Информатизация системы образования России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 15:38, дипломная работа

Краткое описание

Согласно обозначенным в данной работе проблемам поставлены 3 цели исследования:

1.Обеспечение активной учебной работы школьников.

2.Поддержка развития творческой работы педагогов и педагогических коллективов.

3.Обеспечение доступности качественных образовательных услуг.

Оглавление

Введение ________________________________________________

1. ИСО в России

1.1. Как все начиналось_____________________________________

1.2. Мотивация и поддержка _______________________________

1.3. Структура проекта и взаимосвязь его компонентов ________

1.4. Информатизация музеев ______________________________

1.5. Информатизация сельских библиотек __________________

1.6. Российские учреждения и организации культуры в Европейских проектах

______________________________________________________

2. ИСО Челябинской области

2.1. Программа ИСО Челябинской области_______________

2.2. Реализация проекта ИСО на территории Челябинской области______________________________________________

Вывод_______________________________________________

Сокращения_____________________________________________

Ссылки________________________________________________

Список используемой литературы__________________________

Файлы: 1 файл

ПРИМЕР ДИПЛОМА.docx

— 190.04 Кб (Скачать)

предложить  нормативы ведения цифровой внут-ришкольной документации, формы регистрации хода учебной деятельности (ведение «электронного журнала», хранение работ учащихся);

составить типовые  штатные расписания, отражающие необходимость использования и обслуживания средств ИКТ;

сформулировать  предложения по проекту образовательных стандартов и сопровождающих материалов для общего среднего образования в условиях ИКТ-насыщенной среды.   

 Задачами  реализации программы А2 «Создание и систематизация цифровых учебных ресурсов» выступают разработка учебных материалов нового поколения, преодоление дефицита цифровых образовательных ресурсов и насыщение рынка новыми качественными продуктами, а также формирование методик организации учебного процесса с эффективным использованием ИКТ.  

 В проекте  ИСО выделяются следующие типы  образовательных ресурсов:

 

информационные  источники для системы общего среднего и начального профессионального  образования, объединяемые в предметные и тематические коллекции;

инструменты учебной деятельности;

информационные  системы (средства) поддержки организации образовательного процесса;

учебно-методические материалы (комплексы), ориентированные  на достижение качественно новых  образовательных результатов.  

 Информационные  источники для системы образования могут подразделяться на три группы.     Первая — элементарные информационные источники. К ним относятся, например, графическое изображение астролябии или текст стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бороди- но». Вторую группу составят информационные источники простой структуры. Например, учебный текст о назначении прибора «астролябия», включающий и его графическое изображение, или учебный текст с анализом стихотворения и сам текст стихотворения. Наконец, в третью группу входят источники сложной структуры. Это может быть гипертекст, содержащий графическое изображение астролябии и учебный текст о ее назначении, имеющий гиперссылки на исторические условия создания, биографии великих ученых, связанных с разработкой данного прибора и аналогичных измерительных приборов, практические работы с данным прибором и т.д. Или гипертекст, содержащий ссылки на стихотворение, портреты автора, биографию автора, критические статьи о его творчестве и т.д. Пример информационного источника представлен на рис. 6.

 
 

 
   




 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   

 На основе анализа потребностей общего и начального профессионального образования в цифровых образовательных ресурсах предполагается создание общедоступной коллекции цифровых информационных источников, содержащей свыше 75 тыс. объектов, по следующим образовательным областям и предметам: начальная школа, математика, литература, естествознание, физика, химия, биология, экономическая география, физическая география, обществознание, история, искусство, иностранные языки. Схема формирования коллекции представлена на рис. 7.    

 В коллекцию  войдут цифровые копии произведений  искусства, художественных и научно-популярных  фильмов, фото- и видеоизображения  явлений природы, исторических событий и социальных явлений, тексты художественных произведений и научных работ, соответствующие школьной программе и расширяющие ее, интерактивные модели физических явлений и процессов, а также другие объекты.    

 Будут  созданы межпредметные коллекции, в том числе коллекция карт, как в виде графических изображений, так и в виде объектов геоинформационной системы, коллекция цифровых изображений произведений культуры, коллекция изображений представителей растительного и животного мира (включая видеофрагменты поведения животных). В рамках данного подкомпонента предполагается также создание аннотированного каталога образовательных ресурсов, входящих в коллекцию.    

 Ресурсы  коллекции будут систематизированы  по школьным предметам, содержательным  линиям и дидактическим единицам образовательного стандарта. Они будут доступны всем школам России. В итоге каждый учитель сможет получить дидактические материалы к каждому уроку — вместе с методическими рекомендациями по их использованию.    

 Для эффективного  использования элементов коллекции необходима система инструментов учебной деятельности. Это программные продукты, предназначенные для создания, редактирования и компоновки текстовых и гипертекстовых документов, графических объектов, массивов числовых данных, изображений, звука и видео, а также различные компьютерные лаборатории, геоинформационные системы и т.п. В рамках проекта ИСО запланированы приобретение, адаптация и специальная разработка нескольких сотен таких инструментов для нужд общего и начального профессионального образования. Образцы инструментов учебной деятельности представлены на рис. 8, схема формирования системы инструментов — на рис. 9.

 
 
 
 
 
 
 
 
    

 Отдельный  вид цифровых образовательных  ресурсов — средства, обеспечивающие организацию учебного процесса. В рамках проекта ИСО предусмотрены приобретение и разработка специализированного программного обеспечения для методистов, учителей и школьных администраторов. Оно позволит автоматизировать составление и ведение расписания, контроль и анализ знаний учащихся и хода учебного процесса, учет кадров и контингента учащихся, сбор и анализ статистических данных об образовательном учреждении, приведенных в соответствие с системой государственной статистики, работу школьных бухгалтерий, а в конечном

счете информатизировать процесс управления учебным заведением, упростить работу администрации образовательного учреждения. Образцы средств организации учебного процесса представлены на рис. 10.

 

 
   




 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    

 Формирование  учебно-методических материалов нового поколения, ориентированных на достижение качественно новых образовательных результатов, предполагается осуществлять двумя путями (см. рис. 11). С одной стороны, будет происходить развитие существующих нецифровых учебно-методических комплексов и учебников за счет их расширения наборами цифровых ресурсов. Эффективное использование возможностей информационных технологий широким кругом учителей, работающих по определенным учебникам, возможно лишь в том случае, когда цифровые ресурсы четко привязаны к данным учебникам. Это позволит учителю работать по привычному для него учебнику и применять современные информационные средства, не меняя кардинальным образом традиционной системы обучения.

 

 
 
 
 
 
    

 С другой  стороны, планируется создание  инновационных учебно-методических комплексов (ИУМК), полностью обеспечивающих потребности организации учебного процесса по выбранному предмету (предметной области, теме). Инновационные комплексы должны быть построены на новых педагогических технологиях, на деятельностном подходе, формировании новых компетенций. Они ориентированы на новые формы представления учебного материала, организации педагогического процесса. Такие комплексы предназначены для творческого учителя, готового и способного самостоятельно строить процесс обучения. Схема разработки ИУМК представлена на рис. 12.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
   

 Важным  принципом создания ИУМК в  проекте является их открытость, предусматривающая возможность использования их ресурсов в материалах, создаваемых учителями и учащимися; возможность создания с помощью инструментов УМК новых ресурсов, расширяющих данный УМК и связанные с ним (в частности, посредством ссылок); возможность для учителя изменять и строить новые траектории представления материала; приоритетное использование открытых кодов и открытых стандартов хранения и описания данных.    

 Учебно-методический  комплекс должен как минимум  обеспечивать следующие формы  использования цифровых ресурсов:

использование на уроке (объяснение материала, лекция, выступление учащегося или дискуссия, закрепление, контроль знаний учащихся, самостоятельная работа одного учащегося или группы учащихся, анализ или построение моделей, тестирование, поиск необходимой информации);

самостоятельное использование учеником вне урока (работа над домашним заданием, подготовка рефератов, самоконтроль и контроль знаний, построение моделей объектов и процессов, отработка технических навыков на тренажере);

использование учителем на этапе подготовки к уроку (подбор материалов для последующего использования на уроке в цифровом виде, подбор заданий и их распечатка).    

 Для обеспечения  качества создаваемых учебных  материалов большое внимание в первом компоненте проекта ИСО уделяется их апробации (программа A3)

непосредственно в условиях учебного процесса. На основе апробации последует доработка  продуктов с учетом замечаний и предложений, затем еще одна апробация и лишь затем — широкое тиражирование ресурсов

и их размещение в открытом доступе. По мнению разработчиков проекта, такой тщательный контроль качества обеспечит максимально широкое использование в школах материалов, созданных в рамках ИСО.    

 Предполагается  апробация абсолютно всех разрабатываемых ресурсов, в том числе информационных источников, инструментов образовательной деятельности, цифровых дополнений к существующим учебно-методическим комплектам, инновационных учебно-методических комплексов, средств организации учебного процесса, регламентов работы образовательного учреждения в ИКТ-насыщенной среде.   

 Апробационные площадки будут создаваться как в семи пилотных регионах проекта, так и в других территориях. Площадки в регионах проекта будут осуществлять широкую апробацию всего спектра разрабатываемых материалов. Для обеспечения такой широкой апробации в этих школах будет устанавливаться соответствующая компьютерная техника. Площадки, расположенные вне регионов проекта, будут проводить апробацию отдельных материалов. Им будут передаваться методики апробации и сами апробируемые продукты; осуществлять поставки компьютерного оборудования в такие учебные заведения не предполагается.     

Важным отличием процедуры апробации в рамках проекта ИСО от аналогичных мероприятий  в рамках других федеральных программ является организация апробации непосредственно в процессе разработки учебных материалов. Это позволит своевременно вносить коррективы по ходу реализации проекта, исправляя обнаруженные недостатки и повышая качество конечного продукта

 

 

ОСНОВНЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ ПО СОЗДАНИЮ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ (КОМПОНЕНТА)  

 Качественные  результаты:

· Создана  общедоступная коллекция цифровых информационных источников.

· В основном обеспечены потребности общего и  начального профессионального образования в инструментах учебной деятельности, необходимых для эффективного использования средств ИКТ в общем образовании.

· Созданы  модули, обеспечивающие формирование открытого единого информационного образовательного пространства школы.

· Разработаны  учебно-методические комплекты, ориентированные на активное и эффективное использование ИКТ в образовании.

· Создана  система апробации учебно-методических комплектов и цифровых учебных ресурсов.    

Количественные  результаты:

· Включено в  коллекцию свыше 75 тыс. объектов.

· Создано  или закуплено свыше 50 инструментов учебной деятельности.

· Создано  не менее 14 учебно-методических комплексов и не менее 30 наборов цифровых образовательных  ресурсов к существующим учебникам.

· Созданы  УМ К по 10 приоритетным специальностям системы начального профессионального образования.

· В систему  апробации вовлечено свыше 80 учреждений образования.

 
 
 
 
 
 
 
 

Компонент В.

Профессиональное  развитие педагогов в области  применения ИКТ для целей образования

 

 

     При формировании  второго компонента проекта ИСО  — «Профессиональное развитие  педагогов в области применения ИКТ для целей образования» (В) — разработчики исходили из того, что основную роль в информатизации образования играет учитель, подготовленный и мотивированный. Именно поэтому особое внимание в проекте уделяется созданию учебно-методических комплексов, связанных с подготовкой и повышением квалификации различных категорий работников образования: учителей-предметников, школьных библиотекарей, методистов, администраторов.     

 Во втором  компоненте проекта выделяются  три группы работ, составляющие содержание трех программ (см. рис. 5):

Информация о работе Информатизация системы образования России