Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 17:55, курсовая работа
В дошкольном возрасте речь ребёнка приобретает новые качественные особенности. Наряду с быстрым ростом словаря (от 1000—1200 слов у трёхлетнего ребёнка до 3000—4000 слов у старшего дошкольника) идёт практическое овладение более сложными формами предложения, грамматическим строем родного языка.
Развитие речи происходит в процессе общения ребёнка с окружающими, которое становится в дошкольном возрасте богаче и разнообразнее благодаря накопленным ребёнком знаниям и участию в различных коллективных иг
Содержание
Введение ……………………………………………………………….. Глава 1 Теоретические основы формирования диалогической речи детей младшего дошкольного возраста…………………………..
1.1 Формирование диалогической речи, как задача формировании связной речи детей дошкольного возраста…………………………….
1.2 Особенности формирования диалогической речи в младшем дошкольном возрасте……………………………………….
1.3 Сказка как средство воспитания детей……………………………..
1.4 Влияние сказки на формирование диалогической речи
младшего дошкольного возраста………………………………………
Глава 2
Министерство Образования Республики Карелии
ГОУ « Петрозаводский педагогический колледж»
Заочное отделение
Выпускная квалификационная
Сказка
как средство формирования
диалогической речи
Кадина Галина Веденеевна
Содержание
Введение ………………………………………………………
1.1 Формирование
диалогической речи, как задача
формировании
связной речи детей дошкольного возраста…………………………….
1.2 Особенности
формирования диалогической
1.3 Сказка как средство воспитания детей……………………………..
1.4 Влияние сказки на формирование диалогической речи
младшего дошкольного возраста………………………………………
Глава 2
Введение
Глава 1 Теоретические основы формирования диалогической речи детей младшего дошкольного возраста, через
использование сказки.
1.1 Формирование
диалогической речи, как задача формирование
связной речи детей дошкольного возраста.
В дошкольном
возрасте речь ребёнка приобретает новые
качественные особенности. Наряду с быстрым
ростом словаря (от 1000—1200 слов у трёхлетнего
ребёнка до 3000—4000 слов у старшего дошкольника)
идёт практическое овладение более сложными
формами предложения, грамматическим
строем родного языка.
Развитие речи происходит в процессе общения
ребёнка с окружающими, которое становится
в дошкольном возрасте богаче и разнообразнее
благодаря накопленным ребёнком знаниям
и участию в различных коллективных играх
и занятиях. Усовершенствование речи неразрывно
связано с развитием мышления ребёнка,
в частности с переходом от наглядно-действенного
к рассуждающему, логическому мышлению,
которое начинает складываться в дошкольном
возрасте.
Всё это побуждает ребёнка овладевать
средствами языка, переходить к новым,
более сложным формам словесных высказываний.
Изменяется взаимоотношение двух сигнальных
систем, соотношение между словом, с одной
стороны, и наглядными образами непосредственными
действиями, с другой. Если речь ребёнка
раннего возраста связана, главным образом,
с тем, что он воспринимает и делает в данный
момент, то дошкольник, помимо этого, начинает
понимать и сам вести разговоры о вещах
более отдалённых, которые он может себе,
лишь вообразить, лишь мысленно себе представить.
Так получается, например, когда дошкольник
слушает какую-либо сказку или сам связно
описывает то, что он раньше наблюдал.
Легко понять, как
вырастают в этих условиях требования
к связной речи, к умению грамматически
правильно строить предложения и связывать
их друг с другом.
Связная речь – это не просто последовательность
слов и предложений, это последовательность
связанных друг с другом мыслей, которые
выражены точными словами и в правильном
построении предложения.
Ребёнок учиться
мыслить, учась говорить, но он также
совершенствует свою речь, учась мыслить.
Связная речь как бы вбирает в
себя все достижения ребёнка в
овладении родным языком, в освоении
его звуковой стороны, словарного запаса,
грамматического строя. Это не значит,
однако что развивать связную речь ребёнка
можно только тогда, когда он очень хорошо
усвоил звуковую, лексическую и грамматическую
стороны языка. Формирование связной речи
начинается раньше. Ребёнок может не уметь
ещё чисто произносить все звуки не овладеть
большим объёмом словаря и сложноподчинёнными
предложениями, но работа по развитию
связной речь уже должна начинаться. В
формировании связной речи отчётливо
выступает тесная связь речевого и умственного
развития детей, развития их мышления,
восприятия, наблюдательности. Чтобы
хорошо, связно рассказывать о чём-нибудь,
нужно ясно представлять себе объект рассказа,
уметь анализировать, отбирать основные
свойства и качества, устанавливать причинно
– следственные, временные и другие отношения
между предметами и явлениями.
На протяжении дошкольного возраста, при
правильной организации воспитательной
работе, ребёнок практически усваивает
основные правила грамматики родного
языка и пользуется ими в своей устной
речи.
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.
В подготовительном периоде развития речи, на первом году жизни, в процессе непосредственно-эмоционального общения с взрослым закладываются основы будущей связной речи.
В эмоциональном общении взрослый и ребёнок выражают разнообразные чувства (удовольствие или неудовольствие), а не мысли. Постепенно отношения взрослого и ребёнка обогащаются, расширяется круг предметов, с которыми он сталкивается, а слова, которые раньше выражали только эмоции, начинают становиться для малыша обозначениями предметов и действий. Ребёнок овладевает своим голосовым аппаратом, приобретает умение понимать речь окружающих. Понимание речи имеет огромное значение во всём последующем развитие ребёнка, является начальным этапом в развитие функций общения. Складывается особый тип общения, при котором взрослый говорит, а ребёнок отвечает мимикой, жестом, движением.
На основе понимания, сначала очень примитивного, начинает развиваться активная речь детей. Ребёнок подражает звукам и звукосочетаниям, которые произносит взрослый, сам привлекает внимание взрослого к себе, к какому-нибудь предмету. Всё это имеет исключительное значение для развития речевого общения детей: зарождается намеренность голосовой реакции, её направленность на другого человека, формируются речевой слух, произвольность произнесения [4, c.46].
К концу первого
- началу второго года жизни появляются
первые осмысленные слова, но они
преимущественно выражают желания
и потребности ребёнка. Только во второй
половине второго года жизни слова начинают
служить для малыша обозначениями предметов.
С этого момента ребёнок начинает использовать
слова для обращения к взрослому и приобретает
возможность посредством речи вступать
в сознательное общение с взрослым. Слова
для него имеют смысл целого предложения.
Постепенно появляются первые предложения,
сначала из двух, а к двум годам из трёх
и четырёх слов. К концу второго года жизни
ребёнка слова начинают грамматически
оформляться. Дети выражают свои мысли
и желания более точно и ясно. Речь в этот
период выступает в двух основных функциях:
как средство установления контакта и
как средство познания мира. Несмотря
на несовершенство звукопроизношения,
ограниченность словаря, грамматические
ошибки, она является средством общения
и обобщения.
В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью этого возраста является возникновения планирующей функцией речи. В ролевой игре, ведущей деятельности дошкольников, возникают и новые виды речи: речь, инструктирующая участников игры, речь – сообщение, повествующая взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов приобретает форму монологической, контекстной.
Как было показано в исследовании А.М. Леушиной, основная линия развития связной речи состоит в том, что от исключительного господства ситуативной речи ребёнок переходит к речи контекстной. Появление контекстной речи определяется задачами и характером его общения с окружающими. Изменения образа жизни ребёнка, усложнения познавательной деятельности, новые отношения с взрослыми, появление новых видов деятельности требует развёрнутой речи, а прежние средства ситуативной речи не обеспечивают полноты и ясности высказывания. Возникает речь контекстная [1, с.252].
Переход от ситуативной речи к контекстной, по мнению Д.Б.Эльконина, происходит к 4-5 годам. Вместе с тем элементы связной монологической речи появляются уже в 2-3 года. Переход к контекстной речи тесно связан с освоением словарного состава и грамматического строя родного языка, с развитием умения произвольно использовать средства языка. С усложнением грамматической структуры речи высказывания становятся всё развернутыми и связными.
В младшем дошкольном возрасте речь связана с непосредственным опытом детей, что отражается на формах речи. Для неё характерны не полные, неопределённо-личные предложения, состоящие часто из одного сказуемого; название предметов заменяются местоимениями. В рассказах ребёнка переплетаются факты, из материала на заданную тему которые, всплывают на поверхность фактами из личного опыта.
Ситуативность не является абсолютной принадлежностью возраста ребёнка. У одних и тех же детей речь может быть то более ситуативной, то более контекстной. Это определяется задачами и условиями общения.
Вывод А.М.Леушиной
нашел подтверждение в
Наряду с монологическою речью продолжает развиваться и диалогическая речь. В дальнейшем обе эти формы сосуществуют и используются в зависимости от условий общения.
Дети 4-5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают о игрушкам и картинкам. Вместе с тем их связная речь ещё несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей. Их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушение логики; предложения в нутрии рассказа часто связаны лишь формально (словами: ещё, потом).
Информация о работе Сказка как средство формирования диалогической речи