Метод проектов как средство формирования навыков монологической речи у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 12:54, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить возможности использования метода проектов в формировании навыков монологической речи у младших школьников на уроках русского языка
Объект: формирование навыков монологической речи у младших школьников на уроках русского языка
Предмет: метод проектов как средство формирования навыков монологической речи у младших школьников на уроках русского языка

Оглавление

Введение
1.Научные основы формирования монологической речи у младших школьников на уроках русского языка
Исследование речи в научной литературе
Характеристика монологической речи и особенности ее формирования у младших школьников
Возможности уроков русского языка в формировании навыков монологической речи младших школьников
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию навыков монологической речи на уроках русского языка через использование метода проектов
2.1 Метод проектов и особенности его использования в начальной школе
2.2 Выявление уровня сформированности навыков монологической речи у младших школьников на начало опытно-экспериментальной работы
2.3 Включение метода проектов в уроки русского языка с целью формирования навыков монологической речи младших школьников
2.4. Анализ опытно-экспериментальной работы
Заключение
Библиографический список
Приложение

Файлы: 1 файл

Дипломная метод проектов как средство.docx

— 101.53 Кб (Скачать)

Последнее особенно важно, так  как относится как бы к технологии проектных методов. Не владея достаточно свободно исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, умением вести  статистику, обрабаты вать данные, не владея определенными методами различных  видов творче ской деятельности, трудно говорить о возможности успешной организации проектной деятельности учащихся. Это как бы предварительное  условие ус пешной работы по методу проектов. Кроме того, необходимо владеть  и тех нологией самого проектного метода.

Самый сложный момент при  введении в учебный процесс исследова  тельских проектов - организация этой деятельности, а особенно - подготови  тельный этап. Учителю при планировании на учебный год предстоит выде лить ведущую тему (раздел) или несколько  тем (разделов), которые будут «вынесены  на проектирование». Далее необходимо сформулировать 15-20 как индивидуальных, так и групповых тем на класс, работа по которым по требует присвоения учащимися необходимых по программе  знаний и форми рования необходимого опыта. Желательно дифференцировать темы по сте пени сложности, но это совсем не обязательно. Учащийся должен иметь  воз можность выбрать тему проекта, организационную форму его выполнения (индивидуальная и групповая), степень  сложности проектировочной дея  тельности.

Четкость организации  проектирования определяется четкостью  и кон кретностью постановки цели, выделением планируемых результатов, конста тацией исходных данных. Весьма эффективно применение небольших мето дических рекомендаций или инструкций, где указываются необходимая  и дополнительная литература для  самообразования, требования педагога к ка честву проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов. Иногда возможно выделить алгоритм проектирования или другое поэтапное разделение деятельности.

Выбор тематики проектов в  разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами  орга нов образования в рамках утвержденных программ. В других, выдвигаться  учителями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В треть их, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются  при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Тематика проектов может  касаться какого-то теоретического вопроса  школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому  вопросу, дифференцировать процесс  обучения. Чаще, однако, темы проектов, особенно рекомендуемые органами образования, относятся к какому-то практическому  вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских  навыков. Та ким образом, достигается  вполне естественная интеграция знаний.

При применении метода проектов для решения разнообразных задач  с использованием компьютера можно  выделить 6 основных этапов, которые  представлены в Приложение В.

Этапы выполнения проекта  по А. В. Куровой, кпедн, директора лингвистического центра ИПК и ПРО состоят в  следующем:

  1. Работа над темой (овладение лексическими единицами, аудированием, чтением текстов по теме, активизация материала в различных упражнениях коммуникативного характера).
  2. Обсуждение темы будущего проекта.
  3. Распределение задания между членами группы.
  4. Сбор информации, ее анализ и обработка.
  5. Оформление проекта.
  6. Презентация проекта.
  7. Подведение итогов. Рефлексия (как оцениваете проект, чему научились, какие трудности, где можете это применить в практической деятельности как ученик начальных классов)

Самое сложное для учителя  в ходе проектирования - это роль незави симого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педа гог  видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе кон сультаций  только отвечать на возникающие у  школьников вопросы. Возмож но проведение семинара-консультации для коллективного  и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного  количества школь ников.

У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические  сложности и их преодоление и  является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит присвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать, моделировать, так что учащимся трудно:

-   намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;

-   искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии аль тернативы;

-   осуществлять и аргументировать выбор;

-   предусмотреть последствия выбора;

-   действовать самостоятельно (без подсказки);

-   сравнивать полученное с требуемым;

- объективно оценивать  процесс (саму деятельность) и  результат про ектирования.

При выполнении проектов качественно  меняется роль учителя. Она различна на разных этапах проектирования.

1 этап

УЧИТЕЛЬ ученик

2 этап

учитель УЧЕНИК

3 этап

УЧИТЕЛЬ ученик

Как видно из схемы, роль учителя, велика на первом и последнем  этапах. И от того, как учитель  выполнит свою роль на первом этапе  – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над  проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение  всего того, что они узнали или  исследовали, протянуть мостик к  следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые  поможет сделать учитель с  его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим  мышлением.

Графическое представление  взаимодействия учителя и учащихся пока зывает, что педагог на всех этапах выступает в роли консультанта и помощ ника, а акцент обучения делается на содержание учения, а на процесс приме нения имеющихся  знаний.

Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными  участ никами процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде». При этом происходит формирование такого конструк тивного критического мышления, которому трудно научить при обычной  «урочной» форме обучения. У учащихся вырабатывается свой собственный взгляд на информацию, и уже не действует  оценочная форма: «это верно, а это - неверно». Школьники свободны в выборе способов и видов деятельно сти для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необ ходимо делать.

Даже неудачно выполненный  проект также имеет большое положи тельное педагогическое значение. На этапе самоанализа, а затем за щиты учитель и учащиеся самым  подробным образом анализируют  логику, выбранную проектировщиками, причины неудач, последствия дея  тельности и т.д. понимание ошибок создает мотивацию к повторной  деятель ности, формирует личный интерес к новому знанию, так как  именно неудач но подобранная информация создала ситуацию «неуспеха». Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружаю  щего мира и себя в этом мире.

Главнейший основополагающий принцип метода проектов, по определению  Павловой М.Б., Гуревич М.И., Сасовой  И.А., - «исходить из интересов самого ребенка, детских интересов сегодняшнего дня, непосредственно связанных  с текущими практическими и духовными  нуждами самих детей, их близких, общества

Как отмечает И.З. Чечель [Чечель И. Метод проектов: субъективная и  объективная оценка ре зультатов // Директор школы. 1998. №4. - С. 7-12.], на последних  этапах проектирования и учащийся, и педагог анализируют и оценивают  результаты деятельности, ко торые  часто отождествляются лишь с  выполненным проектом. На самом деле при использовании метода проектов существуют, по крайней мере, два  ре зультата. Первый (скрытый) - это педагогический эффект от включения школьников в  «добывание знаний» и их логическое применение: формирова ние личностных качеств, мотивация, рефлексия и  самооценка, умение делать выбор и  осмыслять как последствия данного  выбора, так и результаты собст  венной деятельности. Именно эта результативная составляющая часто оста ется вне  сферы внимания учителя, и к оценке предъявляется только сам про  ект. Поэтому И.З. Чечель советует начинающему  руководителю проектирования записывать краткие резюме по результатам наблюдений за учащимися, это позволит быть более  объективными на самой защите.

Вторая составляющая оценки результата - это сам проект. Причем оце нивается не объем освоенной  информации (что изучено), а ее применение в деятельности (как применено) для  достижения поставленной цели.

Таким образом, обычная пятибалльная система не очень подходит для  оценивания проектов. Для оценивания проектов И.З.Чечель советует исполь зовать рейтинговую оценку. Для этого  перед защитой на каждого учащегося  составляется индивидуальная карта. В  ходе защиты она заполняется педаго гом и одноклассниками. После  этого подсчитывается среднеарифметическая величина из расчета баллов, выставленных в таблице.

Итак, деятельность, которой  занимается ребенок, а тем более  результаты ее могут быть разнообразны и даже непредсказуемы. Определяя  цель процесса проектирования в начальной  школе, который имел деятельностную сущность необходимо учитывать возрастные особенности ребенка, поэтому нужна  такая организация учебной деятельности, которая способна соответствовать  его потребностям.

В начальной школе основной задачей является формирование мотивации  достижения успеха. Под мотивацией достижения успеха понимается мотивация, направленная «… на возможно лучшее выполнение любого вида деятельности, ориентированной  на достижение некоторого результата, к которому может быть применен критерий успешности… Мотивация достижения проявляется в стремлении субъекта прилагать усилия и добиваться возможно лучших результатов в области, которую он считает важной» [Гордеева Т.О. Мотивация достижения/Современная психология мотивации. М.: Смысл, 2002]. Мотивация достижения является относительно независимым видом человеческой мотивации, от нее во многом зависит дальнейшая социальная адаптация личности, в частности переход из начальной школы на вторую ступень обучения. При организации работы по проектной методике необходимо учитывать и психологические моменты, к которым следует отнести:

  1. «Коммуникативно-деятельные факторы: деятельность, оценки партнеров в деятельности, процесс общения, стили общения»,  которые присутствуют в коллективных технологиях метода проектов. Необходимо поддерживать механизм достижения успехов: «… мотив «жажда успеха», психологический фактор, активность, цель, достижение успеха» [Жогина Н.Н. Гносеологическая функция надежды / Сборник трудов молодых ученых КемГУ, Т.1 Кемерово: Кузбассиздат, 2001]
  2. Возможность проявить себя (чтобы самовыражение ученика стало максимальным и неформальным), которую на практике можно реализовать через деятельность.

Проектное обучение ориентировано  на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую  – в течении определенного  отрезка времени. Основное отличие  метода проектов от просто групповой  работы или работы над темой заключается  в организации обязательной презентации  результатов. Метод проектов позволяет  осуществлять дифференцированный подход в обучении. Сущность его можно  обозначить словами Клодин Орио: «Все способны».

В творческих проектах часто  бывает невозможно оценить промежуточные  результаты, но проводить постоянный мониторинг необходимо, чтобы вовремя  придти на помощь, если это потребуется, но не в виде готового решения, а  в виде совета.

Существуют следующие  параметры внешней оценки проекта:

- значимость и актуальность  выдвинутых проблем, адекватность  их изучаемой тематике;

- корректность используемых  методов исследования и методов  обработки получаемых результатов;

- активность каждого участника  проекта в соответствии с его  индивидуальными возможностями;

- коллективные характер  принимаемых решений;

- характер общения и  взаимопомощи, взаимодополняемости  участников проекта;

- необходимая глубина  проникновения в проблему, привлечение  знаний из других областей;

- доказательность принимаемых  решений, умение аргументировать  свои заключения, выводы;

- эстетика оформления  результатов выполненного проекта

- умение отвечать на  вопросы оппонентов, лаконичность  и аргументированность ответов.

Таким образом, внешняя оценка проекта (как промежуточная, так  и итоговая) необходима, но она принимает  различные формы в зависимости  от множества факторов. Этот мониторинг может проводить не только учитель, но и независимые внешние эксперты, которыми могут быть учащиеся или  студенты, не участвующие в проекте.

Нужно отметить, что сегодня  общество предъявляет к учителю  новые требования и в связи  с тем, что современные дети коренным образом отличаются от своих сверстников  прошлых лет, так как они живут  в новом информационном пространстве. Даже нынешний первоклассник – это  не чистый лист, на который наносятся  определенные программой знания. Любой  школьник получает сегодня информацию через многие источники: радио, телевидение, периодическую печать, Интернет, и  это нельзя не учитывать. На современном  этапе развития нашего общества учитель  не является единственным источником информации, всезнающим оракулом. Именно реализация проектной деятельности в процессе изучения русского языка  имеет ряд достоинств: расширяет  кругозор школьников, развивает умение работать в коллективе, творческие способности и навыки самостоятельной  работы студентов, повышает значимость языка как средства общения, интегрирует  все четыре вида речевой деятельности.

Также данная технология оказывает  положительное влияние на развитие личностных качеств: способность к  самоорганизации, ответственность, самоконтроль, самоанализ, стремление к самообразованию, желание добиться дальнейших успехов.

Метод проектов – это  одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных  целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет  горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни  и самой жизнью. Метод проектов в начальной школе требует  интеграции знаний учеников в различных  предметных областях: это и музыка, и окружающий мир, и изобразительное  искусство, и литературное чтение, и  технология, и русский язык.

Информация о работе Метод проектов как средство формирования навыков монологической речи у младших школьников