Организация воспитстельной работы с детьми сиротами

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 20:17, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи данной курсовой работы:

дать определение понятия «дети-сироты»,
выявить особенности социализации и социальной защиты воспитанников детских домов,
определить проблемы социализации и воспитания детей-сирот,
рассмотреть социальное воспитание как процесс,
изучить положение детей-сирот в Краснодарском крае,
проследить опыт работы детских домов Краснодарского края.

Оглавление

Введение 3
1. Проблемы социализации и воспитания детей сирот 6
1.1. Понятие «дети-сироты» 6
1.2. Особенности социализации и социальной защиты воспитанников детских домов 9
Проблемы социализации и воспитания детей-сирот
1.4. Содержание социального воспитания 13
18

2. Детские дома в Краснодарском крае 26
2.1. Положение детей-сирот в Краснодарском крае 26
2.2. Социально – психологические особенности детей–сирот, проживающих в детских домах Краснодарского края (из опыта работы) 28
Заключение 35
Список используемой литературы 37

Файлы: 1 файл

Организация воспитательной работы с детьми сиротами.doc

— 194.50 Кб (Скачать)

    Оглавление 

    Введение     3
    1. Проблемы социализации и воспитания детей сирот     6
    1.1.    Понятие «дети-сироты»     6
    1.2. Особенности социализации и социальной защиты воспитанников детских домов          9
    1. Проблемы социализации и воспитания детей-сирот
    1.4. Содержание социального воспитания
    13

    18

    2. Детские дома в Краснодарском крае     26
    2.1. Положение детей-сирот в Краснодарском крае     26
    2.2. Социально – психологические особенности детей–сирот, проживающих в детских домах Краснодарского края (из опыта работы)          28
    Заключение     35
    Список  используемой литературы     37
 
 

 

    

    Введение

    Проблемы  связанные с человеческими ценностями  ученые относят к числу важнейших  научных философских  психологических  педагогических проблем  т.к. их разрушение неминуемо ведет к кризису  личности и общества  выход из которого возможен только на пути обретения новых ценностей.

    Разрушение  ценностных ориентиров в настоящий  период не сопровождается появлением сколько-нибудь равноценных новых  что породило многие социальные проблемы: кризис нравственности и правосознания  социальную нестабильность  политическую дезориентацию и деморализацию населения  падение ценности человеческой жизни и многое другое. Рост числа дезадаптированных и неполных семей  разводов  отсутствие в стране ясной и продуманной программы поддержки материнства и детства свидетельствуют о снижении в российском обществе  ценности семьи и семейных отношений. Разрушение системы ценностей  резкое падение уровня жизни большей части населения  прогрессирующее ослабление этических мотиваций в обществе привели к росту в нашей стране социального сиротства. Сегодня по числу сирот приходящихся на каждые 00 тысяч детей Россия занимает первое место в мире. 

    Изменение социального состава сирот  вызвавшее  увеличение среди них количества детей со сложными  комплексными видами отклонений  с трудностями в развитии  обучении  поведении требуют особых педагогических подходов к воспитанию и развитию данной категории детей  включая организацию деятельности по принятию ими социальных ценностей.

    Для детей-сирот воспитывающихся вне семьи в отрыве от общества  в условиях учреждений интернатного типа  интернат – это школа в которой учащиеся живут и находятся на частичном государственном обеспечении формирование системы социальных ценностей приобретает особое значение  именно поэтому особое значение здесь приобретает  роль педагога - социального работника.

    Теория  ценностей  воплотившая в науке  и практике воспитания и образования принцип аксиологического подхода  стала значительным вкладом в  развитие современной социальной педагогики  и рассмотрена в работах А.В.Мудрика,  И.С.Кона,  В.М.Кузнецова,  И.С.Артюховой,  Е.К.Киприяновой,  Н А.Кириловой,  А.С.Шарова и др.

    Понятие «социальное сиротство» возникло в  период кризисного состояния семьи, падения ее нравственных устоев, массовой беспризорности.

    Рост  разводов, когда ребенка воспитывает  один из родителей - отец или мать, возрастание числа детей, рожденных вне брака (19,8% от числа новорожденных), безработица родителей приводят к отклонениям в нравственном поведении ребят. Более 50% подростков, совершающих правонарушения, из неполной семьи, более 30% детей с психологическими отклонениями воспитывались без отца.

    Детей-сирот  стали усыновлять иностранные граждане. С 1992 г. в России иностранцы усыновили 12 тыс. ребят. Уничтожение детских домов и создание школ-интернатов, перевод в школы-интернаты детей-сирот ухудшило их положение. В большинстве школы-интернаты переполнены и неблагоустроенны. Детские дома были небольшими, и в них воспитатели пытались дойти до каждого воспитанника. Школы-интернаты не справляются с решением социальных проблем детей-сирот. Нетрудоустроенные, без жилья, вытолкнутые в ПТУ, не подготовленные к самостоятельной жизни выпускники школ-интернатов встают на путь нарушения закона.

    Сегодня в России 4 млн. беспризорных, 6 тыс. преступлений совершено подростками, 2 тыс. детей самоубийц, 573 тыс. детей-сирот.

    Комиссия  по делам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ отмечает, что за последние 5 лет число детей-сирот и детей-инвалидов увеличилось на 70%. Однако ряд вопросов  связанных с организацией деятельности интернатного учреждения по присвоению воспитанниками-сиротами социальных ценностей  и роль в этом процессе социального работника остается неразрешенным. В связи с этим возникает необходимость исследования данной темы.

    Целью данного курсового исследования является изучение организации воспитательной работы с детьми-сиротами.

    Цели  и задачи данной курсовой работы:

  1. дать определение понятия «дети-сироты»,
  2. выявить особенности социализации и социальной защиты воспитанников детских домов,
  3. определить проблемы социализации и воспитания детей-сирот,
  4. рассмотреть социальное воспитание как процесс,
  5. изучить положение детей-сирот в Краснодарском крае,
  6. проследить опыт работы детских домов Краснодарского края.

    Структура курсовой работы: введение, 2 главы, заключение, список используемой литературы.

 

    

    1. Проблемы социализации и воспитания детей сирот

    1.1. Понятие «дети-сироты» 

    Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Однако, появилось и понятие «социальные сироты», означающее лишение детей родительского попечительства в силу нежелания или невозможности взрослыми осуществлять свои родительские обязанности. Социальные сироты - это особая группа детей от рождения до 18 лет, лишившихся родителей по социально-экономическим причинам, т. е. это сироты при живых родителях.

    К числу детей-сирот относятся те, у которых умерли оба или единственный родитель. К числу детей, оставшихся без попечения родителей, относятся  те, кто остался без попечения  единственного или обоих родителей  в связи:

  • с отсутствием родителей или лишением их родительских прав,

    ограничением  в родительских правах;

  • признанием родителей безвестно отсутствующими или

    недееспособными (ограничено дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях;

  • объявлением их умершими;
  • отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в

    виде  лишения свободы;

  • нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и

    обвиняемых  в совершении преступлений;

  • уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и

    интересов;

  • отказом родителей, взять   своих   детей из воспитательных, лечебных

    учреждений, учреждений социальной защиты населения  и других аналогичных учреждений;

  • и в иных случаях.

    Принципиального различия между понятиями «дети-сироты»  и «дети, оставшиеся без попечения родителей» с точки зрения общих принципов, содержания и мер их государственной поддержки не проводится. В семейном кодексе РФ, например, понятие «дети-сироты» отсутствует, т. к. сироты также считаются оставшимися без попечения родителей в случаях их смерти.

    Анализ  социальных причин сиротства показывает, что 3% детей, поступающих в дома ребенка, относятся к категории «подкидышей». Около 60% родителей отказываются от ребенка в роддоме, мотивируя свое нежелание его воспитывать отсутствием необходимых условий. 60% матерей, чьи дети поступают в дома ребенка, квалифицируются как матери-одиночки. Определенная часть матерей ссылается на недостаточную психологическую зрелость и отсутствие материнских чувств. Около 30% детей поступают в дома ребенка от родителей-алкоголиков.

    Причинами отказа от детей и помещения их в государственные учреждения являются: неполная семья, недостаточная материальная обеспеченность и плохие жилищные условия, алкоголизм матери или обоих родителей. Лишь небольшая часть детей оставляется родителями из-за обнаружения у них при рождении физического дефекта. Это дети с диагнозом известных форм умственной отсталости с неблагоприятным прогнозом и дети с незначительными врожденными пороками развития. Есть и особая категория матерей - это матери-подростки, пытающиеся любыми способами избавиться от нежелательной беременности, в том числе с помощью вредных для здоровья ребенка препаратов. В результате появляются на свет аномальные дети, которые не нужны своим родителям и воспитываются в учреждениях для сирот.

    Правовой  формой защиты личных и имущественных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является опекунство. Оно существует в виде опеки и попечительства. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, оставшимися без попечения родителей, в целях обеспечения им надлежащих условий содержания, воспитания и образования. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними детьми в возрасте от 14 до 18 лет, в силу определенных причин оставшихся без попечения родителей.

    В соответствии с действующим в  России законодательством органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Функции по опеки и попечительству осуществляются: через органы управления образованием в отношении несовершеннолетних лиц; через органы здравоохранения в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными; через органы социальной защиты населения в отношении дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья.

    Деятельность  органов опеки и попечительства регламентируется следующими документами: Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Семейным кодексом РФ, Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом РФ «Принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет», другими правовыми актами в соответствии с законами субъектов РФ и отраслевым законодательством. В рамках федеральной целевой программы «Дети России» существует подпрограмма «Дети-сироты», целью которой является предупреждение социального сиротства, социализация и интеграция детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с современным обществом.

    Органы  опеки и попечительства выявляют детей и подростков, оставшихся без  родительского попечения вследствие гибели родителей или неисполнения ими родительских функций, ведут  учет таких детей, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения  родителей избирают формы устройства детей, осуществляют дальнейший контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. При этом предпочтение отдается семейным формам устройства несовершеннолетних, передаче их на усыновление или подбору опекуна.

    Основанием  для назначения опеки над несовершеннолетними  лицами является: смерть родителей; лишение родительских прав вследствие их асоциального поведения; ограничение родителей в правах; признание родителей недееспособными вследствие болезни; длительное отсутствие родителей; уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов; другие причины отсутствия родительского попечения.

    Опекун  - законный представитель подопечного, выступающий в защиту его прав и интересов. Он назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда стало известно о необходимости установления опеки над ребенком, оставшимся без попечения родителей. В исключительных случаях опека может быть установлена по месту жительства опекуна.

Информация о работе Организация воспитстельной работы с детьми сиротами