Сказка как средство формирования диалогической речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 17:55, курсовая работа

Краткое описание

В дошкольном возрасте речь ребёнка приобретает новые качественные особенности. Наряду с быстрым ростом словаря (от 1000—1200 слов у трёхлетнего ребёнка до 3000—4000 слов у старшего дошкольника) идёт практическое овладение более сложными формами предложения, грамматическим строем родного языка.
Развитие речи происходит в процессе общения ребёнка с окружающими, которое становится в дошкольном возрасте богаче и разнообразнее благодаря накопленным ребёнком знаниям и участию в различных коллективных иг

Оглавление

Содержание
Введение ……………………………………………………………….. Глава 1 Теоретические основы формирования диалогической речи детей младшего дошкольного возраста…………………………..
1.1 Формирование диалогической речи, как задача формировании связной речи детей дошкольного возраста…………………………….
1.2 Особенности формирования диалогической речи в младшем дошкольном возрасте……………………………………….
1.3 Сказка как средство воспитания детей……………………………..
1.4 Влияние сказки на формирование диалогической речи
младшего дошкольного возраста………………………………………
Глава 2

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 61.50 Кб (Скачать)

Министерство  Образования Республики Карелии

ГОУ « Петрозаводский педагогический колледж»

Заочное отделение 
 
 

               Выпускная квалификационная работа

Сказка  как средство формирования диалогической речи 
 
 
 

                                                  Выполнила

                                                              Бахвалова Ольга Владимировна

                                                              студентка 421группы

                                                              специальность 050704

                                                              Дошкольное образование 

                                                              с дополнительной квалификацией

                                                              «Семейное воспитание»

                                                                 Руководитель:

                                                             Кадина Галина Веденеевна

                                                              преподаватель ППК

          
 
 
 

                                 

                                  Петрозаводск 2012

Содержание

Введение ………………………………………………………………..                                                                                                                       Глава 1 Теоретические основы формирования диалогической                                           речи детей младшего дошкольного возраста…………………………..

1.1 Формирование  диалогической речи, как задача  формировании               связной речи детей дошкольного возраста…………………………….                                                

1.2 Особенности  формирования диалогической речи                                                в младшем дошкольном возрасте……………………………………….

1.3 Сказка как  средство воспитания детей……………………………..

1.4 Влияние сказки  на формирование диалогической  речи

младшего дошкольного  возраста………………………………………

Глава 2                        

                         

                            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1 Теоретические  основы формирования диалогической  речи детей младшего дошкольного возраста, через

использование сказки.

1.1 Формирование диалогической речи, как задача формирование связной речи детей дошкольного возраста.                                                                                                

 В дошкольном возрасте речь ребёнка приобретает новые качественные особенности. Наряду с быстрым ростом словаря (от 1000—1200 слов у трёхлетнего ребёнка до 3000—4000 слов у старшего дошкольника) идёт практическое овладение более сложными формами предложения, грамматическим строем родного языка. 
Развитие речи происходит в процессе общения ребёнка с окружающими, которое становится в дошкольном возрасте богаче и разнообразнее благодаря накопленным ребёнком знаниям и участию в различных коллективных играх и занятиях. Усовершенствование речи неразрывно связано с развитием мышления ребёнка, в частности с переходом от наглядно-действенного к рассуждающему, логическому мышлению, которое начинает складываться в дошкольном возрасте. 
Всё это побуждает ребёнка овладевать средствами языка, переходить к новым, более сложным формам словесных высказываний. 
Изменяется взаимоотношение двух сигнальных систем, соотношение между словом, с одной стороны, и наглядными образами  непосредственными действиями, с другой. Если речь ребёнка раннего возраста связана, главным образом, с тем, что он воспринимает и делает в данный момент, то дошкольник, помимо этого, начинает понимать и сам вести разговоры о вещах более отдалённых, которые он может себе, лишь вообразить, лишь мысленно себе представить. Так получается, например, когда дошкольник слушает какую-либо сказку или сам связно описывает то, что он раньше наблюдал.

Легко понять, как  вырастают в этих условиях требования к связной речи, к умению грамматически правильно строить предложения и связывать их друг с другом. 
Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами и в правильном построении  предложения.

Ребёнок учиться  мыслить, учась говорить, но он также  совершенствует свою речь, учась мыслить. Связная речь как бы вбирает в  себя все достижения ребёнка в  овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса, грамматического строя. Это не значит, однако что развивать связную речь ребёнка можно только тогда, когда он очень хорошо усвоил звуковую, лексическую и грамматическую стороны языка. Формирование связной речи начинается раньше. Ребёнок может не уметь ещё чисто произносить все звуки не овладеть большим объёмом словаря и сложноподчинёнными предложениями, но работа по развитию связной речь уже должна начинаться. В формировании связной речи отчётливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности.  Чтобы хорошо, связно рассказывать о чём-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно – следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.                                                                                                                                Ребёнок должен научиться правильно, употреблять служебные слова — отрицательные частицы не, ни, предлоги, союзы; он должен научиться понимать и употреблять многообразные суффиксы, меняющие значение слова; он должен научиться правильно, согласовывать слова в предложении в соответствии с родом, числом и падежом. 
На протяжении дошкольного возраста, при правильной организации воспитательной работе, ребёнок практически усваивает основные правила грамматики родного языка и пользуется ими в своей устной речи.

Развитие связной  речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

В подготовительном периоде развития речи, на первом году жизни, в процессе непосредственно-эмоционального общения с взрослым закладываются  основы будущей связной речи.

В эмоциональном  общении взрослый и ребёнок выражают разнообразные чувства (удовольствие или неудовольствие), а не мысли. Постепенно отношения взрослого  и ребёнка обогащаются, расширяется  круг предметов, с которыми он сталкивается, а слова, которые раньше выражали только эмоции, начинают становиться для малыша обозначениями предметов и действий. Ребёнок овладевает своим голосовым аппаратом, приобретает умение понимать речь окружающих. Понимание речи имеет огромное значение во всём последующем развитие ребёнка, является начальным этапом в развитие функций общения. Складывается особый тип общения, при котором взрослый говорит, а ребёнок отвечает мимикой, жестом, движением.

На основе понимания, сначала очень примитивного, начинает развиваться активная речь детей. Ребёнок подражает звукам и звукосочетаниям, которые произносит взрослый, сам привлекает внимание взрослого к себе, к какому-нибудь предмету. Всё это имеет исключительное значение для развития речевого общения детей: зарождается намеренность голосовой реакции, её направленность на другого человека, формируются речевой слух, произвольность произнесения [4, c.46].

К концу первого - началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, но они  преимущественно выражают желания  и потребности ребёнка. Только во второй половине второго года жизни слова начинают служить для малыша обозначениями предметов. С этого момента ребёнок начинает использовать слова для обращения к взрослому и приобретает возможность посредством речи вступать в сознательное общение с взрослым. Слова для него имеют смысл целого предложения. Постепенно появляются первые предложения, сначала из двух, а к двум годам из трёх и четырёх слов. К концу второго года жизни ребёнка слова начинают грамматически оформляться. Дети выражают свои мысли и желания более точно и ясно. Речь в этот период выступает в двух основных функциях: как средство установления контакта и как средство познания мира. Несмотря на несовершенство звукопроизношения, ограниченность словаря, грамматические ошибки, она является средством общения и обобщения.                                                                                                                        На третьем году жизни быстрыми темпами развивается как понимания речи, так и активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются самой простой, естественной и первоначальной формой речи – диалогической, которая сначала тесно связана с практической деятельностью ребёнка и используется для налаживания сотрудничества внутри совместной предметной деятельности. Она состоит в том обращении к собеседнику, содержит выражение просьбы и помощи, ответы на вопросы взрослого. Такая грамматически мало оформленная речь маленького ребёнка ситуативная. Её смысловое содержание лишь в связи ситуацией. Ситуативная речь больше выражает, чем высказывает. Контекст заменяют жесты, мимика, интонация. Но уже в этом возрасте дети учитывают в диалоге при построении своих высказываний то, как их поймут партнёры. Отсюда эллиптичность в построении высказываний, остановки начатом предложении.

В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного  практического опыта. Главной особенностью этого возраста является возникновения планирующей функцией речи. В ролевой игре, ведущей деятельности дошкольников, возникают и новые виды речи: речь, инструктирующая участников игры, речь – сообщение, повествующая взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов приобретает форму монологической, контекстной.

Как было показано в исследовании А.М. Леушиной, основная линия развития связной речи состоит  в том, что от исключительного  господства ситуативной речи ребёнок переходит к речи контекстной. Появление контекстной речи определяется задачами и характером его общения с окружающими. Изменения образа жизни ребёнка, усложнения познавательной деятельности, новые отношения с взрослыми, появление новых видов деятельности требует  развёрнутой речи, а прежние средства ситуативной речи не обеспечивают полноты и ясности высказывания. Возникает речь контекстная [1, с.252].

Переход от ситуативной  речи к контекстной, по мнению Д.Б.Эльконина, происходит к 4-5 годам. Вместе с тем элементы связной монологической речи появляются уже в 2-3 года. Переход к контекстной речи тесно связан с освоением словарного состава и грамматического строя родного языка, с развитием умения произвольно использовать средства языка. С усложнением грамматической структуры речи высказывания становятся всё  развернутыми и связными.

В младшем дошкольном возрасте речь связана с непосредственным опытом детей, что отражается на формах речи. Для неё характерны не полные, неопределённо-личные предложения, состоящие часто из одного сказуемого; название предметов заменяются местоимениями. В рассказах ребёнка переплетаются факты, из материала на заданную тему которые, всплывают на поверхность фактами из личного опыта.

Ситуативность не является абсолютной принадлежностью возраста ребёнка. У одних и тех же детей речь может быть то более ситуативной, то более контекстной. Это определяется задачами и условиями общения.

Вывод А.М.Леушиной нашел подтверждение в исследовании М.И.Лисиной и её учеников. Учёные доказали, что уровень речевого развития зависит от уровня общения у детей. Форма высказывания зависит от того, как понимает ребёнка собеседник. Речевое поведение собеседника влияет на содержание и структуру речи ребёнка. Например, в общении со сверстниками дети в большей мере используют контекстную речь, поскольку им надо что-то объяснить, в чём-то убедить. В общении с взрослыми, легко понимающими их, дети чаще ограничиваются ситуативной речью.

Наряду с монологическою речью продолжает развиваться и  диалогическая речь. В дальнейшем обе эти формы сосуществуют и используются в зависимости от условий общения.

Дети 4-5 лет активно  вступают в разговор, могут участвовать  в коллективной беседе, пересказывают  сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают о игрушкам и картинкам. Вместе с тем их связная речь ещё несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей. Их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушение логики; предложения в нутрии рассказа часто связаны лишь формально (словами: ещё, потом).

Информация о работе Сказка как средство формирования диалогической речи