Чтобы сформировать
коммуникативную компетенцию вне
языкового окружения, недостаточно
условно-коммуникативных или коммуникативных
упражнений, которые решают только
коммуникативные задачи. Важно предоставить
учащимся возможность мыслить
самостоятельно, решать какие-то
проблемы. Которые порождают мысль,
рассуждать над возможными путями
решения этих проблем, с тем,
чтобы дети акцентировали внимание
на содержание своего высказывания,
чтобы в центре внимания была
мысль, я язык выступал в
своей прямой функции- формирования
и формулирования этих мыслей.
Для того чтобы
учащиеся воспринимали язык, как
средство межкультурного взаимодействия,
необходимо не только знакомить
их со страноведческой тематикой
(конечно, это очень важно), но
и искать способы их включения
их в активный диалог культур.
Чтобы на практике могли познавать
особенности функционирования языка
в новой для них культуре.
Основная идея такого подхода
к обучению иностранному языку
заключается в том, чтобы перенести
акцент с различного вида упражнений
на активную мыслительную деятельность
учащихся, требующую для своего
оформления владения определенными
языковыми средствами. Вот почему
мы обратились к методу проектов
на этапе творческого применения
языкового материала. Только метод
проектов может позволить решить
эту дидактическую задачу и
соответственно превратить уроки
иностранного языка в дискуссионный,
исследовательский клуб, в котором
решаются действительно интересные,
практически значимые и доступные
учащимся проблемы с учётом
особенностей культуры страны
и по возможности на основе
межкультурного взаимодействия.
Мартьянова
Т.М. в статье« Использование
проектных заданий на уроках
иностранного языка» подчеркивает:
« Выполнение проектных заданий
позволяет школьникам видеть
практическую пользу от изучения
иностранного языка, следствием
чего является повышение интереса
к этому предмету» [18]
Метод проектов
всегда ориентирован на самостоятельную
деятельность учащихся- индивидуальную,
парную, групповую, реализующуюся
в течении определенного времени.
Этот метод органично сочетается
с групповым подходом к обучению
(cooperative learning) [16]
Метод проектов
всегда предполагает решение
какой-то проблемы. А решение
проблемы предусматривает с одной
стороны, использование совокупности
разнообразных методов, средств
обучения, а с другой – необходимость
интегрирования знаний, умений применять
знания из различных областей
науки, техники, технологии, творческих
областей.
Метод проектов,
это технология предполагает
совокупность исследовательских,
поисковых, проблемных методов,
творческих по своей сути. В
ходе работы над проектом, как
уже говорилось раннее, учащиеся
внимательно изучают памятку
работы над проектом. Советы из
памятки помогают успешнее организовать
работу. Во-первых, необходимо учащимся
выбрать проект, который будет
интересен для них, во-вторых,
в групповом проекте необходимо
распределить роли и обязанности в соответствии
с интересами и возможностями каждого
участника проекта. Проект должен быть
аккуратно и красочно оформлен. Для работы
необходимо использовать необходимую
литературу.
На начальном
этапе среднего звена учащиеся
выполняют творческие особые
проекты небольшого объёма. С
7 класса начинается работа над
исследовательскими межпредметными
групповыми проектами. Которые
часто требуют знаний не только
по английскому языку, но и
других предметов (информатика,
биология, география, история и
т.д.)
Конечный этап
проектов - это презентация. Презентация
может проходить в виде постеров,
докладов, ролевой игры, видеопоказ.
Польза для учащихся очевидна.
Это важное условие дальнейшей
творческой работы, действенный
источник мотивации, средство
воспитанности в себе.
Проектная методика
характеризуется высокой коммуникативностью,
активным включением учащихся
в учебную деятельность, принятием
личной ответственности за продвижение
в обучении.
Работа
над проектом сочетается с
созданием прочной языковой базы
у учащихся. Использование метода
проектов позволило педагогам
создать условия для развития
личности учащихся. [1]
Если проекты
старшего и среднего звена
общеобразовательной школы широко
рассмотрены педагогами, то проекты
начальной школы находятся на
начальной стадии своего развития.
Урок иностранного
языка с детьми младшего школьного
возраста предполагает использование
новых образовательных технологий
и, в целом, требует творческого
отношения учителя к процессу
обучения. Это предоставляет широкие
возможности для использования
проектных методик на занятиях.
Применительно к уроку иностранного
языка, проект - это специально
организованный учителем и самостоятельно
выполняемый учащимися комплекс
действий, завершающихся созданием
творческого продукта. Метод проектов,
таким образом, это - совокупность учебно-познавательных
приемов, которые позволяют решать ту
или иную проблему в результате самостоятельных
действий детей с обязательной презентацией
результатов. От того, как пройдет, будет
зависеть желание учеников приступить
к разработке следующего.
Представление
(презентация) и защита проектов
в начальной школе - это не
дискуссия, не видеопоказ, не аргументированная
защита, но в основном красочное
представление, проекты «в картинках»,
наука в « цветочек», как
считает педагог Е. Гайдаенко.
[7]
Важно проводить конкурсы проектов,
выполняемых малышами, возможно, с
участием членов семьи, старших
школьников.
Презентация проектов должна
проходить открыто. С приглашением
родителей, в параллельных классах,
с целью наблюдения за техникой
выступления и сравнения себя
с ровесниками и расширения
круга общения.
В
начальных классах ведущими видами
проектной деятельности являются
творческий, ролево-игровой. [17]
Элементы предметно-содержательного
и исследовательского характера
также применимы.
Давайте
рассмотрим некоторые виды проектов,
которые применимы при изучении
иностранного языка в начальной
школе.
К
творческим проектам на уроках
иностранного языка относятся:
сценарии различных праздничных
шоу, стенная газета, альбом, самодельные
книги и журналы.
К примеру:
После прохождения темы «Алфавит»
первый год изучения по УМК
«Enjoy English 1», автор М.З.Биболетова, учащимся
предлагается сделать английский алфавит.
К праздничным
дням ребята создают поздравительные
открытки
(Новый год, 8 марта) 3 класс.
Творческое
проектирование имеет дистрактивный
характер. Термин
«дистрактивное обучение»
ввела А.О. Теннис, преподаватель
кафедры филологии АГУ и СТО
г. Астрахани.
Дистрактивное
обучение (от английского « Distract
– « отвлекать») –
«достижение результата,
его усвоение и осознание через
использование косвенных приёмов,
аппелирующих к другим потребностям
детей младшего возраста: потребности
к исследованию, открытиям, деятельности
с предметами и конструированию».
[32] Так Ю.Г. Богданова, изучая
тему
«Зоопарк», перевоплощается
с детьми в животных и представляют,
что они живут в джунглях. Дети
рисуют пейзаж, пальмы, мастерят «штампы»
из картофеля. Затем, меняясь, проштамповывают
свои «холсты» и получается картина
с жителями Саванны.
Этот
вид работы не только развивает
детское воображение, но и помогает
развитию мелкой моторики руки,
умение работать вместе, а также
обогащает детей эстетически
и знакомит их с понятием
«пейзаж». Одновременно отрабатывается
учебный материал: This is a lion. That is a giraffe.
It is nice. It is strong. На уроках используется
также аппликация, из различных круп и
зёрен. У детей развивается чувство цвета,
аккуратность, эстетический вкус. При
этом тренируются фразы: Hello! I am a horse. I can
run. При изучении темы «A room», на уроках
используется пластилин, дети вылепливают
предметы, расположенные в их комнате,
называют их.
С помощью
проектной методики на уроке
можно достичь сразу нескольких
целей - расширить вокабуляр детей,
закрепить изученный лексико-грамматический
материал, создать на уроке атмосферу
праздника и украсить кабинет
иностранного языка красочными
работами детей. К примеру при
проведении урока «My Favourites». Дети
готовят дома материал (вырезки
из журналов, рисунки) иллюстрирующие
их интересы, увлечения и т.
п. На уроке на листах цветной
бумаги они оформляют странички
альбома, где каждый рассказывает
о том, что он любит (о
любимом цвете, спорте, городе, и
т. д.), «Picture poem». Дети нарисуют
картину-стихотворение, так чтобы
его форма была созвучна с
его смыслом. [8]
Для запоминания
цветов, учащиеся выкладывают витражи.
Педагог
Никитина М.В. Проводит проект
«Салатный урок» [22].
Накануне
урока учитель распределяет, кто,
что приносит в класс (посуду,
овощи, фрукты). Класс разбивается
на группы. Каждая группа получает
свое задание на английском
языке- « cut the carrot» … , и идёт выполнять
его к столу с соответствующей вывеской:
морковный стол, луковый стол и т.д. в то
время, как учащиеся выполняют задания,
учитель ходит от группы к группе и задаёт
вопрос на английском языке: « What are you doing?
», « What color it this…?», даёт советы и комплименты.
Исследовательские
проекты. К данным проектам
хорошо привлечь детей через
формы анкетирования. Например. Во
время изучения темы «Еда»
целесообразно провести анкетирования:
« Почему вредно есть много
сладкого?», « Что любят, есть
дети в Англии и России?».
С более
одаренными и подготовленными
детьми можно провести
«Мини- конференции» по изученным
разделам. [3]
Темы может
предложить учитель и сами
дети. Так при прохождении темы
«Одежда» обозначить проблему, «
Какую одежду ты предпочитаешь?»,
так М.В, Никитина представляет
проект «What do you think about school uniform?». Перед
этим уроком дети повторяют лексику по
теме «Одежда», используя фразы: « Идёт,
не идёт мне», «миленькое платье», « мне
к лицу»,
«в моде, не в моде»
и другие. Проводиться анкетирование
« За и против школьной формы»
Накануне
урока дети приносят вырезки
из журналов, цветные картинки
с изображением различной одежды.
В заключении делается коллаж:
«School uniform: yes or no». Каждая группа представляет
свой коллаж с доказательством, что их
вариант школьной одежды практичнее, красивее
и моднее.
При изучении
темы в 4 – м классе третий
год изучения по УМК «Enjoy English
2», автор М.З.Биболетова, можно провести
исследовательскую работу с детьми. Нарисовав
план своего кабинета. Дети рисуют план
своего кабинета и подписывают каждый
предмет, который находится в их классе.
Данная работа развивает
не только внимание, но позволяет детям
запомнить лексику данного урока,
развивает у детей любознательность.
Ролево-игровые
проекты могут быть представлены
в виде инсценированных действий,
например, сказки. Театральная постановка
– это ролевая игра. Которая
создаёт прекрасные условия для
овладения языком, помогает усвоению
языка в любом возрасте, но
в младшем возрасте она особенно
продуктивна. Игра раскрепощает
ребёнка, делает его более активным,
приручает ребёнка к коллективной
работе в группе, пробуждает его
любознательность, стимулирует его
фантазию, развивает память, внимание,
эрудицию. Появляется реальная возможность
на этом этапе выявить у
детей способность в усвоении
иностранного языка.
Театральная
постановка занимает на уроке
всего 15-20 минут. Так учитель
английского языка Е.М. Гербачь
[9] предлагает план проведения
такого занятия в 3-м классе,
второй год изучения по УМК
«Enjoy English I», автор М.З.Биболетова. Урок
– закрепления по теме « В мире сказок»
Основная цель его
– научить детей составлять
творческое монологическое высказывание
по данной теме (рассуждения в
форме характеристики по теме
« Мой любимый сказочный герой»).
Одна из важнейших задач на
начальном этапе обучения –
воспитание у учащихся устойчивого
интереса к изучению английского
языка, а интерес возникает
в том случае, если есть мотив
учения и на уроке создана
ситуация успеха. Поэтому на первом
и втором этапе урока активации
лексики по теме начинается
не с традиционного повторения
(фронтальный опрос –
Учитель → ученик), а через
создания легенды на уроке.
В «гости» к ребятам приходит
сказочный Миша (плюшевый мишка
в руках учителя) и через
диалог – беседу с детьми
осуществляется повторения лексических
единиц, а заодно проверка домашнего
задания. В продолжении беседы
с учащимися Миша сообщает, что
вместе м ними сегодня приехали
его друзья – сказочные звери.
Которые тоже хотят услышать
о себе интересные истории и наградить
призами лучших рассказчиков. Через яркий
диалог главного героя со своими друзьями
создаётся на уроке, создаётся мотивация,
что стимулирует ребят к составлению интересных
и необычных историй, за лучшую из которых
они получают приз. Но дорога к победе
не легка.
Обучение учащихся
составлению монологического высказывания
начинается с проблемной ситуации
на уроке и её самостоятельного
решения. Осуществляется это в
форме игры « Путешествие по
трём домикам» и знакомства
с их жителями (первый домик
– существительные, второй –
глаголы, третий – прилагательные,
все хорошо известные детям
элементы моделей и их функции).