Метод проектов как средство формирования навыков монологической речи у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 12:54, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить возможности использования метода проектов в формировании навыков монологической речи у младших школьников на уроках русского языка
Объект: формирование навыков монологической речи у младших школьников на уроках русского языка
Предмет: метод проектов как средство формирования навыков монологической речи у младших школьников на уроках русского языка

Оглавление

Введение
1.Научные основы формирования монологической речи у младших школьников на уроках русского языка
Исследование речи в научной литературе
Характеристика монологической речи и особенности ее формирования у младших школьников
Возможности уроков русского языка в формировании навыков монологической речи младших школьников
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию навыков монологической речи на уроках русского языка через использование метода проектов
2.1 Метод проектов и особенности его использования в начальной школе
2.2 Выявление уровня сформированности навыков монологической речи у младших школьников на начало опытно-экспериментальной работы
2.3 Включение метода проектов в уроки русского языка с целью формирования навыков монологической речи младших школьников
2.4. Анализ опытно-экспериментальной работы
Заключение
Библиографический список
Приложение

Файлы: 1 файл

Дипломная метод проектов как средство.docx

— 101.53 Кб (Скачать)

В. И. Водовозов отмечал  значение внутрен ней связи при  усвоении знаний, умение делать вывод  при наблю дении, усваивая тем  самым метод изучения языка. Он уделял большое внимание методике словарной  работы: «Приучая детей говорить, надо заботиться, чтобы они правильно  относили слова к тем понятиям, которые этими словами означаются, поэтому надо исправлять детский  опыт, обогащать детскую память новыми слова ми и выражениями, а занимаясь  грамматикой, выяснять значения слов и  выражений»

В. И. Водовозов был сторонником  индуктивного метода обу чения в  начальной школе, метода восхождения  от частного к об щему, от наблюдений к выводу и разработал ряд условий  его при менения (последовательность и постепенность, систематичность  упражнений, разнообразие занятий, осмысленность  усвоения ма териала и, в частности, тех слов, которые дети используют в речи).

Н.Ф. Бунаков, выдающийся русский  педагог и достойный по следователь  К. Д. Ушинского в разработке вопросов методики на чального обучения, был  сторонником аналитического и синтети  ческого методов обучения. Разъясняя  преимущества индуктивного метода, способствующего  развитию самостоятельности учащихся, он не отрицает и дедукцию, «которая особенно важна в интересах систематизации, следовательно, для закрепления  за учениками приобретенных ими  знаний». Задача грамматических занятий,—  говорил Н. Ф. Бунаков,— «изучение  живого языка», грамматика должна помогать школьникам «осмысливать то уменье понимать родной язык и пользоваться им, которое  им дала жизнь и кото рое школа  должна расширять и развивать» путем  словесных уп ражнений. Критикуя механические приемы заучивания, он подчер кивал важность систематизации знаний: «Мы лучше усваиваем знания, когда они приведены в систему по внутренней связи между ними, нежели в том случае, когда они остаются бессвязными, от рывочными» (Бунаков Н. Ф. Школьное дело//Избр. пед. соч.— М., 1953.— С. 168—169).

О том, в какой мере осознаются младшими школьниками эти внутренние связи, Н. Ф. Бунаков еще не мог  ответить. Однако он считал важным, чтобы  ученик понимал смысл слова, и  то, как слова связаны, какие формы  слова нужны для вразумительного  выражения мысли. Н. Ф. Бунаков рекомендовал педагогам стре миться к тому, чтобы  дети приучались, во-первых, писать красиво  и четко, во-вторых, сознательно, понимая, что пишут, и, в-третьих, грамотно, с  первых же шагов привыкая к мысли, что «удовлетво рительно только грамотное  письмо» (Неусыпова Н.М.Развитие речи младших школьников в условиях сельской малокомплектной школы: Книга для  учителя.-М.: Просвещение, 1990.-95 с., с. 7)

Теоретические разработки выдающихся русских методистов стали основой  дальнейших поисков методической теории и педа гогической практики.

Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, в образовании. Она  обогащает человека, служит предметом  искусства.

Речь разнообразна. Это  и разговор друзей, и горячий призыв оратора, и монолог артиста, и  ответ ученика у доски. В разных ситуациях речь выступает в различных  формах. Речь бывает внутренней и внешней. Внутренняя речь – это речь мысленная, протекающая, хотя  на языковом материале, но без отчётливых внешних проявлений. Это как бы разговор с самим собой. Она отрывочна, лишена чётких грамматических форм.

Внешняя речь – это речь-общение, речь для других. Она рассчитана на восприятие, на то, чтобы говорящего поняли его собеседники или слушатели. Внешняя речь бывает диалогической  и монологической.

Диалог – это разговор двух или нескольких лиц. Каждое отдельное высказывание зависит от реплик других собеседников, от ситуации. Диалог не нуждается в развёрнутых предложениях, поэтому в нём много неполных предложений.

Монолог – это речь одного человека, например рассказ, сообщение, пересказ. В отличие от диалога  монолог произволен, требует волевого усилия, а иногда и значительной подготовительной работы.

Речь конкретного человека – это отражение его общей  культуры. Поэтому речь должна отвечать определённым требованиям.

1.Правильность – это  соблюдение норм современного  литературного языка – грамматики, орфографии, пунктуации. Правильность  считается базовым качеством  хорошей речи.

2.Ясность – это доступность  её для понимания другими. Вредят  ясности слова и выражения,  придуманные или взятые из  какого-либо произведения для  украшения.

3.Чистота – свободная  от лексики, находящейся за  пределами литературного языка  (жаргонизмов, диалектизмов, слов  паразитов).

4.Точность – значение  слов и словосочетаний, употреблённых  в речи, полностью соотнесено  со смысловой и предметной  сторонами речи.

5.Выразительность – умение  ярко, убедительно и в то же  время по возможности сжато  выразить свои мысли и чувства,  умение интонацией, выбором слов, построением предложений действовать  на адресата.

6.Богатство – определяется  выбором языковых средств для  выражения одной и той же  мысли, отсутствие однообразия,  повторения одних и тех же  слов и конструкций.

Внешняя речь может выступать  как в устной, так и в письменной форме.

Письменной речи, в общем, свойственны те же черты, что и  в устной, но они более строго выражены. В то же время есть и  отличительные черты.

Во-первых, письменная речь всегда сложнее и полнее устной, предложения крупнее, чаще употребляются  конструкции, осложняющие предложения, больше книжных слов. Во-вторых, в  письменном варианте невозможны паузы, логические ударения, интонация, жесты  и другие средства, играющие столь  важную роль в речи устной. В-третьих, письменная речь ограничена орфографией. В-четвёртых, письменная речь составляется и протекает значительно медленнее, чем устная. В-пятых, письменная речь – это речь подготовленная, подлежащая проверке, поддающаяся исправлению, совершенствованию, поэтому овладение  письменной речью способствует повышению  общей языковой культуры.

В начальной школе детей  обучают чтению, письму, речи устной и письменной – это есть формирование специфических речевых умений и  навыков, то есть видов речевой деятельности. Обычно выделяют четыре основных вида речевой деятельности.

1.Чтение

2.Аудирование.

3.Устная речь.

4.Письменная речь.

Человек всю свою жизнь  совершенствует свою речь, овладевает богатством языка. Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания человека порождаются определёнными  побуждениями. Эту сторону речевой  деятельности называют мотивацией речи.

Мотивация речи (ради чего я  говорю) возникает у детей при  наличии эмоций, связанных с яркими впечатлениями, интересом к той  или иной деятельности. Значит –  потребность общения – это  первое условие речевого развития. Но общение возможно только с помощью  общепонятных знаков, то есть слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Следовательно, детям нужно дать образцы речи или создать речевую среду. Это второе условие речевого развития. От того, какая у ребёнка речевая среда, во многом зависит богатство и разнообразие его собственной речи. Речь помогает ребёнку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью – это способ познания действительности. Богатство речи во многом зависит от обогащения ребёнка различными представлениями и понятиями, от его жизненного опыта. Иными словами, развиваясь, речь нуждается не только в языковом, но и в фактическом материале. Это третье условие успешного речевого развития.

Таким образом, исследованием  речи занималось множество ученых, каждый из которых внес непосредственный вклад в разработку систем упражнений для развития устной и письменной речи. Содержание и форма речи человека зависят от его возраста, ситуации, опыта, темперамента, характера, способностей, интересов, состояний. С помощью  речи обучаемые изучают учебный  материал, общаются, влияют друг на друга  и воздействуют на себя в процессе самовнушения. Чем активнее обучаемые  совершенствуют устную, письменную и  другие виды речи, пополняют свой словарь, тем лучше уровень их познавательных возможностей и культуры.

1.2 Характеристика монологической  речи и особенности ее формирования  у младших школьников

Сегодня уже стали привычными слова о том, что у детей  необходимо развивать общеучебные  навыки (или универсальные учебные  действия, ключевые компетентности), среди  которых особенно выделяют коммуникативные. Под наличием  сформированных коммуникативных навыков подразумевают хорошо развитую речь, умение работать в группе, высказывать свою точку зрения и отстаивать ее,  принимать чужую точку зрения и т.д.

Монологическая речь - речь одного лица, состоящая из ряда логически, последовательно связанных между собой предложений, интонационно оформленных и объединенных единым содержанием и целью высказывания. [ Чудочина Т.П.,  Чеблуковка Т.А. Методика преподавания иностранного языка. Словарь терминов и понятий для студентов, обучающихся по специальности 0312 – Преподавание в начальных классах с дополнительной подготовкой в области иностранного языка [Текст].-Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2005. – 24 с. С.21]

Монологическое высказывание - это особое и сложное умение, которое необходимо специально формировать.

Монолог - организованный вид речи, представляющий собой продукт индивидуального построения и предполагающий продолжительное высказывание одного лица, обращенное к аудитории. [Виноградов, стр. 18]

Монолог - непосредственно обращенный к собеседнику непринужденный рассказ. [Шведова, стр. 280]

Монолог - большая или меньшая часть диалога, всегда предполагающего наличие собеседника. [Зимняя, стр. 160]

Монологическая речь - относительно развернутый вид речи, при котором сравнительно мало используется неречевая информация, получаемая из ситуации разговора.

Монологическая речь - достаточно развернутое высказывание одного лица, состоящее из ряда фраз (предложений), между которыми имеется логическая и лингвистическая связь. [Скалкин, стр. 6]

Как вы уже заметили, монолог  до сих пор не нашел еще своего единого определения. Можно сказать, что монолог - это организованный вид деятельности, что предполагает наличие умений программировать  не только отдельное высказывание или  предложение, но и все сообщение  в целом.

Принципиально важное значение имеет положение С.Д. Канцнельсона о том, что всякий монолог в  общем плане - это какое-то «словесное воспроизведение знаний», а всякое «словесное воспроизведение знаний требует всякий раз словесной  импровизации, форма и объем которой  меняются в значительных пределах в  зависимости от ситуативных условий  и стратегии говорящего». [Канцнельсон, стр. 111]

Существуют определенные разновидности монолога, которые  встречаются в реальном общении. К ним можно отнести:

  1. приветственную речь;
  2. похвалу;
  3. порицание;
  4. лекцию;
  5. рассказ;
  6. характеристику;
  7. описание;
  8. обвинительную или оправдательную речь и т.д.

В специальной литературе существует классификация монологов  в зависимости от типов их общественного  воздействия, а также от их стилистических особенностей. Так, В.В. Виноградов условно  выделяет монологи четырёх типов: монолог-убеждение, монолог лирический, монолог драматический, монолог сообщающего типа. [Виноградов, стр. 22]

Монолог обладает следующими характеристиками: целенаправленность или соответствие речевой задаче, непрерывный характер, логичность, смысловая законченность, самостоятельность  и выразительность. [ Жинкин Н.И. Механизмы  речи [Текст].-М., 1982. С7]

Действительно, прежде чем  начать произносить монолог в  реальной жизни, человек хорошо понимает, зачем он это делает, и произносит его только в том случае, если действительно хочет выговориться или считает это необходимым. Цель монолога определяется речевой  ситуацией, которая, в свою очередь, определена местом, временем, аудиторией и конкретной речевой задачей.

На уроке все несколько  иначе. Ситуацию надо создавать, а иначе  исчезает самая важная самая первая характеристика монолога - целенаправленность, которая в значительной степени  определяет все остальное.

Основная функция монологического  высказывания состоит в связном непрерывном изложении мыслей говорящим, обращенном к одному или нескольким лицам (аудитории) и преследующем определенную цель. Для монологической речи характерны такие коммуникативные функции:

  1. информативная - сообщение новой информации в виде знаний о предметах и явлениях действительности, описание событий, действий, состояний и др.
  2. бездейственная - убеждение слушателя в правоте или несостоятельности тех или иных положений, взглядов, действий и др., побуждение к каким-либо действиям или предотвращение действия.
  3. экспрессивная (эмоционально-выразительная) - использование речевого общения в качестве своеобразного регулятора для снятия эмоциональной напряженности, для описания состояния, в котором находится говорящий и др.
  4. развлекательная - монологическая речь человека, находящегося на сцене или среди друзей, который ставит своей задачей развлечь слушателей, используя для этого художественное произведение или свое сочинение.
  5. ритуально-культовая   -   высказывание   во   время   какого-либо   ритуального обряда. [Скалкин, стр. 10]

Монологическое высказывание можно классифицировать в зависимости  от коммуникативных условий, в которых  оно порождается, протяженности, подготовленности, степени оригинальности, характера  содержания, мотивации и других аспектов речепроизводства. Рассмотрим названные  принципы классификации более подробно.

Коммуникативные условия.

Монолог может быть следствием оговоренной заранее процедуры  или установившейся среди членов языкового коллектива социально-речевой  традиции. Такое монологическое высказывание можно назвать процедурным. В  иных условиях говорящий как бы сам  завоевывает себе право на монологическое выступление. Чтобы состоялось его  монологическое высказывание он должен умело подключиться к диалогу  и своей речью, особенно начальными фразами, заинтересовать слушающих. Такое  монологическое высказывание называется свободным.

Информация о работе Метод проектов как средство формирования навыков монологической речи у младших школьников