Психология малой группы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 17:51, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение психологии немногочисленных по составу объединений людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных личных контактах.
В связи с поставленной целью задачами контрольной работы являются:
- определение понятия малой группы;
- рассмотрение классификации и структуры малых групп;

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 71.50 Кб (Скачать)

Введение 

Контрольная работа по дисциплине: Психология

Тема: Психология малой группы

Объект  работы: Психология объединения людей

Предмет работы: Психология малой группы

     В этой связи целью данной работы является изучение психологии немногочисленных по составу объединений людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных личных контактах.

     В связи с поставленной целью задачами контрольной работы являются:

- определение понятия малой группы;

- рассмотрение классификации и структуры малых групп;

-  изучение динамики социально – психологического климата людей в малой группе;

- рассмотрение и обоснование эффективности малой группы;

      Теоретическую основу исследований составляют труды  учёных – психологов в области  межгрупповое взаимодействие. 
 
 
 

  1. Понятие малой  группы
 

     Малая группа - это немногочисленные по составу объединения людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных личных контактах. Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность её членов, которая выделяет и обособляет её, придаёт её относи- тельную социально-психологическую автономию, отличает данную группу от остальных. Малые группы могут быть разными по количественному составу: от 2-3 до 30-40 человек; различными по структуре отношений, существующих между их членами; неодинаковыми по индивидуальному составу, характеру ценностей, норм и правил, которых придерживаются их члены, межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности. Условными или номинальными называются группы, которые объединяют людей, не входящих в состав ни одной малой группы. В противоположность им выделяются реальные группы. Они представляют собой действительно существующие объединения людей, полностью отвечающие определению малой группы. Естественными называют такие группы, которые складываются сами по себе, независимо от желания экспериментатора. Они возникают и существуют исходя из потребностей общества или включённых в эти группы людей. Естественные группы бывают формальными и неформальными. Формальные создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций. Также все естественные группы можно разделить на слаборазвитые и высокоразвитые. Слаборазвитые малые группы характеризуются тем, что в них нет достаточной психологической общности, налаженных деловых и личных отношений, сложившейся структуры взаимодействия, чёткого распределения обязанностей, признанных лидеров, эффективной совместной работы. 
 

2. Классификация малых групп

      Обилие  малых групп в обществе предполагает их огромное разнообразие, и поэтому для целей исследований необходима их классификация.В принципе допустимы самые различные основания для классификации малых групп: группы различаются по времени их существования (долговременные и кратковременные), по степени тесноты контакта между членами, по способу вхождения индивида и т.д. В настоящее время известно около пятидесяти различных оснований классификации. Целесообразно выбрать из них наиболее распространенные, каковыми являются три классификации: 1) деление малых групп на «первичные» и «вторичные», 2) деление их на «формальные» «неформальные», 3) деление на «группы членства» и «референтные группы». 

      Деление малых групп на первичные и  вторичные впервые было предложено Ч. Кули, который вначале дал просто описательное определение первичной группы, назвав такие группы, как семья, группа друзей, группа ближайших соседей. Но при выделении такого признака первичные группы стали отождествлять с малыми группами, и тогда классификация утратила свой смысл. Если признак малых групп — их контактность, то нецелесообразно внутри них выделять еще какие-то особые группы, где специфическим признаком будет эта самая контактность. Поэтому по традиции сохраняется деление на первичные и вторичные группы (вторичные в этом случае те, где нет непосредственных контактов, а для общения между членами используются различные «посредники» в виде средств связи, например), но по существу исследуются в дальнейшем именно первичные группы, так как только они удовлетворяют критерию малой группы. Практического значения эта классификация в настоящее время не имеет.

3. Структура  малой группы 

    Структура малой группы — это совокупность связей, складывающихся в ней между индивидами. Поскольку основными сферами активности индивидов в малой группе являются совместная деятельность и общение, при исследовании малых групп наиболее часто выделяют структуру связей и отношений, порождаемых совместной деятельностью (например, функциональных, экономических, управленческих), и структуру связей, порождаемых общением и психологическими отношениями (например, структуру эмоциональных отношений, ролевую и неформально-статусную структуру). Наличие в группе функциональной структуры, то есть распределение между ее членами функций, необходимых для достижения цели совместной деятельности (в том числе функций руководства и исполнения) является отличительным признаком организованных групп в отличие от стихийно сложившихся групп, взаимодействие в которых между людьми носит стихийный, неупорядоченный характер.

    При исследовании формальных групп и организаций вслед за Э.Мэио принято выделять формальную и неформальную структуру группы. Формальная (или официальная) структура группы — это совокупность связей и отношении между индивидами, определяемая формальными предписаниями (должностными инструкциями, официальной структурой организации, формальным статусом индивидов). Неформальная (или неофициальная) структура — это реально складывающаяся в организации структура связей, коммуникаций и влияния.

    Коммуникативная структура малой группы — это совокупность связей между ее членами, характеризуемых процессами приема и передачи информации, циркулирующей в группе. Основными характеристиками коммуникативной структуры группы являются: положение, которое занимают члены группы в системе коммуникаций (доступ к получению и передаче информации), частота и устойчивость коммуникативных связей в группе, тип коммуникативных связей между членами группы (централизованные или децентрализованные «коммуникативные сети» (см. рис. 4). В экспериментах А Бейвелиса и Г.Ливитта (Д Картрайт и А.Зандер, 1968) было показано, что централизованные коммуникативные сети типа «крест» (все коммуникации осуществляются через одного испытуемого, занимающего центральную позицию), способствуют более быстрому решению задач, а децентрализованные коммуникативные сети типа «круг» способствуют более высокой удовлетворенности членов группы. Исследования К.Фашо и С. Московичи (1958) обнаружили, что для решения простых задач, имеющих одно верное решение, более предпочтительны централизованные сети, а для решения сложных задач, требующих творческих усилий, — децентрализованные. Наиболее успешными оказались группы, коммуникативные структуры которых соответствовали характеру решаемых задач. 

      Ролевая структура малой группы — это совокупность связей и отношений между индивидами, характеризуемых распределением между ними групповых ролей, т.е. типичных способов поведения, предписываемых, ожидаемых и реализуемых участниками группового процесса. Так, при анализе группового решения задач выделяются роли «генератора идей», «эксперта», «критика», «организатора», «мотиватора». При анализе деятельности психокоррекционных групп выделяются роли «объединителя», «козла отпущения», «сектанта», «невинной жертвы» и т д. В наиболее общем виде при анализе процесса взаимодействия в группе выделяются роли, связанные с решением задач, и роли, связанные с оказанием поддержки другим членам группы    
 

Решение задач Оказание поддержки
Инициатор  
Предлагает новые идеи и подходы к проблемам и целям группы. Предлагает способы преодоления трудностей и решения задач. 
 
Разработчик 
Детально прорабатывает идеи и предложения, выдвинутые другими членами группы. 
 
Координатор 
Комбинирует идеи и предложения и пытается координировать деятельность других членов группы. 
 
Контролер 
Направляет группу к. ее целям, подводит итог то го, что в ней уже произошло, выявляет отклонения от намеченного курса. 
 
Оценщик 
Критически оценивает работу группы и предложения других, сравнивая их с существующими стандартами выполнения поставленной задачи. 
 
Погонщик 
Стимулирует группу и подталкивает ее членов к действиям, к новым решениям и к тому, чтобы сделать уже больше сделанного.  
 
Вдохновитель  
Поддерживает начинания других, высказывает понимание чужих идей и мнений. 
 
Гармонизатор  
Служит посредником в ситуациях, когда между членами группы возникают разногласия и, таким образом, сохраняет в группе гармонию. 
 
Примиритель 
Поступается в чем-то своим мнением, чтобы привести в соответствие мнения других, и, таким образом, поддерживает в группе гармонию. 
 
Диспетчер 
Создает возможности для общения, побуждая к нему других членов группы и помогая им, и регулирует процессы общения. 
 
Нормировщик 
Формулирует или применяет стандарты для оценки происходящих в группе процессов. 
 
Ведомый  
Пассивно следует за группой. Выступает в роли зрителя и слушателя в групповых дискуссиях и при принятия решений.  
 
 

 

Анализ  ролевой структуры малой группы позволяет определить, какие именно ролевые функции и в какой  степени реализуются участниками  группового взаимодействия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Динамика малой группы 

     Исследование  малых групп имеет в качестве своей предпосылки характеристику некоторой "статики" группы: определение  ее границ, состава, композиции. Но естественно, что главной задачей социально- психологического анализа является изучение тех процессов, которые происходят в жизни группы. Рассмотрение их важно с двух точек зрения: во- первых, необходимо выяснить, как общие закономерности общения и взаимодействия реализуются именно в малой группе, потому что здесь создается конкретная ткань коммуникативных, интерактивных и перцептивных процессов; во-вторых, нужно показать, каков механизм, посредством которого малая группа "доводит" до личности всю систему общественных влияний, в частности, содержание тех ценностей, норм, установок, которое формируется в больших группа. Здесь уместно сказать о том, что сам термин "групповая динамика" может быть употреблен (и действительно употребляется) в трех различных значениях. Прежде всего данным термином обозначается определенное направление исследования малых групп в социальной психологии, т.е. школа К. Левина. Естественно, что при этом имеется в виду не только набор изучаемых в этой школе проблем, но и весь свойственный ей концептуальный строй, т.е. определенная форма решения этих проблем. Второе значение термина связано с обозначением определенных методик, которыми можно пользоваться при изучении малых групп и которые преимущественно были разработаны в школе Левина. Однако эти методики в дальнейшем часто используются и в других теоретических схемах, поэтому второе значение термина не обязательно привязано к школе Левина, а скорее к специфическим видам лабораторного эксперимента, в ходе которого выявляются различные характеристики групп.  

      5. Эффективность групповой деятельности

      Все динамические процессы, происходящие в малой группе, обеспечивают определенным образом эффективность групповой деятельности. Эффективность деятельности малой группы может быть исследована на различных уровнях. Когда малая группа понимается прежде всего как лабораторная группа, эффективность ее деятельности означает эффективность деятельности по выполнениюконкретного задания экспериментатора.  Не  случайно  поэтому,  что большинство экспериментальных работ по данной проблеме выполнены как лабораторныеэксперименты. Начало этим работам было положено в школе групповой динамики. В них были выявлены некоторые общие характеристики эффективности деятельности группы: зависимость эффективности от сплоченности группы, от стиля руководства, влияние на эффективность способа принятия групповых решений и т.д.

Однако  такие исследования ничего не могут  сказать о том, как влияют на эффективность деятельности группы характер этой деятельности, ее содержание. Эта односторонность усугубляется еще и тем обстоятельством, что эффективность деятельности групп стала уже давно объектом не только социально-психологических исследований, она в равной степени интересует, например, и экономистов, для которых, естественно, проблема оборачивается преимущественно одной стороной, а именно сведением эффективности деятельности группы к ее продуктивности. Другой, не менее важный показатель — это удовлетворенность членов группы трудом в группе. Между тем эта сторона эффективности оказалась практически не исследованной. Точнее было бы сказать, что проблема удовлетворенности присутствовала в исследованиях, однако интерпретация ее была весьма специфичной: имелась в виду, как правило, эмоциональная удовлетворенность индивида группой.

Заключение

     Большинство эмпирических исследований в социальной психологии выполнены на малых группах, и этому есть несколько причин. Большая часть жизни человека протекает в малых группах: в семье, игровых компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях. Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества, поэтому личность нельзя изучать вне группы. 

     Исходя из выше сказано следует отметить, что малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность её членов, которая выделяет и обособляет её, придаёт её относи- тельную социально-психологическую автономию, отличает данную группу от остальных. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Психология малой группы