Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 12:54, дипломная работа
Цель исследования: выявить возможности использования метода проектов в формировании навыков монологической речи у младших школьников на уроках русского языка
Объект: формирование навыков монологической речи у младших школьников на уроках русского языка
Предмет: метод проектов как средство формирования навыков монологической речи у младших школьников на уроках русского языка
Введение
1.Научные основы формирования монологической речи у младших школьников на уроках русского языка
Исследование речи в научной литературе
Характеристика монологической речи и особенности ее формирования у младших школьников
Возможности уроков русского языка в формировании навыков монологической речи младших школьников
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию навыков монологической речи на уроках русского языка через использование метода проектов
2.1 Метод проектов и особенности его использования в начальной школе
2.2 Выявление уровня сформированности навыков монологической речи у младших школьников на начало опытно-экспериментальной работы
2.3 Включение метода проектов в уроки русского языка с целью формирования навыков монологической речи младших школьников
2.4. Анализ опытно-экспериментальной работы
Заключение
Библиографический список
Приложение
2.2 Выявление уровня
Для подтверждения теоретических
положений, рассмотренных нами в
дипломной работе, был проведен констатирующий
этап эксперимента, целью которого
было выявить уровень
ОЭР проводилась на базе МОУ Райковская СОШ: 4 «А» классе (16 человек, учитель Аницына С.В.) – экспериментальный класс, традиционная система обучения, 4 «Б» класс (17 человек, учитель Леонова Е.А.) – контрольный класс, традиционная система обучения.
Классы были отобраны с учетом следующих критериев развития детей: программа обучения, уровень сформированности навыков монологической речи, одинаковые темы изучения курса «Русский язык».
Задачами констатирующего этапа являлось выявить:
- уровень развития связной устной и письменной речи у учащихся 4 классов;
- причины недостаточного
уровня развития
- использование метода проектов на уроках русского языка в начальной школе.
Для выявления уровня устно-речевого развития нами была использована методика Л.П. Уфимцевой [с.18,], а для письменного развития – методика Н.Н. Светловской [c.157,].
Цель методики Л.П. Уфимцевой:
выявить особенности устно-
Задача: на основе анализа пересказа текста определить индивидуальные особенности речи и соотнести их с уровнями речевого развития.
Материал: короткий рассказ, соответствующий возрасту.
Ход работы: учащимся предлагается внимательно прослушать текст и пересказать его содержание.
При изучении особенностей речевого развития мы обращали внимание на следующее:
Если школьник затруднялся выполнить пересказ, то ему задавались дополнительные вопросы, например: «О чем этот рассказ?», «О чем в нем говорится?», «Что удалось запомнить из рассказа?».
Если же ребенок без подсказок быстро пересказывал текст, его спрашивали о смысле данного повествования; выводах, которые можно из него сделать.
К высокому уровню речевого развития необходимо отнести детей, успешно справившихся с пересказом текста: пересказ без повторного прочтения текста, без подсказок и наводящих вопросов; ребенок сумел передать смысл текста своими словами, речь громкая, отчетливая; предложения строятся логически правильно; присутствует эмоциональное отношение к содержанию теста.
К среднему уровню речевого развития можно отнести детей, сумевших пересказать текст после повторного прослушивания и с помощью экспериментатора. Для этой группы характерно активное отношение к предлагаемой задаче. Выполнением задачи считается состоявшийся пересказ от начала до конца при внятном произнесении логически правильно построенных фраз.
К низкому уровню речевого развития относятся дети с пассивным отношением к задаче. После нескольких предъявлений текста самостоятельный пересказ осуществляется с трудом, с большой помощью экспериментатора. У детей этой группы можно наблюдать невнятное «бурчание под нос», отказ от пересказа (Таблица 1).
Таблица 1 - Уровни устно-речевого развития учащихся 4 «А» и 4 «Б» классов на констатирующем этапе
экспериментальный |
4 «Б» класс (17 человек), контрольный |
|||
Количество учащихся |
% |
Количество учащихся |
% | |
Высокий |
5 |
31,2 |
6 |
35,3 |
Средний |
7 |
43,8 |
7 |
41,2 |
Низкий |
4 |
25 |
4 |
23,5 |
Рисунок 1 - Уровни устно-речевого развития учащихся 4 «А» и 4 «Б» классов
на констатирующем этапе
Таким образом, проанализировав пересказы учащихся, можно сделать следующий вывод: устно-речевое развитие на высоком уровне в 4 «А» классе находится 37,5 % детей, а в 4 «Б» - 35,3 %, на среднем уровне в 4 «А» классе – 43,8 % детей, а в 4 «Б» - 41,2 %, на низком уровне в 4 «А» классе - 18,7 % детей, а в 4 «Б» - 23,5 % (Рисунок 1).
Итак, уровни устно-речевого развития учащихся 4 «А» и 4 «Б» классов почти одинаковы. Мы решили выяснить, возможно ли повышение устно-речевого развития учащихся с помощью проектной методики. В качестве экспериментального был взят 4 «А» класс, в качестве контрольного – 4 «Б» класс.
Для выявления уровня развития связной письменной речи детей обоих классов мы предложили им текст И. Тургенева «И в поле и в лесу» для подробного письменного изложения (приложение А).
Для анализа детских изложений мы использовали перечень требований, предложенный М.Р. Львовым, Т.Г. Рамзаевой и Н.Н. Светловской [с. 364-366, Львов, М.Р., Методика развития речи младших школьников / М.Р. Львов – М., 1985. – 246 с.]:
1) объем изложений 60-75 слов;
2) живая речь самого
учащегося, т.е. образец не
3) использование в то же время лексики, оборотов речи, синтаксических конструкций, взятых из образца;
4) соблюдение последовательности оригинала;
5) причинно-следственные зависимости в тексте, передача основных фактов;
6) полнота передачи всего существенного.
К высокому уровню развития связной письменной речи мы отнесли те изложения, которые полностью отвечают данным требованиям.
К среднему уровню – изложения, не соответствующие 2-м параметрам требований.
К низкому уровню – изложения, не соответствующие по 3-м и более параметрам требований.
Таблица 2 - Уровни развития связной письменной речи учащихся
4 «А» и 4 «Б» классов на констартирующем этапе
4 «А» класс (16 детей), экспериментальный |
4 «Б» класс (17 человек), контрольный |
|||
Количество учащихся |
% |
Количество учащихся |
% | |
Высокий |
5 |
31,25 |
7 |
41,2 |
Средний |
5 |
31,25 |
6 |
35,3 |
Низкий |
6 |
37,5 |
4 |
23,5 |
Рисунок 2 - Уровни развития связной письменной речи учащихся
4 «А» и 4 «Б» классов на констатирующем этапе
Результаты анализа школьных изложений показали, что в 4 «А» классе (экспериментальном) высокий уровень развития связной письменной речи на 9,95 % ниже, чем в 4 «Б» классе (контрольном), средний уровень ниже на 4,05 %, а низкий уровень выше на 14 %. Таким образом мы видим, что в обоих классах, как в экспериментальном, так и в контрольном, на высоком уровне развития связной речи находится меньше половины детей класса. А ведь для ребенка очень важно уметь подобрать нужные слова в любой речевой ситуации, поэтому учителю необходимо проявлять большую гибкость в подборе методов проведения уроков по развитию связной речи, чтобы эти уроки стали по-настоящему живыми и интересными, чтобы весь класс работал с подъемом и как можно лучше усваивал материал. Как уже отмечалось выше, одним из таких методов является проектная методика.
С целью выявления использования
проектной методики на уроках русского
языка для формирования навыков
монологической речи в начальной
школе было проведено анкетирование
Анкета для учителей
При анализе ответов педагогов
в ходе анкетирования мы выяснили,
что при ответе на 1-й вопрос, 2
учителя оценивают уровень
При ответе на 2-й вопрос все учителя предложили разнообразные причины недостаточного развития речи выпускников начальных школ, например, такие как несовершенство программных учебников, дети мало читают художественную литературу, неблагоприятные социальные и семейные условия, отсутствие системы в работе учителя.
При ответе на 3-й вопрос, 2 учителя ответили, что содержание учебных пособий по русскому языку отвечает программным задачам развития речи, 4 учителя утверждают, что не в полной мере, и только 1 учитель говорит, что не отвечают.
При ответе на 4-й вопрос, учителя отвечали, что под проектной деятельностью они понимают выполнение чего-то существенного, общение, организованное учителем для решения задач обучения, а так же деятельность «учитель - ученик, ученик - учитель».
При ответе на 5-й вопрос, учителя перечисляли такие виды (формы) проектной деятельности, как групповая, парная, однопредметная, в течении одного урока или долговременная.
При ответе на 6-й вопрос,
учителя начальной школы
При ответе на 7-й вопрос, 3 учителя сказали, что используют проектную деятельность на уроках рисования, технологии и естествознания, 3 учителя – на уроках литературного чтения и только 1 учитель использует проектную деятельность на всех уроках.
При ответе на 8-й вопрос все учителя единогласно ответили, что используют проектную деятельность на уроках русского языка, как необходимое условие для развития навыков монологической речи.
Таким образом, анализируя результаты анкетирования можно сделать вывод, что метод проектов, хоть и используется учителя начальной школы, но не систематически. Учитель заинтересован в том, чтобы сделать обучение школьников более интересным и осознанным, но не всегда может выбрать в учебном плане место для проектной деятельности. Исходя из всего вышесказанного, в ходе проведения констатирующего этапа экспериментальной работы мы также выявили, что большинство детей имеют средний и низкий уровни сформированности монологических высказываний.
Необходимо обозначить основные
направления в работе учителя, и
вести систематическую и
2.3 Включение метода проектов
в уроки русского языка с
целью формирования навыков
В одной из своих книг Симон Соловейчик упоминал три силы, заставляющие ученика учиться: младшим школьником движет сила послушания, средним - подростком - сила интереса, старшим - сила цели. С каким энтузиазмом новоиспечённые школяры отправляются в путь по бесконечной дороге к знаниям, и как, увы, скоро тает этот энтузиазм, редеют ряды желающих добраться до цели [3].
Действительно, возможно ли сохранить энтузиазм, интерес, желание у всех идти по этому пути (одному для всех) дальше, когда путники такие разные? Да и разве естественно это - всем идти одним путём?
Надо отметить, что современные
образовательные программы по русскому
языку для младших школьников
подразумевает использование
Так в рамках реализации нашего исследования по русскому языку работа учителя начальных классов должна быть направлена на формирование навыков монологической речи младших школьников на основе организации проектной деятельности. Это и будет являться целью формирующего этапа нашего исследования.
Поэтому наметился поворот
от знаниевой парадигмы к