Методика формирования грамматического строя речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 15:21, контрольная работа

Краткое описание

Цель: сформировать навыки употребления предлогов и их значения.
Оборудование: кукла, детский столик.

Файлы: 1 файл

Рубежный контроль 1.doc

— 65.50 Кб (Скачать)

 

 

 

РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ № 1

 

Тема 7. Методика формирования грамматического строя  речи

 

- Составить перечень  дидактических игр и упражнений  по формированию морфологической  стороны речи (название, содержание).

 

Дидактическая игра "Что изменилось?"

 

Цель: сформировать навыки употребления предлогов и их значения.

Оборудование: кукла, детский столик.

 

Ход игры:

 

Детям предлагается поиграть с куклой.

По ходу игры детям задаются вопросы  и используются игровые действия в зависимости от разучиваемого  предлога.

- Где сидит кукла? (На столе).

- На чём сидит кукла? (На столе).

- А сейчас на чём сидит кукла? (На полу).

- А под чем она сидит? (Под столом).

- Около чего сидит кукла? (Около стола).

- А сейчас около кого сидит кукла? (Около Толика).

- За чем стоит кукла? (За столом).

- А теперь за кем? (За Антоном).

 

В игре выделяются интонацией предлоги и окончания имён существительных.

 

Игровое упражнение " Угадай, чего не стало?"

 

Цель: сформировать умение изменять имена существительные в родительном падеже единственного и множественного числа.

Оборудование: вилки, мячи, куклы, чашки, блюдца, карандаши.

 

Игровые действия:

 

Перед детьми выложены на столе вилки, мячи, чашки. Вопрос "Чего не стало?" задается по мере исчезновения предмета или групп предметов.

- Чего не стало? (Вилок)

- А теперь чего  не стало? (Мячей)

 - Чего не хватает? (Чашки)

 - Чего не достаёт? (Вилки)

- Чего не стало? (Мяча)

- Чего нет на столе? (Чашек)

 

После этого атрибуты меняются на кукол, блюдца и карандаши.

- Чего нет на столе? (Карандашей)

- Чего нет на столе? (Блюдца)

- А что я сейчас  убрала со стола? ( Куклу)

- Сейчас чего не  хватает на столе? ( Кукол)

 

Во время игры особое внимание обращается на окончания имён существительных.

 

Игра "Волшебный мешочек"

 

Цель: сформировать навыки употребления родовой принадлежности, согласования прилагательных в роде.

Оборудование: мяч, зайчик, яблоко, огурец, ведро, лягушка, ложка.

 

Ход игры:

 

Вносится "Волшебный  мешочек", из которого достаются игрушки.

1. Дети рассматривают  их и отвечают на вопросы.

- Какой огурец? (Длинный, овальный, зелёный, сочный.)

- Какой мяч? (Синий, резиновый, круглый, красивый, меленький.)

- Какое яблоко? (Вкусное, сладкое, круглое, красное, большое.)

- Какая лягушка? (Зелёная, холодная, блестящая, резиновая.)

- Какое ведро? ( Пластмассовое, жёлтое, маленькое, легкое.)

- Какая ложка? (Железная, маленькая, блестящая, чайная.)

 

Затем все игрушки  ещё раз внимательно рассматриваются  детьми и складываются в мешочек.

Даётся определение  предмета, а дети отгадывают предмет.

 

Игра - драматизация "Что делает кукла?"

 

Цель: разучить употребление в речи повелительной формы глагола и изменение глагола по временам.

Оборудование: кукла.

Ход игры:

 

Вносится кукла. Детям  предлагается попросить куклу что-то сделать.

- Как мы скажем кукле если хотим, чтобы она попрыгала?

- Кукла попрыгай.

- А если мы хотим чтобы кукла села?

- Кукла, садись.

- А если мы её попросим попить чай с нами, то как мы будем ей говорить?

- Кукла, присядь. Попей чай.

- Как мы ей скажем, чтобы она взяла карандаш?

- Кукла, возьми карандаш.

- А что теперь сделала кукла?

- Кукла попрыгала, села, покружилась и попила чай.

- А сейчас что делает кукла?

- Кружится, пьёт чай, рисует.

- А что будет кукла делать потом?

- Пить чай, танцевать, прыгать.

 

В игре выделяются окончания  и производятся игровые действия.

 

 

 

- Составить перечень  дидактических игр и упражнений  по формированию синтаксического  строя речи (название, содержание).

 

- Составить  перечень дидактических игр и  упражнений по формированию способов  словообразования (название, содержание).

 

- Подготовить  консультацию для воспитателей  по работе над грамматическими  ошибками детей.

 

Уважаемые воспитатели!

 

        Сегодня мы поговорим с вами о грамматических ошибках детей, их причинах и способах исправления. Все мы знаем, что для того, чтобы подобрать правильные приемы работы, нужно понимать причины детских грамматических ошибок.

        Грамматические ошибки дошкольников  определяются разными причинами.

  • Во-первых, общими закономерностями развития ребенка, развитием его внимания, памяти, мышления, нервной системы.
  • Во-вторых, трудностями овладения грамматическим строем языка.
  • В-третьих, небольшим запасом знаний об окружающем мире и объемом словаря. Не стоит забывать также о том, что у детей может быть недостаточно развито фонематическое восприятие речи и сам речевой аппарат.
  • В-четвертых, причиной грамматических ошибок детей может выступать неправильная речь родителей и нас, педагогов.

       И,  наконец, тем, что на эту  сторону формирования детской  речи обращается мало внимания  на занятиях и в повседневной жизни.

        Ошибки, которые допускают дети  разнообразны. Их можно разделить  на 3 группы:

1. морфологические

2. синтаксические

3. ошибки в словообразовании

       К  морфологическим относятся неправильные  окончания существительных в:

    • Р.п. мн.ч. (этажов, дерев)
    • Р.п. ед.ч. (у кукле, у маме)
    • В.п. (папа подарил слоненочек)
    • П.п. неодушевленных сущ. М.р. (в лесе, в носе)
    • Нулевом окончании (книгов)

       Часто  дети склоняют несклоняемые существительные  (на пальте), неправильно употребляют  род (большой яблок), причастия (сломатая, оборватая). Множество ошибок возникает при образовании слов, обозначающих детенышей животных, глагольных форм (искаю, хотишь), сравнительной степени прилагательных (чистее), склонении числительных (двое домов) и другие.

       К  синтаксическим ошибкам относятся  ошибки в построении предложений.  Часто дети ставят на первое  место важное слово, меняют  порядок слов в предложении,  неправильно используют союзы,  вместо потому что говорят почему что, заменяют один союз другим.

        Ошибки в словообразовании возникают из-за тех способов, с помощью которых дети образовывают новые слова. Они используют часть какого-нибудь одноименного слова, к корню одного слова добавляют окончание другого слова, составляют одно слово из двух синонимичных слов (бананас).

         Одним из путей формирования  грамматически правильной речи  является исправление ошибок. Разумеется, это нужно делать не только  на занятиях по развитию  речи, но и на всех остальных занятиях  и в повседневной жизни. Это  очень важно, потому что так дети привыкают различать как надо говорить правильно. Неисправленная грамматическая ошибка лишнее подкрепление неправильной формы как у одного ребенка, так и у всех детей. Не повторяйте за ребенком неправильную форму, предложите подумать, как сказать правильно (Ты ошибся, надо сказать «мы хотим»). Нужно сразу дать ребенку образец правильной речи и попросить повторить его. Помните, что исправлять ошибки следует доброжелательно, можно не сразу, а по прошествии времени. Не будьте слишком навязчивы, учитывайте ситуацию и настроение ребенка. Например, если ребенок огорчен, жалуется, просит у вас помощи, совета или, наоборот, весело играет, эмоционально возбужден, или впервые решил прочитать стихотворение наизусть, не следует поправлять ребенка в такие моменты. В младшей и средней группе исправлять ошибки можно путем повторения фразы ребенка, но в правильной форме. Например, ребенок говорит: «Мы поставили на стол тарелку и много чашков и ложков». Воспитатель подтверждает сказанное, говоря: « Правильно, вы хорошо накрыли стол к чаю, положили много ложек и поставили много чашек». Детей старшего возраста следует учить самостоятельно слышать ошибки и исправлять их.   Например: « Ты неверно изменил слово …, подумай, как изменить его правильно». Можете также использовать речь других детей в качестве образца и привлекать их к исправлению ошибок. Но делать это следует очень осторожно и тактично.

         Надеюсь, эти краткие рекомендации  помогут вам в работе над грамматическим строем речи.

 

 

 

 

- Разработать конспект  занятия (тема, возрастная группа  по выбору).

 

Литература: 1, 2, 5, 13, 27, 28, 34

 

 

Тема 8. Методика воспитания звуковой культуры речи

 

- Подготовить рецензию  на одно из методических пособий  по воспитанию звуковой культуры речи (структура, содержание соответствие требованиям программы детского сада, приемы работы с детьми, значение для практики дошкольного воспитания).

 

- Подобрать упражнения  для развития у детей речевого  дыхания, речевого слуха и артикуляционного аппарата вне занятий (название, содержание).

 

- Разработать конспект  занятия (тема, возрастная группа  по выбору).

 

Литература: 1, 5, 15, 19 (обязательно)32, 33, 34, 38, 39, 42, 43

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список рекомендуемой  литературы:

 

1. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М., 2000.\

2. Бородич А. М. Методика  развития речи детей / А. М.  Бородич. - М., 1981.

3. Богатырева А. Понимание  слов детьми 3 - 5 лет // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. М., 2000.

4. Виноградова Н. Ф.  Умственное воспитание детей  в процессе ознакомления с  природой // Хрестоматия по теории  и методике развития речи детей  дошкольного возраста. - М., 2000. 

5. Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М. М.Алексеева, В. И.Яшина. - М., 2000.

6. Гербова В. В. Понимание,  называние и использование глаголов // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. - М., 2000.

7. Дидактические игры  и занятия с детьми раннего  возраста // под ред. С.Л. Новоселовой. М., 1985.

8. Дурова Н. В. Ступеньки  грамоты (дидактический материал). - М., 1997.

9. Дурова Н. В.,Невская  Л. Н. Обучение грамоте (альбомы). - М., 1998.

10.  «Детство». Программа  развития и воспитания детей  в детском саду / В.И.Логинова, Т.И.Бабаева и др. - СПб., 1996.

11. Занятия по развитию  речи в детском саду // под ред. О.С. Ушаковой. - М., 2001.

12. «Истоки»: базисная  программа развития ребенка-дошкольника  / под ред. Л.А Парамоновой и др. - М., 2003.

13. Конина М. М. Некоторые  вопросы обучения детей 3 - 5 лет  грамматически правильной речи // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. - М., 2000.

14. Ляховская Ю. С.  Особенности словаря старших  дошкольников // Хрестоматия по теории  и методике развития речи детей  дошкольного возраста. - М., 2000.

15. Максаков А. И.  Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста / А.И.Максаков. - М., 1987.

16. Методики выявления  уровня речевого развития у  детей дошкольного возраста. Ушакова  О., Струнина Е.  // Дошкольное воспитание. 2006 № 5.

17. Перенесли Л.И. Психодиагностический  комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности: дошкольный и младший школьный возраст / Л.И.Перенесли. – М., 2006.

18. Программа «Балбөбек» / А., 1999.

19. ГОСО Основные положения.  Дошкольное воспитание и обучение. Астана, 2008.

20. Программа обучения и воспитания в детском саду / под ред. М.А Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М., 2004.

21. Программа «Развитие» (основные положения) / науч. рук.  Л.А Венгер. - М., 1994.

22. Развитие речи детей  дошкольного возраста. // Под ред. Сохина Ф. А. М., 1984.

23.  «Радуга». Программа  и руководство для воспитателей / сост. Т. Н. Доронова - М., 1993-1996.

24. Струнина Е. М.  Лексическое развитие дошкольников // Развитие речи дошкольника. - М., 1990.

25. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические  основы развития речи дошкольников. М., 2002.

26. Стародубова Н. А.  Теория и методика развития речи дошкольников. М., 2007.

27. Тамбовцева А. Г.  Взаимосвязь речетворчества и  умственного развития // Хрестоматия  по теории и методике развития  речи детей дошкольного возраста. - М., 2000.

28. Тамбовцева А.Г. Формирование  грамматического строя речи // Развитие  речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф.А. Сохина. - М., 1984.

29. Тихеева Е.И. Развитие  речи детей / Е. И. Тихеева;  под ред. Ф. А. Сохина. - М., 1981.

30. Тумакова Г.А Картинный словарь по развитию речи детей 4-6 лет. - М., 1982.

31. Тумакова Г. А  Звучащее слово (картины, таблицы,  методическое руководство). - М., 1983.

32. Тумакова Г.А. Формирование  представлений детей о звуковой  форме слова // Умственное воспитание детей дошкольного возраста / под ред. Н.Н. Поддьякова, Ф.А.Сохина. - М., 1984.

33. Тумакова Г.А. Ознакомление  дошкольников со звучащим словом / Г.А. Тумакова. - М., 1991.

34. Ушакова О. С. Программа  развития речи детей в детском  саду / О. С. Ушакова. - М., 2002.

35. Ушинский К.Д.  Избр. пед. соч.: в 2 т. - М., 1974.

36. Федоренко Л. П., Фомичева  Г. А., Лотарев В. К., Методика  развития речи детей дошкольного  возраста. М., 1977.

37. Флёрина Е.А. «Художественное  слово для детей дошкольного  возраста» (в кн.: Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста). - М., 2000.

38. Фомичева М.Ф. Воспитание у  детей правильного произношения // М.Ф.Фомичева. - М., 1981.

39. Хватцев М.Е. Логопедическая  работа с детьми дошкольного  возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. - М., 2000.

Информация о работе Методика формирования грамматического строя речи