Использование метода проектов на уроках английского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 18:39, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы ученик стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащихся находилась в центре внимания педагогов-исследователей. Многие считают, что приобретенные знания подвергаются изменениям каждый год, важно, чтобы молодые люди умели самостоятельно мыслить, учиться, работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, профессии, потому что этим придется заниматься всю сознательную жизнь.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...2
1. Теоретические аспекты использования метода проектов на уроках английского языка на начальном этапе обучения.………………………………...5
Определение понятия проект как метод обучения, его особенности и признаки.………………………………………………………………………….5
Типология проектов по иностранным языкам ……………………………………………………………………………………11
Проектная методика обучения иностранным языкам в свете современных педагогических технологий …………………………………………………...17
2. Применение проектной методики в изучении английского языка в начальной школе ……………………………………………………………………………….23
2.1 Особенности организации проектной деятельности на уроках английского языка.………………………………………………………………………………..23
2.2 Методические рекомендации по организации проектной работы на уроках английского языка………………………………………………………………….33
Заключение………………………………………………………………………….48
Список использованных источников и литературы………......................……….51

Файлы: 1 файл

123.docx

— 92.14 Кб (Скачать)

     Чтобы сформировать  коммуникативную компетенцию вне  языкового окружения, недостаточно  условно-коммуникативных или коммуникативных  упражнений, которые решают только  коммуникативные задачи. Важно предоставить  учащимся возможность мыслить  самостоятельно, решать какие-то  проблемы. Которые порождают мысль,  рассуждать над возможными путями  решения этих проблем, с тем,  чтобы дети акцентировали внимание  на содержание своего высказывания, чтобы в центре внимания была  мысль, я язык выступал в  своей прямой функции- формирования  и формулирования этих мыслей.

    Для того чтобы  учащиеся воспринимали язык, как  средство межкультурного взаимодействия, необходимо не только знакомить  их со страноведческой тематикой  (конечно, это очень важно), но  и искать способы их включения  их в активный диалог культур.  Чтобы на практике могли познавать  особенности функционирования языка  в новой для них культуре.

         Основная идея такого подхода  к обучению иностранному языку  заключается в том, чтобы перенести  акцент с различного вида упражнений  на активную мыслительную деятельность  учащихся, требующую для своего  оформления владения определенными  языковыми средствами. Вот почему  мы обратились к методу проектов  на этапе творческого применения  языкового материала. Только метод  проектов может позволить решить  эту дидактическую задачу и  соответственно превратить  уроки  иностранного языка в дискуссионный,  исследовательский клуб, в котором  решаются действительно интересные, практически значимые и доступные  учащимся проблемы с учётом  особенностей культуры страны  и по возможности на основе  межкультурного взаимодействия.

      Мартьянова  Т.М. в статье« Использование  проектных заданий на уроках  иностранного языка» подчеркивает: « Выполнение проектных заданий  позволяет школьникам видеть  практическую пользу от изучения  иностранного языка, следствием  чего является повышение интереса  к этому предмету» [18]

      Метод проектов  всегда ориентирован на самостоятельную  деятельность учащихся- индивидуальную, парную, групповую, реализующуюся  в течении определенного времени.  Этот метод органично сочетается  с групповым подходом к обучению (cooperative learning) [16]

      Метод проектов  всегда предполагает решение  какой-то проблемы.  А решение  проблемы предусматривает с одной  стороны, использование совокупности  разнообразных методов, средств  обучения, а с другой – необходимость  интегрирования знаний, умений применять  знания из различных областей  науки, техники, технологии, творческих  областей.

     Метод проектов, это технология предполагает  совокупность исследовательских,  поисковых, проблемных методов,  творческих по своей сути. В  ходе работы над проектом, как  уже говорилось раннее, учащиеся  внимательно изучают памятку  работы над проектом. Советы из  памятки помогают успешнее организовать  работу. Во-первых, необходимо учащимся  выбрать проект, который будет  интересен для них, во-вторых, в групповом проекте необходимо распределить роли и обязанности в соответствии с интересами и возможностями каждого участника проекта. Проект должен быть аккуратно и красочно оформлен. Для работы необходимо использовать необходимую литературу.

    На начальном  этапе среднего звена учащиеся  выполняют творческие особые  проекты небольшого объёма. С  7 класса начинается работа над  исследовательскими межпредметными  групповыми проектами. Которые  часто требуют знаний не только  по английскому языку, но и  других предметов (информатика,  биология, география, история и  т.д.)

    Конечный этап  проектов - это презентация. Презентация  может проходить в виде постеров, докладов, ролевой игры, видеопоказ. Польза для учащихся очевидна. Это важное условие дальнейшей  творческой работы, действенный  источник мотивации, средство  воспитанности в себе. 

    Проектная методика  характеризуется высокой коммуникативностью, активным включением учащихся  в учебную деятельность, принятием  личной ответственности за продвижение  в обучении.

      Работа  над проектом сочетается с  созданием прочной языковой базы  у учащихся. Использование метода  проектов позволило педагогам  создать условия для развития  личности учащихся. [1]

      Если проекты  старшего и среднего звена  общеобразовательной школы широко  рассмотрены педагогами, то проекты  начальной школы находятся на  начальной стадии своего развития.

   Урок иностранного  языка с детьми младшего школьного  возраста предполагает использование  новых образовательных технологий  и, в целом, требует творческого  отношения учителя к процессу  обучения. Это предоставляет широкие  возможности для использования  проектных методик на занятиях.

          Применительно к уроку иностранного  языка, проект - это специально  организованный учителем и самостоятельно  выполняемый учащимися комплекс  действий, завершающихся созданием  творческого продукта. Метод проектов, таким образом, это - совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решать ту или иную проблему в результате самостоятельных действий детей с обязательной презентацией результатов. От того, как пройдет, будет зависеть желание учеников приступить к разработке следующего.

    Представление  (презентация)  и  защита проектов  в начальной школе - это не  дискуссия, не видеопоказ, не аргументированная  защита, но в основном красочное  представление, проекты «в картинках», наука в « цветочек», как  считает педагог Е. Гайдаенко. [7]

          Важно проводить конкурсы проектов, выполняемых малышами, возможно, с  участием членов семьи, старших  школьников.

          Презентация проектов должна  проходить открыто. С приглашением  родителей, в параллельных классах,  с целью наблюдения за техникой  выступления и сравнения себя  с ровесниками и расширения  круга общения.

        В  начальных классах ведущими видами  проектной деятельности являются  творческий, ролево-игровой. [17]

Элементы предметно-содержательного  и исследовательского характера  также применимы.

      Давайте  рассмотрим некоторые виды проектов, которые применимы при изучении  иностранного языка в начальной  школе. 

        К  творческим проектам на уроках  иностранного языка относятся:  сценарии различных праздничных  шоу, стенная газета, альбом, самодельные  книги и журналы.

      К примеру:  После прохождения темы «Алфавит»  первый год изучения по УМК  «Enjoy English 1», автор М.З.Биболетова, учащимся предлагается сделать английский алфавит.

     К праздничным  дням ребята создают поздравительные  открытки 

(Новый год, 8 марта) 3 класс. 

      Творческое  проектирование имеет дистрактивный  характер. Термин 

«дистрактивное обучение»  ввела А.О. Теннис, преподаватель  кафедры филологии АГУ и СТО  г. Астрахани.

      Дистрактивное  обучение (от английского « Distract – « отвлекать») –

 «достижение результата, его усвоение и осознание через  использование косвенных приёмов,  аппелирующих к другим потребностям  детей младшего возраста: потребности  к исследованию, открытиям, деятельности  с предметами и конструированию». [32] Так Ю.Г. Богданова, изучая  тему 

«Зоопарк», перевоплощается  с детьми в животных и представляют, что они живут в джунглях. Дети рисуют пейзаж, пальмы, мастерят «штампы» из картофеля. Затем, меняясь, проштамповывают  свои «холсты» и получается картина  с жителями Саванны.

        Этот  вид работы не только развивает  детское воображение, но и помогает  развитию мелкой моторики руки, умение работать вместе, а также  обогащает детей эстетически  и знакомит их с понятием  «пейзаж». Одновременно отрабатывается учебный материал: This is a lion. That is a giraffe. It is nice. It is strong. На уроках используется также аппликация, из различных круп и зёрен. У детей развивается чувство цвета, аккуратность, эстетический вкус. При этом тренируются фразы: Hello! I am a horse. I can run. При изучении темы «A room», на уроках используется пластилин, дети вылепливают предметы, расположенные в их комнате, называют их.

     С помощью  проектной методики на уроке  можно достичь сразу нескольких  целей - расширить вокабуляр детей,  закрепить изученный лексико-грамматический  материал, создать на уроке атмосферу  праздника и украсить кабинет  иностранного языка красочными  работами детей. К примеру при  проведении  урока «My Favourites». Дети  готовят дома материал (вырезки  из журналов, рисунки) иллюстрирующие  их интересы, увлечения и т.  п. На уроке на листах цветной  бумаги они оформляют странички  альбома, где каждый рассказывает  о том, что он любит (о  любимом цвете, спорте, городе, и  т. д.), «Picture poem».   Дети нарисуют  картину-стихотворение, так чтобы  его форма была созвучна с  его смыслом. [8]

      Для запоминания  цветов, учащиеся выкладывают витражи.

       Педагог  Никитина М.В. Проводит проект  «Салатный урок» [22].

      Накануне  урока учитель распределяет, кто,  что приносит в класс (посуду, овощи, фрукты). Класс разбивается  на группы. Каждая группа получает  свое задание на английском  языке- « cut the carrot» … , и идёт выполнять его к столу с соответствующей вывеской: морковный стол, луковый стол и т.д. в то время, как учащиеся выполняют задания, учитель ходит от группы к группе и задаёт вопрос на английском языке: « What are you doing? », « What color it this…?», даёт советы и комплименты.

     Исследовательские  проекты. К данным проектам  хорошо привлечь детей  через  формы анкетирования. Например. Во  время изучения темы «Еда»  целесообразно провести анкетирования:  « Почему вредно есть много  сладкого?», « Что любят, есть  дети в Англии и России?».

      С более  одаренными и подготовленными  детьми можно провести 

«Мини- конференции» по изученным  разделам. [3]

      Темы может  предложить учитель и сами  дети. Так при прохождении темы  «Одежда» обозначить проблему, «  Какую одежду ты предпочитаешь?»,  так М.В, Никитина представляет  проект «What do you think about school uniform?». Перед этим уроком дети повторяют лексику по теме «Одежда», используя фразы: « Идёт, не идёт мне», «миленькое платье», « мне к лицу»,

«в моде, не в моде»  и другие. Проводиться анкетирование  « За и против школьной формы»

      Накануне  урока дети приносят вырезки  из журналов, цветные картинки  с изображением различной одежды. В заключении делается коллаж: «School uniform: yes or no». Каждая группа представляет свой коллаж с доказательством, что их вариант школьной одежды практичнее, красивее и моднее.

     При изучении  темы в 4 – м классе третий  год изучения по УМК «Enjoy English 2», автор М.З.Биболетова, можно провести исследовательскую работу с детьми. Нарисовав план своего кабинета. Дети рисуют план своего кабинета и подписывают каждый предмет, который находится в их классе.

Данная работа развивает  не только внимание, но позволяет детям  запомнить лексику данного урока, развивает у детей любознательность.

      Ролево-игровые  проекты могут быть представлены  в виде инсценированных действий, например, сказки. Театральная постановка  – это ролевая игра. Которая  создаёт прекрасные условия для  овладения языком, помогает усвоению  языка в любом возрасте, но  в младшем возрасте она особенно  продуктивна. Игра раскрепощает  ребёнка, делает его более активным, приручает ребёнка к коллективной  работе в группе, пробуждает его  любознательность, стимулирует его  фантазию, развивает память, внимание, эрудицию. Появляется реальная возможность  на этом этапе выявить у  детей способность в усвоении  иностранного языка. 

      Театральная  постановка занимает на уроке  всего 15-20 минут. Так учитель  английского языка Е.М. Гербачь  [9] предлагает план проведения  такого занятия в 3-м классе, второй год изучения по УМК  «Enjoy English I», автор М.З.Биболетова. Урок – закрепления по теме « В мире сказок»

 Основная цель его  – научить детей составлять  творческое монологическое высказывание  по данной теме (рассуждения в  форме характеристики по теме  « Мой любимый сказочный герой»). Одна из важнейших задач на  начальном этапе обучения –  воспитание у учащихся устойчивого  интереса к изучению английского  языка, а интерес возникает  в том случае, если есть мотив  учения и на уроке создана  ситуация успеха. Поэтому на первом  и втором этапе урока активации  лексики по теме начинается  не с традиционного повторения

(фронтальный опрос –  Учитель → ученик), а через  создания легенды на уроке.  В «гости» к ребятам приходит  сказочный Миша (плюшевый мишка  в руках учителя) и через  диалог – беседу с детьми  осуществляется повторения лексических  единиц, а заодно проверка домашнего  задания. В продолжении беседы  с учащимися Миша сообщает, что  вместе м ними сегодня приехали  его друзья – сказочные звери.  Которые тоже хотят услышать  о себе интересные истории и наградить призами лучших рассказчиков. Через яркий диалог главного героя со своими друзьями создаётся на уроке, создаётся мотивация, что стимулирует ребят к составлению интересных и необычных историй, за лучшую из которых они получают приз. Но дорога к победе не легка.

     Обучение учащихся  составлению монологического высказывания  начинается с проблемной ситуации  на уроке и её самостоятельного  решения. Осуществляется это в  форме игры « Путешествие по  трём домикам» и знакомства  с их жителями (первый домик  – существительные,  второй –  глаголы, третий – прилагательные, все хорошо известные детям  элементы моделей и их функции).

Информация о работе Использование метода проектов на уроках английского языка