Системы образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 14:58, реферат

Краткое описание

Человек становится личностью в процессе социализации, благодаря которой он обретает способность выполнять социальные функции. Социализация предполагает и развитие, и самоопределение, и самореализацию личности. Причем такие задачи решаются как стихийно, так и целенаправленно, всем обществом, специально созданными для этого институтами и самим человеком. Этот целенаправленно организованный процесс управления социализацией и называется образованием, которое представляет собой сложнейший социально-исторический феномен со множеством сторон и аспектов, исследованием которых занимается ряд наук.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………
3
Основная часть ……………………………………………………………………
4
1. Сущность понятия «система образования» …………………………………………
4
2.Нормативно-правовая база образования в России. Государственный образовательный стандарт ……………………………………………………………..

6
3. Типы и виды образовательных учреждений в системе образования РФ. Формы получения образования …………………………………………………………………

8
4. Характеристика системы образования в России ……………………………………
13
5. Программа модернизации системы образования в России «Наша новая школа»
16
Заключение ………………………………………………………………………….
19
список ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………………
20

Файлы: 1 файл

РЕФ Сист образованния.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

Государственный стандарт общего образования первого поколения включал три компонента:

  • федеральный компонент – устанавливается Российской Федерацией (отводится не менее 75 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательных программ общего образования);
  • региональный (национально-региональный) компонент – устанавливается субъектом Российской Федерации (отводится не менее 10 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательных программ общего образования);
  • компонент образовательного учреждения – самостоятельно устанавливается образовательным учреждением (отводится не менее 10 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательных программ общего образования).

Начиная с 2001 года, когда был начат эксперимент по переходу на 12-летнее обучение, был введён 4-ый компонент – ученический: консультации, двигательные занятия и т. д. Но они не относятся к максимальной учебной нагрузке, поэтому являются необязательными для учеников.

В конце 2010-начале 2011 года опубликованы проекты нового стандарта среднего (полного) общего образования, вызвавшие широкую критику. В апреле 2011 года был опубликован третий вариант стандарта, вскоре снятый с портала министерства. Приказ об утверждении федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего (полного) общего образования был подписан перед отставкой министром образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко 17.05.2012 и зарегистрирован в Минюсте России 07.06.2012.

Таким образом, нормативно-правовая база образования в России представлена рядом документов, важнейшими из которых являются  Конституция РФ,  закон РФ «Об образовании», Конвенция о правах ребенка,   Федеральный закон, и принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской федерации в области образования. При этом нормативно-правовая база образования РФ гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых государственным стандартом общего образования.

 

 

3. Типы и виды образовательных  учреждений в системе образования  РФ. Формы получения образования

 

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», Российское образование представляет собой непрерывную систему последовательных уровней, на каждом из которых функционируют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов [4]:

  • дошкольные;
  • общеобразовательные;
  • учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.);
  • учреждения дополнительного образования;
  • другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги.

Ниже в таблице представлены типы и виды образовательных учреждений в системе образования  Российской Федерации:

 

Таблица 1

Типы и виды образовательных учреждений в системе образования  РФ

 

Наименование типов образовательных учреждений

Наименование видов образовательных учреждений

1

Общеобразовательное учреждение

  • Начальная общеобразовательная школа;
  • Основная общеобразовательная школа;
  • Средняя (полная) общеобразовательная школа, в т.ч. с углубленным изучением отдельных предметов;
  • Лицей;
  • Гимназия;
  • Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа;
  • Открытая (сменная) общеобразовательная школа;
  • Центр образования;
  • Кадетская школа

2

Общеобразовательная школа - интернат

  • Школа - интернат начального общего образования;
  • Школа - интернат основного общего образования;
  • Школа - интернат среднего (полного) общего образования, в т.ч. с углубленным изучением отдельных предметов;
  • Гимназия - интернат;
  • Лицей - интернат;
  • Кадетская школа – интернат;
  • Школа – интернат с первоначальной летной подготовкой

3

Образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

  • Детский дом;
  • Детский дом - школа;
  • Школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • Санаторный детский дом;
  • Специальный (коррекционный) детский дом для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии;
  • Специальная (коррекционная) школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии

4

Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении

  • Санаторная школа-интернат;
  • Санаторная лесная школа

5

специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии

  • Специальный (коррекционный) детский сад;
  • Специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад;
  • Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа;
  • Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат;
  • Специальное (коррекционное) профессиональное училище

6

Специальное учебно - воспитательное учреждение открытого и закрытого типы (для детей с девиантным поведением)

  • Специальная общеобразовательная школа открытого  типа;
  • Специальное профессиональное училище открытого типа;
  • Специальная общеобразовательная школа закрытого типа;
  • Специальное профессиональное училище закрытого типа;
  • Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа закрытого типа;
  • Специальное (коррекционное) профессиональное училище зарытого типа

7

Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста

  • Начальная школа – детский сад;
  • Начальная школа – детский сад компенсирующего вида;
  • Прогимназия

8

Дошкольное образовательное учреждение

  • Детский сад;
  • Детский сад общеразвивающего вида (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и других приоритетных направлений развития воспитанников);
  • Детский сад компенсирующего вида;
  • Детский сад присмотра и оздоровления;
  • Детский сад комбинированного вида;
  • Центр развития ребенка – детский сад

9

Образовательные учреждения начального профессионального образования

  • Профессиональное училище;
  • Профессиональный лицей;
  • Вечернее (сменное) профессиональное училище

10

Образовательное учреждение среднего профессионального образования

  • Техникум;
  • Училище;
  • Колледж

11

Образовательное учреждение высшего  профессионального образования

  • Университет;
  • Академия;
  • Институт

12

Другие образовательные учреждения для детей (начальное профессиональное образование)

Межшкольный учебный комбинат

13

Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

  • Центр диагностики и консультирования;
  • Центр психолого-медико-социального сопровождения;
  • Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции;
  • Центр социально-трудовой адаптации и профориентации;
  • Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения

14

Учреждения дополнительного образования детей

  • Центры, дворцы, дома развития творчества детей и юношества различных наименований и направлений;
  • Станции юных натуралистов, технического творчества, туризма и экскурсий;
  • Клубы юных моряков, речников, космонавтов и др.
  • Детский экологический клуб и др.,
  • Детская студия по различным видам искусств;
  • Детский парк;
  • Школа по различным областям науки и техники, видам искусств, спорта;
  • Музей детского творчества и др.;
  • Детский оздоровительно-образовательный лагерь;
  • Детская картинная галерея;
  • Комната школьника;
  • База детского и юношеского туризма и экскурсий;
  • Детский стадион

15

Образовательные учреждения дополнительного профессионального образования

  • Академия повышения квалификации;
  • Институт повышения квалификации (институт усовершенствования) – отраслевой, межотраслевой, региональный;
  • Курсы (школы, центры) повышения квалификации;
  • Учебные центры службы занятости

 

Государственные и муниципальные образовательные учреждения осуществляют свою деятельность на базе типовых положений, утвержденных Правительством РФ, о соответствующих типах и видах образовательных учреждений. На основе типовых положений разрабатываются уставы образовательных учреждений.

В современных условиях для свободного продвижения человека в образовательном пространстве необходимо обеспечить максимальную гибкость и разнообразие форм образования.

Формы получения образования – это способ организации деятельности человека по освоению образовательных программ [14, с. 68].

С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

В условиях рыночной экономики, судя по опыту зарубежных стран, далеко не каждому юноше, не каждой девушке, а тем более взрослому человеку будет по карману обучение в очной форме. Даже если образование будет бесплатным –  далеко не каждая семья сможет содержать своего взрослого член семьи, обучающегося по очной форме. В системе народного образования неизбежно будет происходить развитие заочного, вечернего и других форм обучения без отрыва от работы.

Заочное обучение, при качественной его постановке во всем мире рассматривается как «высокая технология» получения образования и количество студентов, обучающихся по этой форме, постоянно растет.

Семейное образование – организация образования в семье силами родителей, родственников, приглашенных педагогов с помощью образовательного учреждения.

Самообразование – самостоятельное освоение образовательной программы.

Экстернат – аттестация лиц, самостоятельно изучающих дисциплины, согласно образовательной программе. Предполагает самостоятельное, в том числе ускоренное, освоение общеобразовательных программ по отдельным предметам, классам, курсам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования с последующей аттестацией в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях. Условия и порядок освоения общеобразовательных программ в форме экстерната устанавливаются учреждением и (или) уставом общеобразовательного учреждения и осуществляются на условиях договора между учреждениями и родителями (законными представителями) обучающихся, если обучающийся не достиг совершеннолетия.

Допускается сочетание различных форм получения образования. Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.

Перечни профессий и специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната не допускается, в части компетенции Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», Российское образование представляет собой непрерывную систему последовательных уровней, на каждом из которых функционируют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов, в которых могут быть представлены различные формы получения образования.

 

 

4. Характеристика системы образования  в России

 

Как было сказано выше система образования – это совокупность  взаимодействующих преемственных образовательных программ.

Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В РФ существуют следующие образовательные программы [4]:

  • общеобразовательные (основные и дополнительные);
  • профессиональные (основные и дополнительные).

К общеобразовательным относятся программы:

  • дошкольного образования;
  • начального общего образования;
  • основного общего образования;
  • среднего (полного) общего образования.

Эти программы призваны решать задачи формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, создания условий для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. 

К профессиональным  относятся программы:

  • начального профессионального образования;
  • основного профессионального образования;
  • высшего профессионального образования;
  • послевузовского профессионального образования.

Цели этих программ – последовательное повышение профессионального и общепрофессионального уровней, подготовка специалистов соответствующей квалификации.

Все образовательные программы разрабатываются на базе установленных образовательных стандартов, включающих федеральный и национально-региональный компоненты.

Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

В статье 14 Закон РФ об образовании: «Глава II. Система образования» представлены  общие требования к содержанию образования в России:

1. Содержание  образования является одним из  факторов экономического и социального  прогресса общества и должно  быть ориентировано на: обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства.

2. Содержание  образования должно обеспечивать: адекватный мировому уровень  общей и профессиональной культуры  общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества;

3. Профессиональное  образование любого уровня должно  обеспечивать получение обучающимся  профессии и соответствующей  квалификации.

4. Содержание  образования должно содействовать  взаимопониманию и сотрудничеству  между людьми, народами независимо  от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих  подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

5. Содержание  образования в конкретном образовательном  учреждении определяется образовательной  программой (образовательными программами), разрабатываемой и реализуемой  этим образовательным учреждением самостоятельно. Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ.

6. Образовательное  учреждение в соответствии со  своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ.

7. Военная подготовка  в гражданских образовательных  учреждениях может проводиться  только на факультативной основе с согласия обучающихся и (или) родителей (законных представителей) за счет средств и силами заинтересованного ведомства.

8. Образовательное  учреждение при реализации образовательных  программ использует возможности  учреждений культуры.

Информация о работе Системы образования