Информатизация системы образования России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 15:38, дипломная работа

Краткое описание

Согласно обозначенным в данной работе проблемам поставлены 3 цели исследования:

1.Обеспечение активной учебной работы школьников.

2.Поддержка развития творческой работы педагогов и педагогических коллективов.

3.Обеспечение доступности качественных образовательных услуг.

Оглавление

Введение ________________________________________________

1. ИСО в России

1.1. Как все начиналось_____________________________________

1.2. Мотивация и поддержка _______________________________

1.3. Структура проекта и взаимосвязь его компонентов ________

1.4. Информатизация музеев ______________________________

1.5. Информатизация сельских библиотек __________________

1.6. Российские учреждения и организации культуры в Европейских проектах

______________________________________________________

2. ИСО Челябинской области

2.1. Программа ИСО Челябинской области_______________

2.2. Реализация проекта ИСО на территории Челябинской области______________________________________________

Вывод_______________________________________________

Сокращения_____________________________________________

Ссылки________________________________________________

Список используемой литературы__________________________

Файлы: 1 файл

ПРИМЕР ДИПЛОМА.docx

— 190.04 Кб (Скачать)

· Обучение всех студентов эффективным приемам  модификации и адаптации готовых ЦОР для решения возникающих перед ними педагогических задач, умению искать и адаптировать ЦОР в процессе подготовки к урокам.

· Продвинутая  подготовка части студентов к  разработке собственных ЦОР (с использованием существующих учебных сред и/или  средств разработки общего назначения).

· Подготовка аспирантов и некоторых студентов  в качестве разработчиков ЦОР (педагогических дизайнеров), а также специалистов по отдельным видам работ: фотограф, оператор видеосъемки, оператор видеомонтажа, звукооператор, режиссер, веб-дизайнер, специалист по компьютерной графике и т.д.

 

· Разработка ЦОР «на заказ», отработка процедур и методов создания ЦОР, элементов новых педагогических технологий.

· Повышение  квалификации работников образования  в области разработки ЦОР. Среди  обучающихся могут быть и работники  других педагогических вузов, осваивающие методические наработки лаборатории.  

 Для выполнения перечисленных задач и достижения необходимых образовательных результатов в состав комплекса технических и программных средств лаборатории должны входить рабочие места студента (в классе свободного доступа для студентов), преподавателя (в классе свободного доступа для преподавателей), разработчика ЦОР, программиста, художника, звукооператора, инженера видеомонтажа, художника-аниматора, сетевого администратора, дежурного инженера, заведующего отделом, заведующего лабораторией. А также сервер лаборатории и средства организации локальной сети, фото, видео, аудио и другое оборудование для подготовки и копирования материалов, программное обеспечение для разработчиков, библиотека книг и дисков для разработчиков.

 

 

    С целью обеспечить  распространение полученных результатов и закрепить изменение практики подготовки будущих учителей в области использования ИКТ в учебном процессе предполагается разработать предложения по корректировке государственных образовательных стандартов педагогического образования. В Минобрнауки России должны быть внесены:

· рекомендации по внесению изменений в государственные стандарты по подготовке учителей;

· проекты  типовых учебных программ, включающие в себя модули с использованием ЦОР, которые были разработаны и апробированы в ходе реализации проекта;

· проекты  введения специализаций по педагогическому  дизайну.   

 Разработчики  проекта рассчитывают, что осуществление данной подпрограммы будет способствовать в том числе повышению престижности педагогических вузов и педагогической профессии.     

 Анализ  отечественного потенциала в  области разработки учебных материалов, который проделала группа экспертов МБРР на стадии подготовки проекта «Информатизация системы образования», позволил сделать вывод о том, что в нашей стране уже начало складываться производство цифровых образовательных ресурсов. Сотни наименований представлены сегодня на рынке, однако далеко не все они удовлетворяют потребностям школы. Причиной этого, наряду с неподготовленностью рядового российского учителя к использованию цифровых учебных материалов, является недоучет их разработчиками тех требований, которые предъявляют к этим материалам различные группы потребителей, и прежде всего педагоги. Технологические процессы создания цифровых образовательных ресурсов редко включают в себя действия по контролю методического (образовательного) качества разрабатываемых материалов, их педагогической эффективности. В результате многочисленные CD и интернет-ресурсы существуют сами по себе. Степень их ин теграции в реальную работу учителей и учащихся колеблется между «невысокой» и «нулевой».   

 Так возникла  задача включить в содержание  проекта программу «Развитие  потенциала в области педагогического дизайна» (В2). Ее цель — способствовать систематическому использованию знаний об эффективной учебной работе в процессе проектирования, разработки, оценки и использования учебных материалов в отечественной образовательной практике.  

 Термин  «педагогический дизайн» предложен  разработчиками проекта ИСО как собирательное понятие для обозначения направления педагогической науки и практики, рассматривающего вопросы о том, каковы возможные «стратегии учения», как разрабатывать учебные материалы с учетом выбранной стратегии, как формировать учебную среду и строить эффективный учебный процесс. На Западе соответствующую область делят на подобласти: например, instructional design (разработка учебных материалов), learning design (разработка учебного процесса), learning environment design (разработка учебной среды) и т.п. В контексте проекта ИСО понятие «педагогический дизайн» включает в себя и instructional design, и learning design, и элементы педагогического проектирования.   

 В самом  общем виде педагогический дизайн  может быть определен как систематический  процесс преобразования общих принципов обучения и преподавания в учебные планы и материалы. Внутри педагогического дизайна как общего направления можно выделить две основные линии. Первая рассматривает принципы организации поточного массового производства учебных материалов. Вторая определяет, как работать с готовыми образовательными ресурсами и конструировать учебный процесс с их использованием. Обе линии так или иначе затрагивают четыре «горячие области» педагогического дизайна:

·  отработка процедур (этапы производственного цикла по созданию того или иного образовательного продукта, схема взаимодействия педагогического дизайнера с другими членами команды разработчиков или авторского коллектива, правила организации последовательности учебных действий в рамках того или иного урока или педагогического события и т.д.);

·  применение новых форм и способов работы, обеспечивающих мотивацию учащихся, связь учебного процесса с жизнью, интерес к предмету и т.п.;

·  обучение коммуникации и работе в команде (авторов и разработчиков учебных материалов);

·  способы учета индивидуальных учебных стилей (или индивидуальных особенностей познавательной деятельности) учащихся при проектировании учебных материалов и организации учебного процесса.    

 Все эти  составляющие должны войти в  повседневную педагогическую культуру. Каждый учитель в идеале должен так же хорошо ориентироваться в подобных вопросах, как он сегодня работает с раздаточными материалами, организует фронтальный опрос или контрольный зачет. Задача проекта — через деятельность методических служб всех уровней донести до учителей основы работы с современными образовательными ресурсами, эффективные способы включения их в учебный процесс, формирования собственных «образовательных коллекций».  

 Подкомпонент  проекта, посвященный педагогическому дизайну, ориентирован на три целевые группы: разработчиков учебных материалов нового поколения, практикующих учителей и студентов педагогических вузов — будущих учителей.   

 Развертывание  работ по подготовке и повышению  квалификации в области педагогического дизайна (разработчики учебных материалов, студенты и педагоги) будет проходить по двум линиям. Во-первых, ее будут вести подготовленные эксперты на базе своих организаций (вузы, организации по повышению квалификации педагогов, учебные центры и т.п.). Во-вторых, ее будут вести педагогические вузы в ходе выполнения учебных программ по подготовке педагогов. Работа, которая ведется в педагогических вузах, будет поддержана в рамках проекта ИСО. Цель этой поддержки — изменение практики методической подготовки студентов (будущих учителей) в педагогических учебных заведениях путем включения в содержание учебного процесса методики работы с учебно-методическими комплектами, разработанными и внедряемыми в практику работы общеобразовательных учреждений в рамках проекта ИСО, а также методических раз работок в области педагогического дизайна (включая введение специализации по педагогическому дизайну при подготовке будущих учителей).   

 Каждый  педагогический вуз, который выиграет  в конкурсе на участие в  этой работе, будет дополнительно  оснащен комплексом оборудования  учебно-производственной лаборатории для разработки современных цифровых учебных материалов. В результате проект поддержит внедрение новых курсов по подготовке студентов более чем в десяти вузах страны.

Результатами  осуществления работ станут:

·  Разработка квалификационных требований к педагогическим дизайнерам.

·  Подготовка не менее 400 специалистов, в том числе не менее 100 разработчиков ИУМК, не менее 16 ключевых российских специалистов в области педагогического дизайна (авторская группа), не менее 30 авторов и разработчиков учебно-методических материалов, не менее 230 методистов и педагогов (из них не менее 200 в регионах проекта ИСО), не менее 30 преподавателей педагогических вузов.

·  Разработка, подготовка к изданию и издание пилотным тиражом (по 1000 экз.) комплектов учебно-методических материалов для трех целевых групп: авторов и разработчиков учебно-методических материалов, методистов и педагогов, преподавателей педагогических вузов.

·  Создание общедоступной коллекции (в том числе интернет-библиотеки) материалов по педагогическому дизайну, включающей как образцы, которые созданы за рубежом и в нашей стране, так и разработки специалистов, которые прошли обучение в рамках данной работы.

·  Разработка и апробация модели обучения вопросам педагогического дизайна различных групп специалистов; создание предпосылок для развития системы повышения квалификации в области педагогического дизайна.

·  Предложения для Министерства образования и науки РФ по дальнейшему развитию работ в области педагогического дизайна в нашей стране, в том числе — по включению основ педагогического дизайна в образовательный стандарт по каждой педагогической специальности.

В рамках программы «Развитие сети образовательных учреждений, ведущих учебную работу по очной и дистанционной формам обучения со школьниками» (ВЗ) предполагается осуществить две группы работ:

·  развитие системы обучения школьников через Интернет;

·  поддержка заочных школ.  

 Общность  указанных групп работ заключается  в том, что в обоих случаях  будет оказана поддержка учащимся, проживающим в удаленных районах,  посредством обеспечения доступа к качественным образовательным услугам. Исходные различия — в том, как эта поддержка организуется. С одной стороны, развертывается программа по интернет-обучению, направленная на обеспечение программы общеобразовательной школы (прежде всего на старшей ступени обучения). С другой стороны, поддерживается существующая еще с советских времен система заочных школ, занимающихся преимущественно не общеобразовательной, а довузовской подготовкой учащихся.    

 Среди  основных задач системы общего  образования выделяется задача предоставления всем учащимся равного доступа к качественным образовательным услугам. В условиях, когда в стране начат переход к углубленному обучению учащихся старшей школы по основным общеобразовательным предметам (подготовка на профильном уровне), трудности решения этой задачи проявляются особенно остро. В силу ряда причин (нехватка педагогов, отсутствие материальных возможностей и т.п.) многие общеобразовательные учреждения (прежде всего в сельской местности) не в состоянии предоставить своим ученикам данный вид образовательных услуг. Одно из решений проблемы — организация углубленной подготовки учащихся таких школ с использованием Интернета. Продолжающаяся поставка в учебные заведения средств ИКТ и повсеместное подключение их к Интернету делает это решение практически доступным.   

 За последние  несколько лет в стране быстро  накапливается опыт использования Интернета для обучения школьников. Разрабатываются и эксплуатируются программно-технические комплексы для поддержки процессов обучения с использованием Интернета. Разработаны версии цифровых образовательных ресурсов для старшеклассников по различным учебным предметам. Ведутся эксперименты по подготовке сетевых педагогов. Вместе с тем все эти работы осуществляются, как правило, в поисковом режиме, недостаточно системно. Даже те организации, которые анонсировали предоставление образовательных услуг с использованием Интернета, не гарантируют устойчивой и качественной подготовки школьников по выбранным учебным предметам.    

 Основные  препятствия связаны с несколькими  обстоятельствами. Не создана устойчивая правовая и нормативная база для проведения общеобразовательной подготовки школьников с использованием Интернета. Отсутствует эффективная методическая система для такой подготовки. Несовершенны имеющиеся цифровые образовательные ресурсы. Не разработаны материалы и методические рекомендации для дополнительной подготовки и методической поддержки учителей, вовлеченных в процесс интернет-обучения школьников. Педагогическая общественность и родители скептически относятся к возможностям получения качественной подготовки школьников с использованием Интернета, рассматривают эту возможность как еще один вариант заочного обучения, которое не может обеспечить высокого уровня знаний.   

 В задачи  проекта ИСО входит создание  целостной системы интернет-обучения школьников, которая решает все проблемы в комплексе, гарантирует высокое качество предоставляемых образовательных услуг, а также совершенствование технологических решений, учебных и методических материалов, уровня подготовки учителей в процессе своего функционирования.   

Информация о работе Информатизация системы образования России