Информатизация системы образования России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 15:38, дипломная работа

Краткое описание

Согласно обозначенным в данной работе проблемам поставлены 3 цели исследования:

1.Обеспечение активной учебной работы школьников.

2.Поддержка развития творческой работы педагогов и педагогических коллективов.

3.Обеспечение доступности качественных образовательных услуг.

Оглавление

Введение ________________________________________________

1. ИСО в России

1.1. Как все начиналось_____________________________________

1.2. Мотивация и поддержка _______________________________

1.3. Структура проекта и взаимосвязь его компонентов ________

1.4. Информатизация музеев ______________________________

1.5. Информатизация сельских библиотек __________________

1.6. Российские учреждения и организации культуры в Европейских проектах

______________________________________________________

2. ИСО Челябинской области

2.1. Программа ИСО Челябинской области_______________

2.2. Реализация проекта ИСО на территории Челябинской области______________________________________________

Вывод_______________________________________________

Сокращения_____________________________________________

Ссылки________________________________________________

Список используемой литературы__________________________

Файлы: 1 файл

ПРИМЕР ДИПЛОМА.docx

— 190.04 Кб (Скачать)

Компонент С.

Создание  системы межшкольных методических центров

 

 

    Освоение нового  содержания, методов и организационных форм учебной работы в условиях информатизации школы — сложный и длительный процесс, который связан с существенными преобразованиями деятельности образовательного учреждения. Эту работу невозможно вести без постоянной методической поддержки педагогов. В проекте ИСО предлагается сформировать систему региональных координационных и межшкольных методических центров (РКЦ и ММЦ), которые должны обеспечить развитие современных форм повышения квалификации и методической поддержки учителей. Эти работы разворачиваются в пилотных регионах и объединены в третий компонент проекта (С).  

 Задачи  компонента — расширение доступа  к информации, учебно-методическим и техническим ресурсам для учреждений общего и начального профессионального образования, накопление и распространение опыта модернизации образовательной и управленческой деятельности на основе использования ИКТ, развитие и поддержка программно-технического компьютерного оснащения учебных заведений.  

 Основная  идея компонента — поддержка  процесса информатизации учреждений  общего и начального профессионального образования через создание инфраструктуры в форме системы РКЦ-ММЦ, предоставляющих образовательные, методические и технические услуги на основе ИКТ. ММЦ формируются на базе образовательных учреждений, реализующих поддержку непосредственно для конкретной группы учебных заведений, максимально приближая образовательные ресурсы и услуги к потребителям — учителям и ученикам. Они объединяются в единую сеть средствами телекоммуникаций и образуют единое информационное образовательное пространство. Осуществление данного компонента должно привести к появлению устойчивых моделей формирования современной муниципальной методической службы, определить их возможное место в целостной системе повышения квалификации и методической поддержки педагогов для школы информационного века.   

 Формируемые  в рамках компонента РКЦ и  ММЦ должны стать потенциальными  «точками роста» в области  использования информационных и  коммуникационных технологий в  образовании.

Задачи региональной системы РКЦ-ММЦ:

1.Регулярная  методическая (в том числе —  экспертная, 
консультационная, информационная) и техническая 
поддержка и организация повышения квалификации 
педагогических и руководящих кадров всех учреждений 
общего и начального профессионального образования 
в области:

·  реализации новых моделей образовательного процесса и образовательных технологий, интенсивно использующих ИКТ;

·  проектирования образовательной информационной среды образовательных учреждений;

·  реализации стандартов общего среднего и начального профессионального образования в части, касающейся ИКТ.

2.Информационное  обеспечение процесса информатизации  в формах:

·  демонстрации использования в учебном процессе всех современных цифровых технологий, основных видов оборудования, цифровых образовательных ресурсов, накапливаемых в рамках проекта;

 

·  обеспечения телекоммуникационного доступа к цифровым ресурсам проекта и другим цифровым образовательным ресурсам;

·  организации выставок, информационных семинаров, презентаций, публикаций в СМИ;

·  поддержка регулярно обновляемого сайта проекта в регионе, содержащего информацию об использовании ИКТ в образовательном процессе каждого из образовательных учреждений региона, издание печатных информационных бюллетеней и другой литературы.

 

3.Дистанционная  поддержка педагогов и учащихся  учреждений общего и начального профессионального образования, не имеющих доступа к полному спектру образовательных услуг на местах.

4.Организация  и проведение конкурсов для  поддержки педагогических инициатив  и телекоммуникационных образовательных  проектов в регионах проекта.

5.Участие  в проектировании информационной  среды региона, формирование программ развития информационной среды образовательных учреждений.

6.Информационная  поддержка системы образования  региона, в том числе поддержка  информационных сайтов структур  управления и образовательных  учреждений, методических структур и системы повышения квалификации.

7.Мониторинг  хода реализации проекта и  оценка его результативности.

8.Обобщение  опыта системы образования региона  в области применения ИКТ в  образовании, его фиксация в различных формах, проведение мероприятий, направленных на суммирование этого опыта и распространение его в других регионах, участие в апробации решений и продуктов, разрабатываемых в рамках проекта.  

 Свои задачи  система РКЦ-ММЦ решает во взаимодействии с методическими структурами, вузами, учреждениями дополнительного профессионального образования, опорными школами, отдельными специалистами.

Работы по комоненту С проекта ИСО включают в себя пять программ:

С1. Стратегическое планирование и управление.

С2. Создание системы межшкольных методических центров.

СЗ. Система  поддержки информатизации общего и  начального профессионального образования  на основе сети ММЦ.

С4. Формирование общественной поддержки информатизации школы.

С5. Поддержка  региональных проектов в области  информатизации образования.

Целью программы  «Стратегическое планирование и  управление» (С1) является обеспечение эффективного и своевременного выполнения проекта. В рамках данного направления будут поддержаны следующие работы:

·  анализ ситуации в области информатизации образования;

·  создание рекомендаций по разработке долгосрочных и среднесрочных стратегических планов информатизации образования для регионального, муниципального и школьного уровней;

·  мониторинг процесса информатизации на основе комплекса индикаторов результативности проекта;

·  оценка результативности проекта.   

 Целью  программы С2 «Создание системы межшкольных методических центров» является формирование аппаратного, программного, телекоммуникационного, методического и административного потенциалов для реализации в регионах проекта и дальнейшего распространения во всех субъектах Российской Федерации моделей информатизации общего и начального профессионального образования. Создание системы ММЦ будет содействовать формированию в регионах проекта ИСО образовательного информационного пространства, вовлекающего наибольшее число учителей и обучаемых.   

 Система  РКЦ-ММЦ в каждом регионе включает  один РКЦ и ряд ММЦ, которые  могут быть трех типов, в  зависимости от количества прикрепленных к ним учреждений общего образования (УОО) и учреждений начального профессионального образования (УНПО), а также численности педагогических кадров. С учетом этого выделяются:

·   межшкольный методический центр расширенной комплектации (РММЦ);

·   межшкольный методический центр базовой комплектации (БММЦ);

·   межшкольный методический центр элементарной комплектации (ЭММЦ).  

 Система  РКЦ-ММЦ в каждом из семи  регионов проекта создается на основе представленного в Национальный фонд подготовки кадров (НФПК) органами управления образованием субъекта РФ регионального технико-финансового обоснования выбора координационного центра (РКЦ) и конкретных образовательных организаций, обслуживающих определенное количество школ муниципального уровня для выполнения функций ММЦ. Функции ММЦ могут выполняться учреждениями системы общего и начального профессионального образования муниципального и регионального уровней, государственными учреждениями образования и государственными унитарными предприятиями сферы образования регионального уровня. Типы элементов системы РКЦ-ММЦ представлены в таблице 1.   

 В ходе  проекта предполагается выбрать  из числа образовательных учреждений в семи пилотных регионах и оснастить средствами ШЛ 232 методических центра, включая:

·  7 РКЦ;

·  42 ММЦ расширенной комплектации, имеющих отдел поддержки начального профессионального образования;

·  68 ММЦ базовой комплектации;

·  115 ММЦ элементарной комплектации.  

 Состав  системы РКЦ-ММЦ по регионам  проекта ИСО представлен в  таблице 2.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   

 Региональный  координационный центр субъекта РФ является ключевым элементом в системе РКЦ-ММЦ. РКЦ координирует работу всех ММЦ в регионе и оказывает методическую поддержку персонала ММЦ на протяжении всего проекта. Он является оператором проекта в регионе, и в его задачи входит:

· организация  всей методической и консультационной работы в системе РКЦ-ММЦ;

· организация  и осуществление деятельности по повышению квалификации работников образования (управленческих кадров, методистов ММЦ);

· организация  технической поддержки всех ММЦ;

· обеспечение  поддержки, регулярного обновления и распространения образовательных  ресурсов (медиа-тека, депозитарий электронных учебных и методических материалов, сайт региональной методической службы);

· организация  и участие в проведении выставок, конференций и семинаров;

· организация  научно-исследовательских работ  с привлечением ММЦ по поддержке телекоммуникационных проектов, педагогических инициатив и инноваций в области информатизации образования.    

 РКЦ также  осуществляет координацию работ  по подготовке, оснащению и приемке помещений под ММЦ, организует подготовку персонала ММЦ, заключает договоры с различными организациями, осуществляет мониторинг за ходом реализации проекта.   

 Межшкольные  методические центры расширенной комплектации (РММЦ) являются ресурсными центрами методической службы информатизации образования субъекта РФ. Они создаются в административных центрах, имеющих большое количество школ. Один РММЦ сопровождает до 80 образовательных учреждений, включая школы, центры дополнительного образования для детей, УНПО, межшкольные учебные комбинаты с общим количеством педагогов в них от 1000 до 2000 человек.   

 Такие  центры создаются на базе учреждений  образования, имеющих возможности для обучения большого числа учителей, обладающих общежитием или базой отдыха для проведения краткосрочных курсов повышения квалификации с отрывом от основной работы, выездных конференций и семинаров, имеющих выход на качественный телекоммуникационный ресурс. РММЦ размещаются на базе центров дополнительного образования для детей, УНПО и лицеев, а также на базе методических центров муниципальных органов управления образованием, имеющих кадровый потенциал в области применения ИКТ и являющихся юридическим лицом. В регионе может быть создано несколько ММЦ расширенной комплектации.

РММЦ предназначены  для:

· проведения курсов повышения квалификации для  учителей и преподавателей, управленцев, методистов прикрепленных образовательных учреждений в количестве не менее 500 человек в год;

· осуществления  методической и консультационной поддержки педагогических кадров прикрепленных образовательных учреждений;

· поддержки  работ по дистанционному обучению в  регионе;

· консультационно-технической  поддержки прикрепленных к центру образовательных учреждений;

· поддержки  телекоммуникационных проектов учителей и учащихся, в том числе для  проведения олимпиад и конкурсов регионального значения совместно с РКЦ;

· участия  в проведении выставок, региональных конференций и семинаров (совместно с РКЦ региона);

· организации  работ по информированию общественности совместно с РКЦ, при этом РММЦ должны отражать в своей деятельности приоритетные направления развития образования, определенные в программе информатизации субъекта РФ и муниципального образования.   

 Центры  расширенной комплектации предназначены  также для поддержки педагогических  кадров учреждений начального профессионального образования, что проявляется в следующих направлениях работ:

· поддержке  методических объединений учителей и мастеров профессионального обучения учреждений НПО, в том числе дистанционно,

· учебно-методической поддержке работников учреждений НПО,

· поддержке  и обновлении электронного аннотированного каталога электронных учебных материалов для НПО,

· приоритетной методической поддержке педагогов  УНПО.   

 Межшкольные  методические центры базовой  комплектации (БММЦ) предназначены  в основном для реализации  задач проекта ИСО на муниципальном  уровне. Количество школ и УНПО, которое охватывает БММЦ своей поддержкой, может варьироваться в зависимости от ситуации в конкретном районе: от 20 до 49 школ, включая и УНПО. Общее количество педагогических кадров, прикрепленных к БММЦ, — от 500 до 1000 человек. БММЦ размещаются на базе межшкольных учебных комбинатов и школ, имеющих ресурсы площадей, которые возможно выделить для служб БММЦ.  

 Межшкольные  методические центры элементарной комплектации (ЭММЦ) располагаются в районах с преобладанием сельских школ, в том числе малокомплектных. За одним ММЦ элементарного типа может быть закреплено до 19 полнокомплектных школ, в том числе УНПО. Поскольку возможно наличие в районе малокомплектных школ, то необходимо учитывать, что общее количество педагогических кадров, прикрепленных к центру, будет не менее 200 человек. В случае когда количество педагогов меньше указанной цифры, создается один центр на несколько муниципальных образований. ММЦ элементарной комплектации размещается на базе полнокомплектной сельской школы, имеющей ресурс площадей и кадровый потенциал, а также на базе УНПО.       

Информация о работе Информатизация системы образования России