Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 15:21, контрольная работа
Цель: сформировать навыки употребления предлогов и их значения.
Оборудование: кукла, детский столик.
РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ № 1
Тема 7. Методика формирования грамматического строя речи
- Составить перечень
дидактических игр и
Дидактическая игра "Что изменилось?"
Цель: сформировать навыки употребления предлогов и их значения.
Оборудование: кукла, детский столик.
Ход игры:
Детям предлагается поиграть с куклой.
По ходу игры детям задаются вопросы и используются игровые действия в зависимости от разучиваемого предлога.
- Где сидит кукла? (На столе).
- На чём сидит кукла? (На столе).
- А сейчас на чём сидит кукла? (На полу).
- А под чем она сидит? (Под столом).
- Около чего сидит кукла? (Около стола).
- А сейчас около кого сидит кукла? (Около Толика).
- За чем стоит кукла? (За столом).
- А теперь за кем? (За Антоном).
В игре выделяются интонацией предлоги и окончания имён существительных.
Игровое упражнение " Угадай, чего не стало?"
Цель: сформировать умение изменять имена существительные в родительном падеже единственного и множественного числа.
Оборудование: вилки, мячи, куклы, чашки, блюдца, карандаши.
Игровые действия:
Перед детьми выложены на столе вилки, мячи, чашки. Вопрос "Чего не стало?" задается по мере исчезновения предмета или групп предметов.
- Чего не стало? (Вилок)
- А теперь чего не стало? (Мячей)
- Чего не хватает? (Чашки)
- Чего не достаёт? (Вилки)
- Чего не стало? (Мяча)
- Чего нет на столе? (Чашек)
После этого атрибуты меняются на кукол, блюдца и карандаши.
- Чего нет на столе? (Карандашей)
- Чего нет на столе? (Блюдца)
- А что я сейчас убрала со стола? ( Куклу)
- Сейчас чего не хватает на столе? ( Кукол)
Во время игры особое внимание обращается на окончания имён существительных.
Игра "Волшебный мешочек"
Цель: сформировать навыки употребления родовой принадлежности, согласования прилагательных в роде.
Оборудование: мяч, зайчик, яблоко, огурец, ведро, лягушка, ложка.
Ход игры:
Вносится "Волшебный мешочек", из которого достаются игрушки.
1. Дети рассматривают их и отвечают на вопросы.
- Какой огурец? (Длинный, овальный, зелёный, сочный.)
- Какой мяч? (Синий, резиновый, круглый, красивый, меленький.)
- Какое яблоко? (Вкусное, сладкое, круглое, красное, большое.)
- Какая лягушка? (Зелёная, холодная, блестящая, резиновая.)
- Какое ведро? ( Пластмассовое, жёлтое, маленькое, легкое.)
- Какая ложка? (Железная, маленькая, блестящая, чайная.)
Затем все игрушки
ещё раз внимательно
Даётся определение предмета, а дети отгадывают предмет.
Игра - драматизация "Что делает кукла?"
Цель: разучить употребление в речи повелительной формы глагола и изменение глагола по временам.
Оборудование: кукла.
Ход игры:
Вносится кукла. Детям предлагается попросить куклу что-то сделать.
- Как мы скажем кукле если хотим, чтобы она попрыгала?
- Кукла попрыгай.
- А если мы хотим чтобы кукла села?
- Кукла, садись.
- А если мы её попросим попить чай с нами, то как мы будем ей говорить?
- Кукла, присядь. Попей чай.
- Как мы ей скажем, чтобы она взяла карандаш?
- Кукла, возьми карандаш.
- А что теперь сделала кукла?
- Кукла попрыгала, села, покружилась и попила чай.
- А сейчас что делает кукла?
- Кружится, пьёт чай, рисует.
- А что будет кукла делать потом?
- Пить чай, танцевать, прыгать.
В игре выделяются окончания и производятся игровые действия.
- Составить перечень
дидактических игр и
- Составить
перечень дидактических игр и
упражнений по формированию
- Подготовить консультацию для воспитателей по работе над грамматическими ошибками детей.
Уважаемые воспитатели!
Сегодня мы поговорим с вами о грамматических ошибках детей, их причинах и способах исправления. Все мы знаем, что для того, чтобы подобрать правильные приемы работы, нужно понимать причины детских грамматических ошибок.
Грамматические ошибки
И, наконец, тем, что на эту сторону формирования детской речи обращается мало внимания на занятиях и в повседневной жизни.
Ошибки, которые допускают дети разнообразны. Их можно разделить на 3 группы:
1. морфологические
2. синтаксические
3. ошибки в словообразовании
К
морфологическим относятся
Часто
дети склоняют несклоняемые
К
синтаксическим ошибкам
Ошибки в словообразовании возникают из-за тех способов, с помощью которых дети образовывают новые слова. Они используют часть какого-нибудь одноименного слова, к корню одного слова добавляют окончание другого слова, составляют одно слово из двух синонимичных слов (бананас).
Одним из путей формирования
грамматически правильной речи
является исправление ошибок. Разумеется,
это нужно делать не только
на занятиях по развитию речи,
но и на всех остальных
Надеюсь, эти краткие
- Разработать конспект занятия (тема, возрастная группа по выбору).
Литература: 1, 2, 5, 13, 27, 28, 34
Тема 8. Методика воспитания звуковой культуры речи
- Подготовить рецензию
на одно из методических
- Подобрать упражнения
для развития у детей речевого
дыхания, речевого слуха и арти
- Разработать конспект занятия (тема, возрастная группа по выбору).
Литература: 1, 5, 15, 19 (обязательно)32, 33, 34, 38, 39, 42, 43
Список рекомендуемой литературы:
1. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М., 2000.\
2. Бородич А. М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич. - М., 1981.
3. Богатырева А. Понимание слов детьми 3 - 5 лет // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. М., 2000.
4. Виноградова Н. Ф.
Умственное воспитание детей
в процессе ознакомления с
природой // Хрестоматия по теории
и методике развития речи
5. Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М. М.Алексеева, В. И.Яшина. - М., 2000.
6. Гербова В. В. Понимание,
называние и использование глаг
7. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста // под ред. С.Л. Новоселовой. М., 1985.
8. Дурова Н. В. Ступеньки
грамоты (дидактический
9. Дурова Н. В.,Невская
Л. Н. Обучение грамоте (
10. «Детство». Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И.Логинова, Т.И.Бабаева и др. - СПб., 1996.
11. Занятия по развитию речи в детском саду // под ред. О.С. Ушаковой. - М., 2001.
12. «Истоки»: базисная
программа развития ребенка-
13. Конина М. М. Некоторые
вопросы обучения детей 3 - 5 лет
грамматически правильной речи //
Хрестоматия по теории и методи
14. Ляховская Ю. С.
Особенности словаря старших
дошкольников // Хрестоматия по теории
и методике развития речи
15. Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста / А.И.Максаков. - М., 1987.
16. Методики выявления уровня речевого развития у детей дошкольного возраста. Ушакова О., Струнина Е. // Дошкольное воспитание. 2006 № 5.
17. Перенесли Л.И.
18. Программа «Балбөбек» / А., 1999.
19. ГОСО Основные положения.
Дошкольное воспитание и
20. Программа обучения и воспитания в детском саду / под ред. М.А Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М., 2004.
21. Программа «Развитие» (основные положения) / науч. рук. Л.А Венгер. - М., 1994.
22. Развитие речи детей дошкольного возраста. // Под ред. Сохина Ф. А. М., 1984.
23. «Радуга». Программа и руководство для воспитателей / сост. Т. Н. Доронова - М., 1993-1996.
24. Струнина Е. М.
Лексическое развитие
25. Сохин Ф. А. Психолого-
26. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников. М., 2007.
27. Тамбовцева А. Г. Взаимосвязь речетворчества и умственного развития // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. - М., 2000.
28. Тамбовцева А.Г. Формирование
грамматического строя речи // Развитие
речи детей дошкольного
29. Тихеева Е.И. Развитие речи детей / Е. И. Тихеева; под ред. Ф. А. Сохина. - М., 1981.
30. Тумакова Г.А Картинный словарь по развитию речи детей 4-6 лет. - М., 1982.
31. Тумакова Г. А
Звучащее слово (картины,
32. Тумакова Г.А. Формирование
представлений детей о
33. Тумакова Г.А. Ознакомление
дошкольников со звучащим слово
34. Ушакова О. С. Программа развития речи детей в детском саду / О. С. Ушакова. - М., 2002.
35. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч.: в 2 т. - М., 1974.
36. Федоренко Л. П., Фомичева
Г. А., Лотарев В. К., Методика
развития речи детей
37. Флёрина Е.А. «Художественное слово для детей дошкольного возраста» (в кн.: Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста). - М., 2000.
38. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения // М.Ф.Фомичева. - М., 1981.
39. Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. - М., 2000.
Информация о работе Методика формирования грамматического строя речи