Системы образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 14:58, реферат

Краткое описание

Человек становится личностью в процессе социализации, благодаря которой он обретает способность выполнять социальные функции. Социализация предполагает и развитие, и самоопределение, и самореализацию личности. Причем такие задачи решаются как стихийно, так и целенаправленно, всем обществом, специально созданными для этого институтами и самим человеком. Этот целенаправленно организованный процесс управления социализацией и называется образованием, которое представляет собой сложнейший социально-исторический феномен со множеством сторон и аспектов, исследованием которых занимается ряд наук.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………
3
Основная часть ……………………………………………………………………
4
1. Сущность понятия «система образования» …………………………………………
4
2.Нормативно-правовая база образования в России. Государственный образовательный стандарт ……………………………………………………………..

6
3. Типы и виды образовательных учреждений в системе образования РФ. Формы получения образования …………………………………………………………………

8
4. Характеристика системы образования в России ……………………………………
13
5. Программа модернизации системы образования в России «Наша новая школа»
16
Заключение ………………………………………………………………………….
19
список ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………………
20

Файлы: 1 файл

РЕФ Сист образованния.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

Оглавление

 

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………

3

Основная часть ……………………………………………………………………

4

1. Сущность понятия «система образования» …………………………………………

4

2.Нормативно-правовая база образования в России. Государственный образовательный стандарт ……………………………………………………………..

 

6

3. Типы и виды образовательных  учреждений в системе образования  РФ. Формы получения образования …………………………………………………………………

 

8

4. Характеристика системы образования  в России ……………………………………

13

5. Программа модернизации системы  образования в России «Наша новая школа»

16

Заключение ………………………………………………………………………….

19

список ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………………

20


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Любое общество существует лишь при условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, обусловленным конкретными природными и социально-историческими условиями.

Человек становится личностью в процессе социализации, благодаря которой он обретает способность выполнять социальные функции. Социализация предполагает и развитие, и самоопределение, и самореализацию личности. Причем такие задачи решаются как стихийно, так и целенаправленно, всем обществом, специально созданными для этого институтами и самим человеком. Этот целенаправленно организованный процесс управления социализацией и называется образованием, которое представляет собой сложнейший социально-исторический феномен со множеством сторон и аспектов, исследованием которых занимается ряд наук.

В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни всех обществ и всех без исключения индивидов. Поэтому оно есть прежде всего система, социальное явление, представляющее собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Образование стало особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием.

В современных условиях на первый план выходят требования гармонично развитой личности, которые вытекают из логики социального и технического прогресса. Сегодня мировое сообщество неотвратимо идет к реализации гуманистических идеалов в образовании путем повышения социальной, педагогической и экономической эффективности его функционирования. Социальная эффективность выражается в многообразных формах утверждения гуманизма как в обществе, так и в самом содержании и технологиях образования как педагогического процесса.

В данной работе мы рассмотрим сущность понятия «система образования»; нормативно-правовая база образования в России; государственный образовательный стандарт; типы и виды образовательных учреждений в системе образования  РФ; формы получения образования; дадим характеристику системы образования в России и рассмотрим Программу модернизации системы образования в России «Наша новая школа».

 

 

 

 

 

Основная часть

 

 

1. Сущность понятия «система  образования»

 

Образование как термин чаще всего рассматривается от глагола «образовывать» и имеет значение «создавать», «формировать», «выращивать», «развивать ментально», «давать вид, образ» (В. Даль), создавать нечто новое, целое.

Понятие «образование» впервые введено в педагогическую науку И.Г. Песталоцци (1746-1827 гг.), его сущность он понимал как формирование образа.

Долгое время понятие «образование» употреблялось как синоним понятия «воспитание» в широком смысле. В советской педагогике это понятие сузили и стали понимать под ним процесс вооружения обучающихся системой научных знаний, практических умений и навыков.

Е.Н. Каменская отмечает, что «под образованием понимается единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны» [5, с.55]

Сегодня образование понимается как:

  • ценность развивающегося человека и общества;
  • процесс обучения и воспитания человека;
  • как результат последнего;
  • как система (сеть образовательных учреждений разного типа и уровня)

Система образования – это совокупность взаимодействующих преемственных образовательных  программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, органов управления образованием подведомственных им учреждений и организаций [6, с.58]

 Характер системы образования определяется социально-экономическим уровнем развития страны, политическим строем, культурно-историческими и национальными особенностями.

Отметим, что образование как социальное явление – это и система, для которой характерно наличие инвариантных качеств, присущих как ей в целом, так и каждому компоненту. К числу таких качеств относятся: гибкость, динамичность, вариативность, адаптивность, стабильность, прогностичность, преемственность, целостность [2, с.44]

Следует подчеркнуть, что система образования противоречива и диалектична.

Во-первых, она должна гибко и динамично адаптироваться к социально-экономическим изменениям в обществе и в то же время быть по возможности стабильной по своей педагогической сути («не подверженной конъюнктуре и переходам из одной крайности в другую»).

Во-вторых, она должна быть преемницей традиционно складывающихся и сменяющих друг друга образовательных концепций и одновременно быть прогностичной, должна готовить молодых людей к жизни.

При всей вариативности компонентов образовательной системы (образовательных учреждений разного типа) суперсистема, или макросистема, образования (непрерывное образование) характеризуется целостностью.

Целостность, присущая системе образования, особенно в аспекте парадигмы непрерывного образования, подтверждается и тем, что возможные сбои в функционировании любого компонента системы в большей или меньшей мере сказываются на работе других, преемственно связанных компонентов и системы в целом [2, с.45].

Система образования намного сложнее любых других, более жестко детерминированных систем – технических, кибернетических, экономических и т.п.

Система образования – это не замкнутая, жестко централизованная и упорядоченная система. Она - открытая система, способная к самопознанию (рефлексии), количественному и качественному обогащению, перманентному преобразованию в силу тех изменений, которые непрерывно происходят как в макросоциуме, так и внутри самой системы.

Гуманистическая, личностно-ориентированная направленность современного образования усиливает такие его характеристики, как гибкость и динамичность.

Образование как социальная система превращается в дифференцированную и открытую для изменений сферу образовательных услуг. Не система образования со своими учреждениями навязывается человеку, ограничивая его свободу выбора, а человек сознательно выбирает индивидуальную образовательную траекторию в соответствии со своими образовательными потребностями и способностями.

Любое общество вне зависимости от его государственного устройства наряду с функциями производства и воспроизводства для обеспечивания прогрессивного развития реализует и функцию образования своих членов. С этой целью оно создает образовательную систему, как комплекс институтов образования.

Таким образом, сущность понятия «системы образования» заключается в совокупности взаимодействующих преемственных образовательных  программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, органов управления образованием подведомственных им учреждений и организаций.

 

 

2.   Нормативно-правовая база  образования в России. Государственный  образовательный стандарт

 

Согласно определению, данному в законе РФ «Об образовании», образование – это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов), удостоверенных соответствующим документом. 

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Образование осуществляется в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права, Конвенцией о правах ребенка. Область образования в стране провозглашена приоритетной.  

Законодательство РФ в области образования включает Конституцию РФ,  Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской федерации в области образования.

Содержание образования определяется следующими нормативными документами: государственным образовательным стандартом, базисным учебным планом образовательного учреждения, учебными программами, учебниками и учебными пособиями.

Стандарт (англ. .standart) – норма, образец, мерило, основа.

Государственный стандарт общего образования – нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса (в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению) [10, с. 35-36].

Стандарт образования – это федеральный нормативный документ, в обязательном порядке определяющий:

  • минимум содержания основных образовательных программ;
  • максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
  • требования к уровню подготовки учеников.

Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение:

  • равных возможностей для всех граждан в получении качественного образования;
  • единства образовательного пространства в Российской Федерации;
  • защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья;
  • преемственности образовательных программ на разных ступенях общего образования, возможности получения профессионального образования;
  • социальной защищенности обучающихся;
  • социальной и профессиональной защищенности педагогических работников;
  • прав граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений.

Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых государственным стандартом общего образования.

Государственный стандарт общего образования является основой:

  • разработки федерального базисного учебного плана, образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, базисных учебных планов субъектов Российской Федерации, учебных планов образовательных учреждений, примерных программ по учебным предметам;
  • объективной оценки уровня подготовки выпускников образовательных учреждений;
  • объективной оценки деятельности образовательных учреждений;
  • определения объёма бюджетного финансирования образовательных услуг, оказание которых гражданам на безвозмездной основе гарантируется государством на всей территории Российской Федерации;
  • установления эквивалентности (нострификации) документов об общем образовании на территории Российской Федерации;
  • установления федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащенности учебного процесса, оборудования учебных помещений.

Информация о работе Системы образования