Использование метода проектов на уроках английского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 18:39, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы ученик стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащихся находилась в центре внимания педагогов-исследователей. Многие считают, что приобретенные знания подвергаются изменениям каждый год, важно, чтобы молодые люди умели самостоятельно мыслить, учиться, работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, профессии, потому что этим придется заниматься всю сознательную жизнь.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...2
1. Теоретические аспекты использования метода проектов на уроках английского языка на начальном этапе обучения.………………………………...5
Определение понятия проект как метод обучения, его особенности и признаки.………………………………………………………………………….5
Типология проектов по иностранным языкам ……………………………………………………………………………………11
Проектная методика обучения иностранным языкам в свете современных педагогических технологий …………………………………………………...17
2. Применение проектной методики в изучении английского языка в начальной школе ……………………………………………………………………………….23
2.1 Особенности организации проектной деятельности на уроках английского языка.………………………………………………………………………………..23
2.2 Методические рекомендации по организации проектной работы на уроках английского языка………………………………………………………………….33
Заключение………………………………………………………………………….48
Список использованных источников и литературы………......................……….51

Файлы: 1 файл

123.docx

— 92.14 Кб (Скачать)

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...2

1. Теоретические аспекты использования метода проектов на уроках английского языка на начальном этапе обучения.………………………………...5

    1. Определение понятия проект как метод обучения, его особенности и признаки.………………………………………………………………………….5
    2. Типология проектов по иностранным языкам ……………………………………………………………………………………11
    3. Проектная методика обучения иностранным языкам в свете современных педагогических технологий …………………………………………………...17

2. Применение проектной методики в изучении английского языка в начальной школе ……………………………………………………………………………….23

2.1 Особенности организации проектной деятельности на уроках английского языка.………………………………………………………………………………..23

2.2 Методические рекомендации  по организации проектной работы на уроках английского языка………………………………………………………………….33

Заключение………………………………………………………………………….48

Список использованных источников и литературы………......................……….51

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время все  развитые страны мира осознали необходимость  реформирования своих систем образования  с тем, чтобы ученик стал центральной  фигурой учебного процесса, чтобы  познавательная деятельность учащихся находилась в центре внимания педагогов-исследователей. Многие считают, что приобретенные  знания подвергаются изменениям каждый год, важно, чтобы молодые люди умели  самостоятельно мыслить, учиться, работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, профессии, потому что  этим придется заниматься всю сознательную жизнь.

Модернизация российского  образования с неизбежностью  влечёт за собой необходимость поиска новых подходов к преподаванию иностранного языка. Обращение к нетрадиционным формам обучения предполагает влияние  педагога на деятельность каждого ученика  и вовлечение его в активную учебно-практическую деятельность. Одной из наиболее органичных и эффективных форм преподавания английского языка является метод  проектов.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой  педагогике. Возникнув в 20-ые годы в  США, он привлёк внимание и русских  педагогов. Идеи американских педагогов  Дж. Дьюи и Х.В. Килпатрика получил  дальнейшее развитие [10]. Метод проектов активно развивался в США, Великобритании, Германии, Италии и многих других странах.

На современном этапе  развития образования проектная  методика детально исследуется как  зарубежными, так и   отечественными авторами: И.Л. Бим,  И.А. Зимней, Т.Е  Сахаровой, О.М  Моисеевой, Е.С. Полат, И.  Чечель и др.

       Многочисленными  исследованиями было установлено,  что проектная деятельность выступает  как важный  компонент системы   продуктивного  образования   и  представляет  собой   нестандартный, нетрадиционный способ  организации образовательных процессов  через  активные способы   действий   (планирование,   прогнозирование,   анализ,    синтез), направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода.

      Проектная  методика как новая педагогическая  личностно-ориентированная технология   отражает   основные   принципы   гуманистического   подхода   в образовании:

      -  особое  внимание к индивидуальности  человека, его личности;

      - чёткость, ориентация на сознательное развитие  критического  мышления обучающихся.

         Таким   образом,   проектная   методика   является    альтернативой

традиционному  подходу  к  образованию,  основанному,  главным  образом,  на усвоении готовых  знаний и их воспроизведении.

В проектной работе учащиеся включаются в организуемую педагогом  поисковую учебно-познавательную деятельность. Педагог опирается при этом на уже имеющиеся возможности, способности  детей к творческому мышлению.

Выбранная тема данной работы является наиболее актуальной в настоящее  время, так как метод проектов, сравнительно новый метод в преподавании английского языка, способствует активному  вовлечению учеников в различные  виды практической деятельности и позволяет  развивать их творческие и индивидуальные способности.

Таким образом, мы можем сказать, что основная проблема работы заключается  в определении условий обучения английскому языку на основе метода проектной деятельности на начальном  и среднем этапах обучения.

Объектом нашей курсовой работы является метод проекта, как один из методов обучения английскому языку.

Предметом является выявление роли поэтапной, последовательной работы над проектом как фактор успешной организации проектной деятельности на уроках английского языка.

Цель исследования состоит в том, чтобы разработать методические рекомендации по организации проектной деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  1. Дать теоретическое обоснование проектной методики обучения иностранному языку на   основе ретроспективного анализа научно-теоретической литературы
  2. Рассмотреть типологию проектов;
  3. Показать   технологию применения проектной методики на уроках английского языка;
  4. Проанализировать опыт  использования  проектной  методики  в системе учебных и внеклассных занятий на  младшей  ступени  обучения  иностранному языку.
  5. Выявить роль и особенности применения метода проектов в обучении английскому языку ;
  6. Разработать методические рекомендации по использованию метода проектов на уроках английского языка.

    Теоретическая значимость состоит в том, что результаты нашей курсовой работы дополняют теорию и методику обучения иностранному языку с использованием проектной методики.

    Практическая значимость состоит в подборе и систематизации международного опыта педагогов в использовании проектной методики

    Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, состоящей из 40 источников.

 

 

 

 

 

1. Теоретические аспекты  использования метода проектов  на уроках английского языка  на начальном этапе обучения.

 

1.2 Определение понятия  проект как метод обучения, его  особенности и признаки.

 

Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый  учащимися комплекс действий по решению  значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта. Под методом проекта мы понимаем комплексный обучающий метод, который  даёт возможность учащимся проявлять  самостоятельность в планировании, организации и контроле своей  деятельности.

Основоположниками метода проектов явились американский философ и  педагог Дж. Дьюи, а также его  ученик В.Х. Килпатрик, который дает следующее определение. «Термин  «проект» должен означать каждое единство целенаправленного опыта, каждую возможность  деятельности, при которой цель, как внутренний стимул определяет цель деятельности, управляет процессом  приобретения опыта и определяет собственное направление или  свою внутреннюю мотивацию».

В свою очередь Е.С. Полат  отмечает, «если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться  вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или  иным образом». Гузеев В.В. дает следующее определение: «Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор, результат труда, создание творческого продукта». А.В. Хуторской рассматривает образовательный проект как форму организации занятий, предусматривающую комплексный характер деятельности всех участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени .

            В самом общем плане, проект  – это ограниченное во времени  целенаправленное изменение отдельной  системы с установленными требованиями  к качеству результатов, возможными  рамками расхода средств и  ресурсов и специфической организацией (В.Н. Бурков, Д.А. Новиков).

 Основная цель метода проектов – предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей. Учителю в проекте отводится роль координатора, эксперта, дополнительного источника информации [15].

Воспитательный потенциал  иностранного языка увеличивается  с введением в учебный процесс  новых технологий. Использование  технологий, привлекающих опыт и творческий потенциал, выводит процесс обучения и воспитания средствами иностранного языка за школьные рамки.

Одной из технологий, обеспечивающей лпчностно-ориентированное воспитание и обучение, является метод проектов, так как он практически вбирает  в себя и другие современные технологии, например такие, как обучение в сотрудничестве.

В отличие от других технологий, практикуемых в школе, проектная  методика даёт учителю возможность  включить учащихся в реальное общение, наиболее насыщенное иноязычными контактами, опирающееся на исследовательскую  деятельность, на совместный труд, и  увидеть реальные, а не только полученные в ходе игры результаты своего труда.

Метод проектов зародился  во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических  концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859- 1952). Согласно его воззрениям, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества. Кроме того, в его понимании характера развития ребенка была заложена идея о том, что ребенок в онтогенезе повторяет вслед за человечеством путь познания окружающего мира. Идеи Джона Дьюи достаточно широко реализовались в 1884-1916 годах в различных учебных заведениях его учениками и последователями — американскими педагогами Е. Пархерст и В. Кильпатриком. «Метод проектов» и его вариант «Дальтон-план» приобрели известность в различных странах, в том числе и в России, где использовались в школьном и вузовском обучении в 20-х годах XX века. Они хорошо были известны С.Т. Шацкому, В.Н. Сороке-Росинскому, А.С. Макаренко и многим другим. Наиболее полно идеи Дж. Дьюи были реализованы в педагогической практике А.С. Макаренко. С 1931 года в отечественной педагогике метод проектов не практиковался. И только в 80-е годы в педагогическую практику нашей страны метод проектов снова пришел из-за рубежа вместе с технологией компьютерной телекоммуникации. Тем не менее современное переосмысление основных идей Дьюи можно увидеть в деятельностно-личностном подходе к воспитанию, который предполагает:

  • связь с жизнью;
  • развитие социальной активности детей в воспитательном процессе;
  • развитие умения адаптироваться к действительности;
  • умение общаться, сотрудничать с людьми в различных видах деятельности

Карл Фрейд выделяет 17 отличительных черт проектного метода, среди которых наиболее значимые следующие:

  • Участники проекта подхватывают проектную инициативу от кого-либо из жизни;
  • Участники проекта договариваются друг с другом о форме обучения;
  • Участники проекта развивают проектную инициативу и доводят её до сведения всех;
  • Участники проекта организуют себя на дело;
  • Участники проекта информируют друг друга о ходе работы;
  • Участники проекта вступают в дискуссию [10].

Проект в проективном  образовании и метод проектов отличаются друг от друга. В методе проектов проект – это средство обучения, средство усвоения определенного  учебного материала; в проективном  образовании – разработка проекта  – цель обучения. То есть, говоря о  методе проектов, мы имеем в виду способ достижения конкретной дидактической (методической) цели через разработку проблемы и получения реального  практического результата.

В обучении языку метод  проектов стал особенно активно применяться  в конце 80-х годов XX века. Начиная с этого времени, ведущие издательства США и Европы выпускают методические пособия по использованию проектов в преподавании иностранных языков. Наиболее известное ресурсное пособие для преподавателей – D.L. Fried-Booth «Project Work» (OUP, 1986) – в настоящее время готовится к переизданию.

Метод проектов привлёк внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически  параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные  методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти, эти  идеи стали довольно широко внедряться в школы, но недостаточно продуманно и последовательно, и постановлением ЦК ВКП в 1931 году метод проектов был  осуждён.

С тех пор в России больше не предпринималось попыток возродить  этот метод в школьной практике. Вместе с тем, в зарубежной школе  он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии и многих других странах идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение.

Информация о работе Использование метода проектов на уроках английского языка