Организация воспитстельной работы с детьми сиротами

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 20:17, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи данной курсовой работы:

дать определение понятия «дети-сироты»,
выявить особенности социализации и социальной защиты воспитанников детских домов,
определить проблемы социализации и воспитания детей-сирот,
рассмотреть социальное воспитание как процесс,
изучить положение детей-сирот в Краснодарском крае,
проследить опыт работы детских домов Краснодарского края.

Оглавление

Введение 3
1. Проблемы социализации и воспитания детей сирот 6
1.1. Понятие «дети-сироты» 6
1.2. Особенности социализации и социальной защиты воспитанников детских домов 9
Проблемы социализации и воспитания детей-сирот
1.4. Содержание социального воспитания 13
18

2. Детские дома в Краснодарском крае 26
2.1. Положение детей-сирот в Краснодарском крае 26
2.2. Социально – психологические особенности детей–сирот, проживающих в детских домах Краснодарского края (из опыта работы) 28
Заключение 35
Список используемой литературы 37

Файлы: 1 файл

Организация воспитательной работы с детьми сиротами.doc

— 194.50 Кб (Скачать)

    Организация социального опыта  осуществляется через организацию быта и жизнедеятельности формализованных групп (коллективов); организацию взаимодействия членов организации, а также обучение ему; стимулирование самодеятельности в формализованных группах и влияние на неформальные микрогруппы.

    Социальный  опыт - в широком смысле - единство различного рода умений и навыков, знаний и способов мышления, норм и стереотипов поведения, интериоризированных ценностных установок, запечатленных ощущений и переживаний, опыт взаимодействия с людьми, опыт адаптации и обособления, а также самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения.

    Образование включает в себя: систематическое обучение (формальное образование, как основное, так и дополнительное); просвещение, т. е. пропаганду и распространение культуры (неформальное образование); стимулирование самообразования.

    Индивидуальная  помощь реализуется в процессе: содействия человеку в решении проблем; создания специальных ситуаций в жизнедеятельности воспитательных организаций для его позитивного самораскрытия, а также повышения статуса, самоуважения и т.д.; стимулирования саморазвития.

    Индивидуальная  помощь - это сознательная попытка содействовать человеку в приобретении знаний, установок и навыков, необходимых для удовлетворения своих позитивных потребностей и интересов и удовлетворения аналогичных потребностей других людей; в осознании человеком своих ценностей, установок и умений; в развитии самосознания, в самоопределении, самореализации и самоутверждении; в развитии понимания и восприимчивости по отношению к себе и к другим, к социальным проблемам; в развитии чувства причастности к семье, группе, социуму; в выработке стратегий адаптации и обособления в социуме.

    Естественно, что мера систематичности, интенсивности, характер, содержание, формы и способы организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи непосредственно зависят от возраста и пола воспитуемых, а также в определенной мере от их этноконфессиональной и социально-культурной принадлежности.

    Естественно также, что в различных типах  воспитательных организаций и в конкретных организациях объем и соотношение отдельных составляющих (организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи) существенно различны. Различия зависят как от типа организации, так и главным образом от ценностных устремлений, установок и имплицитных концепций воспитания, которые реализуют в своей деятельности работающие в них педагоги. Последнее, в частности, определяет то, какое взаимодействие реализуется в воспитательной организации.

    Взаимодействие  в процессе социального воспитания представляет собой обмен между его субъектами информацией, типами и способами деятельности и общения, ценностными ориентациями, социальными установками, отбор и усвоение которых имеет избирательный характер. Такое взаимодействие в значительной мере социально дифференцировано, индивидуализировано и вариативно, поскольку конкретные участники взаимодействия, являясь членами определенных этнических, социальных и социально-психологических групп, более или менее осознанно и целенаправленно реализуют во взаимоотношениях друг с другом тот тип социального поведения, который одобряется в этих группах и имеет свою специфику.

    В целом взаимодействие - диалог воспитателей и воспитуемых, а также воспитуемых  между собой, содержание, характер и  воспитательная эффективность которого определяются тем, какие личности в нем участвуют, в какой мере они сами ощущают себя личностями и видят личность в каждом, с кем общаются.

    Осуществляемое  в процессе взаимодействия социальное воспитание создает более или менее благоприятные условия и возможности для овладения человеком позитивными социальными, духовными и эмоциональными ценностями, а также для его самопознания, самоопределения, самореализации, а в целом - для приобретения опыта адаптации и обособления в обществе.

 

    

    2. Детские дома в Краснодарском крае

    2.1. Положение детей-сирот в Краснодарском крае

    Одним из приоритетных направлений в работе социально ориентированных ведомств остается профилактика социального сиротства и защита прав детей, оставшихся без попечения родителей. За последние годы в крае отмечается снижение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    В шести домах ребенка Краснодарского края, рассчитанных на 400 мест, в 2007 году находилось на попечении государства 420 детей (в 2006 г. - 366), в том числе 360 детей - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (89,3 процента). В течение 2007 года в дома ребенка поступило 368 детей, 91 процент из них - дети, оставшиеся без попечения родителей, и 9 процентов - принятые из семей (дети-инвалиды). Среди детей, воспитывающихся в домах ребенка, следует отметить увеличение числа детей-инвалидов: в 2005 году в домах ребенка воспитывалось 139 детей с установленной инвалидностью, или 38 процентов (2006 г. - 31,4 процента). В структуре инвалидности наиболее многочисленной группой являются поражения центральной нервной системы и нарушения психики.

    В течение 2007 года в домах ребенка сохранялась положительная тенденция устройства детей на воспитание в семейной среде. Передано на воспитание в семьи 147 детей (2006 г. - 110 детей), в том числе: 18 детей переданы под опеку, 129 детей - на усыновление; 47 детей усыновлено российскими гражданами, 82 ребенка - иностранными.

    В крае сложилась определенная система работы с детьми, нуждающимися в особой заботе государства. Стабильно высоким остается число детей, чьи родители лишены родительских прав. В 2007 году число детей данной категории составляло 1742 человека; численность детей, родители которых ограничены в правах, - 128 человек.

    В отчетном году в детских домах  и школах-интернатах воспитывалось свыше 3476 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За последние годы дополнительно открыты учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Горячий Ключ, в Брюховецком, Ейском, Крымском, Ленинградском, Приморско-Ахтарском районах.

    Ежегодно  органами опеки муниципальных образований края выявляется около 4 тысяч детей, нуждающихся в защите государства.

    Защиту  интересов несовершеннолетних, нуждающихся  в особой заботе государства, осуществляли органы опеки и попечительства муниципальных образований края.

    Усыновление, удочерение, установление опеки (попечительства) над несовершеннолетними, лишившимися родительского попечения, является наиболее распространенной формой семейного воспитания таких детей. Органами местного самоуправления в 2005 году было передано в семьи российских граждан 2803 ребенка (2006 г. -2416 детей).

    Решению значительного ряда социальных проблем  детей-сирот, детей, оставшихся без  попечения родителей, укреплению материально-технической базы учреждений, повышению профессионального уровня специалистов, обеспечивающих реабилитационный и социализирующий процесс детей, способствовала реализация мероприятий краевой целевой программы «Дети Кубани» (подпрограмма «Дети-сироты»).

    Проведены мероприятия, посвященные Международному дню защиты детей, смотр-конкурс на лучшее образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом - теплый дом».

    Все воспитанники детских домов, школ-интернатов для детей-сирот были оздоровлены.

    Впервые с целью оказания консультативной помощи детям, находящимся в доме ребенка исправительно-трудовой колонии в поселке Двубратском Усть-Лабинского района, осуществлен совместный выезд специалистов детской клинической больницы, консультативно-диагностического центра, центра планирования семьи и репродукции.

    2.2. Социально – психологические  особенности детей–сирот, проживающих  в детских домах Краснодарского  края 

    (из  опыта работы)

    Каневской детский дом

    Каневской детский дом был открыт на базе детского сада пос. Кубанская степь в августе 1998 года. Первый воспитанник поступил в детский дом в октябре 1998 года, за это время (почти семь лет) через этот детский дом прошло 290 детей, из них выведено в другие учреждения по заключению краевой ПМПК 52 воспитанника, возвращено в кровные семьи 28 детей, оформлена опека и усыновление на 84 ребёнка, выпускников 48 человек. В данное время в детском доме проживает 88 детей в возрасте с 2 до 18 лет. Из них сирот 7 человек. У всех остальных детей родители лишены родительских прав.

  • Девочек 32, мальчиков 56.
  • Детей дошкольного возраста — 10 (7 мальчиков, 3 девочки),
  • Детей 1 класса — 10 (7 мальчиков, 3 девочки),
  • Детей 2–3 класса — 5 (все мальчики),
  • Детей 4 класса — 7 человек (5 мальчиков, 2 девочки),
  • Детей 5 класса — 10 человек (5 мальчиков, 5 девочек),
  • Детей 6 класса — 14 человек (7 мальчиков, 7 девочек),
  • Детей 7 класса — 11 человек (9 мальчиков, 2 девочки),
  • Детей 8 класса — 11 человек (5 мальчиков, 6 девочек),
  • Детей 9 класса — 8 человек (4 мальчика, 4 девочки).

    Все школьники обучаются в маленькой местной школе.  
В прошлом году было отдано под опеку 20 детей, из них 1 усыновлён.  
В этом году 26 детей отдано под опеку, 2 из них с последующим усыновлением.

    В этот детский дом попадают дети со всего края. Детей привозят из больниц и приютов.

    Детский дом принимает детей возрастом  от года. Чаще всего детей изымают  из семей. Многие из них пришли сюда вместе со своими братьями и сёстрами.

    В этот детский дом попадают дети только с сохранным интеллектом. Все они учатся в общеобразовательной школе.

    Дети  живут в комнатах по 7 человек. Спят на двухъярусных кроватях. В комнатках чисто и уютно, хотя видно что детскому дому давно нужен капитальный ремонт. Но в посёлке Кубанская степь очень трудно найти спонсоров. Весь посёлок — «два двора в три ряда». Директор детского дома Людмила Сергеевна с благодарностью вспоминает руководителя одного из близлежайших совхозов, который в прошлом году купил всем детям дублёнки и тёплые шапки. Эти дублёнки дети берегут, одевают только в школу. Но всё равно проблема с обувью и одеждой стоит очень остро. Детям нужны и игрушки, книжки, канцтовары, разукрашки. В Каневском детском доме, находящимся в далёкой глуши, в Богом забытом посёлке, работают добрые, простые люди, которые несут последние в свой Детский дом. Они не знают, что такое Интернет, не подозревают, что чтобы выжить, просто необходимо денно и нощно писать письма с просьбой о помощи в ближайшие совхозы и в мелкие и крупные предприятия — просить, звонить, говорить о своём Детском доме на каждом углу. Но эти люди искренне любят детей, прекрасно выполняя свою прямую обязанность — воспитание и забота о детях, которых обделила сама судьба.

    Детский дом «Рождественский»

    Детский дом «Рождественский» был открыт 10-го сентября 2005 года на территории православного храма «Рождественский» в Юбилейном микрорайоне г. Краснодара. Возглавляет попечительский совет детского дома первая леди края.

    Прекрасное  новое здание на территории храма, чистый воздух и умиротворение. Задумывалось всё это как богадельня (т.е. учреждение для престарелых женщин). Поэтому состоит из длинных коридоров и маленьких комнаток. Внутри довольно мрачное - серо-синие стены, тёмно-зелёные с бахромой тяжёлые шторы на окнах и зелёно-синие искусственные розы на карнизах. Никогда не придет в голову, что здесь живут маленькие дети.

    Сейчас  там 38 детей (от 3-х до 6 лет). Дети живут маленькими группками по 5 человек в комнатке, соседняя комната игровая. На каждую группу своя игровая. Есть маленький музыкальный зал, но пока нет муз. работника. Есть комната, где дети рисуют и занимаются творчеством, но пока нет учителя ИЗО. На первом этаже светлая столовая на всех детей. На мой взгляд, с питанием здесь всё в порядке. По нескольким причинам — нет внутреннего воровства, наоборот все несут из дома, чтобы деток подкормить, многие прихожане храма считают своим долгом принести что-нибудь для детей.

    На  открытие детского дома Ткачёвым было выделено 13 300 000 рублей. В следующем году бюджет детского дома составит 10 000 000 рублей, что составляет 13 900р на одного ребёнка в месяц. В принципе, содержание ребёнка в любом детском доме обходится государству от 10 000 до 15 000 в месяц, без учёта всякой спонсорской помощи.

    Пока  у детского дома проблемы с обувью и одеждой, но  они вскоре решаться, т. к. желающих помочь предостаточно. На втором этаже молельный зал с иконами и свечами, как полагается. Все детки с утра молятся. При поступлении в детский дом всех некрещеных детей в обязательном порядке крестят. Т. к. детский дом — муниципальное учреждение департамента образования, то распорядок дня и все манипуляции с детьми утверждались на официальном уровне.

    Все дети поступили из других детских  домов края. Отбором детей занимался  департамент образования Краснодарского края. Принцип отбора нам неизвестен. Но, похоже, что это дети, «с которым не жалко было расстаться воспитателям и заведующим этими детскими домами». Т.е. дети с ЗПР (задержкой психического развития), расторможенные, гиперактивные, неуправляемые.

Информация о работе Организация воспитстельной работы с детьми сиротами