Информатизация системы образования России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 15:38, дипломная работа

Краткое описание

Согласно обозначенным в данной работе проблемам поставлены 3 цели исследования:

1.Обеспечение активной учебной работы школьников.

2.Поддержка развития творческой работы педагогов и педагогических коллективов.

3.Обеспечение доступности качественных образовательных услуг.

Оглавление

Введение ________________________________________________

1. ИСО в России

1.1. Как все начиналось_____________________________________

1.2. Мотивация и поддержка _______________________________

1.3. Структура проекта и взаимосвязь его компонентов ________

1.4. Информатизация музеев ______________________________

1.5. Информатизация сельских библиотек __________________

1.6. Российские учреждения и организации культуры в Европейских проектах

______________________________________________________

2. ИСО Челябинской области

2.1. Программа ИСО Челябинской области_______________

2.2. Реализация проекта ИСО на территории Челябинской области______________________________________________

Вывод_______________________________________________

Сокращения_____________________________________________

Ссылки________________________________________________

Список используемой литературы__________________________

Файлы: 1 файл

ПРИМЕР ДИПЛОМА.docx

— 190.04 Кб (Скачать)

 Во втором  компоненте проекта — «Профессиональное развитие педагогов в области использования ИКТ» — наиболее ярко проявилось разумное сочетание традиций российского образования и мирового опыта. Общеизвестно, что в нашей стране сложилась во многом уникальная государственная система массового повышения квалификации учителей, непосредственно связанная с системой аттестации. Однако при этом отсутствует довольно распространенная на Западе модель «горячей линии» — постоянно действующих консультаций для педагогов. Эти консультации осуществляются в рамках разветвленной сети учреждений (как правило, «продвинутых» в той или иной области учебных заведений или специальных методических служб). Фактически речь идет об обучении в реальном учебном процессе, «без отрыва от производства». В проекте ИСО предлагается задействовать обе модели, создав тем самым для педагогов возможность выбора: повышать свою квалификацию и получать методическую помощь в традиционном ИПКРО или ИУУ либо в межшкольном методическом центре. Причем сертификат такого центра о прохождении учителем обучения в сфере информационных технологий будет учитываться в  традиционной системе повышения квалификации и государственной аттестации педагогических кадров.    

 Третий  компонент проекта предусматривает  создание в «пилотных» регионах сети ресурсных центров — региональных координационных (РКЦ) и межшкольных методических (ММЦ). Сам по себе подход, при котором формируется разветвленная система своеобразных «площадок роста», оказывающих поддержку соседним участникам проекта, чрезвычайно широко распространен в мировой практике, в том числе — в сфере информатизации образования. Особенностью российской модели ресурсного центра в рамках проекта ИСО является лидерство в двух направлениях: технологическом и методическом. Так, в Великобритании (и большинстве стран Запада) уровень технической оснащенности школ весьма высок, поэтому лидирующие школы оказывают коллегам чисто методическую поддержку, стимулируют более активное использование информационных технологий. А в Турции, наоборот, подобные центры выступают преимущественно как лидеры в плане технического оснащения, своего рода «точки доступа» к информационным технологиям для учителей и учащихся соседних школ. Для  России пока актуальны оба эти направления, поэтому при проектировании моделей РКЦ и ММЦ мы в равной степени уделили внимание технической и методической составляющей их работы.    

 Важной  задачей ресурсных центров будет  также поддержка дистанционного обучения школьников из удаленных сельских районов и «удаленной поддержки» учителей сельских школ. Не стоит думать, что проблема «малокомплекток» — чисто российская специфика. В той же Австралии есть весьма отдаленные от центра малочисленные школы, где невозможно держать полный штат учителей по всем предметам. И там активно используется модель центров, специализирующихся на дистанционных технологиях и удаленной поддержке.

ЗА СТАБИЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ    

 Ключевой  задачей, стоявшей перед разработчиками  проекта ИСО, было обеспечение  устойчивости предлагаемых инноваций. Принципиально важно, чтобы проект продолжал жить и развиваться после того, как заемные средства на его финансирование закончатся. И нам кажется, что в итоге удалось по каждому направлению найти конкретные механизмы, гарантирующие стабильное развитие запущенных процессов.    

 Применительно  к национальной образовательной  коллекции — это технология  ее непрерывного пополнения новыми ресурсами, в том числе бесплатными; поддержание постоянного спроса на эти ресурсы среди учителей. Применительно к подготовке педагогических дизайнеров — это обученные тренеры, разработанные учебные материалы, налаженные контакты с зарубежными партнерами — словом, отработанная схема, которую без труда можно превратить в постоянно действующую. Что касается сети ресурсных центров, то, если они продемонстрируют эффективную модель повышения квалификации учителей, власти регионов будут заинтересованы переключить на них часть бюджетных средств, выделяемых на цели повышения квалификации и методической работы. Кроме того, при разумном отношении ресурсные центры смогут по крайней мере частично сами обеспечивать свои потребности: например, работая в качестве центров общественного доступа в Интернет, предоставляя платные услуги взрослому населению, сотрудничая со службой занятости, местными администрациями...

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Как показывает мировой опыт, процесс информатизации школьного образования развивается по нескольким направлениям. Если какое-то из них «западает», все вместе идет плохо. Например, если поставки компьютеров не сопровождаются разработкой и поставками соответствующих цифровых образовательных ресурсов — от компьютеров мало толку... Исходя из мировой практики успешных (и неуспешных) программ информатизации можно выделить следующие направления:

1.   Лидерство и видение. Если руководитель не понимает, что информатизация образования является комплексной стратегической задачей, то процесс не пойдет: «Какие компьютеры, если в школах крыша течет, зарплата учителей низкая?», «Зачем вам покупать софт, если все можно переписать?», «Зачем ИКТ историку или физику, если мы уже купили компьютерный класс для изучения информатики?» Никакими экономическими вычислениями нельзя доказать, что вложить деньги в информатизацию образования эффективнее, чем в надбавки учителям. Это вопрос приоритетов, стратегического видения лидеров. Лидеры нужны на уровне страны, на уровне системы образования и на уровне отдельной школы.  

2. Кадры: обучение, методическая поддержка, повышение квалификации, аттестация, поиски, продвижение, мотивация, формирование сообщества. Грамотный в области информационных технологий специалист востребован в куда более престижных отраслях экономики, чем образование. Если не создать эффективную систему работы с кадрами, включающую все перечисленные аспекты, задержать квалифицированные кадры в школе мы не сможем.  

3.  Технология: оборудование в составе, отвечающем" потребностям всего учебного процесса в данном учреждении, цифровые образовательные ресурсы, телекоммуникационные линии, обслуживание техники, ремонт, модернизация и обновление.   

4. Нормативная  база: та система документов, которая регламентирует деятельность школы и которая должна быть изменена в связи с тем, что у нас появляется новая образовательная среда, меняется весь уклад школы. Как обеспечить работу библиотеки по 12 часов в день семь дней в неделю, предоставляя доступ школьников и учителей к средствам ИКТ, Интернету? Как вести электронный журнал и портфолио? Как оплачивать работу учителя в Интернете? Можно ли дать устаревший компьютер учителю домой для научно-методической работы? Как списать компьютер, который уже пять лет не удается отремонтировать? Каков норматив бумаги для принтера? Как предоставлять платные информационные услуги населению? Когда и какая разумная система правил и регламентов придет на смену СанПиНам? И еще десятки вопросов, на которые нужно будет дать ответ...    

 Движение  по этим четырем направлениям  в соответствии с общими задачами развития, модернизации системы образования, формирования новых целей для этой системы и дает действительно эффективную информатизацию. При этом информатизация становится необходимым условием, важнейшим результатом и катализатором изменений.

 

ЛОГИКА ПРОЕКТА. МЕСТО ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  РЕСУРСОВ

 

 

    Когда российское  правительство и руководство  Международного банка реконструкции и развития договаривались о выделении России займа на информатизацию,  были сформированы следующие направления финансирования:  

1. Цифровые  образовательные ресурсы, причем  не только их разработка сама  по себе, но и создание человеческого потенциала и инфраструктуры их производства и воспроизводства.  

2. Работа  с кадрами, методическая поддержка,  повышение квалификации, переподготовка  и подготовка в масштабах страны, по единому плану.  

3. Создание  ресурсных центров в субъектах  Федерации. Выбрано семь пилотных регионов — по одному в каждом федеральном округе. В каждом регионе будет создано некоторое число ресурсных центров, общим количеством более 200.  

 Все эти  направления тесно увязаны между  собой. Так, например, апробация  вновь создаваемых продуктов  будет происходить на базе  ресурсных центров и других  учреждений региона, в ходе  ее будут обучаться учителя  и т.д. Программа в целом  (а в рамках каждого из трех  компонентов есть десятки отдельных работ) выглядит достаточно сбалансированной на мировом уровне.  

 С точки  зрения становления и развития  рынка цифровых образовательных ресурсов особое значение имеет первое направление.   

 Цифровой  образовательный ресурс может  иметь три функции: источника  информации, инструмента для ее  обработки и системы управления учебным процессом. Общее число отдельных источников, необходимых для образования, исчисляется миллионами. Если посчитать число инструментов, необходимых для школы, окажется, что их сотни. Система управления в каждом отдельном продукте создается непосредственно разработчиками и имеет авторский характер, однако она тоже может создаваться с помощью некоторого инструмента, на этот раз — профессионального инструмента педагогического проектирования (дизайна).

СОЗДАНИЕ  ОТКРЫТЫХ РЕСУРСОВ. ХРАНИЛИЩЕ И СТАНДАРТЫ    

 Одной  из важнейших целей проекта  является формирование инфраструктуры, исходной базы, используя которую сейчас и в последующем можно создавать качественные цифровые образовательные ресурсы и учебно-методические комплексы (УМК), включающие в себя как бумажный, так и цифровой компонент.   

 Предположим,  мы решили создать УМК по  истории России. Нам нужны качественные  источники: оцифрованные изображения исторических источников — картин, архитектурных сооружений, предметов быта, летописей и старинных книг. За многое из этого придется платить музеям, собраниям частных коллекций и т.д. Конечно, можно при разработке каждого диска по русской истории ездить в Киев, Владимир и Новгород и фотографировать имеющиеся там исторические памятники. Или многократно платить деньги Третьяковской галерее за право сфотографировать картину «Иван Грозный убивает своего сына». Нам нужны инструменты — например, геоинформационная система, которая позволяет создавать и дополнять карты, «привязывать» к ним информацию о тех или иных исторических объектах или событиях. Нужна и аналогичная «временная карта», или ось, линия времени, на которой уже расположены события нашей истории со ссылками на изображения, видеофильмы, архивные документы, позволяющая размещать на ней события местной или даже семейной истории. Представьте только, что в каждой сельской школе будет создана карта родной деревни, вмещающая всю ее историю... Право использовать источники и инструменты тоже стоит немалых денег.    

 Но почему  нельзя один раз оцифровать  все необходимые информационные источники, поместить их в Хранилище, которое сможет использовать каждый разработчик, заключивший соответствующий контракт с уполномоченной государственной структурой? Почему нельзя закупить необходимые для образования инструменты и также обеспечить к ним свободный доступ? Наконец, почему нельзя сделать общедоступными инструменты (конструкторы) для создания целостных учебно-методических комплексов?       Все это потребует объемных разовых инвестиций, зато сэкономит значительную часть денег, которые государство платит за разработку заказанных им дисков. Дешевле один раз заплатить миллион долларов, чем 50 тысяч раз по сто долларов (для каждой школы) или тысячу раз — по 50 тысяч долларов (за каждое разрабатываемое цифровое издание)...      

 Именно  поэтому в Проекте планируется  создание общих, доступных для всего образования коллекций источников и инструментов, размещаемых в Хранилище образовательных ресурсов.    

 Однако  мало разместить образовательные  ресурсы в Хранилище и обеспечить  доступ к ним. Надо еще дать  возможность и автору учебника, и учителю, и школьнику найти  то, что ему нужно. Это непростая  задача, и к ней специалисты  разных стран движутся совместно.  В частности, мы пытались решать эту задачу в рамках проекта федерального   Общеобразовательного портала. Решение ищется на пути создания национальных и международных стандартов описания ресурсов. Стандарты должны охватить не только описания источников, инструментов, УМК, но и учащихся, учителей и их работ, образовательных программ, учреждений и т.д. Стандартизовать надо и описания механизмов управления учебным процессом.     

 Создание  вышеупомянутого Хранилища является  примером реализации очень важного  и интересного течения в мировом компьютерном сообществе, называемого «открытость». Помимо общедоступности ресурсов, о которой шла речь выше, открытость имеет и другие аспекты. Упомянем о некоторых из них.

Создавая  инструменты «с открытым кодом», разработчик  разрешает этот код совершенствовать и модифицировать в соответствии с конкретными задачами использования этого инструмента, перестройки под другую операционную систему и т. д.    

 Важно  и понятие «открытый стандарт (формат) хранения» информационных источников. Такой формат позволяет, в частности, создавать инструменты для работы с источниками разным разработчикам.     

 Естественно,  начинать такую работу нужно  с того, чтобы понять, какие источники  и инструменты нужны, какие  должны быть варианты конструкторов для создания целостных курсов, включающих элементы управления процессом.    

Информация о работе Информатизация системы образования России