Организация воспитстельной работы с детьми сиротами

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 20:17, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи данной курсовой работы:

дать определение понятия «дети-сироты»,
выявить особенности социализации и социальной защиты воспитанников детских домов,
определить проблемы социализации и воспитания детей-сирот,
рассмотреть социальное воспитание как процесс,
изучить положение детей-сирот в Краснодарском крае,
проследить опыт работы детских домов Краснодарского края.

Оглавление

Введение 3
1. Проблемы социализации и воспитания детей сирот 6
1.1. Понятие «дети-сироты» 6
1.2. Особенности социализации и социальной защиты воспитанников детских домов 9
Проблемы социализации и воспитания детей-сирот
1.4. Содержание социального воспитания 13
18

2. Детские дома в Краснодарском крае 26
2.1. Положение детей-сирот в Краснодарском крае 26
2.2. Социально – психологические особенности детей–сирот, проживающих в детских домах Краснодарского края (из опыта работы) 28
Заключение 35
Список используемой литературы 37

Файлы: 1 файл

Организация воспитательной работы с детьми сиротами.doc

— 194.50 Кб (Скачать)

    Требования, предъявляемые к личности опекуна  его права и обязанности, а  также права и обязанности  опекаемых граждан регламентированы законодательно правовыми актами РФ и соответствуют международным нормам права.

    В тех случаях, когда воспитание детей  осуществляется соответствующими воспитательными, лечебными, социальными или другими аналогичными учреждениями, опекуны (попечители) не назначаются, т. к. выполнение их обязанностей возлагается на администрацию этих учреждений.

    1.2. Особенности социализации и социальной защиты воспитанников детских домов 

    Современные воспитанники детских домов в  большинстве своем являются жертвами социального сиротства, к чему ведет ослабление семейных уз и распад семьи. Среди них все меньше становится детей хронических алкоголиков, больных наследственными болезнями. Их родители вполне здоровы психически и физически, но они социально депривированные личности. Воспитанники нового потока отличаются более широким кругозором. У них определенно имеется опыт потребления материальных благ. Как и в среде, из которой они вышли, для них типично отсутствие интеллектуальных потребностей.

    За  годы пребывания в детском доме ребенок  осваивает социальные роли и нравственные нормы жизнедеятельности в современном мире. В этом плане особую актуальность приобретают связи с социальной жизнью.

    Стержнем  социальной защиты воспитанников детских  домов является воспитание у них  чувств дружбы и любви, а на их основе готовности к взаимопомощи. Нельзя упускать из виду, что взаимопомощь в группах детского дома сочетается с конкуренцией. Воспитателям следует комплектовать группы с учетом возможности общения, лидерства. Социальная работа призвана придать этому естественному соревнованию цивилизованные формы. Подготовка детей и подростков к семейной жизни протекает на сложном нравственном фоне, поскольку они ревнуют к детям, имеющим родителей, родственников, ревнуют к детям, которых выбирают на усыновление.

    Целесообразно организовывать жизнедеятельность воспитанников детских домов с элементами семейной жизни. Прежде всего целесообразно организовать разновозрастные группы. Жизнедеятельность в них организуется на принципе отношений, характерных для семьи.

    Социализация  воспитанников детских домов осуществляется в тесном взаимодействии воспитательной и образовательной работы. Социальную помощь оказывают школьный психолог и школьный социальный работник.

    Социализация  как накопление начального капитала для выпускников детских домов должна иметь твердую социальную, правовую и экономическую основу. Центром этой работы выступает формирование социальной защищенности. В конечном итоге обеспечивается экономическая самостоятельность воспитанников школ-интернатов, их экономическая независимость. Социализация становится эффективной на основе усвоения ценностей рыночной экономики.

    Формирование  социальной защищенности выпускников  детских домов имеет свои особенности. На первых этапах социальной самостоятельности дети нуждаются в социальной помощи. Обычно ее оказывает семья. Выпускникам же детского дома выдают такие малые пособия, что на них нельзя начать жить самостоятельно. Положение обострилось и в связи с сокращением числа профессиональных училищ и техникумов, способных принять детей, нуждающихся в социальной помощи. Все это требует создания института тьюторов для выпускников детских домов. Сейчас эта работа ведется на общественных началах.

    Тьюторы помогают создавать связи с предприятиями, учреждениями, учебными заведениями, которые способствуют социально-профессиональному самоопределению выпускников детского дома, приему детей социально депривированных.

    Социальная  защищенность детства во многом определяется качеством развития учреждений образования и воспитания детей. В частности, в отношении детских домов, школ-интернатов, домов ребенка могут быть приняты следующие основные положения их развития.

    Необходимо  углублять демократические отношения внутри коллектива детского дома и в его связях с трудовыми коллективами и общественными организациями. Развивать самоуправление по вопросам, которые доступны детям соответственно их уровню воспитанности. Контакты с внешкольными коллективами направлять не только по линии материальной помощи, но и на формирование у школьников социальной защищенности, на подготовку их к жизни, включение в трудовой процесс, в систему непрерывного образования.

    В деятельности школы-интерната приобретает  особую актуальность принципы практической психологии и педагогики, учитывающие индивидуальные особенности наших детей. В первую очередь целесообразно вовлекать воспитанников в деятельность, интересную для них и вместе с тем обеспечивающую развитие их личности, как-то: начальное профессиональное техническое, художественное, музыкальное образование. Эти виды образования необходимо осуществлять во взаимосвязи, поскольку, например, музыкальное образование нередко оказывается не востребованным обществом.

    Учебная, трудовая деятельность должна быть нацелена на достижение успеха, что усиливает мотивацию саморазвития личности. Каждый школьник получает представление о сильных сторонах своего развития; опираясь на эти качества, дети достигают высокого уровня общеобразовательной и первоначальной подготовки. Разнообразные виды деятельности позволяют учащимся включиться в учебно-трудовой процесс в соответствии с индивидуальными особенностями.

    Основной  задачей детского дома является социализация воспитанников. Для этой цели должны быть расширены мероприятия по моделированию семьи: дети должны заботиться о меньших, иметь возможность проявлять уважение к старшим. Подготовку к семейной жизни целесообразно вести так, чтобы у воспитанников вырабатывались навыки ведения домашнего хозяйства, оказания лечебной помощи, организации досуга. Для углубления социализации детей следует привлекать к доступному производительному труду, например, такому, как работа на восстановлении церкви, пошив белья и простой верхней одежды.

    В учебно-трудовой деятельности следует  усилить практические элементы. Школьники  должны изучать жизнь, труд, производство в формах, готовых для использования в их жизни (огородничество, ремесла, машинопись, работа на компьютере и т.п.). При этом занятия целесообразно ориентировать на конечный материальный и воспитательный результат.

    Социализация  личности воспитанников будет проходить  с большей эффективностью, если дальнейшее развитие получит психологический климат в детском доме. Необходимо стремиться к повышению заботливости, доброжелательности в отношениях с детьми и друг с другом, избегать конфликтов, а при их возникновении гасить их с помощью переговоров и взаимной уступчивости.

    1.3. Проблемы социализации и воспитания детей-сирот

    Дети, лишенные материнской ласки, опоры, испытывают материнскую депривацию, отстают в нервно-психическом, психосоциальном, физическом развитии. Эти изменения личного характера остаются обычно на всю жизнь.

    Очень тяжело ребенок переносит смену  одного учреждения другим, меняется микросреда, что тяжело отражается на его психике, характере, вызывая стресс, нервные срывы, ему приходится снова адаптироваться к другой обстановке.

    Дети-сироты, воспитываясь в государственных  учреждениях, детских домах, интернатах, постоянно находятся в одной  и той же обстановке. При отсутствии семейной обстановки они испытывают сенсорную и эмоциональную депривацию. Это необходимо учитывать при организации новых детских домов. Группы должны быть небольшими, чтобы социальное и эмоциональное окружение было близко к семейному. Следует организовывать комнаты «семейного типа», где ребенок ощутил бы себя в домашней обстановке, увеличивать штат воспитателей для проведения индивидуальной работы. Нужно как можно реже переводить ребенка из одного учреждения в другое. Часто возникает проблема формирования навыков самостоятельной жизни: очень часто выпускники интернатских учреждений не имеют элементарных бытовых навыков. Существуют также проблемы социальной адаптации, неподготовленности к дальнейшей жизни, проблемы нормального общения друг с другом и окружающим миром.

    Дети  очень ожесточены, замкнуты, «скрытая дедовщина» откладывает отпечаток на их характер, дети испытывают состояние социальной депривации.

    Близко  к этой проблеме стоит проблема создания семьи.

    Социально-бытовая  дезадаптация, проблема общественного  мнения, отсутствие опыта семейной жизни мешает таким детям создавать семью. Общество жалеет сирот раннего возраста и очень безжалостно и жестоко к подросткам (учитывая особенности данного возраста, девиантное поведение, агрессию и т.д.). Отсутствие полоролевой идентификации, неумение регулировать внутрисемейные отношения, слабая материальная обеспеченность, обеспеченность жильем, а также проблема профориентации и обучения не способствуют созданию семьи.

    Проблема  обучения.

    Такие дети хуже учатся и только 20 % воспитанников сиротских учреждений могут учиться по программе массовых школ. В 1994 г. лишь 15 % из них поступили в средние и высшие профессиональные учебные заведения.

    Слабо выявляются и развиваются индивидуальные способности детей-сирот. Отсутствие материальных средств для выбора профессии, дальнейшей учебы, как правило, приводит к неудовлетворению своим социальным статусом.

    Медико-социальные аспекты здоровья.

    Социальное  существование воспитанников детских  домов приводит к повышению заболеваемости, формированию хронических патологий, отрицательно влияет на физическое здоровье, умственное, физическое развитие.

    К 6-летнему возрасту в 2,5 раза увеличилось  количество детей с невротическими реакциями (1992 г.), нарушением зрения, ЛОР-патологией, отставанием психического развития.

    Таким образом, в основном у детей-сирот  преобладают изменения психики и формируются психические заболевания.

    Решение проблем сиротства должно строиться по двум основным направлениям: профилактика сиротства как социального явления и решение проблем сирот.

    Профилактика  социального сиротства.

    Эффективная семейная политика, направленная на защиту малообеспеченных семей и т.д., защиту матерей-одиночек, подготовку молодежи к семейной жизни, работа в неблагоприятных семьях, направленная на изменение образа жизни родителей, изменение воспитания детей в семье.

    Решение проблем сирот заключается в:

  • совершенствовании системы попечительства и сиротства, поощрении

    государством;

  • поощрении государством семейных форм устройства детей и создании

    оптимальных условий для их воспитания и развития;

  • улучшении психологической работы;
  • создании индивидуальных программ работы детских учреждений с

    учетом  особенностей детей: сформированности у них навыков и способностей к различным видам трудовой деятельности, особенностей личности, развития индивидуальных наклонностей;

  • расширении малых семейных детских домов;
  • создании службы социальных работников, обеспечивающих

    облегчение  социальной адаптации ребенка и  подготовку детей для оформления усыновления, опеки, попечительства;

  • выявлении индивидуальных психологических особенностей ребенка

    при поступлении в детский дом  и проведении с учетом этого профилактики социальной адаптации;

  • дифференцированном подходе к ребенку с учетом его индивидуальных

    особенностей;

  • наличии определенного запаса знаний по возрастным закономерностям

    развития  и особенностям воспитания в детских  домах;

  • создании условий жизни в сиротских домах для оптимизации здоровья

    и развития;

  • помощи в социальной адаптации по достижении совершеннолетия.

    1.4. Содержание социального воспитания

    Структура социального воспитания представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов.

    Воспитание  является многофакторным процессом. На него оказывают влияние природная  среда, жизненный мир и иерархия общественных ценностей; семья, школа и вуз, детские и молодежные организации; повседневная и профессиональная деятельность, искусство и средства массовой информации.

Информация о работе Организация воспитстельной работы с детьми сиротами