Организация воспитстельной работы с детьми сиротами

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 20:17, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи данной курсовой работы:

дать определение понятия «дети-сироты»,
выявить особенности социализации и социальной защиты воспитанников детских домов,
определить проблемы социализации и воспитания детей-сирот,
рассмотреть социальное воспитание как процесс,
изучить положение детей-сирот в Краснодарском крае,
проследить опыт работы детских домов Краснодарского края.

Оглавление

Введение 3
1. Проблемы социализации и воспитания детей сирот 6
1.1. Понятие «дети-сироты» 6
1.2. Особенности социализации и социальной защиты воспитанников детских домов 9
Проблемы социализации и воспитания детей-сирот
1.4. Содержание социального воспитания 13
18

2. Детские дома в Краснодарском крае 26
2.1. Положение детей-сирот в Краснодарском крае 26
2.2. Социально – психологические особенности детей–сирот, проживающих в детских домах Краснодарского края (из опыта работы) 28
Заключение 35
Список используемой литературы 37

Файлы: 1 файл

Организация воспитательной работы с детьми сиротами.doc

— 194.50 Кб (Скачать)
ustify">    К Новому году в детском доме будет 60 детей дошкольного возраста. Некоторые из них следующей осенью пойдут в местную православную школу. Православная школа даёт полноценное светское образование и знание православной культуры. Директор детского дома — Ольга Алексеевна, боится, что придется открывать при школе коррекционный класс, т.к. эти дети просто не потянут программу. Все дети будут находиться в детском доме до окончания школы.

    Директор  детского дома Ольга Алексеевна, в прошлом акушер- гинеколог. Никогда до этого не занималась ни детьми, ни управленческой деятельностью. Но, тем не менее, производит впечатление человека компетентного в этих вопросах. Самой большой проблемой своего детского дома — считает отсутствие специалистов. Сейчас в штате детского дома работает 35 человек (вместе с кухней, сторожами и т.д.). С Нового года пытается утвердить в департаменте 120 ставок и главное- ставку дефектолога, которая просто необходима при работе с детьми с ЗПР. В ближайшее время собирается провести повторную МПК дабы выявить детей с органическими нарушения, т. е. с умственной отсталостью. Такие дети должны находиться в специальных учреждения, которыми этот детский дом не является.

    В детском доме продолжают набирать штат. Заработная плата стандартная, как во всех детских садах и детских домах. Ольга Алексеевна заверяет, что главное, что бы человек был специалистом, его принадлежность к религии не имеет значения. Но, тем не менее, случайные люди очень быстро отсеиваются, остаются работать только те, кому это надо для души, и действительно, к религии это не имеет отношения.

    В законе РФ, говорящим об усыновление, нет упоминания о принадлежности человека к религии или про необходимость проживания в определённом регионе или крае. И курировать этот вопрос может только департамент образования.

    Старокорсунский Детский дом

    Был основан в 1928 году. Достаточно большой детский дом, имеющий хорошую, но не использованную территорию. Общее состояние — среднее.

    Рассчитан на 90 детей, но бывает в нём и 120.Сейчас в детском доме содержится 98 детей школьного возраста

  • 1 класс — 10 детей (4 мальчика,6 девочек)
  • 2 класс — 9 детей (6 мальчиков,3 девочки)
  • 3 класс — 4 ребёнка (2 мальчика,2 девочки)
  • 4 класс — 6 детей (2 мальчика,4 девочки)
  • 5 класс — 5 детей (4 мальчика,1 девочка)
  • 6 класс — 16 детей (14 мальчиков,2 девочки)
  • 7 класс — 19 детей (13 мальчиков,6 девочек)
  • 8 класс — 16 детей (11 мальчиков,5 девочек)
  • 9 класс — 13 детей (7 мальчиков,6 девочек)

    Все дети учатся в общеобразовательной школе. Младшие классы в коррекционном классах. У всех у них стоит диагноз ЗПР (задержка психического развития). У многих необоснованно, т.к. большинство детей — норма, а есть и одарённые дети. В этом заключается большая проблема. Диагноз снять не так просто, вот и учится нормальный ребёнок по программе ЗПР, соответственно не имеет возможности получать необходимой объём знаний и начинает действительно отставать.

    Большая проблема и в отсутствии какой-либо работы по устройству детей в семьи. За последние 2 года был усыновлён 1 ребёнок!

    Наблюдения  за поведением детей в детском приюте свидетельствует о его ситуативности, повышенной зависимости от предметного окружения. Их характеризует неспособность сосредоточиться на каком либо занятии, планировать свои действия, двигательная расторможенность, импульсивность, что появляется в самых разных моментах их жизнедеятельности. В школе дети из детского дома значительно чаще отвлекаются на окружающие предметы, чем их «домашние» сверстники, постоянно нарушают правила в дидактических играх, в свободной игре не переключаются с одно предмета на другой (в зависимости от того, что попадается им под руку), не удерживают сюжет игры.

    Из  этого можно сделать вывод, что  дети, растущие вне семьи, плохо владеют своим поведением и отстают по уровню развития произвольности, т.е. они не способны владеть своим поведением. Они не могут найти средства управления поведением, которые позволили бы сдерживать импульсивные движения и управлять собственными действиями.

    Основной  и центральной характеристикой  произвольного поведения в психологии принято считать его осознанность или сознательность. Произвольное действие всегда опосредовано более или менее сложной работой сознания, что отличает его от непроизвольного, импульсивного. Именно осознанность своих действий, желаний, отношений, делает возможным овладение и управление ими.

    Профессионально-педагогическое общение есть система органичного  социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых. В процессе обучения, как известно, решаются три  основные задачи: обучающая, воспитывающая, развивающая. При решении обучающей задачи общение позволяет обеспечивать реальный психологический контакт с учащимися. При решении воспитывающих задач с помощью общения налаживаются воспитательные и педагогические отношения, психологический контакт между педагогом и детьми. При решении развивающих задач через общение создаются психологические ситуации, стимулирующие самообразование и самовоспитание личности. 
 
 
 
 
 

 

    

    Заключение

    Социальное  сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей не дееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях.

    Подводя итог курсовой работы отметим  что  здесь затронута одна из важнейших  тем социальной педагогики –  воспитание детей-сирот.

      Причиной социального сиротства является:

  • рост числа родителей, лишенных родительских прав;
  • выросшие дети, идут по стопам своих родителей как и они, лишаются
  • родительских прав;
  • обнищание населения.

    Также рост наркомании и алкоголизма:

  • увеличение  числа  семей,   где  родители  по  состоянию    здоровья,
  • физического или психического, не способны воспитывать детей, большинство из них умственно отсталые;
  • возросло число семей, где нет нормальных условий для проживания;
  • несовершеннолетние матери бросают детей.

    Проблемы  детей, находящихся на попечении  государства, очень обширны. В рамках данной работы рассмотрена организация воспитательной работы с детьми-сиротами..

    В данном курсовом исследовании дано  определение понятия «дети-сироты», рассмотрено социальное воспитание как процесс, выявлены особенности социализации и социальной защиты воспитанников детских домов, выявлена проблема социализации и воспитания детей-сирот, рассмотрено положение детей-сирот в Краснодарском крае, проанализирован опыт работы детских домов в Краснодарском крае. 

 

    

    Список  используемой литературы 

    
  1. Российская  Федерация. Федеральный закон. О  дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Официальные документы в образовании.— 2002. — № 15.
  2. Российская Федерация. Правительство. О федеральной целевой программе «Дети России» на 2003 — 2006 годы: Постановление // Официальные документы в образовании. — 2002. — № 31.
  3. Баркер Р. Словарь социальной работы. М.: Институт социальной работы, 1994.
  4. Брутман В.И. и др. Раннее социальное сиротство как комплексная медикосоциально-педагогическая проблема. — М., 1994.
  5. Василькоав Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие. – М., 2000.
  6. Дементьева И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот. Современные проблемы и перспективы в условиях рынка. // Социальные проблемы сиротства. – М., 1992.
  7. Доэл М. Практика социальной работы. М., 1995. Бочарова В.Г. Социальная педагогика. — М., 1994.
  8. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов пед. ун-тов и ин-тов. — М., 1991.
  9. Назукина Л.И. Комплексная реабилитация детей и подростков — социальных сирот // Работник социальной службы. — 2002. — № 3.
  10. Новикова Н. Некоторые аспекты обеспечения защиты; прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Методические рекомендации // Директор школы. — 2000. — №5.
  11. Реабилитация социально дезадаптированных детей и подростков: Краткий словарь для сотрудников специализированных учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних. — М., 1998.
  12. МудрикА.В. Введение в социальную педагогику. — Пенза, 1994.
  13. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. Для студ. пед. Вузов. – М., 2005.
  14. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. – М., 2005.
  15. Энциклопедия социальной работы: В 3 т. - М., 1996.

Информация о работе Организация воспитстельной работы с детьми сиротами