Метод проектов как средство формирования навыков монологической речи у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 12:54, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить возможности использования метода проектов в формировании навыков монологической речи у младших школьников на уроках русского языка
Объект: формирование навыков монологической речи у младших школьников на уроках русского языка
Предмет: метод проектов как средство формирования навыков монологической речи у младших школьников на уроках русского языка

Оглавление

Введение
1.Научные основы формирования монологической речи у младших школьников на уроках русского языка
Исследование речи в научной литературе
Характеристика монологической речи и особенности ее формирования у младших школьников
Возможности уроков русского языка в формировании навыков монологической речи младших школьников
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию навыков монологической речи на уроках русского языка через использование метода проектов
2.1 Метод проектов и особенности его использования в начальной школе
2.2 Выявление уровня сформированности навыков монологической речи у младших школьников на начало опытно-экспериментальной работы
2.3 Включение метода проектов в уроки русского языка с целью формирования навыков монологической речи младших школьников
2.4. Анализ опытно-экспериментальной работы
Заключение
Библиографический список
Приложение

Файлы: 1 файл

Дипломная метод проектов как средство.docx

— 101.53 Кб (Скачать)

Дипломная работа МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ

Оглавление

Введение

1.Научные основы формирования  монологической речи у младших  школьников на уроках русского  языка

  1. Исследование речи в научной литературе
  2. Характеристика монологической речи и особенности ее формирования у младших школьников
  3. Возможности уроков русского языка в формировании навыков монологической речи младших школьников

2. Опытно-экспериментальная  работа по формированию навыков  монологической речи на уроках  русского языка через использование  метода проектов

2.1 Метод проектов и  особенности его использования  в начальной школе

2.2 Выявление уровня сформированности  навыков монологической речи  у младших школьников на начало  опытно-экспериментальной работы

2.3 Включение метода проектов  в уроки русского языка с  целью формирования навыков монологической  речи младших школьников

2.4. Анализ опытно-экспериментальной  работы

Заключение

Библиографический список

Приложение

Введение

До середины 90-х годов XX века приоритетное внимание в обучении отдавалось языковому образованию, а со второй половины 90-х годов  речевому.   Изучение языка не всегда продвигается так, как мы этого хотим. В отличие от сложившейся практики обучения языку, где все внимание сосредотачивалось на изучении сведений о языке и правил правописания, сейчас акцент делается на формирование и совершенствование умений свободно и коммуникативно оправданно пользоваться родным языком при восприятии речи (слушании, чтении) и создании (говорении и письме) высказываний в различных сферах, формах и жанрах, т.е. на обеспечении сознательного и компетентного использования языка во всех видах речевой деятельности и различных ситуаций общения (А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, А.А. Леонтьев, Н.И. Жинкин, М.Р. Львов, Т.А. Ладыженская). В теории и практики обучения русскому языку встал вопрос о поиске условий успешности развития речевой деятельности в начальной школе. Таким условием вполне может стать проектная работа. Мотивация лежит в самом проекте. Ученику предоставлена возможность использовать приобретенные языковые навыки в реальных ситуациях.

Проектные занятия направлены, в первую очередь, на воспитание культуры сотрудничества (субъект - субъектных отношений) и культуры труда (субъект - объектных отношений). [ Душеина  Т.В.// ИЯШ, 2003, № 5, С. 38] Это касается умственного, физического, учебно-репродуктивного  и творческого труда. По мнению многоих  отечественных психологов и педагогов (В.В. Давыдов, А.К. Дусавицкий, Д.Г. Левитес, В.В. Репкин, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и др.), эффективность использования  того или иного развивающего активного  метода, к которым в полной мере относится и проектный, во многом обусловлена позицией учителя, его  направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства, демократическим  стилем общения, диалоговыми формами  взаимодействия с детьми. Также в  психолого – педагогической литературе неоднократно подчеркивается, что «существенным  условием для выбора учителем наиболее эффективных методов, оптимизирующих преподавание, является знание реальных возможностей учащихся, развития их интеллекта, воли, мотивов» [с.127,Лайло, В.В. Повышение  грамотности и развитие мышления [Текст]: Пос. для учителя. – М.: Дрофа, 2000. – 287 с.]

Проектная работа обязательно  предполагает определенную долю творчества и самостоятельности. Непосредственной целью проектных занятий является развитие умений управлять своей  деятельностью, т.е. самостоятельно намечать свои цели, выбирать партнеров, планировать  свои действия, практически реализовывать  план, представлять результаты своей  деятельности, обсуждать их и самому себя оценивать.

Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а  на их применение и приобретение новых  знаний путем самообразования. Метод  дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает  их дружеское сотрудничество, что  создает положительную мотивацию  ребенка к учебе. “Я знаю, для  чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут  служить девизом для участников проектной деятельности.

Проект ценен тем, что  в ходе его выполнения школьники  учатся самостоятельно приобретать  знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские  навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в  силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет  будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

Актуальность данной проблемы  рассматривается в творческом использовании метода проектов для совершенствования уроков русского языка в начальной школе. Ведь именно с начальной школы закладываются основы коммуникативных навыков, которые непременно понадобятся учащимся на протяжении всей их учебной деятельности. Кроме того, использование проектной методики составляет актуальную задачу для всех преподавателей ВУЗОв и учителей школ.

Цель исследования: выявить возможности использования метода проектов в формировании навыков монологической речи у младших школьников на уроках русского языка

Объект: формирование навыков  монологической речи у младших школьников на уроках русского языка

Предмет: метод проектов как средство формирования навыков  монологической речи у младших школьников на уроках русского языка

Гипотеза: использование метода проектов будет являться эффективным средством формирования навыков монологической речи у младших школьников на уроках русского языка, если учитель будет:

  1. учитывать уровень сформированности навыков монологической речи учащихся;
  2. продумывать наглядное оформление будущих результатов проектов;
  3. включать индивидуальные, парные, групповые виды проектов по созданию разных типов монологов.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую  и методическую литературу по  исследуемому вопросу.

2. Выявить особенности  формирования монологической речи  у младших школьников.

3. Рассмотреть особенности  использования метода проектов  на уроках русского языка в  начальной школе.

4. Разработать систему  работы по внедрению метода  проектов в процесс обучения  младших школьников с целью  формирования монологической речи  на уроках русского языка и  проверить ее эффективность на  практике.

5. Предложить методические  рекомендации по внедрению метода  проектов в процесс обучения  младших школьников русскому  языку с целью формирования  монологической речи.

В ходе работы используются следующие методы исследования:

1. Теоретические:

- анализ психолого-педагогической, лингвистической и научно-методической  литературы по проблеме;

- анализ и обобщение  экспериментальных данных, формулирование  выводов и практических рекомендаций  по теме дипломной работы.

2. Эмпирические:

-проведение педагогического  эксперимента в целях проверки  гипотезы исследования (констатирующий, формирующий, контрольный этапы);

- методики Л.П. Уфимцевой  «Диагностика речевого развития  младших школьников» и Н.Н.  Светловской «Развитие речи учащихся  в начальной школе».

3. Методы обработки данных:

- количественно-аналитические  (обработка числовых данных, построение  таблиц и диаграмм);

- качественные (дифференциация  материала по группам).

Методологическая основа исследования:

- основные идеи развития  речи Л.С. Выготского, А.Р. Лурия,  Н.И. Жинкина, С.Н. Карпова, Э.И.  Груве;

- позиции Т.А. Ладыженской,  М.Р. Львова по проблеме развития  связной речи младших школьников;

- принципы организации  проектной деятельности в начальной  школе Е.С. Полат, И. Чечель.

Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и актуализации материала по проблеме использования метода проектов в начальных классах на уроках русского языка с целью  развития навыков монологической речи учащихся.

Практическая ценность заключается в  том, что результаты исследования могут быть использованы учителями школ, работниками образовательных учреждений, а так студентами педагогических специальностей, при прохождении практики и для подготовки к семинарам.

Опытно-экспериментальная  база: Муниципальное образовательное учреждение «Райковская средняя общеобразовательная школа», 4 «а» и 4 «б» классы.

Структура работы состоит  из введения, в котором обосновывается актуальность проблемы исследования, сформулирован методологический аппарат, выделены теоретическая и практическая значимость, двух глав (в первой раскрыты научные основы формирования монологической речи на уроках русского языка в  начальных классах, во второй описана  опытно-экспериментальная работа по формированию навыков монологической речи на уроках русского языка в  начальной школе через использование  метода проектов), заключения, выводов  по данной работе, библиографического списка из    источников и приложения, в котором включены образцы текстов для написания изложения, таблица с этапами выполнения проекта.

Исследование предполагало несколько этапов:

I этап (10 октября – 31 октября  2009 г.) На этом этапе была подобрана  теоретическая, психолого-педагогическая  и методическая литература по  проблеме исследования, отобраны  и проведены методики, дающие  возможность изучить уровень  сформированности навыков монологической  речи у младших школьников  в курсе обучения русскому  языку.

II этап (1 ноября 2009 г. –  28 февраля 2010 год) На этом этапе  были разработаны и апробированы  уроки русского языка, включающие  проектную деятельность, направленную  на развитие навыков монологической  речи, и проведены в процессе  обучения русскому языку экспериментального  класса.

III этап (1 марта – 3 апреля 2010 г.) На этом этапе при помощи  специально отобранных методик  была выявлена эффективность  проектной деятельности при обучении  младших школьников монологическому  высказыванию на уроках русского  языка., проведен сравнительный анализ  констатирующего и контрольного  этапов, сделаны выводы, разработаны  методические рекомендации.

  1. Научные основы формирования монологической речи у младших школьников на уроках русского языка 
  2. Исследование речи в научной литературе

Еще на заре развития методики русского языка как науки, то есть с середины XIX века, Ф. И. Буслаев и  И. И. Срезневский возглавили прогрессивное  научное направление, заключавшееся  в борьбе с механическими приемами работы в школе и в разработке новых приемов, более глубоко  психологически обоснованных (см.: Рождественский Н. С. Очерки по историк методики начально го обучения правописанию.—М., f961)

Главную задачу школы Ф. И. Буслаев видел в том, «чтобы дети ясно понимали прочтенное и умели  правильно выражаться словесно и  письменно» (Буслаев Ф. И. О преподавании оте чественного языка.— Л., 1941.—  С. 66). Он не придавал решающего значения грамматической теории, поскольку предметом  изучения в школе являются языковые факты, на основании которых можно  сделать вывод о значении слова, его структуре и, таким образом, связать теорию с практикой.

Ф. И. Буслаев и И. И. Срезневский  не только разработали сис тему упражнений в развитии устной и письменной речи, но и под робно изложили методику их проведения. И. И. Срезневский счи  тал, что «устные рассказы» должны предупреждать письменные, при этом надо «увеличивать их размер постепенно». При работе над художественным произведением  он рекомендовал «давать детям пересказывать  другими словами, только в этом случае дитя лучше понимает достоинства  подлинника и будет внимательнее к каж дому из своих выражений, а этого и надобно достигнуть». Широко рекомендуя разнообразные упражнения в пересказах прочитан ного (устных и письменных), он считал их средством  приучения детей «пользоваться  богатствами языка» (Неусыпова Н.М.Развитие речи младших школьников в условиях сельской малокомплектной школы: Книга  для учителя.-М.: Просвещение, 1990.-95 с., с. 5).

И. И. Срезневский одним  из первых методистов поставил воп  рос о словаре для детей  и справочном грамматическом руководстве.

Заслугой Ф. И. Буслаева является то, что он разработал «пра вила и  методы преподавания», которые заключались  в ознаком лении учащихся  с явлениями языка   при  помощи   «изустного  выражения непосредственных представлений», доведении до созна ния форм речи в единстве с содержанием путем анализа, соеди нения анализа с синтезом, внешнего с внутренним, формы с содер жанием (Буслаев Ф. И. О преподавании отечественного языка.— Л., 1941.—С.'54—56).

В одно время с Ф. И. Буслаевым  над методами и приемами преподавания отечественного языка работал К. Д. Ушинский. Более чем кто-либо из его современников, он практически  и теоретически, талантливо, на уровне науки своего времени, разработал требо  вания к системе речевых упражнений. В «Родном слове» для I и II классов  он дает разнообразные упражнения по развитию устной и письменной речи.

Для методики К.Д. Ушинского  был характерен подход к изучению языка как целостного явления. Это  выражалось в требова нии развивать  в детях «дар слова», овладевать сокровищами языка и одновременно усваивать грамматические его законы.

К. Д. Ушинский считал, что  развивать в детях «дар слова» можно «не иначе как от упражнений», которые должны быть, во-первых, по возможности  самостоятельными, начинаться с первых уроков и служить цели выражения  собственных мыслей; во-вторых, систематическими и взаимосвязанными так, чтобы всякое новое упражнение находилось в связи  с предыдущими, опиралось на них  и делало шаг вперед; в-третьих, «упражнения  должны быть ло гические», то есть они  должны способствовать развитию мышления, абстрагированию представлений, умению находить в понятиях сход ные и  различающиеся признаки, делать обобщения. «Эта обще человеческая логика составляет основание языка и выражается в его грамматических законах...»  В-четвертых, устные упражнения должны предшествовать письменным, сообразуясь  с возрастом детей и развитием  их навыков в механизме письма {см.: Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка // Собр. соч..—  М.; Л., 1948.—Т. 5).

К. Д. Ушинский создал такую  стройную систему упражнений для  развития устной и письменной речи, что методическая наука использует ее уже более ста лет. Достоинство  этой системы — в построении занятий  на грамматико-орфографической основе, в вы работке у детей навыков  логического мышления.

Основываясь на принципах  методики К. Д. Ушинского, В. И. Во довозов  разработал систему упражнений, в  которой сочетались интересы чтения, правописания, грамматики и развития речи. Он указывал, что важно не количество знаний, полученных детьми, а «важна их внутренняя связь, и вся сила заключается  в том способе, в методе, по которому мы их усваиваем и приводим в порядок» (Неусыпова Н.М.Развитие речи младших  школьников в условиях сельской малокомплектной  школы: Книга для учителя.-М.: Просвещение, 1990.-95 с., с. 6)

Информация о работе Метод проектов как средство формирования навыков монологической речи у младших школьников