Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 15:38, дипломная работа
Согласно обозначенным в данной работе проблемам поставлены 3 цели исследования:
1.Обеспечение активной учебной работы школьников.
2.Поддержка развития творческой работы педагогов и педагогических коллективов.
3.Обеспечение доступности качественных образовательных услуг.
Введение ________________________________________________
1. ИСО в России
1.1. Как все начиналось_____________________________________
1.2. Мотивация и поддержка _______________________________
1.3. Структура проекта и взаимосвязь его компонентов ________
1.4. Информатизация музеев ______________________________
1.5. Информатизация сельских библиотек __________________
1.6. Российские учреждения и организации культуры в Европейских проектах
______________________________________________________
2. ИСО Челябинской области
2.1. Программа ИСО Челябинской области_______________
2.2. Реализация проекта ИСО на территории Челябинской области______________________________________________
Вывод_______________________________________________
Сокращения_____________________________________________
Ссылки________________________________________________
Список используемой литературы__________________________
предложить нормативы ведения цифровой внут-ришкольной документации, формы регистрации хода учебной деятельности (ведение «электронного журнала», хранение работ учащихся);
составить типовые штатные расписания, отражающие необходимость использования и обслуживания средств ИКТ;
сформулировать предложения по проекту образовательных стандартов и сопровождающих материалов для общего среднего образования в условиях ИКТ-насыщенной среды.
Задачами реализации программы А2 «Создание и систематизация цифровых учебных ресурсов» выступают разработка учебных материалов нового поколения, преодоление дефицита цифровых образовательных ресурсов и насыщение рынка новыми качественными продуктами, а также формирование методик организации учебного процесса с эффективным использованием ИКТ.
В проекте ИСО выделяются следующие типы образовательных ресурсов:
информационные источники для системы общего среднего и начального профессионального образования, объединяемые в предметные и тематические коллекции;
инструменты учебной деятельности;
информационные системы (средства) поддержки организации образовательного процесса;
учебно-методические материалы (комплексы), ориентированные на достижение качественно новых образовательных результатов.
Информационные
источники для системы
На основе анализа потребностей общего и начального профессионального образования в цифровых образовательных ресурсах предполагается создание общедоступной коллекции цифровых информационных источников, содержащей свыше 75 тыс. объектов, по следующим образовательным областям и предметам: начальная школа, математика, литература, естествознание, физика, химия, биология, экономическая география, физическая география, обществознание, история, искусство, иностранные языки. Схема формирования коллекции представлена на рис. 7.
В коллекцию
войдут цифровые копии
Будут созданы межпредметные коллекции, в том числе коллекция карт, как в виде графических изображений, так и в виде объектов геоинформационной системы, коллекция цифровых изображений произведений культуры, коллекция изображений представителей растительного и животного мира (включая видеофрагменты поведения животных). В рамках данного подкомпонента предполагается также создание аннотированного каталога образовательных ресурсов, входящих в коллекцию.
Ресурсы
коллекции будут
Для эффективного
использования элементов
Отдельный вид цифровых образовательных ресурсов — средства, обеспечивающие организацию учебного процесса. В рамках проекта ИСО предусмотрены приобретение и разработка специализированного программного обеспечения для методистов, учителей и школьных администраторов. Оно позволит автоматизировать составление и ведение расписания, контроль и анализ знаний учащихся и хода учебного процесса, учет кадров и контингента учащихся, сбор и анализ статистических данных об образовательном учреждении, приведенных в соответствие с системой государственной статистики, работу школьных бухгалтерий, а в конечном
счете информатизировать процесс управления учебным заведением, упростить работу администрации образовательного учреждения. Образцы средств организации учебного процесса представлены на рис. 10.
Формирование учебно-методических материалов нового поколения, ориентированных на достижение качественно новых образовательных результатов, предполагается осуществлять двумя путями (см. рис. 11). С одной стороны, будет происходить развитие существующих нецифровых учебно-методических комплексов и учебников за счет их расширения наборами цифровых ресурсов. Эффективное использование возможностей информационных технологий широким кругом учителей, работающих по определенным учебникам, возможно лишь в том случае, когда цифровые ресурсы четко привязаны к данным учебникам. Это позволит учителю работать по привычному для него учебнику и применять современные информационные средства, не меняя кардинальным образом традиционной системы обучения.
С другой стороны, планируется создание инновационных учебно-методических комплексов (ИУМК), полностью обеспечивающих потребности организации учебного процесса по выбранному предмету (предметной области, теме). Инновационные комплексы должны быть построены на новых педагогических технологиях, на деятельностном подходе, формировании новых компетенций. Они ориентированы на новые формы представления учебного материала, организации педагогического процесса. Такие комплексы предназначены для творческого учителя, готового и способного самостоятельно строить процесс обучения. Схема разработки ИУМК представлена на рис. 12.
Важным принципом создания ИУМК в проекте является их открытость, предусматривающая возможность использования их ресурсов в материалах, создаваемых учителями и учащимися; возможность создания с помощью инструментов УМК новых ресурсов, расширяющих данный УМК и связанные с ним (в частности, посредством ссылок); возможность для учителя изменять и строить новые траектории представления материала; приоритетное использование открытых кодов и открытых стандартов хранения и описания данных.
Учебно-методический комплекс должен как минимум обеспечивать следующие формы использования цифровых ресурсов:
использование на уроке (объяснение материала, лекция, выступление учащегося или дискуссия, закрепление, контроль знаний учащихся, самостоятельная работа одного учащегося или группы учащихся, анализ или построение моделей, тестирование, поиск необходимой информации);
самостоятельное использование учеником вне урока (работа над домашним заданием, подготовка рефератов, самоконтроль и контроль знаний, построение моделей объектов и процессов, отработка технических навыков на тренажере);
использование учителем на этапе подготовки к уроку (подбор материалов для последующего использования на уроке в цифровом виде, подбор заданий и их распечатка).
Для обеспечения качества создаваемых учебных материалов большое внимание в первом компоненте проекта ИСО уделяется их апробации (программа A3)
непосредственно в условиях учебного процесса. На основе апробации последует доработка продуктов с учетом замечаний и предложений, затем еще одна апробация и лишь затем — широкое тиражирование ресурсов
и их размещение в открытом доступе. По мнению разработчиков проекта, такой тщательный контроль качества обеспечит максимально широкое использование в школах материалов, созданных в рамках ИСО.
Предполагается
апробация абсолютно всех
Апробационные площадки будут создаваться как в семи пилотных регионах проекта, так и в других территориях. Площадки в регионах проекта будут осуществлять широкую апробацию всего спектра разрабатываемых материалов. Для обеспечения такой широкой апробации в этих школах будет устанавливаться соответствующая компьютерная техника. Площадки, расположенные вне регионов проекта, будут проводить апробацию отдельных материалов. Им будут передаваться методики апробации и сами апробируемые продукты; осуществлять поставки компьютерного оборудования в такие учебные заведения не предполагается.
Важным отличием процедуры апробации в рамках проекта ИСО от аналогичных мероприятий в рамках других федеральных программ является организация апробации непосредственно в процессе разработки учебных материалов. Это позволит своевременно вносить коррективы по ходу реализации проекта, исправляя обнаруженные недостатки и повышая качество конечного продукта
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ ПО СОЗДАНИЮ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ (КОМПОНЕНТА)
Качественные результаты:
· Создана
общедоступная коллекция
· В основном обеспечены потребности общего и начального профессионального образования в инструментах учебной деятельности, необходимых для эффективного использования средств ИКТ в общем образовании.
· Созданы модули, обеспечивающие формирование открытого единого информационного образовательного пространства школы.
· Разработаны учебно-методические комплекты, ориентированные на активное и эффективное использование ИКТ в образовании.
· Создана
система апробации учебно-
Количественные результаты:
· Включено в коллекцию свыше 75 тыс. объектов.
· Создано или закуплено свыше 50 инструментов учебной деятельности.
· Создано не менее 14 учебно-методических комплексов и не менее 30 наборов цифровых образовательных ресурсов к существующим учебникам.
· Созданы УМ К по 10 приоритетным специальностям системы начального профессионального образования.
· В систему апробации вовлечено свыше 80 учреждений образования.
Компонент В.
Профессиональное развитие педагогов в области применения ИКТ для целей образования
При формировании
второго компонента проекта
Во втором компоненте проекта выделяются три группы работ, составляющие содержание трех программ (см. рис. 5):
Информация о работе Информатизация системы образования России