Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 14:58, реферат
Человек становится личностью в процессе социализации, благодаря которой он обретает способность выполнять социальные функции. Социализация предполагает и развитие, и самоопределение, и самореализацию личности. Причем такие задачи решаются как стихийно, так и целенаправленно, всем обществом, специально созданными для этого институтами и самим человеком. Этот целенаправленно организованный процесс управления социализацией и называется образованием, которое представляет собой сложнейший социально-исторический феномен со множеством сторон и аспектов, исследованием которых занимается ряд наук.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………
3
Основная часть ……………………………………………………………………
4
1. Сущность понятия «система образования» …………………………………………
4
2.Нормативно-правовая база образования в России. Государственный образовательный стандарт ……………………………………………………………..
6
3. Типы и виды образовательных учреждений в системе образования РФ. Формы получения образования …………………………………………………………………
8
4. Характеристика системы образования в России ……………………………………
13
5. Программа модернизации системы образования в России «Наша новая школа»
16
Заключение ………………………………………………………………………….
19
список ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………………
20
Государственный стандарт общего образования первого поколения включал три компонента:
Начиная с 2001 года, когда был начат эксперимент по переходу на 12-летнее обучение, был введён 4-ый компонент – ученический: консультации, двигательные занятия и т. д. Но они не относятся к максимальной учебной нагрузке, поэтому являются необязательными для учеников.
В конце 2010-начале 2011 года опубликованы проекты нового стандарта среднего (полного) общего образования, вызвавшие широкую критику. В апреле 2011 года был опубликован третий вариант стандарта, вскоре снятый с портала министерства. Приказ об утверждении федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего (полного) общего образования был подписан перед отставкой министром образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко 17.05.2012 и зарегистрирован в Минюсте России 07.06.2012.
Таким образом, нормативно-правовая база образования в России представлена рядом документов, важнейшими из которых являются Конституция РФ, закон РФ «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, Федеральный закон, и принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской федерации в области образования. При этом нормативно-правовая база образования РФ гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых государственным стандартом общего образования.
3. Типы и виды образовательных
учреждений в системе
Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», Российское образование представляет собой непрерывную систему последовательных уровней, на каждом из которых функционируют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов [4]:
Ниже в таблице представлены типы и виды образовательных учреждений в системе образования Российской Федерации:
Таблица 1
Типы и виды образовательных учреждений в системе образования РФ
№ |
Наименование типов образовательных учреждений |
Наименование видов образовательных учреждений |
1 |
Общеобразовательное учреждение |
|
2 |
Общеобразовательная школа - интернат |
|
3 |
Образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
|
4 |
Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении |
|
5 |
специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии |
|
6 |
Специальное учебно - воспитательное учреждение открытого и закрытого типы (для детей с девиантным поведением) |
|
7 |
Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста |
|
8 |
Дошкольное образовательное учреждение |
|
9 |
Образовательные учреждения начального профессионального образования |
|
10 |
Образовательное учреждение среднего профессионального образования |
|
11 |
Образовательное учреждение высшего профессионального образования |
|
12 |
Другие образовательные учреждения для детей (начальное профессиональное образование) |
Межшкольный учебный комбинат |
13 |
Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи |
|
14 |
Учреждения дополнительного образования детей |
|
15 |
Образовательные учреждения дополнительного профессионального образования |
|
Государственные и муниципальные образовательные учреждения осуществляют свою деятельность на базе типовых положений, утвержденных Правительством РФ, о соответствующих типах и видах образовательных учреждений. На основе типовых положений разрабатываются уставы образовательных учреждений.
В современных условиях для свободного продвижения человека в образовательном пространстве необходимо обеспечить максимальную гибкость и разнообразие форм образования.
Формы получения образования – это способ организации деятельности человека по освоению образовательных программ [14, с. 68].
С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.
В условиях рыночной экономики, судя по опыту зарубежных стран, далеко не каждому юноше, не каждой девушке, а тем более взрослому человеку будет по карману обучение в очной форме. Даже если образование будет бесплатным – далеко не каждая семья сможет содержать своего взрослого член семьи, обучающегося по очной форме. В системе народного образования неизбежно будет происходить развитие заочного, вечернего и других форм обучения без отрыва от работы.
Заочное обучение, при качественной его постановке во всем мире рассматривается как «высокая технология» получения образования и количество студентов, обучающихся по этой форме, постоянно растет.
Семейное образование – организация образования в семье силами родителей, родственников, приглашенных педагогов с помощью образовательного учреждения.
Самообразование – самостоятельное освоение образовательной программы.
Экстернат – аттестация лиц, самостоятельно изучающих дисциплины, согласно образовательной программе. Предполагает самостоятельное, в том числе ускоренное, освоение общеобразовательных программ по отдельным предметам, классам, курсам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования с последующей аттестацией в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях. Условия и порядок освоения общеобразовательных программ в форме экстерната устанавливаются учреждением и (или) уставом общеобразовательного учреждения и осуществляются на условиях договора между учреждениями и родителями (законными представителями) обучающихся, если обучающийся не достиг совершеннолетия.
Допускается сочетание различных форм получения образования. Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.
Перечни профессий и специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната не допускается, в части компетенции Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», Российское образование представляет собой непрерывную систему последовательных уровней, на каждом из которых функционируют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов, в которых могут быть представлены различные формы получения образования.
4. Характеристика системы
Как было сказано выше система образования – это совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ.
Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В РФ существуют следующие образовательные программы [4]:
К общеобразовательным относятся программы:
Эти программы призваны решать задачи формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, создания условий для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
К профессиональным относятся программы:
Цели этих программ – последовательное повышение профессионального и общепрофессионального уровней, подготовка специалистов соответствующей квалификации.
Все образовательные программы разрабатываются на базе установленных образовательных стандартов, включающих федеральный и национально-региональный компоненты.
Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.
В статье 14 Закон РФ об образовании: «Глава II. Система образования» представлены общие требования к содержанию образования в России:
1. Содержание
образования является одним из
факторов экономического и
2. Содержание
образования должно
3. Профессиональное
образование любого уровня
4. Содержание
образования должно
5. Содержание
образования в конкретном
6. Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ.
7. Военная подготовка в гражданских образовательных учреждениях может проводиться только на факультативной основе с согласия обучающихся и (или) родителей (законных представителей) за счет средств и силами заинтересованного ведомства.
8. Образовательное
учреждение при реализации