Психология малых групп

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 13:01, магистерская работа

Краткое описание

Целью работы является изучение структуры малых групп.
Для этого необходимо решить ряд задач:
1. Дать определение малой группе.
2. Рассмотреть основные направления в исследовании малых групп
3. Рассмотреть классификацию малых групп
4. Рассмотреть образования и этапы малых групп
5. Определить границы малой группы
6. Рассмотреть феномены группового давления и групповой сплоченности
7. Рассмотреть эмоциональную, коммуникативную структуры малой группы
8. Сделать выводы

Оглавление

1. Введение.
2. К истории вопроса
3. Основные направления в исследовании малых групп.
4. Определение малой группы и ее границы.
5. Классификация малых групп.
6. Образования и этапы развития малых групп.
7. Феномены группового давления и групповой сплоченности.
8. Эмоциональная структура малой группы.
9. Лидерство и руководство в малых группах.
10. Коммуникативная структура малой группы.
11. Заключение.

Файлы: 1 файл

Малые группы.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

        Высокий уровень – коллективы – группы, объединенные общими целями, высокой сплоченностью, заняты социально-одобряемой деятельностью, отношения на позитивных нормах морали.

         По мимо этого малые группы можно подразделить на:

А) Естественные и лабораторные;

Б) Условные и реальные (действующие);

В) Открытые и закрытые.

 

 

Образование и этапы развития малой группы

 

       В большинстве случаев группы задаются внешними по отношению к группе факторами. Например, развитие какой-либо социальной организации, в рамках которой создана группа.

      Если рассматривать психологию членов, формирующих малую группу, то здесь большую роль играет стремление индивидов удовлетворить свою потребность в социальных связях, контактах. Тогда малая группа является микросредой общения, в которой индивид удовлетворяет эти потребности.

      Факторы, побуждающие индивида к вступлению в группу не исчерпываются только системой потребностей индивида, не включают в себя и целый ряд других переменных: социальный опыт индивида, самооценка, ожидания, связанные с предстоящим групповым членством, особенности группы будущего членства с точки зрения ее  целей, программ, специфики деятельности.

         Стратометририческая  концепция развития группы: развитие группы описывается как движение в своеобразном континууме. Положительным полюсом является коллектив, а отрицательным – корпорация. В центральной  точке располагается диффузная группа (общность, в которой почти нет совместной деятельности), а в промежутке нахлдятся просоциальная и асоциальная ассоциации (группы с низкой степенью опосредования межличностных отношений совместной деятельностью).

        Близким к стратометрическому является параметрический подход к исследованию группы И. Л. Уманского.  К параметрам развития группы, как коллектива относятся: содержание нравственной направленности группы;  групповая подготовленность в той или иной сфере деятельности; психологическое единство. В зависимости от выраженности каждого параметра группа располагается по степени своего развития в континууме средней точкой, которой является конгломерантная группа (незнакомые люди), а полюсами являются коллектив и антиколлектив.

         На уровне группы – ассоциации контуры групповой структуры лишь просматриваются, а группа – кооперация имеет уже развитую организационную структуру, с высоким уровнем сотруднечества.

           Двухмерные модели развития группы: Двухмерная или двуфакторная модель Б. Такмена. Он описывает динамику группового процесса, исходя из учета условий, в которых формируется группа; наличие деловой и межличностной групповой активности.

           Предполагается прохождение группой в каждой модели четырех этапов.

           В сфере межличностной активности:

      1. Стадия «проверки и зависимости».

      2. Стадия внутреннего конфликта.

      3. Развитие групповой сплоченности.

      4. Стадия функционально-ролевой соотнесенности.

             В сфере деловой активности:

      1. Ориентировка в задаче.

      2. Эмоциональный ответ на требования задачи.

      3. Открытый обмен информацией.

      4. Стадия принятия решений.

             Частные модели группообразования: В качестве одномерного подхода можно рассмотреть модель развития малой группы Е. Марби, ориентированной на решение задач инструментального типа. Выделяется четыре фазы движения группы в поле решения задачи:

1.       Латентная (этап ознакомления с задачей).

2.       Адаптационная (соотнесение возможностей членов группы с требованием задачи).

3.       Интегративная (объединение общих целей).

4.       Достижение требуемого решения.

Так или иначе, элементы совпадения присутствуют в этих концепциях.

 

 

Феномен группового давления и групповой сплоченности

 

Групповое давление – принятие отдельного индивида в уже существующую группу. Это не столько проблема собственно образования груп­пы, сколько «подключения» к ней нового члена.

Феномен группового давления получил в социальной психологии наименование феномена конформизма («приспособленчество»)

     Существует три типа поведения:

1) внутригрупповая внушаемость, т.е. бесконфликтное принятие мнения группы;

2) феномен конформизма - осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении;

3)коллективизм, или коллективис­тическое самоопределение, - относительное единообразие,  сознательной солидарности личности с оцен­ками и задачами коллектива.

      Понятие «конформизм» приобрело специфический негативный оттенок в политике как символ соглашательства и примиренчества. Чтобы как-то развести эти различные значения, в социально-психологической литературе чаще говорят не о конформизме, а о конформности   или конформном поведении, имея в виду чисто психологическую характеристику позиции индивида относительно позиции группы, принятие ил отвержение им определенного стандарта, мнения, свойственного группе, меру подчинения индивида групповому давлению.

    Конформность констатируется там, где фикси­руется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы.  Различают внешнюю конформность, когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться, и внутреннюю (иногда именно это и называется подлинным конформизмом), когда индивид дей­ствительно усваивает мнение большинства. Внутренняя конформ­ность и есть результат преодоления конфликта с группой в ее пользу.

      В исследованиях конформности обнаружилась еще одна воз­можная позиция, которую оказалось доступным зафиксировать на экспериментальном уровне. Это - позиция негативизма. Когда группа оказывает давление на индивида, а он во всем сопротивля­ется этому давлению, демонстрируя на первый взгляд крайне не­зависимую позицию, во что бы то ни стало, отрицая все стандарты группы, то это и есть случай негативизма. Негативизм не есть подлинная независимость. Напро­тив, можно сказать, что это есть специфический случай конформ­ности, так сказать, «конформность наизнанку»: если индивид ста­вит своей целью любой ценой противостоять мнению группы, то он фактически вновь зависит от группы, ибо ему приходится ак­тивно продуцировать антигрупповое поведение, антигрупповую позицию или норму, т.е. быть привязанным к групповому мнению, но лишь с обратным знаком.Пример негативизма – поведение подростков. Следовательно, противоположное конформности – независимость и самостоятельность.­

      Конформ­ность не есть строго личностная характеристика индивида. На степень конформности влияют не только развитый интеллект, и более низкий уровень развития самосознания, но так же степень конформ­ности зависит и от таких факторов, как характер ситуации, состава, структуры группы.

     Исследования конформности показали, что давление на индивида может оказывать не только большинство группы, но и меньшинство. М. Дойчем и Г. Д. Жерардом были выделены два вида группового влияния: нор­мативное (когда давление оказывает большинство, и его мнение воспринимается членом группы как норма) и информационное (когда давление оказывает меньшинство, и член группы рассматривает его мнение лишь как информацию, на основе которой он должен сам осуществить свой выбор). Таким образом,  проблема влияния большинства и меньшинства имеет большое значение и в контексте малой группы.

        Групповая сплоченность означает, что данный состав группы не просто возможен, а что это наилучший вариант, что имеет место такая степень отношений, при которой все члены группы наиболее полно разделяют групповые цели и те же ценности, которые связаны с деятельностью группы.

        Выделяют три уровня развития групповой сплоченности:

1.       Сплоченность выражается развитием эмоциональных контактов.

2.       Совпадение основной системы ценностей, связанных с совместной деятельностью.

3.       Интеграция группы; все члены группы начинают разделять общие цели групповой деятельности

       Существует целый ряд экспериментальных работ по выявле­нию групповой сплоченности или.

       Социометрия предложила специальный «индекс групповой сплоченности», ко­торый вычислялся как отношение числа взаимных положитель­ных выборов к общему числу возможных выбор,

 

              С Гр = Е r (+)/0,5N(N-l) 

 

  

где С - сплоченность, г ( +) - положительный выбор, N - число членов группы. Е – сумма. (Лекции по методике конкретных социальных ис­следований, 1972. С. 168.) Со е жательная характеристика взаим­ных положительных выборов здесь, как и вообще при приме­нении социометрической методики, опущена. «Индекс группо­вой сплоченности» есть строго формальная характеристика  группы.

              Другой подход был предложен Л. Фестингером, который анализировал сплоченность на основе частоты и прочности комму­никативных связей, обнаруживаемых в группе. Спло­ченность определялась, как «сумма всех сил, действующих на чле­нов группы, чтобы удерживать их в ней». «Cила» интерпретировались либо как привлекательность группы для индивида, либо как удовлетворенность членством в группе. Сплоченность представлялась как некая характеристика системы эмоциональных предпочтений членов группы.

                               Так же были проведены исследова­ния А. Бейвеласом, которых выделяет две группы целей.  Операциональные цели группы - это построение оптимальной системы коммуникаций; символические цели груп­пы - это цели, соответствующие индивидуальным намерениям членов группы. Сплоченность зависит от реализации и того, и дру­гого характера целей.

              В отечественной социальной психологии принципы ис­следования сплоченности разработаны А.В. Петровским. Они со­ставляют часть единой концепции, названной ранее «стратомет­рической концепцией групповой активности", а позднее - «тео­рией деятельностного опосредования межличностных отношенийв группе». Он выделил  три уровня развития груп­повой сплоченности ( см. рис.).

 

                               Слой В - непосредственные эмоциональные контакты

 

Слой Б - ЦОЕ (ценностно-ориентационное единство)

 

Слой А - «ядро» (совместная групповая деятельность

              и ее цели)

 

                 На первом уровне сплочен­ность выражается развитием эмоциональных кон­

тактов (В). На втором уровне происходит дальнейшее сплочение группы, это вы­ражается в совпадении у членов группы основной системы цен­ностей, связанных с процессом совместной деятельности (Б). На третьем уровне сплоченность группы проявляется в том, что все члены группы начинают разделять об­щие цели групповой деятельности (А).

Существенным моментом в его исследовании выступает то, что развитие сплоченности осуществляется не за счет развития лишь коммуникативной практики (как это было у Нью­кома), но на основе совместной деятельности. Един­ство группы выражается в единстве ценностных ориентаций чле­нов группы.

              Выделяются основные свойства групповой сплоченности:

1.       Привлекательность членов группы друг для друга

2.       Особенности групповых целей

3.       Величина группы и ее подвижность

4.       Групповая атмосфера

5.       Характер руководства и принятия решений

6.       Удовлетворенность групповой деятельностью

7.       Взаимосвязи членов группы (конкуренция, кооперация)

8.       Сходство между участниками

9.       Структурные свойства группы (статусы, роли).

 

 

 

Эмоциональная структура малой группы

 

          Эмоциональная структура малой группы - совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе эмоциональных межличностных предпочтений.

      Место конкретного члена группы в этой системе определяется степенью его предпочитаемости другими участниками (эмоциональ­ным статусом), а сама структура обладает еще рядом важных харак­теристик. Рассмотрим их:

1. Конфигурация эмоциональных стату­сов членов группы. Статус человека в структуре эмоциональных пред­почтений можно рассматривать как некоторое выражение степени привлекательности, симпатичности его личности для других. Чем выше статус, тем привлекательнее данный член группы для осталь­ных, тем выше потребность в общении с ним, внимании с его стороны.

Выделя­ются три категории: популярные, средние и непопулярные члены группы. Они отличаются числом поло­жительных выборов и отвержений и их сочетанием.

            А) Популярные члены группы имеют значительное число положительных выборов и мало отвержений. Члены этой группы - это эмоционально привлека­тельные лица. Среди популярных членов групп  можно выделить собственно высокостатусных и социометрических «звезд». «Звезда» - «душу» группы, эмоциональный центр, наиболее эмоционально привле­кательное лицо в группе. «Звезда» выявляется в двух случаях: когда есть человек, набравший объективно больше всех положительных выбор, и когда в качестве «звезды» может рассматриваться человек, ко­торому по преимуществу отдают свои выборы другие популярные члены малой группы.

Б) Непопулярные члены  не однородны. Среди них могут быть члены группы со статусами пренебрегаемых, отвер­женных и изолированных. У пренебрегаемых есть положительные выборы, но их мало, они получили значительно больше отвержений со стороны других членов своей группы.  Эмоци­онально они мало привлекательны для членов группы. Отвержен­ные ( изгои), не имеют положительных выборов а лишь разное количество отвержений, что и определяет условную силу их соци­альной отверженности. Роднит отверженных то, что их лич­ность воспринимается группой  экспрессивно, но отрицательно. К изолиро­ванным попадают те люди, которые как бы не существуют для груп­пы: у них отсутствуют как выборы, так и отвержения. Их нет в эмо­циональном ростре группы ни на уровне чувств, ни на уровне опре­деленного отношения.

Информация о работе Психология малых групп