Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 12:54, дипломная работа
Цель исследования: выявить возможности использования метода проектов в формировании навыков монологической речи у младших школьников на уроках русского языка
Объект: формирование навыков монологической речи у младших школьников на уроках русского языка
Предмет: метод проектов как средство формирования навыков монологической речи у младших школьников на уроках русского языка
Введение
1.Научные основы формирования монологической речи у младших школьников на уроках русского языка
Исследование речи в научной литературе
Характеристика монологической речи и особенности ее формирования у младших школьников
Возможности уроков русского языка в формировании навыков монологической речи младших школьников
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию навыков монологической речи на уроках русского языка через использование метода проектов
2.1 Метод проектов и особенности его использования в начальной школе
2.2 Выявление уровня сформированности навыков монологической речи у младших школьников на начало опытно-экспериментальной работы
2.3 Включение метода проектов в уроки русского языка с целью формирования навыков монологической речи младших школьников
2.4. Анализ опытно-экспериментальной работы
Заключение
Библиографический список
Приложение
Иногда учителей удивляет, почему в учебнике, считающемся речевым, так поздно (в декабре) пишется первое изложение. Объяснение простое: учить осознанному (а не механическому) воспроизведению текста можно лишь тогда, когда дети получили элементарное представление о том, что такое текст и каковы секреты его воспроизведения. Вот почему обучение письменным пересказам заключает раздел, посвященный тексту.
Борищук Н.К. [Борищук, Н.К. Развитие
речи – Развитие личности школьника
[Текст] // Yfxfkmyfz irjkf – 1988 - №3.- с.96 C.12-16] вносит
еще одно изменение – предлагает
другой по сравнению с традиционным
способ помощи детям. Дело в том, что
при воспроизведении небольшого
текста (равного абзацу) практически
невозможно составить план. В традиционной
практике обычно предлагаются вопросы,
из ответов на которые, как принято
считать, сложится текст. Реализация этого
приема не так проста, как кажется.
Во-первых, нужно специально выстраивать
порядок слов в вопросе, чтобы
получить желаемое построение предложений
в ответе. Во-вторых, вопросы, напоминающие
конкретное содержание каждого их предложений,
чаще всего неестественны, а вопросы
более широкого содержания не помогают
ребенку следить за движением
мысли и построением
Анализируя содержание текста,
учителя с учениками будут
наблюдать, о чем говорится в
каждом предложении, что нового по сравнению
с предыдущими в нем
В третьем классе продолжаются все линии обучения. Еще более основательной становиться работа по культуре речи. Надо реально помочь детям начать овладевать многими нормами литературного языка. Мышь – это «он» или «она»? А какого числа слова «листва», «детвора», «молодежь»? В помощь школьникам вводится специальный словарь трудностей. Обучение пользованию словарем, накопление опыта работы со справочником, пусть пока небольшим, помещенным в учебнике, считается важным компонентом как обучения, так и развития, воспитания младших школьников средствами учебного предмета «Русский язык».
Продолжается обучение третьеклассников и созданию тестов. На протяжении учебного года постоянно ведутся наблюдения за построением повествований, описаний, за теми «секретами», которые используют писатели. А в IV четверти накопленные представления ложатся в основу обучения созданию повествований и описаний, включению в них предложений со значением оценки.
В четвертом классе весь изучаемый материал группируется вокруг понятий «слово», «словосочетание», «предложение», «текст». С каждым из них связана определенная работа по развитию речи на данном этапе.
Продолжается обучение культуре речи, владению нормами литературного языка. В связи с освоением падежей и падежных окончаний имен существительных предусмотрены специальные уроки культуры речи. На них обсуждаются некоторые тайны русского языка. Почему на лбу, а не на лбе, в глазу, а не в глазе? Как в единственном числе употребить слова люди, дети? Какие трудности есть при образовании форм именительного и родительного падежей множественного числа? Снова, как и в 3-м классе, учащиеся накапливают опыт не только правильного употребления слов, но и поиска ответов на возникающие вопросы в специальных словарях учебника. В связи с изучением словосочетаний четвероклассники наблюдают за значением словосочетаний, за их правильным построением. На практическом уровне ведется работа над нормами управления [14, с.96-115].
В 4-й класс вынесено обучение построению несложного рассуждения; среди осваиваемых жанров – рассказ, сказка (сказочная история), объявление, запись в личный дневник. Такова в общем система работы по развитию речи младших школьников.
Для ребёнка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Вначале язык усваивается ребёнком стихийно, в процессе общения. Но этого недостаточно, стихийно усвоенная речь примитивна и не всегда правильна. Некоторые очень важные аспекты языка стихийно усвоены быть не могут и поэтому находятся в ведении школы.
Развивая связную речь школьников, мы прививаем ряд конкретных умений, то есть, учим их. Подчеркнём же умения, которые относятся именно к уровню текста:
- во-первых, умение понять, осмыслить тему, выделить её, найти границы;
- во-вторых, умение собирать материал, отбирать то, что важно и отбрасывать второстепенное;
- в-третьих, умение располагать материал в нужной последовательности, строить рассказ или сочинение по плану;
- в-четвёртых, умение пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, а также исправлять, совершенствовать, улучшать написанное.
Таким образом, из всего вышесказанного
можно сделать вывод, что на уроках
русского языка речь претерпевает различные
изменения и всесторонне
2. Опытно-экспериментальная
работа по формированию
2.1 Метод проектов и особенности его использования в начальной школе
Одной из приоритетных задач
современной школы является создание
необходимых и полноценных
По определению проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность [Шафрин Ю.А. Основы компьютерной технологии. - 3-е изд., - М.: АБФ, 1998.-656с.].
Проектный метод в школьном
образовании рассматривается
Метод проектов - педагогическая
технология, ориентированная не на
интеграцию фактических знаний, а
на их применение и приобретение новых.
Активное включение школьника в
создание тех или иных проектов дает
ему возможность осваивать
В методе проектов как педагогической технологии нашел свое воплоще ние комплекс идей, наиболее четко представленный американским педагогом и философом Джорджем Дьюи (1859 - 1952) утверждающим следующее: Детство ребенка - не период подготовки к будущей жизни, а полноценная жизнь. Следовательно, образование должно базироваться не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем ему пригодятся, а на том, что остро необ ходимо ребенку сегодня, на проблемах его реальной жизни.
Всякая деятельность с детьми, в том числе и обучение, должна строить ся с учетом их интересов, потребностей, основываясь на личном опыте ре бенка.
Основной задачей обучения по методу проектов является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Все, что ребята делают, они должны делать сами (один, с группой, с учителем, с другими людьми): спла нировать, выполнить, проанализировать, оценить и, естественно, понимать, зачем они это сделали:
а) выделение внутреннего учебного материала;
б) организация целесообразной деятельности;
в) обучение как непрерывная перестройка жизни и поднятие ее на выс шие ступени.
Программа в методе проектов строится как серия взаимосвязанных мо ментов, вытекающих из тех или иных задач. Ребята должны научиться стро ить свою деятельность совместно с другими ребятами, найти, добыть знания, необходимые для выполнения того или иного проекта, таким образом, раз решая свои жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, ребята получают необходимые для этой жизни знания, причем само стоятельно, или совместно с другими в группе, концентрируясь на живом и жизненном материале, учась разбираться путем проб в реалиях жизни.
Преимущества этой технологии это: энтузиазм в работе, заинтересо ванность детей, связь с реальной жизнью, выявление лидирующих позиций ребят, научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, дисциплинированность.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие крити ческого мышления.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятель ность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению.
Ме тод проектов всегда
предполагает решение какой-то проблемы,
предусматри вающей, с одной стороны,
использование разнообразных
Исследовательский предмет может быть по содержанию:
• монопредметным - выполняется
на материале конкретного
• межпредметным - интегрируется смежная тематика нескольких пред метов, например, информатика, экономика;
• надпредметным (например, «Мой новый компьютер» и т.д.) - выпол няется этот проект в ходе факультативов, изучения интегрированных курсов, работы в творческих мастерских.
Проект может быть итоговым,
когда по результатам его выполнения
оценивается освоение учащимися
определенного учебного материала,
и те кущим, когда на самообразование
и проектную деятельность выносится
из учебного материала лишь часть
содержания образования [Учебно-методическое
пособие под редакцией
Основные требования к использованию метода проектов:
1.Наличие значимой в
исследовательском, творческом
2.Практическая, теоретическая,
познавательная значимость
3.Самостоятельная (
4.Определение конечных
целей совместных/
5.Определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом.
6.Структурирование
7.Использование
• определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;
• выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов иссле дования;
• оформление конечных результатов;
• анализ полученных данных;
• подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круг лого стола", статистических методов, творческих отчетов, про смотров, т.д.).