Метод проектов как средство формирования навыков монологической речи у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 12:54, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить возможности использования метода проектов в формировании навыков монологической речи у младших школьников на уроках русского языка
Объект: формирование навыков монологической речи у младших школьников на уроках русского языка
Предмет: метод проектов как средство формирования навыков монологической речи у младших школьников на уроках русского языка

Оглавление

Введение
1.Научные основы формирования монологической речи у младших школьников на уроках русского языка
Исследование речи в научной литературе
Характеристика монологической речи и особенности ее формирования у младших школьников
Возможности уроков русского языка в формировании навыков монологической речи младших школьников
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию навыков монологической речи на уроках русского языка через использование метода проектов
2.1 Метод проектов и особенности его использования в начальной школе
2.2 Выявление уровня сформированности навыков монологической речи у младших школьников на начало опытно-экспериментальной работы
2.3 Включение метода проектов в уроки русского языка с целью формирования навыков монологической речи младших школьников
2.4. Анализ опытно-экспериментальной работы
Заключение
Библиографический список
Приложение

Файлы: 1 файл

Дипломная метод проектов как средство.docx

— 101.53 Кб (Скачать)

Протяженность.

Наименьшей самостоятельной  единицей речи является предложение, отражающее категорию мышления - законченную  мысль, и категорию логики - суждение. Многие пытались расширить понятие  наименьшей единицы языкового общения, особенно в плане монологического  высказывания. Наименьшая абсолютная единица общения, по мнению Э.П. Шубина, - единица информации, то есть сообщение, которое может состоять из нескольких предложений, связанных между собой  определенным образом. [Шубин] Можно  говорить и об единице монологической речи. Согласно модели Э.Э. Вильчек, функциональной единицей устной монологической речи является преимущественно группа фраз, выполняющих определенную коммуникативную  функцию, связанных единством объекта  речи и выражающих относительно , законченную  или законченную мысль. [Бухбиндер]

Подготовленность речи.

Подготовленная речь может  быть подготовленной только по содержанию или как по содержанию, так и  по форме.

Степень оригинальности содержания высказывания.

Этот принцип позволяет  выделить сочинение как полностью  самостоятельное по содержанию высказывание, пересказ и комментирование. Сочинение  следует понимать как оригинальное речевое произведение ученика в  устной форме, в основном опирающееся  на его личный опыт, знания, переживания, эмоции. Пересказ - это передача своими словами услышанного или прочитанного текста, чьих-либо слов, наблюдений и  др. Монолог-комментарий можно определить как изложение собственных рассуждений  говорящего по поводу некоторой информации, полученной в языковой или визуальной форме.

На начальном этапе  монологическая форма общения предполагает умение описать предмет, лицо, явление; сделать сообщение по теме; рассказать о прослушанном, прочитанном и  т.д.

Единицами обучения монологическому  высказыванию могут быть предложение, сверхфразовое единство и связный  текст. Однако, следует заметить, что  обучение монологической речи осуществляется без искусственного разграничения  по типам высказывания и классам  при использовании названных  единиц. Сами эти высказывания могут  носить характер сообщения, описания, рассказа. [11]

Речевая единица любого уровня обладает присущими ей трудностями  овладения: для уровня слов и словосочетаний - это морфологические трудности (хотя и разного плана), для уровня фраз - синтаксические, для уровней  сверхфразового единства и текста - логико-синтаксические.

В условиях изучения русского языка в школе можно говорить о разных уровнях сформированности монологической речи в зависимости  от творчества и самостоятельности, которые проявляет учащийся [17].

1 уровень - репродуктивный. На этом уровне не предполагается  речевого творчества учащихся, он  характеризуется отсутствием самостоятельности,  как в выборе языкового оформления, так и в определении содержания. Оно обычно задается извне.

  1. уровень - репродуктивно-продуктивный. На этом уровне уже предполагаются некоторые элементы творчества и самостоятельности высказывания. Они могут проявляться; варьировании усвоенного языкового материала, использовании его в новых ситуациях, в композиционной структуре изложения. Однако большая часть высказывания будет носить репродуктивный характер. Варьирование будет зависеть от степени владения учащимся операциями подстановки, расширения и особенно трансформации и комбинирования.
  2. уровень - продуктивный. Характеризуется тем, что учащийся на основе своего языкового и речевого опыта может выразить свое отношение к фактам и событиям, дать оценку, построить высказывание в соответствии со своим замыслом. Однако и в этой речи, как отмечает П.П. Блонский, наряду с мыслями - продуктами рассуждения говорящий пользуется и мыслями, которые являются мыслями-воспоминаниями.

Таким образом, монологическим высказыванием мы будем называть такой отрезок речи, который находится  между двумя соседними высказываниями и обладает определенными параметрами. Следовательно, монолог - это прежде всего повышенная нагрузка на память (оперативную и долговременную), мышление и речепроизводительные механизмы  человека. Речь детей в младшем  школьном возраста претерпевает различные  изменения и всесторонне развивается  под воздействием учебного процесса. Раскрываются все функции речи, а это значит, что ребенок учится планировать, высказывать свои замыслы языковыми средствами, предвидеть возможные реакции собеседника, меняющиеся условия общения, контролировать свою речевую деятельность. 

  1. Возможности уроков русского языка в формировании навыков монологической речи младших школьников

Одна из главных задач  русского языка – развитие устной и письменной речи учащихся, так  как правильная, соответствующая  нормам литературного языка речь – показатель общей культуры человека, его умственного развития, морального облика, характера, одно из главных  условий всестороннего развития личности. [13, с.221].

Развивая речь на уроках русского языка необходимо работать над следующими задачами:

- овладение всеми видами  речевой деятельности и основами  культуры устной и письменной  речи;

- формирование осмысленных  умений и речевых навыков использования  языка в различных сферах и  ситуациях общения;

- овладение основными  нормами русского литературного  языка;

- обогащение словарного  запаса, грамматического строя речи;

- овладение основными  нормами русского речевого этикета;

- повышение общего уровня  грамотности учащихся.

Огромную роль в развитии речи учащихся на уроках русского языка  играет овладение письмом, специальной  грамматикой и орфографией. Опираясь на исследования многих психологов А.Ф. Обухова пишет: «Прежде всего  повышаются требования к звуковому  анализу слова: слуховой образ превращается в зрительно-двигательный, т.е. поэлементно  воссоздается. Ребенку необходимо научиться  различать произношение и написание… К концу начального обучения дети могут свободно менять время излагаемого, лицо, от имени которого ведется  изложение, составить рассказ на заданную тему по написанному плану  или данному названию, могут успешно  использовать основные грамматические конструкции» [13? с. 257].

Автор пишет, что при обучении анализу состава слова, подбирая однокоренные, родственные слова, изменяя  смысл слова путем подстановки  различных приставок или включения  суффиксов, дети осваивают лексику  родного языка, подбирают нужные слова для выражения своих  мыслей и точного определения  качества предметов. В построении предложений, в пересказах и сочинениях школьники  осваивают правила орфографии и  овладевают синтаксисом [13, с. 258].

«Развитие связной речи у  младшего школьника выражается в  том, что у него вырабатывается навык  чтения, т.е. достаточно быстрое и  правильное узнавание букв и их сочетаний  и превращение увиденных знаков в произносимые звуки, звукосочетания, т.е. слова. Осмысленность чтения проявляется  в том, что появляются правильные интонации, дети обращают внимание на знаки, стоящие в конце предложения: точку, вопросительный и восклицательный  знаки. Позже осмысленность чтения начинает проявляться во все более тонкой интонационной его выразительности», - отвечает А. Люблинская [10, с. 296-297].

Работа по развитию речи начинается с обсуждения схемы:

=        (                           )

Похожая модель впервые должна появиться нарисованной на доске  еще в период обучения грамоте, на одном из первых уроков. Модель вводится для того, чтобы, во-первых, сделать  для малышей более наглядным  само понятие речь, а во-вторых, в  схематическом виде зафиксировать  ряд важнейших правил речевого поведения: когда один говорит, другие слушают; на говорящего надо смотреть, помогая  ему своим вниманием; тот кто  говорит, тоже должен смотреть на своих  собеседников… Схема помогает детям  понять главную особенность речи: мы говорим (и пишем) не для себя, а для других, для тех, к кому обращаемся. Вот почему основное условие  речи – она должна быть понятной и вежливой.

Эта мысль положена в основу всей дальнейшей работы не только по развитию речи, но и в целом по изучению языка.

Стоит ли следить за своей  устной речью, за ясностью, четкостью, произнесением слов? А почему надо писать без ошибок, красиво и разборчиво? Зачем проверять написанное? Зачем  обдумывать тему и главную мысль? А зачем думать над порядком слов в предложении, видом и последовательностью  самих предложений? Стоит ли задумываться над выбором слов и искать самые  точные?.. Ответы на все эти вопросы  напрямую зависят от ответа на главный  вопрос: хочешь ли ты, чтобы тебя понимали?

Учить хорошей речи, устной и письменной, - вот главная задача курса русского языка, которая стоит  перед учителем начальных классов [32, с. 296].

Понятие «развитие речи»  в практике обучения обычно связывается  прежде всего в двумя видами работы – изложениями и сочинениями. Такая связь, конечно, справедлива, но только от части. Нельзя получить от этих школьных упражнений желаемый результат, если не сделать их элементами общей  системы языковой и речевой работы. Стержнем этой системы может стать  определенная задача: открыть те секреты  родного языка, которые помогут  научиться в устной и письменной форме наилучшим образом выражать свои мысли, доносить их до других.

А «открыть секреты» языка  – это понять, как он устроен, какие возможности предоставляет  нам для полноценного использования  в процессе общения. Еще Л.С. Выготский  писал о том, что приходящий в  школу ребенок в целом владеет  многими элементами языковой системы, но владеет ими неосознанно. Помочь маленькому школьнику понять, как  он пользуется языком, что при этом делает со словами, как это можно  делать лучше, - вот, на наш взгляд, важнейшая  задача уроков русского языка в начальных  классах. При таком подходе процессы изучения языка и развития речи оказываются  неразрывно связанными между собой.

Речевое развитие детей предполагает работу в разных направлениях, на разны  х уровнях языковой системы –  на уровне слова, словосочетания, предложения  и текста. Вычленение этих уровней  традиционно для отечественной  методики, однако сегодня сложились  предпосылки для реализации новых  методических подходов к решению  традиционных задач обучения.

Во многих учебниках русского языка до  самого конца 4-го класса не встречается слово «сочинение», хотя, конечно, школьники учатся создавать свои высказывания. Убирая этот методический термин из общения с детьми (до определенного момента), авторы исходили из того, что в жизни пишут не абстрактные «сочинения», а вполне конкретные жанры: записки, письма, поздравления, телеграммы, дневники, инструкции, создают словесные зарисовки, загадки, рассказы, размышления и т.д. А если это так, то и учить младших школьников следует написанию не сочинений вообще, а текстов, относящихся к конкретным жанрам.

В школе  принято называть сочинениями то, что создают, сочиняют ученики. Детям дается понять следующее: «Написанные тобой записки, письма, загадки, истории, этюды, размышления, инструкции, сделанные дневниковые записи – это твои сочинения».

В нашей работе мы хотели бы кратко представить содержание речевой  работы во всех классах. В первом классе для практического освоения предлагается следующее. Внимание учащихся привлекается к тому, что у говорящего всегда есть собеседник, с ориентировкой на которого человек обычно и строит свою речь. Выведенные два главных требования к речи – она должна быть понятной и вежливой по отношению к собеседнику – стержень работы над культурой речи и речевым поведением, над правильностью и эстетикой письма.

Первоклассники практически  наблюдают над стилевым расслоением  речи, учатся разграничивать «сухую»  научно-деловую и эмоциональную, образно-художественную (разговорно-художественную) речь. Первая для детей названа  деловой, а вторая – картинной (изобразительной), так как в ней словами рисуются картины, которые слушающий или  читающий представляет себе.

В связи с работой над  нормами произношения, над лексическим  значением слов и частично над  правописанием учащиеся приобретают  первый опыт использования различных  видов словарей, имеющихся в учебнике.

Важнейшим лексическим умением, формируемым в 1-м классе, является умение ребенка самостоятельно замечать незнакомые слова и стараться  выяснить их значение.

Во втором классе вся начатая  работа продолжается. Но здесь усиливается  внимание к слову, к правильности и точности его употребления. После  изучения состава слова и знакомства с работой, которую выполняют  приставки и суффиксы, ребята начинают учиться использовать эти морфемы.

Кроме того, во 2-м классе школьники осваивают понятие  «текст», учатся построению предложений  и элементарных текстов. В основу обучения положен тезис: в предложении (а потом и в тексте) всегда о чем-то что-то говориться. Поэтому, прежде чем составлять предложение, сначала реши, о чем и что  ты хочешь сказать. Второклассники наблюдают  и за порядком слов в предложениях, обнаруживая, что из одних и тех  же слов можно составить разные предложения; порядок слов в них будет зависеть от того, что в нашей мысли мы хотим подчеркнуть. Потом та же логика рассуждения переносится на текст. Вводятся понятия «тема» и «главная мысль», выявляется необходимость определенной последовательно предложений, отражающей логику развития мысли. Специально обсуждается  роль первого и последнего предложений  в тексте. Считаем важным отметить, что введение всех понятий – не самоцель; они служат базой для  формирования умения обдумывать текст (при пересказе и создании собственного), а после записи совершенствовать его.

Информация о работе Метод проектов как средство формирования навыков монологической речи у младших школьников