Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 18:24, реферат
Наше время называют «веком информации». Ежедневно до нас доходит все более нарастающий ее поток, который отнимает у нас все больше времени. Что из этой информации важно, а что не важно, как с ней работать, как оценивать? Для всех членов общества возрастает необходимость постоянного повышения квалификации, обновления знаний, освоения новых видов деятельности
Наше время называют «веком информации». Ежедневно до нас доходит все более нарастающий ее поток, который отнимает у нас все больше времени. Что из этой информации важно, а что не важно, как с ней работать, как оценивать? Для всех членов общества возрастает необходимость постоянного повышения квалификации, обновления знаний, освоения новых видов деятельности.
В этой связи резко возросли требования к информационной компетентности личности, как одного из важных структурных компонентов профессиональной компетентности, то есть определенный уровень информационной культуры и культуры поведения в информационной среде.
В настоящее время главная задача системы общего и дополнительного образования – заложить основы информационной компетентности личности, т.е. помочь обучающимся овладеть методами сбора и накопления информации, а также обработки и практического применения.
Понятие «информационная компетентность» определяется на современном этапе развития педагогики неоднозначно. В узком смысле она связывается с умением использовать новые информационные технологии, средства и методы (по существу, это компетентность в области информационно-коммуникационных технологий).
Можно рассматривать информационную компетентность в более широком смысле, как интегративное качество личности, проявляющееся в способности самостоятельно искать, выбирать, анализировать, организовывать, систематизировать, преобразовывать, сохранять, представлять и передавать информацию в различных формах и на различных носителях.
|
|
Информационная компетентность – одна из ключевых компетентностей. Она имеет свою структуру и выполняет следующие функции:
Познавательную, направленную на систематизацию знаний, познание и самопознание;
Коммуникативную, направленную на передачу информации с использованием различных носителей;
адаптивную, позволяющую адаптироваться к условиям жизни и деятельности в информационном обществе;
нормативную, включающую систему норм, правил и требований в информационном обществе;
оценочную, заключающуюся в умении ориентироваться в потоках разнообразной информации, выявлять и отбирать известную и новую, оценивать значимую и второстепенную информацию;
развивающую, способствующую формированию активной и творческой позиции личности.
Все функции тесно взаимодействуют между собой, переходят одна в
другую и фактически представляют единый процесс.
При работе с детьми я заметила у них сложности при работе с информацией, даже с традиционными источниками. Это побудило меня заниматься проблемой формирования информационной компетентности обучающихся. Я сделала для себя вывод, что порой педагог в учебном процессе должен выступать не как источник информации, а как организатор деятельности учащихся.
Ведущим методом учебной деятельности, который используется мною на уроках информатики, является метод проектов, развивающий познавательные, творческие навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлёк меня как педагога, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.
Проектная деятельность это - способ организации процесса познания.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение многих задач на уроках информатики трудно назвать проблемными. Учащиеся, выполняя проекты на уроках информатики, решают не проблему, а выполняют определенные алгоритмы действий, упражнения. Получается, что задача одна (допустим, выполнение рисунка), а варианты ее решения зависят от особенностей мышления, видения мира, степени информационной компетентности учащихся, использования совокупности разнообразных методов и средств обучения, интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей. Именно поэтому на уроках информатики полезно вводить элементы проектной деятельности. Не привычное решение задач, а выполнение творческих проектов, где оформление, способ реализации зависят от ученика и его возможностей.
Проект представляет собой реально существующую проблемную ситуацию, выбранную самими учащимися, потому что им интересно найти пути ее решения (полного или частичного). Тематика проектов определяется практической значимостью, а также доступностью выполнения. Поставленная проблема должна быть привлекательна по формулировке и стимулировать повышение мотивации к проектной деятельности.
Используя в обучении метод проектов, учащиеся постигают всю технологию решения задач: от постановки проблемы до представления результата. Работа над проектом включает 4 основных этапа: планирование работы, аналитический этап, этап обобщения, этап презентации полученных результатов (защита проекта).
Проиллюстрируем подробнее основные этапы работы над проектом с указанием задач, выполняемых на каждом этапе, и деятельности учеников и учителя следующей таблицей.
Этапы | Задачи | Деятельность учащихся | Деятельность педагога |
1. Подготовка | Определение темы, цели. Выбор группы учащихся | Собирают информацию. Обсуждают задание | Мотивирует учащихся. Объясняет цели проекта |
2. Планирование | Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде | Формируют задачи. Уточняют информацию. Выбирают, обосновывают свои критерии успеха | Помогает в анализе и синтезе |
3. Принятие решения | Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности | Работают с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследование | Наблюдает. Консультирует. Предлагает дополнительные источники информации |
4. Выполнение | Работа над проектом. Оформление | Выполняют исследование и работают над проектом. Оформляют проект | Консультирует |
5. Оценка результатов | Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Анализ достижения поставленной цели | Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке | Направляет процесс анализа. Советует, как подготовиться к защите |
6. Защита проекта | Подготовка доклада, выступления, презентации. Объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Оценка | Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов | Оценивает результаты деятельности учащихся |
Кардинальное отличие проектного обучения от классических методов заключается в том, что на разных этапах учащиеся преимущественно действуют самостоятельно, учитель выступает в роли консультанта.
На этапе планирования работы над проектом учащимися и учителем совместно вырабатываются критерии оценивания проекта. Во время защиты проводится комплексная оценка работы самим учеником, выполнившим данный проект, учащимися класса и учителем. При этом оценивается как сам проект, так и его защита. По результатам определяется рейтинговая оценка. Вот один из возможных вариантов оценки проекта.
Оценка деятельности участника проекта
Фамилия, имя ______________________________
Критерии выполнения и защиты проекта
Выполнение проекта:
• актуальность темы и предлагаемых решений, реальность, практическая направленность и значимость работы;
• объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность;
• уровень творчества, оригинальность темы, предлагаемых решений;
• аргументированность предлагаемых решений, выводов;
• качество оформления, соответствие стандартным требованиям.
Защита проекта:
1) качество доклада: композиция, полнота представления работы, аргументированность, убедительность;
2) объем и глубина знаний по теме (или предмету), эрудиция, межпредметные связи;
3) культура речи, манера изложения, использование наглядных средств, удержание внимания аудитории;
4) ответы на вопросы: полнота и аргументированность, убедительность, толерантность.
Самый сложный этап работы над проектом для учителя – постановка задачи.
Во-первых, проблема должна быть привлекательной и интересной для учеников.
Во-вторых, проекты требуют хорошо продуманной структуры, целей, обоснования актуальности, обозначения источников информации, продуманных методов и результатов. В рамках только предмета информатики трудно найти много достаточно интересных тем для проектов, так как информатика сама по себе – прикладная дисциплина. Поэтому возникает необходимость интеграции с другими предметами.
Задания на развитие информационной компетентности могут быть следующих типов:
1) подготовка тематического справочного материала: буклеты, электронные учебники и электронные учебные пособия (использование мультимедийных энциклопедий, справочников, Интернет-ресурсов, баз данных – работа с текстовыми и HTML-редакторами).
2) математическое и имитационное моделирование (сбор статистического материала, выявление зависимостей – использование электронных таблиц, использование программ автоматизированного вычисления, работа с программами построения графических зависимостей);
3) разработка мультимедийных презентаций по различным темам (поиски и структурирование учебного материала, отбор и обработка необходимой информации – использование ресурсов Интернет, работа с редакторами презентаций).
При выполнении заданий любого типа, обучающиеся попадают в ситуацию необходимости:
1) поиска информации (рекомендуется использовать ресурсы Интернет, предусмотрена работа с поисковыми системами, открытыми мультимедийными энциклопедиями, базами данных);
2) обработки информации (анализ поисковой задачи, определение необходимых источников, проверка достоверности полученного материала, преобразование форматов.)
3) представления информации (работа с графическими и текстовыми редакторами, публикация результатов в Интернет, подготовка и демонстрация презентации, составление графических зависимостей);
4) передачи информации (использование различных носителей информации и компьютерных телекоммуникаций).
Примеры:
Изучая тему «Графический редактор Paint» учащиеся создают мини-проекты «Школа (город) будущего», «Новогодняя открытка», «Космос будущего» и т.д., которые помогают им развить воображение и творчество.
При изучении темы «Текстовый редактор Microsoft Word» — мини-проекты: «Реклама (услуг, продуктов, товаров)», «Расписание уроков», «Кроссворд», «Календарь», «Грамота».
С целью закрепления основных работ в программе Microsoft Word создают творческие проекты газет на тематику, которая им наиболее интересна. При создании своей газеты учащиеся собирают информационный материал по выбранной теме, оформляют его таким образом, чтобы он был интересен читателям. Для графического оформления вставляют автофигуры, готовые стандартные картинки, отсканированные картинки.
Особое внимание отводится теме «Создание презентаций», так как получаемые знания и умения по программе PowerPoint помогут учащимся в старших классах создавать компьютерное сопровождение к любому докладу или реферату (пример: «Жизненный путь семьи Романовых», «Экскурсия по памятникам и мемориальным доскам», «Интеллектуальная игра «Умники», «Путешествие в зоопарк» - урок по Word и т.д.).
Важнейший завершающий этап – защита проекта, которая может пройти в форме конкурса, презентации, семинара, конференции. Учащиеся демонстрируют и комментируют глубину разработки поставленной проблемы, её актуальность, объясняют полученный результат, развивая при этом свои ораторские способности. Оценивается каждый проект всеми участниками занятий. Учащиеся с интересом смотрят работы других и с помощью преподавателя учатся оценивать их.
Информация о работе Проект как средство формирования способностей