сплоченности:
1. Привлекательность членов группы друг для друга
2. Особенности групповых целей
3. Величина группы и ее подвижность
4. Групповая атмосфера
5. Характер руководства и принятия решений
6. Удовлетворенность групповой деятельностью
7. Взаимосвязи членов группы (конкуренция, кооперация)
8. Сходство между участниками
9. Структурные свойства группы (статусы, роли).
Эмоциональная структура малой группы
Эмоциональная структура малой группы - совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе эмоциональных межличностных предпочтений.
Место конкретного члена группы в этой системе определяется степенью его предпочитаемости другими участниками (эмоциональным статусом), а сама структура обладает еще рядом важных характеристик. Рассмотрим их:
1. Конфигурация эмоциональных статусов членов группы. Статус человека в структуре эмоциональных предпочтений можно рассматривать как некоторое выражение степени привлекательности, симпатичности его личности для других. Чем выше статус, тем привлекательнее данный член группы для остальных, тем выше потребность в общении с ним, внимании с его стороны.
Выделяются три категории: популярные, средние и непопулярные члены группы. Они отличаются числом положительных выборов и отвержений и их сочетанием.
А) Популярные члены группы имеют значительное число положительных выборов и мало отвержений. Члены этой группы - это эмоционально привлекательные лица. Среди популярных членов групп можно выделить собственно высокостатусных и социометрических «звезд». «Звезда» - «душу» группы, эмоциональный центр, наиболее эмоционально привлекательное лицо в группе. «Звезда» выявляется в двух случаях: когда есть человек, набравший объективно больше всех положительных выбор, и когда в качестве «звезды» может рассматриваться человек, которому по преимуществу отдают свои выборы другие популярные члены малой группы.
Б) Непопулярные члены не однородны. Среди них могут быть члены группы со статусами пренебрегаемых, отверженных и изолированных. У пренебрегаемых есть положительные выборы, но их мало, они получили значительно больше отвержений со стороны других членов своей группы. Эмоционально они мало привлекательны для членов группы. Отверженные ( изгои), не имеют положительных выборов а лишь разное количество отвержений, что и определяет условную силу их социальной отверженности. Роднит отверженных то, что их личность воспринимается группой экспрессивно, но отрицательно. К изолированным попадают те люди, которые как бы не существуют для группы: у них отсутствуют как выборы, так и отвержения. Их нет в эмоциональном ростре группы ни на уровне чувств, ни на уровне определенного отношения.