Информатизация системы образования России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 15:38, дипломная работа

Краткое описание

Согласно обозначенным в данной работе проблемам поставлены 3 цели исследования:

1.Обеспечение активной учебной работы школьников.

2.Поддержка развития творческой работы педагогов и педагогических коллективов.

3.Обеспечение доступности качественных образовательных услуг.

Оглавление

Введение ________________________________________________

1. ИСО в России

1.1. Как все начиналось_____________________________________

1.2. Мотивация и поддержка _______________________________

1.3. Структура проекта и взаимосвязь его компонентов ________

1.4. Информатизация музеев ______________________________

1.5. Информатизация сельских библиотек __________________

1.6. Российские учреждения и организации культуры в Европейских проектах

______________________________________________________

2. ИСО Челябинской области

2.1. Программа ИСО Челябинской области_______________

2.2. Реализация проекта ИСО на территории Челябинской области______________________________________________

Вывод_______________________________________________

Сокращения_____________________________________________

Ссылки________________________________________________

Список используемой литературы__________________________

Файлы: 1 файл

ПРИМЕР ДИПЛОМА.docx

— 190.04 Кб (Скачать)

B1. Организация обучения будущих и работающих педагогов и руководителей учреждений образования применению ИКТ в образовании.

B2.Развитие потенциала в области педагогического дизайна при создании учебных материалов.

B3.Развитие сети образовательных учреждений, ведущих учебную работу по очной и дистанционной формам обучения со школьниками.    

 Основные  направления работ по подготовке  кадров в проекте ИСО представлены  на рис. 13, временной график работ — на рис. 14.    

 Программа  В1 «Организация обучения будущих и работающих педагогов и руководителей учреждений образования применению ИКТ в образовании» включает в себя четыре подпрограммы:

· формирование базовой ИКТ-компетентности работников образования,

· развитие системы  повышения квалификации и методической поддержки педагогов,

· интернет-поддержка  профессионального развития педагогов,

· обучение будущих  учителей.   

 Первая из перечисленных подпрограмм — «Формирование базовой педагогической ИКТ-компе-тенпгности работников образования* — продолжает и развивает работы, которые уже на протяжении ряда лет ведутся в России в рамках известных проектов — таких как «Обучение для будущего» (компания «Интел»), «Поколение RU» (Федерация Интернет Образования), «Развитие сети РЦДО» (федеральная целевая программа РЕОИС) и др. Она направлена на массовое освоение педагогических возможностей ИКТ всеми категориями работников образования, включая учителей всех предметов, работников управления, библиотекарей — своего рода «педагогический всеобуч» в области новых технологий.    

 В результате  реализации данного направления  проекта будут разработаны вариативная программа (рассчитанная на 72 учебных часа) и учебно-методический комплект для педагогического всеобуча, подготовлены (приобретут базовую педагогическую ИКТ-компетентность) около 150 тыс. работников образования из всех регионов России.   

 Разработка  учебных материалов проводится  на основе анализа существующих в России и за рубежом программ подготовки и повышения квалификации работников образования в области ИКТ. При этом предусматривается достижение следующих целей:

 

· Формирование у слушателей представлений о  современных информационно-коммуникационных технологиях, сферах их использования в информационной деятельности человека и возможностях их использования в образовании.

· Формирование у слушателей устойчивых навыков  использования ИКТ в их профессиональной деятельности.

· Формирование у слушателей способности понимать организацию и устройство ИКТ-среды своего образовательного учреждения и эффективно использовать возможности этой среды в своей повседневной работе, в том числе во взаимодействии с учащимися, их родителями и общественностью, с методическими структурами и иными образовательными учреждениями, включая управления образованием, а также с отдельными сотрудниками этих учреждений.

· Формирование у слушателей навыков проектной  деятельности в применении к проектированию ИКТ-среды своего образовательного учреждения и отдельных направлений и мероприятий по ее использованию.      

 Вариативная  программа и комплект модульных  учебно-методических материалов призваны обеспечить индивидуальные образовательные потребности учителей-предметников, библиотекарей, руководителей школ и работников управления образованием. Разработка учебно-методических материалов проводится на основе анализа функциональных обязанностей каждой категории работников образования и выявленных у них дефицитов в области ИКТ-компетентности. Этот анализ определяет выбор возможных учебных средств, а также структуру модульной программы.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    

 Учебные  и методические материалы, разрабатываемые для учителей-предметников, включают в себя отдельные модули для учителей естественно-научного и гуманитарного профилей. В рамках каждого из этих модулей предусматривается возможность для педагога освоить (с учетом преподаваемой им учебной дисциплины) учебную работу с использованием цифровых образовательных ресурсов, которые поставлены в образовательные учреждения в рамках ФЦП РЕОИС и других федеральных и региональных программ.    

 Программа  и учебно-методические материалы  позволяют строить индивидуализированные комплекты учебных материалов не менее чем из трех групп модулей: общих, тематических (для определенной категории обучаемых) и специализированных (для углубленного ознакомления с приложениями в специфических образовательных областях, прежде всего для учителей различных специальностей). При этом ориентация делается на широко используемые в российском образовании технические и системные программные средства, цифровые учебные материалы, которые уже поставлены или поставляются в учреждения образования в централизованном порядке.   

 Создается комплект модульных учебно-методических материалов, который включает учебные программы для подготовки каждой категории слушателей, учебные пособия для слушателей и методическое пособие для преподавателей с учетом особенностей организации учебного процесса для очной и очно-заочной форм обучения. В комплект также включаются цифровые материалы для обеспечения занятий и методические рекомендации по их применению.    

 Все материалы  представляются как в форме  традиционного учебно-методического комплекта (учебное пособие и цифровые материалы для занятий), так и в виде сетевой версии, позволяющей организовать эффективную учебную работу через Интернет (в различных условиях его технической доступности).    

 Разработанные  в проекте ИСО учебные материалы  должны быть использованы при  массовом обучении педагогов. Это обучение проводится на базе существующих учреждений подготовки и повышения квалификации работников образования, межшкольных методических центров, создаваемых в проекте ИСО (компонент С), и других образовательных учреждений.   

 Для проведения  этой работы в регионах Российской  Федерации объявляется конкурс  на получение целевого финансирования. Целевое финансирование выделяется  для обучения около 150 тыс. работников  общего образования и НПО не менее чем из 50 регионов Российской Федерации, включая все регионы проекта ИСО.  

 Решение  задач информатизации школы, освоение  средств ИКТ должны привести  к существенным изменениям в системе работы по повышению квалификации и методической поддержке педагогов.   Начинают использоваться цифровые образовательные ресурсы, Интернет, возникают сетевые методические объединения, распространяются новые формы учебной работы. Соответственно появляется необходимость в совершенствовании сложившейся в прошлом нормативной базы профессиональной подготовки педагогов в области информатизации образования, уточнении требований к их аттестации.    

 Поэтому  вторая подпрограмма программы  В1 — «Развитие системы повышения квалификации и методической поддержки педагогов* — направлена на повышение потенциала системы повышения квалификации и методической поддержки работников образования в пилотных регионах проекта. В конечном итоге реализация данной программы должна привести к увеличению количества школ и учреждений НПО, которые активно используют ИКТ в образовательном процессе, сделать информатизацию школы эффективным инструментом решения текущих и перспективных задач развития образовательных учреждений, муниципальных и региональных образовательных систем.  

 Для достижения  указанной цели работы по повышению квалификации работников образования в регионах проекта ИСО организуются таким образом, чтобы обеспечить поддержку системных изменений в подготовке педагогов, методистов и работников управления образованием к развертыванию процессов информатизации образования и перестройки работы школы на основе широкого использования средств ИКТ. Системность должна обеспечивать единое пространство для обсуждения вопросов, связанных с ИКТ в образовании, что позволит сформировать сообщество (в том числе сетевое) педагогов-методистов. Для реализации данного подхода необходимо осуществить подготовку представителей педагогического и методического актива регионов в области решения задач информатизации общеобразовательной школы. Это означает, что знания, полученные на федеральном уровне, должны использоваться в региональных структурах подготовки кадров, а далее передаваться методическим и управленческим структурам муниципального уровня, которые осуществляют непосредственное взаимодействие с учреждениями образования.    

 В рамках  данной подпрограммы предполагается  провести повышение квалификации и наладить методическую поддержку региональных и муниципальных методических групп, а также школьных проектных команд, которые обеспечат инфраструктурную поддержку инициируемых проектом ИСО процессов информатизации образования в регионе.

Разрабатываются типовые учебно-методические материалы для повышения квалификации членов школьных проектных команд (ШК) в регионах проекта и работающих с ними членов муниципальных методических групп (ММГ). На их основе предполагается осуществить обучение не менее 70 тренеров из пилотных регионов проекта, которые, в свою очередь, будут проводить подготовку членов методического актива муниципальных образований своего региона, оказывать им методическую помощь в повышении квалификации школьных команд, участвовать в разработке предложений по совершенствованию системы повышения квалификации специалистов образования, участвовать в разработке инициативных проектов в области информатизации школы. В результате реализации программы также будут подготовлены предложения по совершенствованию системы повышения квалификации работников образования, нормативной базы их профессиональной подготовки в области информатизации образования и требований к их аттестации.    

 Одним  из главных показателей успешности  проведенных работ является результативная деятельность по подготовке и претворению в жизнь программ информатизации образования регионов, муниципальных образований и образовательных учреждений в пилотных регионах проекта.   

 Третья  подпрограмма программы В1 — «Интернет-поддержка профессионального развития педагогов» — призвана выявить и поддержать имеющиеся сегодня инициативы в области формирования сетевых педагогических сообществ и профессионального развития педагогов за счет широкого использования средств Интернета, сделать их инструментом трансформации методической работы с учителями. Она должна способствовать формированию кадрового корпуса педагогов, эффективно решающих задачу по подготовке подрастающего поколения к жизни в условиях информационного общества.  

 Реализация  данной подпрограммы позволит  проанализировать и обобщить интересный педагогический опыт, сформировать «методические копилки» как в области традиционной педагогики, так и в области инновационных компьютерных и интернет-образовательных технологий. В Интернете появятся адреса, по которым педагоги смогут найти материалы для использования в своей практической деятельности, получить консультации по интересующим их вопросам, обменяться педагогическим опытом.  

 Также  в рамках программы В1 планируется изменение практики подготовки учителей в педагогических учебных заведениях (см. рис. 15). Вузы, которые готовят будущих учителей, должны составлять педагогический авангард работ по информатизации школы. Необходимо обучение студентов педвузов методам работы с современными коллекциями цифровых образовательных ресурсов, компоновке индивидуализированных учебных материалов. Необходимо также начать систематическую подготовку специалистов в области педагогического дизайна, которые в ближайшем будущем составят костяк отечественных разработчиков цифровых учебно-методических материалов.   

 

 

   Предполагается  разработка учебных программ  и материалов для подготовки будущих педагогов по методике преподавания в шести образовательных областях (на базе УМК, созданных в рамках компонента А), а также в области педагогического дизайна (на базе учебных материалов, созданных в рамках программы В2). Разрабатываемые материалы должны представлять собой завершенные учебные курсы, а также отдельные учебные модули, которые можно использовать в рамках существующих курсов. Каждый учебный курс или учебный модуль должен опираться на использование одного или нескольких цифровых образовательных ресурсов.  

 Важно,  чтобы будущие учителя осваивали  новые учебные средства не  столько на занятиях по ИКТ,  сколько в рамках общих методических  курсов и соответствующих предметных  дисциплин. Для этого преподаватели  педагогических вузов должны увидеть успешные примеры трансформации существующих методических курсов и предметных дисциплин, включения в них соответствующих модулей, разработки дополнительных спецкурсов.    

 На конкурсной  основе будут отобраны десять  педагогических вузов (по одному в каждом из регионов проекта и три из других территорий), в которых начнется преподавание на основе разработанных материалов. В этих вузах за счет средств проекта также будут оснащены необходимым оборудованием и введены в действие учебно-производственные лаборатории по педагогическому дизайну.   

 Основная  цель создания лабораторий —  включение в учебный процесс  в педагогических вузах освоения  методов использования цифровых образовательных ресурсов. Создание лабораторий должно также обеспечить выполнение в условиях вуза производственной и исследовательской деятельности по созданию ЦОР, проведение работы по повышению квалификации работников образовательных учреждений. 

 Задачи  лаборатории педагогического дизайна:

· Подготовка всех студентов к эффективному использованию существующих и разрабатываемых ЦОР и связанных с ними педагогических технологий.

Информация о работе Информатизация системы образования России