Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 20:17, курсовая работа
Цели и задачи данной курсовой работы:
дать определение понятия «дети-сироты»,
выявить особенности социализации и социальной защиты воспитанников детских домов,
определить проблемы социализации и воспитания детей-сирот,
рассмотреть социальное воспитание как процесс,
изучить положение детей-сирот в Краснодарском крае,
проследить опыт работы детских домов Краснодарского края.
Введение 3
1. Проблемы социализации и воспитания детей сирот 6
1.1. Понятие «дети-сироты» 6
1.2. Особенности социализации и социальной защиты воспитанников детских домов 9
Проблемы социализации и воспитания детей-сирот
1.4. Содержание социального воспитания 13
18
2. Детские дома в Краснодарском крае 26
2.1. Положение детей-сирот в Краснодарском крае 26
2.2. Социально – психологические особенности детей–сирот, проживающих в детских домах Краснодарского края (из опыта работы) 28
Заключение 35
Список используемой литературы 37
Оглавление
Введение | 3 |
1. Проблемы социализации и воспитания детей сирот | 6 |
1.1. Понятие «дети-сироты» | 6 |
1.2. Особенности социализации и социальной защиты воспитанников детских домов | 9 |
|
13
18 |
2. Детские дома в Краснодарском крае | 26 |
2.1. Положение детей-сирот в Краснодарском крае | 26 |
2.2. Социально – психологические особенности детей–сирот, проживающих в детских домах Краснодарского края (из опыта работы) | 28 |
Заключение | 35 |
Список используемой литературы | 37 |
Введение
Проблемы
связанные с человеческими
Разрушение ценностных ориентиров в настоящий период не сопровождается появлением сколько-нибудь равноценных новых что породило многие социальные проблемы: кризис нравственности и правосознания социальную нестабильность политическую дезориентацию и деморализацию населения падение ценности человеческой жизни и многое другое. Рост числа дезадаптированных и неполных семей разводов отсутствие в стране ясной и продуманной программы поддержки материнства и детства свидетельствуют о снижении в российском обществе ценности семьи и семейных отношений. Разрушение системы ценностей резкое падение уровня жизни большей части населения прогрессирующее ослабление этических мотиваций в обществе привели к росту в нашей стране социального сиротства. Сегодня по числу сирот приходящихся на каждые 00 тысяч детей Россия занимает первое место в мире.
Изменение социального состава сирот вызвавшее увеличение среди них количества детей со сложными комплексными видами отклонений с трудностями в развитии обучении поведении требуют особых педагогических подходов к воспитанию и развитию данной категории детей включая организацию деятельности по принятию ими социальных ценностей.
Для детей-сирот воспитывающихся вне семьи в отрыве от общества в условиях учреждений интернатного типа интернат – это школа в которой учащиеся живут и находятся на частичном государственном обеспечении формирование системы социальных ценностей приобретает особое значение именно поэтому особое значение здесь приобретает роль педагога - социального работника.
Теория ценностей воплотившая в науке и практике воспитания и образования принцип аксиологического подхода стала значительным вкладом в развитие современной социальной педагогики и рассмотрена в работах А.В.Мудрика, И.С.Кона, В.М.Кузнецова, И.С.Артюховой, Е.К.Киприяновой, Н А.Кириловой, А.С.Шарова и др.
Понятие «социальное сиротство» возникло в период кризисного состояния семьи, падения ее нравственных устоев, массовой беспризорности.
Рост разводов, когда ребенка воспитывает один из родителей - отец или мать, возрастание числа детей, рожденных вне брака (19,8% от числа новорожденных), безработица родителей приводят к отклонениям в нравственном поведении ребят. Более 50% подростков, совершающих правонарушения, из неполной семьи, более 30% детей с психологическими отклонениями воспитывались без отца.
Детей-сирот стали усыновлять иностранные граждане. С 1992 г. в России иностранцы усыновили 12 тыс. ребят. Уничтожение детских домов и создание школ-интернатов, перевод в школы-интернаты детей-сирот ухудшило их положение. В большинстве школы-интернаты переполнены и неблагоустроенны. Детские дома были небольшими, и в них воспитатели пытались дойти до каждого воспитанника. Школы-интернаты не справляются с решением социальных проблем детей-сирот. Нетрудоустроенные, без жилья, вытолкнутые в ПТУ, не подготовленные к самостоятельной жизни выпускники школ-интернатов встают на путь нарушения закона.
Сегодня в России 4 млн. беспризорных, 6 тыс. преступлений совершено подростками, 2 тыс. детей самоубийц, 573 тыс. детей-сирот.
Комиссия по делам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ отмечает, что за последние 5 лет число детей-сирот и детей-инвалидов увеличилось на 70%. Однако ряд вопросов связанных с организацией деятельности интернатного учреждения по присвоению воспитанниками-сиротами социальных ценностей и роль в этом процессе социального работника остается неразрешенным. В связи с этим возникает необходимость исследования данной темы.
Целью данного курсового исследования является изучение организации воспитательной работы с детьми-сиротами.
Цели и задачи данной курсовой работы:
Структура курсовой работы: введение, 2 главы, заключение, список используемой литературы.
1. Проблемы социализации и воспитания детей сирот
1.1.
Понятие «дети-сироты»
Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Однако, появилось и понятие «социальные сироты», означающее лишение детей родительского попечительства в силу нежелания или невозможности взрослыми осуществлять свои родительские обязанности. Социальные сироты - это особая группа детей от рождения до 18 лет, лишившихся родителей по социально-экономическим причинам, т. е. это сироты при живых родителях.
К
числу детей-сирот относятся
ограничением в родительских правах;
недееспособными (ограничено дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях;
виде лишения свободы;
обвиняемых в совершении преступлений;
интересов;
учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;
Принципиального различия между понятиями «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» с точки зрения общих принципов, содержания и мер их государственной поддержки не проводится. В семейном кодексе РФ, например, понятие «дети-сироты» отсутствует, т. к. сироты также считаются оставшимися без попечения родителей в случаях их смерти.
Анализ
социальных причин сиротства показывает,
что 3% детей, поступающих в дома ребенка,
относятся к категории «
Причинами отказа от детей и помещения их в государственные учреждения являются: неполная семья, недостаточная материальная обеспеченность и плохие жилищные условия, алкоголизм матери или обоих родителей. Лишь небольшая часть детей оставляется родителями из-за обнаружения у них при рождении физического дефекта. Это дети с диагнозом известных форм умственной отсталости с неблагоприятным прогнозом и дети с незначительными врожденными пороками развития. Есть и особая категория матерей - это матери-подростки, пытающиеся любыми способами избавиться от нежелательной беременности, в том числе с помощью вредных для здоровья ребенка препаратов. В результате появляются на свет аномальные дети, которые не нужны своим родителям и воспитываются в учреждениях для сирот.
Правовой формой защиты личных и имущественных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является опекунство. Оно существует в виде опеки и попечительства. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, оставшимися без попечения родителей, в целях обеспечения им надлежащих условий содержания, воспитания и образования. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними детьми в возрасте от 14 до 18 лет, в силу определенных причин оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с действующим в России законодательством органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Функции по опеки и попечительству осуществляются: через органы управления образованием в отношении несовершеннолетних лиц; через органы здравоохранения в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными; через органы социальной защиты населения в отношении дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья.
Деятельность органов опеки и попечительства регламентируется следующими документами: Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Семейным кодексом РФ, Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом РФ «Принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет», другими правовыми актами в соответствии с законами субъектов РФ и отраслевым законодательством. В рамках федеральной целевой программы «Дети России» существует подпрограмма «Дети-сироты», целью которой является предупреждение социального сиротства, социализация и интеграция детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с современным обществом.
Органы
опеки и попечительства выявляют
детей и подростков, оставшихся без
родительского попечения
Основанием для назначения опеки над несовершеннолетними лицами является: смерть родителей; лишение родительских прав вследствие их асоциального поведения; ограничение родителей в правах; признание родителей недееспособными вследствие болезни; длительное отсутствие родителей; уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов; другие причины отсутствия родительского попечения.
Опекун - законный представитель подопечного, выступающий в защиту его прав и интересов. Он назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда стало известно о необходимости установления опеки над ребенком, оставшимся без попечения родителей. В исключительных случаях опека может быть установлена по месту жительства опекуна.
Информация о работе Организация воспитстельной работы с детьми сиротами