Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 20:17, курсовая работа
Цели и задачи данной курсовой работы:
дать определение понятия «дети-сироты»,
выявить особенности социализации и социальной защиты воспитанников детских домов,
определить проблемы социализации и воспитания детей-сирот,
рассмотреть социальное воспитание как процесс,
изучить положение детей-сирот в Краснодарском крае,
проследить опыт работы детских домов Краснодарского края.
Введение 3
1. Проблемы социализации и воспитания детей сирот 6
1.1. Понятие «дети-сироты» 6
1.2. Особенности социализации и социальной защиты воспитанников детских домов 9
Проблемы социализации и воспитания детей-сирот
1.4. Содержание социального воспитания 13
18
2. Детские дома в Краснодарском крае 26
2.1. Положение детей-сирот в Краснодарском крае 26
2.2. Социально – психологические особенности детей–сирот, проживающих в детских домах Краснодарского края (из опыта работы) 28
Заключение 35
Список используемой литературы 37
Организация социального опыта осуществляется через организацию быта и жизнедеятельности формализованных групп (коллективов); организацию взаимодействия членов организации, а также обучение ему; стимулирование самодеятельности в формализованных группах и влияние на неформальные микрогруппы.
Социальный опыт - в широком смысле - единство различного рода умений и навыков, знаний и способов мышления, норм и стереотипов поведения, интериоризированных ценностных установок, запечатленных ощущений и переживаний, опыт взаимодействия с людьми, опыт адаптации и обособления, а также самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения.
Образование включает в себя: систематическое обучение (формальное образование, как основное, так и дополнительное); просвещение, т. е. пропаганду и распространение культуры (неформальное образование); стимулирование самообразования.
Индивидуальная помощь реализуется в процессе: содействия человеку в решении проблем; создания специальных ситуаций в жизнедеятельности воспитательных организаций для его позитивного самораскрытия, а также повышения статуса, самоуважения и т.д.; стимулирования саморазвития.
Индивидуальная помощь - это сознательная попытка содействовать человеку в приобретении знаний, установок и навыков, необходимых для удовлетворения своих позитивных потребностей и интересов и удовлетворения аналогичных потребностей других людей; в осознании человеком своих ценностей, установок и умений; в развитии самосознания, в самоопределении, самореализации и самоутверждении; в развитии понимания и восприимчивости по отношению к себе и к другим, к социальным проблемам; в развитии чувства причастности к семье, группе, социуму; в выработке стратегий адаптации и обособления в социуме.
Естественно, что мера систематичности, интенсивности, характер, содержание, формы и способы организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи непосредственно зависят от возраста и пола воспитуемых, а также в определенной мере от их этноконфессиональной и социально-культурной принадлежности.
Естественно также, что в различных типах воспитательных организаций и в конкретных организациях объем и соотношение отдельных составляющих (организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи) существенно различны. Различия зависят как от типа организации, так и главным образом от ценностных устремлений, установок и имплицитных концепций воспитания, которые реализуют в своей деятельности работающие в них педагоги. Последнее, в частности, определяет то, какое взаимодействие реализуется в воспитательной организации.
Взаимодействие в процессе социального воспитания представляет собой обмен между его субъектами информацией, типами и способами деятельности и общения, ценностными ориентациями, социальными установками, отбор и усвоение которых имеет избирательный характер. Такое взаимодействие в значительной мере социально дифференцировано, индивидуализировано и вариативно, поскольку конкретные участники взаимодействия, являясь членами определенных этнических, социальных и социально-психологических групп, более или менее осознанно и целенаправленно реализуют во взаимоотношениях друг с другом тот тип социального поведения, который одобряется в этих группах и имеет свою специфику.
В целом взаимодействие - диалог воспитателей и воспитуемых, а также воспитуемых между собой, содержание, характер и воспитательная эффективность которого определяются тем, какие личности в нем участвуют, в какой мере они сами ощущают себя личностями и видят личность в каждом, с кем общаются.
Осуществляемое в процессе взаимодействия социальное воспитание создает более или менее благоприятные условия и возможности для овладения человеком позитивными социальными, духовными и эмоциональными ценностями, а также для его самопознания, самоопределения, самореализации, а в целом - для приобретения опыта адаптации и обособления в обществе.
2. Детские дома в Краснодарском крае
2.1. Положение детей-сирот в Краснодарском крае
Одним из приоритетных направлений в работе социально ориентированных ведомств остается профилактика социального сиротства и защита прав детей, оставшихся без попечения родителей. За последние годы в крае отмечается снижение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В
шести домах ребенка
В течение 2007 года в домах ребенка сохранялась положительная тенденция устройства детей на воспитание в семейной среде. Передано на воспитание в семьи 147 детей (2006 г. - 110 детей), в том числе: 18 детей переданы под опеку, 129 детей - на усыновление; 47 детей усыновлено российскими гражданами, 82 ребенка - иностранными.
В крае сложилась определенная система работы с детьми, нуждающимися в особой заботе государства. Стабильно высоким остается число детей, чьи родители лишены родительских прав. В 2007 году число детей данной категории составляло 1742 человека; численность детей, родители которых ограничены в правах, - 128 человек.
В отчетном году в детских домах и школах-интернатах воспитывалось свыше 3476 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За последние годы дополнительно открыты учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Горячий Ключ, в Брюховецком, Ейском, Крымском, Ленинградском, Приморско-Ахтарском районах.
Ежегодно органами опеки муниципальных образований края выявляется около 4 тысяч детей, нуждающихся в защите государства.
Защиту интересов несовершеннолетних, нуждающихся в особой заботе государства, осуществляли органы опеки и попечительства муниципальных образований края.
Усыновление, удочерение, установление опеки (попечительства) над несовершеннолетними, лишившимися родительского попечения, является наиболее распространенной формой семейного воспитания таких детей. Органами местного самоуправления в 2005 году было передано в семьи российских граждан 2803 ребенка (2006 г. -2416 детей).
Решению значительного ряда социальных проблем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, укреплению материально-технической базы учреждений, повышению профессионального уровня специалистов, обеспечивающих реабилитационный и социализирующий процесс детей, способствовала реализация мероприятий краевой целевой программы «Дети Кубани» (подпрограмма «Дети-сироты»).
Проведены мероприятия, посвященные Международному дню защиты детей, смотр-конкурс на лучшее образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом - теплый дом».
Все воспитанники детских домов, школ-интернатов для детей-сирот были оздоровлены.
Впервые
с целью оказания консультативной
помощи детям, находящимся в доме ребенка
исправительно-трудовой колонии в поселке
Двубратском Усть-Лабинского района, осуществлен
совместный выезд специалистов детской
клинической больницы, консультативно-
2.2.
Социально – психологические
особенности детей–сирот,
(из опыта работы)
Каневской детский дом
Каневской детский дом был открыт на базе детского сада пос. Кубанская степь в августе 1998 года. Первый воспитанник поступил в детский дом в октябре 1998 года, за это время (почти семь лет) через этот детский дом прошло 290 детей, из них выведено в другие учреждения по заключению краевой ПМПК 52 воспитанника, возвращено в кровные семьи 28 детей, оформлена опека и усыновление на 84 ребёнка, выпускников 48 человек. В данное время в детском доме проживает 88 детей в возрасте с 2 до 18 лет. Из них сирот 7 человек. У всех остальных детей родители лишены родительских прав.
Все
школьники обучаются в
В прошлом году было отдано под опеку 20 детей,
из них 1 усыновлён.
В этом году 26 детей отдано под опеку, 2 из
них с последующим усыновлением.
В этот детский дом попадают дети со всего края. Детей привозят из больниц и приютов.
Детский дом принимает детей возрастом от года. Чаще всего детей изымают из семей. Многие из них пришли сюда вместе со своими братьями и сёстрами.
В этот детский дом попадают дети только с сохранным интеллектом. Все они учатся в общеобразовательной школе.
Дети живут в комнатах по 7 человек. Спят на двухъярусных кроватях. В комнатках чисто и уютно, хотя видно что детскому дому давно нужен капитальный ремонт. Но в посёлке Кубанская степь очень трудно найти спонсоров. Весь посёлок — «два двора в три ряда». Директор детского дома Людмила Сергеевна с благодарностью вспоминает руководителя одного из близлежайших совхозов, который в прошлом году купил всем детям дублёнки и тёплые шапки. Эти дублёнки дети берегут, одевают только в школу. Но всё равно проблема с обувью и одеждой стоит очень остро. Детям нужны и игрушки, книжки, канцтовары, разукрашки. В Каневском детском доме, находящимся в далёкой глуши, в Богом забытом посёлке, работают добрые, простые люди, которые несут последние в свой Детский дом. Они не знают, что такое Интернет, не подозревают, что чтобы выжить, просто необходимо денно и нощно писать письма с просьбой о помощи в ближайшие совхозы и в мелкие и крупные предприятия — просить, звонить, говорить о своём Детском доме на каждом углу. Но эти люди искренне любят детей, прекрасно выполняя свою прямую обязанность — воспитание и забота о детях, которых обделила сама судьба.
Детский дом «Рождественский»
Детский дом «Рождественский» был открыт 10-го сентября 2005 года на территории православного храма «Рождественский» в Юбилейном микрорайоне г. Краснодара. Возглавляет попечительский совет детского дома первая леди края.
Прекрасное новое здание на территории храма, чистый воздух и умиротворение. Задумывалось всё это как богадельня (т.е. учреждение для престарелых женщин). Поэтому состоит из длинных коридоров и маленьких комнаток. Внутри довольно мрачное - серо-синие стены, тёмно-зелёные с бахромой тяжёлые шторы на окнах и зелёно-синие искусственные розы на карнизах. Никогда не придет в голову, что здесь живут маленькие дети.
Сейчас там 38 детей (от 3-х до 6 лет). Дети живут маленькими группками по 5 человек в комнатке, соседняя комната игровая. На каждую группу своя игровая. Есть маленький музыкальный зал, но пока нет муз. работника. Есть комната, где дети рисуют и занимаются творчеством, но пока нет учителя ИЗО. На первом этаже светлая столовая на всех детей. На мой взгляд, с питанием здесь всё в порядке. По нескольким причинам — нет внутреннего воровства, наоборот все несут из дома, чтобы деток подкормить, многие прихожане храма считают своим долгом принести что-нибудь для детей.
На открытие детского дома Ткачёвым было выделено 13 300 000 рублей. В следующем году бюджет детского дома составит 10 000 000 рублей, что составляет 13 900р на одного ребёнка в месяц. В принципе, содержание ребёнка в любом детском доме обходится государству от 10 000 до 15 000 в месяц, без учёта всякой спонсорской помощи.
Пока у детского дома проблемы с обувью и одеждой, но они вскоре решаться, т. к. желающих помочь предостаточно. На втором этаже молельный зал с иконами и свечами, как полагается. Все детки с утра молятся. При поступлении в детский дом всех некрещеных детей в обязательном порядке крестят. Т. к. детский дом — муниципальное учреждение департамента образования, то распорядок дня и все манипуляции с детьми утверждались на официальном уровне.
Все
дети поступили из других детских
домов края. Отбором детей занимался
департамент образования
Информация о работе Организация воспитстельной работы с детьми сиротами