Метод проектов как средство формирования навыков монологической речи у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 12:54, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить возможности использования метода проектов в формировании навыков монологической речи у младших школьников на уроках русского языка
Объект: формирование навыков монологической речи у младших школьников на уроках русского языка
Предмет: метод проектов как средство формирования навыков монологической речи у младших школьников на уроках русского языка

Оглавление

Введение
1.Научные основы формирования монологической речи у младших школьников на уроках русского языка
Исследование речи в научной литературе
Характеристика монологической речи и особенности ее формирования у младших школьников
Возможности уроков русского языка в формировании навыков монологической речи младших школьников
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию навыков монологической речи на уроках русского языка через использование метода проектов
2.1 Метод проектов и особенности его использования в начальной школе
2.2 Выявление уровня сформированности навыков монологической речи у младших школьников на начало опытно-экспериментальной работы
2.3 Включение метода проектов в уроки русского языка с целью формирования навыков монологической речи младших школьников
2.4. Анализ опытно-экспериментальной работы
Заключение
Библиографический список
Приложение

Файлы: 1 файл

Дипломная метод проектов как средство.docx

— 101.53 Кб (Скачать)

Иногда учителей удивляет, почему в учебнике, считающемся речевым, так поздно (в декабре) пишется  первое изложение. Объяснение простое: учить осознанному (а не механическому) воспроизведению текста можно лишь тогда, когда дети получили элементарное представление о том, что такое  текст и каковы секреты его  воспроизведения. Вот почему обучение письменным пересказам заключает раздел, посвященный тексту.

Борищук Н.К. [Борищук, Н.К. Развитие речи – Развитие личности школьника [Текст] // Yfxfkmyfz irjkf – 1988 - №3.- с.96 C.12-16] вносит еще одно изменение – предлагает другой по сравнению с традиционным способ помощи детям. Дело в том, что  при воспроизведении небольшого текста (равного абзацу) практически  невозможно составить план. В традиционной практике обычно предлагаются вопросы, из ответов на которые, как принято  считать, сложится текст. Реализация этого  приема не так проста, как кажется. Во-первых, нужно специально выстраивать  порядок слов в вопросе, чтобы  получить желаемое построение предложений  в ответе. Во-вторых, вопросы, напоминающие конкретное содержание каждого их предложений, чаще всего неестественны, а вопросы  более широкого содержания не помогают ребенку следить за движением  мысли и построением предложений. Вот почему мы рекомендуем другой прием,  основанный на теории актуального членения предложения. По этой теории обычно в спокойной монологической речи начало предложения включает слова, обозначающие предмет речи, связывающие новую мысль с предыдущей. Новая же информация (та, из-за которой создается предложение) – это в неэмоциональной речи, как правило, вторая часть предложения.

Анализируя содержание текста, учителя с учениками будут  наблюдать, о чем говорится в  каждом предложении, что нового по сравнению  с предыдущими в нем сообщается. А на доске будут показывать первые слова каждого из предложений. Они  заменяют детям план (вопросы) и будут  служить опорой при воспроизведении   текста. (Подробное описание организации работы при проведении первых изложений есть в методических рекомендациях к учебнику для 2-го классе).

В третьем классе продолжаются все линии обучения. Еще более основательной становиться работа по культуре речи. Надо реально помочь детям начать овладевать многими нормами литературного языка. Мышь – это «он» или «она»? А какого числа слова «листва», «детвора», «молодежь»? В помощь школьникам вводится специальный словарь трудностей. Обучение пользованию словарем, накопление опыта работы со справочником, пусть пока небольшим, помещенным в учебнике, считается важным компонентом как обучения, так и развития, воспитания младших школьников средствами учебного предмета «Русский язык».

Продолжается обучение третьеклассников и созданию тестов. На протяжении учебного года постоянно ведутся наблюдения за построением повествований, описаний, за теми «секретами», которые используют писатели. А в IV четверти накопленные  представления ложатся в основу обучения созданию повествований и  описаний, включению в них предложений  со значением оценки.

В четвертом классе весь изучаемый материал группируется вокруг понятий «слово», «словосочетание», «предложение», «текст». С каждым из них связана определенная работа по развитию речи на данном этапе.

Продолжается обучение культуре речи, владению нормами литературного  языка. В связи с освоением  падежей и падежных окончаний  имен существительных предусмотрены  специальные уроки культуры речи. На них обсуждаются некоторые тайны русского языка. Почему на лбу, а не на лбе, в глазу, а не в глазе? Как в единственном числе употребить слова люди, дети? Какие трудности есть при образовании форм именительного и родительного падежей множественного числа? Снова, как и в 3-м классе, учащиеся накапливают опыт не только правильного употребления слов, но и поиска ответов на возникающие вопросы в специальных словарях учебника. В связи с изучением словосочетаний четвероклассники наблюдают за значением словосочетаний, за их правильным построением. На практическом уровне ведется работа над нормами управления [14, с.96-115].

В 4-й класс вынесено обучение построению несложного рассуждения; среди  осваиваемых жанров – рассказ, сказка (сказочная история), объявление, запись в личный дневник. Такова в общем  система работы по развитию речи младших  школьников.

Для ребёнка хорошая речь – залог успешного обучения и  развития. Вначале язык усваивается  ребёнком стихийно, в процессе общения. Но этого недостаточно, стихийно усвоенная  речь примитивна и не всегда правильна. Некоторые очень важные аспекты  языка стихийно усвоены быть не могут  и поэтому находятся в ведении  школы.

Развивая связную речь школьников, мы прививаем ряд конкретных умений, то есть, учим их. Подчеркнём же умения, которые относятся именно к уровню текста:

-   во-первых, умение понять, осмыслить тему, выделить её, найти границы;

-   во-вторых, умение собирать материал, отбирать то, что важно и отбрасывать второстепенное;

-   в-третьих, умение располагать материал в нужной последовательности, строить рассказ или сочинение по плану;

-   в-четвёртых, умение пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, а также исправлять, совершенствовать, улучшать написанное.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что на уроках русского языка речь претерпевает различные  изменения и всесторонне развивается  под воздействием учебного процесса. Раскрываются все функции речи, а  это значит, что ребенок учится планировать, высказывать свои замыслы  языковыми средствами, предвидеть возможные  реакции собеседника, меняющиеся условия  общения, контролировать свою речевую  деятельность.

2. Опытно-экспериментальная  работа по формированию навыков  монологической речи на уроках  русского языка через использование  метода проектов

2.1 Метод проектов и  особенности его использования  в начальной школе

Одной из приоритетных задач  современной школы является создание необходимых и полноценных условий  для личностного развития каждого  ребенка, формирование активной позиции, субъективности учащегося в учебном  процессе. Ее решение особенно актуально  для начального звена школьного  обучения, поскольку с позиции  отечественных психологов (Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева  и др.) учебная деятельность в  данный период является ведущей в  психическом развитии детей 7 – 10 лет. В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить эти знания, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике.

По определению проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального  объекта, предмета, создания разного  рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность [Шафрин Ю.А. Основы компьютерной технологии. - 3-е изд., - М.: АБФ, 1998.-656с.].

Проектный метод в школьном образовании рассматривается как  некая альтернатива классно-урочной  системе. Современный проект учащегося - это дидактическое средство активизации  познавательной деятельности, раз вития  креативности и одновременно формирования определенных личност ных качеств.

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а  на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в  создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые  способы человеческой деятельности в социо культурной среде [Учебно-методическое пособие под редакцией Ябстребцева  Е.Н., Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий.-М.:2006 г.-160с., с. 11].

В методе проектов как педагогической технологии нашел свое воплоще ние  комплекс идей, наиболее четко представленный американским педагогом и философом  Джорджем Дьюи (1859 - 1952) утверждающим следующее: Детство ребенка - не период подготовки к будущей жизни, а полноценная  жизнь. Следовательно, образование  должно базироваться не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем  ему пригодятся, а на том, что остро  необ ходимо ребенку сегодня, на проблемах  его реальной жизни.

Всякая деятельность с  детьми, в том числе и обучение, должна строить ся с учетом их интересов, потребностей, основываясь на личном опыте ре бенка.

Основной задачей обучения по методу проектов является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Все, что ребята делают, они должны делать сами (один, с группой, с учителем, с другими людьми): спла нировать, выполнить, проанализировать, оценить и, естественно, понимать, зачем они это сделали:

а) выделение внутреннего  учебного материала;

б) организация целесообразной деятельности;

в) обучение как непрерывная  перестройка жизни и поднятие ее на выс шие ступени.

Программа в методе проектов строится как серия взаимосвязанных  мо ментов, вытекающих из тех или  иных задач. Ребята должны научиться  стро ить свою деятельность совместно  с другими ребятами, найти, добыть знания, необходимые для выполнения того или иного проекта, таким  образом, раз решая свои жизненные  задачи, строя отношения друг с  другом, познавая жизнь, ребята получают необходимые для этой жизни знания, причем само стоятельно, или совместно с другими в группе, концентрируясь на живом и жизненном материале, учась разбираться путем проб в реалиях жизни.

Преимущества этой технологии это: энтузиазм в работе, заинтересо ванность детей, связь с реальной жизнью, выявление лидирующих позиций  ребят, научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, дисциплинированность.

В основе метода проектов лежит  развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться  в информационном пространстве, развитие крити ческого мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятель ность  учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в  течение определенного отрезка  времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению.

Ме тод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматри вающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, тех нологии, творческих областей. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или  гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей (если имеется  в виду групповая работа), т.е. заданий  для каждого участника при  условии тесного взаимодействия. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", предметными, т.е., если это теоретическая  проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный практи ческий результат, готовый к применению [Варламов С.Д., Сурков В.А. использование Microsoft Office в школе. История. Учебно-методическое пособие для учителей. - М.: «ИМА-пресс», 2002. - 111с.].

Исследовательский предмет  может быть по содержанию:

• монопредметным - выполняется  на материале конкретного предмета;

• межпредметным - интегрируется  смежная тематика нескольких пред метов, например, информатика, экономика;

• надпредметным (например, «Мой новый компьютер» и т.д.) - выпол  няется этот проект в ходе факультативов, изучения интегрированных курсов, работы в творческих мастерских.

Проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися  определенного учебного материала, и те кущим, когда на самообразование  и проектную деятельность выносится  из учебного материала лишь часть  содержания образования [Учебно-методическое пособие под редакцией Ябстребцева  Е.Н., Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий.-М.:2006 г.-160с.].

Основные требования к  использованию метода проектов:

1.Наличие значимой в  исследовательском, творческом плане  пробле мы/задачи, требующей интегрированного  знания, исследовательского поиска  для ее решения (например, исследование  демографической про блемы в  разных регионах мира; создание  серии репортажей из разных  регионов страны, других стран  земного шара по одной проблеме, рас крывающих определенную тему; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, проблема размещения различных отраслей промышленности в разных регионах, т.д.).

2.Практическая, теоретическая,  познавательная значимость предпола  гаемых результатов (например, доклад  в соответствующие службы о  демографическом состоянии данного  региона, факторах, влияющих на  это состояние, тенденциях, прослеживающихся  в развитии данной про блемы;  совместный выпуск газеты, альманаха  с репортажами с места событий;  план мероприятий по охране  леса в разных местностях, со  вместное сочинение нескольких  учащихся, сценарий школьного спектакля  и т. д);

3.Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность  учащихся.

4.Определение конечных  целей совместных/индивидуальных  проектов;

5.Определение базовых  знаний из различных областей, необходимых для работы над  проектом.

6.Структурирование содержательной  части проекта (с указанием  по этапных результатов).

7.Использование исследовательских  методов :

•  определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;

•  выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов иссле дования;

•  оформление конечных результатов;

•  анализ полученных данных;

• подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного  исследования метода "мозговой атаки", "круг лого стола", статистических методов, творческих отчетов, про смотров, т.д.).

Информация о работе Метод проектов как средство формирования навыков монологической речи у младших школьников