Использование метода проектов на уроках английского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 18:39, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы ученик стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащихся находилась в центре внимания педагогов-исследователей. Многие считают, что приобретенные знания подвергаются изменениям каждый год, важно, чтобы молодые люди умели самостоятельно мыслить, учиться, работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, профессии, потому что этим придется заниматься всю сознательную жизнь.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...2
1. Теоретические аспекты использования метода проектов на уроках английского языка на начальном этапе обучения.………………………………...5
Определение понятия проект как метод обучения, его особенности и признаки.………………………………………………………………………….5
Типология проектов по иностранным языкам ……………………………………………………………………………………11
Проектная методика обучения иностранным языкам в свете современных педагогических технологий …………………………………………………...17
2. Применение проектной методики в изучении английского языка в начальной школе ……………………………………………………………………………….23
2.1 Особенности организации проектной деятельности на уроках английского языка.………………………………………………………………………………..23
2.2 Методические рекомендации по организации проектной работы на уроках английского языка………………………………………………………………….33
Заключение………………………………………………………………………….48
Список использованных источников и литературы………......................……….51

Файлы: 1 файл

123.docx

— 92.14 Кб (Скачать)

Подводя итоги, мы можем видеть наиболее проработанную типологию  проектов Е.С. Полата в соответствии с их признаками:

  1. Доминирующий в проекте метод: исследовательский, творческий, ролево-игровой, ознакомительно-ориентировачный;
  2. Предметно-содержательная область: монопроект, межпредметный;
  3. Характер координации проекта: непосредственный, скрытый;
  4. Характер контактов: среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира;
  5. Количество участников проекта.

 

 

 

 

1.3 Проектная методика обучения иностранным языкам в свете современных педагогических технологий

 

 

     Целесообразно  рассмотреть  дидактические  основы использования проектной  методики  в  контексте  современных  педагогических технологий, которые включают следующие положения:

   1. ориентационные  изменения в школьной системе  образования;

   2. дидактическая структура  проектного обучения как новой   педагогической технологии в  системе образования;

   3.  сравнительная   характеристика   традиционного   классно-урочного   и проектного обучения.

      На  протяжении  последних  десятилетий  основные  ориентации  развития школьного  образования в обществе нацелены  на  интеллектуальное  и  духовно-нравственное  развитие  личности.  Сегодня   очевидным  становится  факт,  что знания  не  передаются,   а   получаются   в   процессе   личностно-значимой деятельности, так  как сами знания, вне  определенных  навыков  и  умений  их  использования, не решает проблему  образования человека и  его   подготовки  к реальной деятельности  вне стен учебного заведения  [31].

      Анализ  материалов международных научных  конференций  убеждает  в   том, что  целью образования  в настоящее время   становятся  не  просто  знания  и умения,  то  определенные  качества  личности.  Постиндустриальное  общество заинтересовано  в том, чтобы граждане были  способны  самостоятельно,  активно  действовать,  принимать  решения,  гибко   адаптироваться   к   изменяющимся условиям жизни.

      Школьное  образование должно быть направлено, в соответствии с этим, на решение  следующих задач.

   1. Формирование готовности  к решению различных проблем.  Очевидно, что  в зависимости  от ситуации, решение конкретно  возникающей проблемы будет опираться на целый спектр знаний, навыков, умений в разных предметных  областях.

      Для того  чтобы данное качество было  сформировано, необходимо:

  - сделать преподавание  более проблемно-ориентированным;

  - шире использовать  рефлексивный  подход в обучении;

  - стимулировать у  обучаемых не  только  умение  отвечать  на  поставленные вопросы,  но и формулировать свои собственные  вопросы по курсу;

  - усилить степень  автономии учащихся;

  - пересмотреть традиционную  роль учителя и ученика на  уроке;

   2. Совершенствование  билингвальной коммуникативной  компетенции в устном и письменном  общении  с учетом социокультурных  отличий современного мира.

    3. Развитие стремления  учиться  всю  жизнь,  обновляя  и  совершенствуя

полученные знания, умения и навыки  применительно  к  изменяющимся  условиям [31].

      Однако,  как  утверждает   Е.С.   Полат,   «решить   эти   задачи   не

представлялось возможным  в силу отсутствия реальных условий  для  выполнения при традиционном подходе к образованию, традиционных средствах  обучения,  в большей  степени ориентированных на классно-урочную  систему  занятий»  [26].

      Задача  школы, как подчеркивает Е.С.  Полат [26],  заключается  не  столько в содержании образования,  сколько в использовании  новых   технологий обучения.

      Что же  означает понятие «технология»?

      Технология  (от  греч.  techne  –   искусство,   мастерство,   умение)

определяется как совокупность приемов  и  способов  получения,  обработки  и переработки определенных изделий; как научная дисциплина, разрабатывающая  и совершенствующая такие приемы и способы. [33]

      Технология  обучения - это комплексная интегративная  система, включающая упорядоченное  множество операций и действий,  обеспечивающих  педагогическое целеопределение, содержательные и процессуальные  аспекты,  направленные  на усвоение  знаний,  приобретение  профессиональных  умений  и  формирование

личностных качеств обучаемых, заданных  целями  обучения.  Как  подчеркивает Д.В.  Чернилевский  [33],   технология   обучения   предполагает управления  процессом  обучения,  включает  в   себя   два   взаимосвязанных процесса: организацию деятельности учащихся и контроль этой деятельности.

      Проектирование,  как отмечает Н.П. Сибирская  [30],  представляет собой деятельность  по созданию  образа  будущего,  предполагаемого  явления. Оно   является  одним  из  аспектов  творчества  человека   и   основано   на планировании,  прогнозировании,  принятии   решений,   разработке,   научном исследовании.

      Дж. К. Джонс  [10], определяя понятие  «проектирование»,  отмечал: «Вот  некоторые  определения   и   формулировки   процесса   проектирования, появляющиеся в  последнее время:

   1.  Моделирование   предполагаемых   действий    до   их   осуществления,

      повторяемое  до  тех  пор,  пока  не  появится  полная  уверенность   в

      конечном  результате.

   2. Осуществление очень  сложного акта интуиции .

   3.   Оптимальное   удовлетворение   суммы   истинных   потребностей   при

      определенном  комплексе условий. 

  1. Вдохновенный прыжок от фактов настоящего к возможностям

 будущего».

      Основываясь  на понятиях  технологии обучения  и  проектирования,  Е.С.

Полат  [26]  рассматривает  проектную   методику   как   совокупность поисковых,   проблемных   методов,   творческих   по   самой   своей   сути, представляющих  собой  дидактическое  средство  активизации   познавательной деятельности,   развития   креативности    и    одновременно    формирование определенных личностных качеств учащихся  в  процессе  создания  конкретного  продукта.

      Таким образом,  проектная методика  - это   педагогическая  технология,

ориентированная не на интеграцию  фактических  знаний,  а  их  применение  и приобретение новых  путем самоорганизации и самообразования  учащихся.

      Исходя  из  данного  определения,  рассмотрим  дидактическую  структуру

современной проектной методики.

      Как   известно,  к  области  методики,  как  частной  теории  обучения,

относится изучение цели, содержания, форм, методов  и  средств  обучения  по определенному учебному  предмету.  Метод  представляет  собой  дидактическую  категорию как совокупность теории, операций овладения определенной  областью практических или  теоретических  знаний,  той  или  иной  деятельности.  При проектном обучении метод  рассматривается как способ достижения  поставленной дидактической  цели  через  детальную  разработку   проблемы   (технологию), которая  должна  завершиться   вполне   реальным,   осязаемым   практическим результатом, оформленным тем или  иным образом [26].

      Многие  педагоги  обратились к этой  методике, так как при ее использовании  в  учебном  процессе  решаются  важные дидактические задачи:

  - занятия не ограничиваются  приобретением учащимися  определенных  знаний, умений  и  навыков,  а  выходят  на  практические   действия   учащихся, затрагивая  их эмоциональную сферу, благодаря  чему усиливается  мотивация  учащихся;

  - учащиеся получают  возможность осуществлять творческую  работу  в  рамках заданной  темы, самостоятельно добывая необходимую  информацию  не  только из учебников,  но и из  других  источников.  При  этом  школьники  учатся  самостоятельно мыслить, находить  и решать проблемы, привлекая   для  этой цели знания из  разных областей, прогнозировать  результаты  и  возможные последствия  разных вариантов  решения,  учатся  устанавливать  причинно- следственные связи;

  - в  проекте   успешно  реализуются  различные   формы  организации  учебной  деятельности, в ходе которой  осуществляется взаимодействие  учащихся друг  с другом и с учителем, роль  которого  меняется:  вместо  контролера  он становится равноправным партнером и консультантом;

  - в проектной работе  весь процесс ориентирован на  учащегося: здесь  прежде всего   учитываются  его  интересы,  жизненный  опыт   и   индивидуальные  способности;

  - усиливается индивидуальная  и коллективная  ответственность   учащихся  за конкретную работу  в рамках проекта, так  как   каждый  учащийся,  работая

 индивидуально  или   в  микрогруппе,  должен  представить   всей   группе

 результаты своей деятельности;

  - совместная работа  в рамках проекта учит учащихся  доводить дело до конца, они  должны задокументировать результаты  своего труда, а именно: написать  статью  для  газеты,  сообщение,  собрать  и  обработать  статистические  данные,  сделать  аудио-  и   видеозапись,   оформить   альбом,   коллаж, стенгазету и т.д.

      Таким образом,  общей особенностью проективных  приемов является наличие поставленной  личностно-значимой  проблемы  и   задачи  решить  ее.  Если  это  теоретическая проблема – то  процесс проектирования заключается  в  нахождении конкретного  ее  решения, если практическая  – то задачей  школьника   является достижение конкретного   результата  этой  проблемы,  готового  к  внедрению. Решение   проблемы   предусматривает,   с   одной   стороны,   использование разнообразных  исследовательских, поисковых методов  и средств обучения,  а  с  другой – необходимость  интегрирования  знаний,  умений  из  различных   сфер науки, техники, творческих  областей.

      Необходимо  также  отметить,  что  в   условиях  проектного  личностно-

ориентированного обучения учитель приобретает иную роль и  функцию в  учебном процессе. Проектное  обучение, с  решительностью  заменяет,  по  материалам Е.С. Полат [26] традиционную парадигму образования «учитель  –  учебник – ученик» на новую  «ученик – учебник – учитель»

      Именно  так построена система образования  в  лидирующих  странах  мира, что  отражает  гуманистическое   направление  в   философии,   психологии   и педагогике.

       Наиболее  существенным являются  рассуждение  Р.П.  Мильруд  .

Анализируя современные  тенденции в  образовании,  Р.П.  Мильруд  [19] подчеркивает следующее: «Если традиционно в учебной  практике  преобладает тренировочные  приемы обучения, то современной  тенденцией  становится  более активное использование  проектных приемов». Главное различие, как  утверждает Р.П. Мильруд, заключается  в  том,  что  «с  помощью  тренировочных приемов  обучения  школьники  усваивают  готовое  содержание,  а  с  помощью проективных  заданий они учатся творчески  создавать  содержание  обучения  и усваивать его…».

      Р.П. Мильруд   действительно  оказался  прав  в  своих  рассуждениях  о

сравнении традиционной  и новой парадигмы  образования.  В  настоящее  время традиционные  школьные  программы  перегружены  учебной   информацией,   что  непосредственно приводит к заметному  разрыву между теорией и практикой,  так как  в  этой  ситуации  не  может  быть  идти  речь  о  формировании  навыка применения. Проектное обучение при этом  является  более  продуктивным,  так как в процессе выполнения учебного проекта знания приобретаются  учащимися  в процессе использования  информации при решении практических задач.  Поиск  же решения практических  задач  активизирует  необходимость  добывания  знаний,

познавательную деятельность.

      Таким образом,  содержание проектной деятельности  учащихся  усложняется по  мере  предыдущих,  более  простых   проектных   заданий.   Проектирование  помогает  учащимся  осознать  роль  знаний  в  жизни   и  обучении  –  знания  перестают быть целью, а становятся  средством в подлинном образовании.

 

 

  1. Применение проектной методики в изучении английского языка в начальной школе

 

     2.1 Особенности организации проектной деятельности на уроках английского языка.

 

 

        Метод  проектов позволяет создать на  уроках иностранного языка исследовательскую  творческую атмосферу, где каждый  ученик вовлечён в активный  творческий познавательный процесс  на основе методики сотрудничества.

      Для формирования  у школьников необходимые умения  и навыки в том или ином  виде речевой деятельности, а  также лингвистическую компетенцию  на уровне, определенном программой  и стандартом, необходима устная  практика для каждого ученика  группы.

Информация о работе Использование метода проектов на уроках английского языка