Использование метода проектов на уроках английского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 18:39, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы ученик стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащихся находилась в центре внимания педагогов-исследователей. Многие считают, что приобретенные знания подвергаются изменениям каждый год, важно, чтобы молодые люди умели самостоятельно мыслить, учиться, работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, профессии, потому что этим придется заниматься всю сознательную жизнь.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...2
1. Теоретические аспекты использования метода проектов на уроках английского языка на начальном этапе обучения.………………………………...5
Определение понятия проект как метод обучения, его особенности и признаки.………………………………………………………………………….5
Типология проектов по иностранным языкам ……………………………………………………………………………………11
Проектная методика обучения иностранным языкам в свете современных педагогических технологий …………………………………………………...17
2. Применение проектной методики в изучении английского языка в начальной школе ……………………………………………………………………………….23
2.1 Особенности организации проектной деятельности на уроках английского языка.………………………………………………………………………………..23
2.2 Методические рекомендации по организации проектной работы на уроках английского языка………………………………………………………………….33
Заключение………………………………………………………………………….48
Список использованных источников и литературы………......................……….51

Файлы: 1 файл

123.docx

— 92.14 Кб (Скачать)

Н.Г. Чернилова рассматривает  проектное обучение как развивающее, базирующееся на «последовательном  выполнении комплексных учебных  проектов с информационными паузами  для усвоения базовых теоретических  знаний» [3]. Это определение относится  ею к проектному обучению как типу развивающего обучения.

Проекты, предназначенные  для обучения языку, обладают как  общими для всех проектов чертами, так  и отличительными особенностями, среди  которых главными являются следующие:

  • использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения;
  • акцент на самостоятельной работе учащихся (индивидуальной и групповой);
  • выбор темы, вызывающей большой интерес для учащихся и непосредственно связанной с условиями, в которых выполняется проект;
  • отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью проекта;
  • наглядное представление результата.

        Современный  учебный проект рассматривается  как организационная форма работы, которая (в отличие от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В школе его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение  общего результата  по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.  [25]

Таким образом, учебный проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение.

       Учебный проект с точки зрения  учителя - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

       Таким  образом, метод проектов есть  целенаправленная, в целом самостоятельная  деятельность учащихся, осуществляемая  под гибким руководством учителя,  направленная на решение исследовательской  или социально-значимой прагматической  проблемы и на получение конкретного  результата в виде материального  и/или идеального продукта [17].

Иными словами, итогом работы ученика над проектом может быть как идеальный продукт (сделанное  на основе изучения информации умозаключение, выводы, сформированные знания), так  и продукт материальный (страноведческий  коллаж, альбом, туристический проспект с целью представления своей  «малой родины», участие в благоустройстве  двора, улицы, что может сопровождаться ведением дневника на иностранном языке, написанием письма зарубежному сверстнику, созданием газеты и т.д.). Хорошо, когда оба вида продукта выступают  в их диалектическом единстве.

Отсюда вытекают основные принципы построения проектной деятельности на уроке:

    1. Ориентированность на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
    2. Решение проблемы. Это предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
    3. «Осязаемость» результатов проектной деятельности, т.е, если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию на уроке, в школе, в реальной жизни).
    4. Использование совокупности исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути.

 

 

1.2. Типология проектов по иностранным языкам

 

В настоящее время существует множество классификаций проектов. По одной из таких классификаций  английские специалисты в области  методики преподавания языков Т. Блур и М. Сент-Джон различают три вида проектов:

  1. Групповой проект, в котором исследование проводится всей группой, а каждый студент изучает определенный аспект выбранной темы.
  2. Мини-исследование, состоящее в проведении индивидуального социологического опроса с использованием анкетирования и интервью.
  3. Проект на основе работы с литературой, подразумевающий выборочное чтение по интересующей студента теме и подходящий для индивидуальной работы [11].

Исследователи считают последний  тип самым легким для практического  использования и потому самым  популярным. Однако описанная ими  структура такого проекта показывает, что он предполагает развитие только тех навыков, которые необходимы для работы с литературой: просмотрового  и внимательного чтения, умения работать со справочниками и библиотечными  каталогами.

В связи с этим кажется  справедливой точка зрения Р. Джордана, который считает, что проект на основе работы с литературой подходит в основном для изучения иностранного языка для специальных целей. В то же время «мини-исследование» и «работу с литературой» можно рассматривать и как разновидности группового проекта, который является наиболее важным для методики [10].

Проекты, выполняемые в  рамках образовательного процесса, можно  классифицировать по нескольким основаниям.

По типу продукта, являющегося  результатом проектной деятельности, проекты можно разделить на технологические, исследовательские, продуктивные, сетевые, сервисные, комплексные.

Проекты, основанные на доминирующей деятельности учащихся, подразделяются на практико-ориентированные, творческие, ролевые, информационные.

По продолжительности  проекты бывают: мини-проекты, краткосрочные, недельные, долгосрочные.

Но мы остановим своё внимание на рассмотрении точки зрения доктора  педагогических наук, известного исследователя  в области современных технологий обучения учащихся Е.С. Полата, которая  определяет метод проектов как «определенным  образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая  предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но и организацию процесса достижения этого результата» [14].

В трудах автора мы видим  наиболее проработанную типологию  проектов в соответствии с их признаками:

  1. Доминирующий в проекте метод: исследовательский, творческий, ролево-игровой, ознакомительно-ориентировочный.
  2. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знаний) или межпредметный проект.
  3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).
  4. Характер контактов (среди участников одной школы класса, города, преподавания региона, страны, разных стран мира).
  5. Количество участников проекта.

В соответствии с первым признаком Е.С. Полат выделяет следующие  типы проектов:

Исследовательские. Данный тип требует хорошо продуманную систему проекта, четко сформулированные перед началом выполнения проекта цели, заинтересованность каждого участника проекта, социальную значимость, продуманные методы экспериментальных и опытных работ, методы обработки результатов.

Творческие. Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и развивается, подчиняясь принятой самими учащимися схеме. Однако прежде чем начать разработку такого проекта, следует заранее договориться о желаемых, планируемых результатах. Это могут быть сочинения, стенгазеты, видеофильмы и т.д.

Ролево-игровые. В таких проектах также структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Каждый участник выбирает для себя определенную роль, обусловленную характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи, герои, имитирующие социальные и деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты подобных проектов могут быть обговорены заранее, а могут вырисовываться ближе к концу работы.

Практико-ориентированные. Такой тип отличает четко обозначенная с самого начала цель деятельности участников проекта, которая, в свою очередь, должна быть ориентирована на социальные интересы самих участников. Результатом работы могут быть газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона и т.д. Проект подобного рода требует хорошо продуманную структуру, возможно, даже сценарий всей деятельности его участников, определяющий функции каждого, участие каждого в обработке и оформлении иноязычной информации. Во время работы над такими проектами особенно важна хорошая организация обсуждения, корректировки, презентации полученных результатов и возможных способов иностранных применения их на практике. [26]

Согласно второму признаку проекты могут быть:

Монопроекты. Данные проекты лучше проводить по наиболее сложным темам, связанным со страноведческой, социальной тематикой. Они требуют четкой структуризации, лучше с поурочным планированием, с четким обозначением конечных целей и задач, а также знаний, умений, приобретаемых учениками в ходе разработки проекта. Заранее обозначается и форма.

Межпредметные проекты. Такого рода проекты выполняются во внеурочное время. Они могут объединять как несколько предметов, так и решать достаточно сложные проблемы, например, проблемы сохранения окружающей среды, исследования творчества писателей, работающих в одном жанре и т.д. Такие проекты требуют четкой координации работы всех учителей-предметников, хорошо проработанные формы промежуточного контроля и итоговой презентации [11].

По третьему признаку –  характеру координации – проекты  могут быть:

С открытой координацией. В  таких проектах координатор (педагог) непосредственно участвует в  работе, организуя и направляя  её, а также координируя деятельность всех участников.

Со скрытой координацией. Учитель не вмешивается в работу над проектом, но, изучая дневники и отчеты учеников, беседуя с членами группы, он внимательно наблюдает за процессом и может выступить в роли советчика или помощника.

По характеристике контактов  проекты бывают:

Внутренние или региональные (в пределах классов одной школы, школ, округов, города).

Международные. Они могут иметь место при школьных обменах. Кроме этого, возможность разрабатывать международные проекты совместно с учащимися разных стран и континентов представляют учителю современные информационные технологии. Такие проекты появились сравнительно недавно и называются телекоммуникационными проектами.

Телекоммуникационные. Познавательная совместная творческая или познавательная игровая деятельность учащихся, партнеров, находящихся на значительном расстоянии друг от друга, основанная на компьютерной телекоммуникации и имеющая общую цель-исследование какой-либо проблемы при помощи согласованных методов, способов деятельности, направленных на презентации, кот достижение общего результата.

Участие в телекоммуникационном проекте помогает ученику включиться в определенные среды: информационные, социальные, языковые; способствует формированию глобального мышления, осознанию  себя гражданином мира, прививает  чувство социальной ответственности, расширяет кругозор ученика, включает в полилог культур, помогает высказать  свое отношение к проблеме, помня о правилах написания письма, доклада, одновременно ознакомиться с точкой зрения людей, живущих в других географических условиях, имеющих другое вероисповедание и национальные традиции, быть может, по-другому взглянуть на свой мир, толерантно отнестись к точке зрения партнера по проекту [21].

Работа над проектом –  это, в первую очередь, самостоятельная  работа ученика по решению какой-либо проблемы, требующая умения поставить  проблему, наметить способы её решения, спланировать работу, подобрать необходимый  материал и т.д.

Таким образом, в процессе этой деятельности ученик развивает  свои интеллектуальные умения, такие  черты характера, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, приобретает  определённые учебные навыки, а обученность  через овладение знаниями, умениями, навыками обеспечивает социальную и  профессиональную адаптацию в обществе, что немаловажно в сегодняшнем  постоянно меняющемся мире.

Информация о работе Использование метода проектов на уроках английского языка