Системы образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 14:58, реферат

Краткое описание

Человек становится личностью в процессе социализации, благодаря которой он обретает способность выполнять социальные функции. Социализация предполагает и развитие, и самоопределение, и самореализацию личности. Причем такие задачи решаются как стихийно, так и целенаправленно, всем обществом, специально созданными для этого институтами и самим человеком. Этот целенаправленно организованный процесс управления социализацией и называется образованием, которое представляет собой сложнейший социально-исторический феномен со множеством сторон и аспектов, исследованием которых занимается ряд наук.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………
3
Основная часть ……………………………………………………………………
4
1. Сущность понятия «система образования» …………………………………………
4
2.Нормативно-правовая база образования в России. Государственный образовательный стандарт ……………………………………………………………..

6
3. Типы и виды образовательных учреждений в системе образования РФ. Формы получения образования …………………………………………………………………

8
4. Характеристика системы образования в России ……………………………………
13
5. Программа модернизации системы образования в России «Наша новая школа»
16
Заключение ………………………………………………………………………….
19
список ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………………
20

Файлы: 1 файл

РЕФ Сист образованния.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

Государственная политика России в области образования основывается на следующих принципах [7, с. 60]:

  1. Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
  2. Единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системы образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.
  3. Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.
  4. Светский (нерелигиозный) характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
  5. Свобода и плюрализм в образовании.
  6. Демократический, государственно-общественный характер управления образованием; автономность образовательных учреждений.

  В недалеком будущем планируется, что в России будут разработаны и внедрены новые досуговые и образовательные программы на всех уровнях системы образования, а также новые информационные сервисы, системы и технологии обучения. Согласно программе значительная часть государственных услуг в сфере образования будет предоставляться россиянам в электронном виде, будут внедрены процедуры независимой оценки деятельности образовательных учреждений и процессов.

Таким образом, характеристика системы образования в России представляет собой совокупность  взаимодействующих преемственных образовательных программ: общеобразовательных (основные и дополнительные) и профессиональных (основные и дополнительные) программ. Общие требования к содержанию образования в России законодательно представлены в  статье 14 Закон РФ об образовании в Главе II. «Система образования». В стратегической перспективе образование рассматривается как важнейший фактор и ресурс развития общества и государства.

 

 

 

 

5. Программа модернизации системы  образования в России «Наша  новая школа»

 

Минобразования России от 11.02.2002 N 393 принята Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, которая взаимосвязана с основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу и определяет приоритеты и меры реализации генеральной, стратегической линии в предстоящее десятилетие модернизации образования.

Основной задачей модернизации образования в Концепции ставится обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

В Концепции определена цель модернизации образования, которая состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, для достижения которой должны быть решены следующие приоритетные задачи:

  • обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;
  • достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;
  • формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;
  • повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;
  • развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

В Концепции отмечается, что отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран Европы и мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования. В этой связи особое значение имеет участие России в процессе развития единого образовательного пространства Европейских стран, провозглашённого Болонской декларацией.

Ускорить начавшиеся процессы модернизации Российского образования призван, провозглашённый Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, Приоритетный Национальный Проект «Образование» (ПНПО), целью которого является:

  • ускорение процессов модернизации российского образования;
  • обеспечение комплекса мер по реализации Приоритетных направлений развития образовательной системы страны;
  • достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям.

Проект направлен на осуществление системных изменений по основным направлениям развития образования России и призван эффективно содействовать становлению гражданского общества и современного образовательного менеджмента.

В 2006 году вступила в силу Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 гг. В ноябре 2010г. на заседании Президиума Правительства РФ была одобрена новая федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 годы, которая станет базовым инструментом для реализации президентской инициативы «Наша новая школа» [15].

Наша новая школа – это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей–инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по–разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени.

Новая школа – это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя – помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность школы будущего. В такой школе изменится роль директора, повысится степень его свободы и уровень ответственности.

Новая школа – это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы. Школы как центры досуга будут открыты в будние и воскресные дни, а школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия будут местом семейного отдыха.

Новая школа – это современная инфраструктура. Школы станут современными зданиями – школами мечты, с оригинальными архитектурными и дизайнерскими решениями, с добротной и функциональной школьной архитектурой – столовой с вкусной и здоровой едой, медиатекой и библиотекой, высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством.

Новая школа – это современная система оценки качества образования, которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом.

Таким образом, Программа модернизации системы образования в России «Наша новая школа» представляет собой основные направления развития общего образования: переход на новые образовательные стандарты; развитие системы поддержки талантливых детей; совершенствование учительского корпуса; изменение школьной инфраструктуры; сохранение и укрепление здоровья школьников, и расширение самостоятельности школ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Образование как социальное явление – это, прежде всего, объективная общественная ценность. Сущность понятия «системы образования» заключается в совокупности взаимодействующих преемственных образовательных  программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, органов управления образованием подведомственных им учреждений и организаций.

Нормативно-правовая база образования в России представлена рядом документов, важнейшими из которых являются  Конституция РФ,  закон РФ «Об образовании», Конвенция о правах ребенка,   Федеральный закон, и принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской федерации в области образования. При этом нормативно-правовая база образования РФ гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых государственным стандартом общего образования.

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», Российское образование представляет собой непрерывную систему последовательных уровней, на каждом из которых функционируют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов, в которых могут быть представлены различные формы получения образования.

Характеристика системы образования в России представляет собой совокупность  взаимодействующих преемственных образовательных программ: общеобразовательных (основные и дополнительные) и профессиональных (основные и дополнительные) программ. Общие требования к содержанию образования в России законодательно представлены в  статье 14 Закон РФ об образовании в Главе II. «Система образования». В стратегической перспективе образование рассматривается как важнейший фактор и ресурс развития общества и государства.

Программа модернизации системы образования в России «Наша новая школа» представляет собой основные направления развития общего образования: переход на новые образовательные стандарты; развитие системы поддержки талантливых детей; совершенствование учительского корпуса; изменение школьной инфраструктуры; сохранение и укрепление здоровья школьников и расширение самостоятельности школ. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

список ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Гессен С. И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. М., 1995.-367с.
  2. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. СПб., 1992.-516с.
  3. Журавлев В. И. Педагогика в системе наук о человеке. - М., 1990.-217с.
  4. Закон Российской Федерации «Об образовании». - М., 1996.
  5. Каменская Е.Н. Педагогика: Учебное пособие. -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2006.-320с.
  6. Каптерев П.Ф. Новая русская педагогия и ее главнейшие идеи, направления и деятели. – СПб., 1914. - С.82-83.
  7. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. -М.: Гардарики, 2004.-528с.
  8. Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Философские основания современной педагогики. - Ростов-на-Дону, 1994.-327с.
  9. Лихачев Б. Т. Педагогика: Учеб. пособие. М., 1992.-412с.
  10. Общие основы педагогики // под ред. Ю.В. Гербеева, М.А, Уфимцева. М., Просвещение, 1980.-612с.
  11. Педагогика // под ред. Сластенина  В.А. и др.М., Школьная Пресса, 2002.-517с.
  12. Педагогика // под ред. П.И. Пидкасистова. М., Педагогическое. Общество России, 1998.-489с.
  13. Педагогика // под общей ред. В.В. Белоусовой и И.Н. Решетень, М., «Физкультура и спорт», 1978.-525с.
  14. Педагогика: теории, системы, технологии. Под ред. С.А. Смирнова. М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  15. Программа модернизации системы образования в России «Наша новая школа». Электронные ресурсы: http://mon.gov.ru/ Министерство образования и науки Российской Федерации.
  16. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. М., Академия, 2000.-412с.
  17. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Собр. соч. Т.1. – М. – Л., 1950.-775с.
  18. Федеральные законы об образовании и правах ребенка с комментариями. Сост. Е.П. Педчак.- Росстов-на-Дону: Феникс, 2002.

 

 


 



Информация о работе Системы образования