Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 12:54, дипломная работа
Цель исследования: выявить возможности использования метода проектов в формировании навыков монологической речи у младших школьников на уроках русского языка
Объект: формирование навыков монологической речи у младших школьников на уроках русского языка
Предмет: метод проектов как средство формирования навыков монологической речи у младших школьников на уроках русского языка
Введение
1.Научные основы формирования монологической речи у младших школьников на уроках русского языка
Исследование речи в научной литературе
Характеристика монологической речи и особенности ее формирования у младших школьников
Возможности уроков русского языка в формировании навыков монологической речи младших школьников
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию навыков монологической речи на уроках русского языка через использование метода проектов
2.1 Метод проектов и особенности его использования в начальной школе
2.2 Выявление уровня сформированности навыков монологической речи у младших школьников на начало опытно-экспериментальной работы
2.3 Включение метода проектов в уроки русского языка с целью формирования навыков монологической речи младших школьников
2.4. Анализ опытно-экспериментальной работы
Заключение
Библиографический список
Приложение
Формирующий этап длился с 1 ноября 2009 года по 28 февраля 2010 год, всего он составляет 17 недель. За это время проведено 15 уроков русского языка в экспериментальном классе с использованием проектной методики для формирования навыков монологической речи в экспериментальном классе.
В основном проектная деятельность использовалась на закреплении изученной деятельности, либо на повторении ранее изученного материала. Практически все проекты являлись кратковременными, проходившие в течении одного урока. В основном тематика проектов была предложена учителем, хотя в будущем возможно учитывать и мнение детей.
Описание некоторых нами проектов мы хотели бы представить в нашем исследовании:
Урок русского языка №1
Тема: Склонение имен существительных
Цели урока: Развивать умение распознавать тип склонений имени существительного по роду и окончанию в именительном падеже; развивать навыки монологической речи, орфографическую зоркость,
Этап урока: повторение ранее изученного
Проект на тему: Существительные на грядке!
Цель проекта: развитие навыков
монологической речи, умения распознавать
тип склонений имени
Описание и анализ выполнения проекта: на доске, напротив каждого ряда (а их три) расположены «грядки» (прямоугольники, нарисованные мелом), у каждого из учеников на столе лежит белый лист формата А4. Задача учащихся вспомнить какие фрукты, овощи, ягоды они знают, выбрать тот, который им нравиться, путем вырывания из листа изготовить этот продукт, раскрасить и прикрепить на доску. Каждый ряд работал только с одним склонением, первый с первым, второй со вторым, а третий с третьим. Когда ребенок выходил к доске, он должен непременно назвать свой продукт, к какому склонению он его относит и почему. В данном проекте каждый из учащихся строил монолог в соответствии с заданной ему задачей.
Урок русского языка №2
Тема: Падежи имен существительных (урок 2)
Цель: познакомить с падежами имен существительных в русском языке, открыть прием распознавания падежей имен существительных
Этап урока: изучение нового материала
Проект на тему: Мистер Падеж
Цели проекта: развитие навыков монологической речи, знакомство с падежами имен существительных
Описание и анализ выполнения проекта: весь класс разбит на 7 подгрупп, каждый получает альбомный лист и приступает к выполнение своей задачи. По жеребьевке каждой группе достался один падеж, про который они должны все рассказать, нарисовать, привести примеры и после чего защитить свой проект перед классом и ответить на наши вопросы. Здесь в каждой подгруппе было по 2-3 человека, работали ребята увлекательно, проекты получились яркими и познавательными. При работе с проектом ученики использовали свой учебник и материалы из энциклопедий, ведь за день до выполнения проекта им было поручено найти новую информацию о падежах имен существительных. Проект на этом уроке был исследовательский, творческий, кратковременный.
Урок русского языка №3
Тема: изложение «Медаль за отвагу» (упр. 44, стр. 25)
Цели урока: развивать умение связанно передавать текст с учетом особенностей употребления слов автором; развивать письменную речь учащихся, орфографическую зоркость.
Этап урока: работа над планом
Проект на тему: «Медаль за отвагу»
Цель проекта: развитие навыков монологической речи (устной и письменной)
Описание и анализ выполнения проекта: при чтении текста учащимся разрешается фиксировать текст в виде логической цепочки, состоящей из нескольких слов, которая поможет лучше запомнить текст (в основном цепочка состоит из имен собственных, мест и времени действий). После этого учащиеся защищают свой краткосрочный проект перед классом, после чело лучший (по мнению всего класса) вывешивается на доску, и все учащиеся при написании изложения могут им воспользоваться.
Урок русского языка №4
Тема: сочинение «Наша елка»
Цели урока: закрепить знания учащихся об имени существительном, познакомить с традициями празднования нового года в России
Этап урока: закрепление ранее изученного
Проект на тему: Вот какая елочка!
Цель проекта: развитие навыков монологической речи
Этапы выполнения проекта: учащимся перед новогодними праздниками предлагается изготовить собственную елочку. Класс был разбит на подгруппы. Перед написанием сочинения каждая подгруппа за несколько дней получила задание найти:
Как было уже отмечено, что ребята к написанию сочинения готовились заранее. Соответственно и проекты они выполняли дома, помощь в этом им оказывали родители, старшие братья и сестры. Придя на урок, каждая подгруппа должна была защитить свой проект перед классом. После этого делался вывод по теме и ребята приступали к написанию сочинений.
Урок русского языка №5
Тема: Род имен существительных
Цели урока: повторить
с учащимися род имен существительных,
развивать орфографическую
Этап урока: повторение ранее изученного
Проект на тему: Я – человек и у меня есть…
Цель проекта: развивать навыки монологической речи, кругозор учащихся
Описание и анализ выполнения проекта: этот проект выполнялся всем классом одновременно. На доске был размещен плакат с фигурой человека. Задача учащихся была в том, чтобы создать человеку такую атмосферу, чтобы ему было приятно находиться в нашем классе. Ребята должны были по цепочке выходить к доске, дорисовать (подарить) любой предмет этому человеку и у этого предмета определить род. Предметы были самые разнообразные: штаны, свитер, шляпа, очки, трость, собачка, портфель, девочка… После урока ребята с удовольствием раскрасили нашего друга и поместили его в классный уголок! По моим замечанием можно сказать, что еще в течении нескольких дней дети дорисовывали предметы и друг другу объясняли какого они рода.
Именно при анализе пятого урока мы удостоверились, что если вид деятельности детям интересен, то они с удовольствием будут учиться, сами не замечая этого. В данном проекте учитель являлся наблюдателем и он заметил, что проектная деятельность захватывает ребят его класса.
Перечитав много источников о данном методе, мы нашли для себя интересное высказывание Н.Ю. Пахомовой: «...В новых условиях учителю необходимы новые (а может быть, и хорошо забытые старые) методы, позволяющие по-новому организовать процесс учения / обучения, взаимоотношения между учителем и учеником» [Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М, 2003, с. 14].
Проектная методика на уроках
русского языка развивает у школьников
самостоятельность, творчество, активность.
При использовании данного
2.4 Анализ опытно-
Вопросы обучения монологическому
высказыванию являются предметом многих
исследований в области методики.
Важное значение в организации обучения
иноязычному монологическому
По результатам корректирующей работы последний этап нашего исследования – контрольный. Его целью будет являться проверка эффективности подобранной методики, обработка контрольных данных (при помощи количественного и качественного методов).
Для проверки уровня устно-речевого
развития нами была использована методика
Л.П. Уфимцевой, а для письменного
развития – методика Н.Н. Светловской.
Эти же методики мы использовали на
констатирующем этапе нашей опытно-
Результаты исследования мы представили в Таблице 2 .
Таблица 1 - Уровни устно-речевого развития учащихся 4 «А» и 4 «Б» классов на контрольном этапе
4«А» класс (16 детей), экспериментальный |
4 «Б» класс (17 человек), контрольный |
|||
Количество учащихся |
% |
Количество учащихся |
% | |
Высокий |
7 |
43, 75 |
7 |
41,2 |
Средний |
8 |
50 |
6 |
35,3 |
Низкий |
1 |
6,25 |
4 |
23,5 |
Рисунок 1 - Уровни устно-речевого развития учащихся 4 «А» и 4 «Б» классов
на контрольном этапе
Таким образом, проанализировав пересказы учащихся, можно сделать следующий вывод: устно-речевое развитие на высоком уровне в 4 «А» классе находится 43,75 % детей, а в 4 «Б» - 41,2 %, на среднем уровне в 4 «А» классе – 50 % детей, а в 4 «Б» - 35,3 %, на низком уровне в 4 «А» классе – 6,25 % детей, а в 4 «Б» - 23,5 % (Рисунок 1).
Сравнивая результаты констатирующего
и контрольного этапов нужно отметить,
что в экспериментальном классе
высокий уровень
Для выявления уровня развития связной письменной речи детей обоих классов мы предложили им текст А.П. Чехова «Весной» для подробного письменного изложения (приложение Б).
При анализе детских изложений были получены следующие результаты: (Таблица 2)
Таблица 2 - Уровни развития связной письменной речи учащихся
4 «А» и 4 «Б» классов на констатирующем этапе
4 «А» класс (16 детей), экспериментальный |
4 «Б» класс (17 человек), контрольный |
|||
Количество учащихся |
% |
Количество учащихся |
% | |
Высокий |
6 |
37,5 |
5 |
29,4 |
Средний |
8 |
50 |
7 |
41,2 |
Низкий |
2 |
12,5 |
5 |
29,4 |
Рисунок 2 - Уровни развития связной письменной речи учащихся
4 «А» и 4 «Б» классов на констатирующем этапе
Результаты анализа школьных изложений показали, что в 4 «А» классе (экспериментальном) высокий уровень развития связной письменной речи был на 9,95 % ниже, чем в 4 «Б» классе (контрольном), после эксперимента стал на 8,1 % выше, средний уровень был ниже на 4,05 %, а стал на 8,8 выше, а низкий уровень был выше на 14 %, но после эксперимента он понизился на 16,9 %.
Таким образом, в ходе проведения
контрольного этапа экспериментальной
работы мы выявили, что большинство
детей экспериментального класса после
проведения уроков русского языка с
использованием проектной методики,
повысили свой уровень сформированности
навыков монологической речи, в отличии
от младших школьников контрольного
класса, у которых уровень
При проведении проектной работы перед учителем возникает ряд проблем. Основная проблема – организация деятельности учащихся. Проекты создают дополнительную работу для учителя, они требуют дополнительных действий. Следующей проблемой является мониторинг. Необходимо знать, что делает ученик за пределами класса. Но с другой стороны, проект – это возможность школьнику выразить свои собственные идеи. Желательно чтобы не было слишком строгого контроля. Существуют некоторые личностные проблемы. Учитель может столкнуться с трудностями, связанными с личностью ученика, такими как отсутствие интереса или мотивации, трудности во взаимоотношениях с другими членами группы. Но так же работа над проектом дает ребятам возможность проявить таланты. Иногда возникают трудности в создании успешно действующих групп. Большинство проектов можно сделать индивидуально, но работа в группах носит более творческий характер. Необходимо сохранять группы до окончания работы над проектом. Состав групп можно поменять только тогда, когда начинается работа над новым проектом. Успех группы, рассчитанный на длительное действие, зависит от интересов учащихся и взаимоотношений между ними. Предпочтительное количество учеников в группе 3-4. Насколько это возможно, позволяйте самим ученикам разрешать проблемы внутри группы без вмешательства учителя.
По всему вышесказанному можно сделать вывод, что метод проектов является эффективным средством обучения учащихся начальных классов на уроках русского языка монологической речи. Ведь именно во время выполнения проектной работы совершенствуются сформированные ранее навыки общения и закладываются основы будущих самостоятельных высказываний учеников.
На основе нашего опыта и анализа литературы мы составили рекомендации для будущих преподавателей для использования метода проектов при формировании монологической речи младших школьников: