Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 18:25, реферат
Образование представляет собой целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства. Таково понимание образования, записанное в Законе об образовании Российской Федерации. Более широко — это процесс овладения детьми знаниями, предусмотренными программой, и процесс достижения уровня воспитанности, культуры, нравственности на основе изучаемых знаний из опыта человечества в разнообразных видах внеучебной и учебной деятельности детей.
1.Система образования в РФ
Образование представляет собой целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства. Таково понимание образования, записанное в Законе об образовании Российской Федерации. Более широко — это процесс овладения детьми знаниями, предусмотренными программой, и процесс достижения уровня воспитанности, культуры, нравственности на основе изучаемых знаний из опыта человечества в разнообразных видах внеучебной и учебной деятельности детей.
Право на получение образования является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. В России сфера образования признается приоритетной.
Система образования в нашем государстве основывается на следующих принципах:
— гуманизм, приоритет
общечеловеческих ценностей,
— единство в условиях
многонационального
— общедоступность,
соответствие системы
— светский характер
образования в государственных
и муниципальных
— свобода и плюрализм;
— демократический, государственно-общественный характер управления образованием и автономность образовательных учреждений.
Реализация этих принципов предполагает высокий профессиональный уровень подготовки воспитателей, учителей, преподавателей во всех сферах образования, творческий характер их деятельности.
Гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования:
— возможность получения
образования на территории
— получение бесплатного
общего и на конкурсной основе бесплатного
профессионального образования
в государственных, муниципальных
образовательных учреждениях в
пределах государственных
Если, например, гражданин на конкурсной основе поступил в университет и закончил его, то второе высшее образование он может получить платное;
— для граждан с отклонениями в развитии создаются условия и специальные педагогические подходы для получения образования, коррекции нарушения развития, социальной адаптации;
— гражданам, проявляющим
выдающиеся способности,
В Российской Федерации устанавливаются
государственные
Государственные образовательные
стандарты являются основой для
объективной оценки уровня образования
и квалификации выпускников всех
типов образовательных
Определяющими основаниями
образования в России являются государственные
образовательные стандарты
Образовательные программы разделяются на два типа:
— общеобразовательные: основные и дополнительные;
— профессиональные: основные и дополнительные.
Общеобразовательные
программы направлены на
К общеобразовательным программам относятся:
— программы дошкольного образования,
— программы начального общего образования,
— программы основного общего образования,
— программы среднего (полного) общего образования.
Профессиональные
К профессиональным программам относятся:
— программы начального профессионального образования,
— программы среднего профессионального образования,
— программы высшего
— программы послевузовского профессионального образования.
Нормативные сроки
освоения программ в
Например, начальное общее образование — 3 — 4 года, основное общее образование — 9 лет, среднее (полное) общее образование — 11 лет, высшее профессиональное в педагогических институтах — 5 лет.
Формы получения образования:
— с отрывом от производства; без отрыва от производства (вечерняя, заочная);
— экстернат;
— самообразование;
— семейное образование.
Для всех форм получения
образования в пределах
Учредителями образовательных учреждений могут быть:
— органы государственной
власти и местного
— отечественные, иностранные
и зарубежные предприятия,
— общественные и
религиозные организации,
Допускается совместное
учредительство
В системе образования
Российской Федерации большое
внимание уделяется
В помощь семье действует
сеть дошкольных
В детских садах
дети становятся
В системе образования
обязательным является
Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования являются преемственными, т.е. каждая последующая программа базируется на предыдущей.
Дети, имеющие задолженность по двум и более предметам, по усмотрению родителей оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения с пониженным количеством обучающихся на одного учителя, а также могут продолжать обучение дома, в форме семейного образования. Дети, имеющие задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно.
Дополнительные
Система общего образования в России дает возможности творческого поиска в реализации задач образования, воспитания и развития детей дошкольного возраста, внедрения вариативных педагогических технологий и программ, авторских разработок. Например, в Москве, где с 1994 г. утверждена программа «Столичное образование».
В настоящее время дошкольные учреждения используют ряд перспективных отечественных программ и технологий: «Развитие», научный руководитель доктор психологических наук О. М. Дьяченко; «Радуга», научный руководитель кандидат психологических наук Т. Н. Доронова; «Диалектика», научный руководитель доктор психологических наук Н. Е. Веракса; «Золотой ключик», научный руководитель доктор психологических наук Г. Г. Кравцов; «Малыш», «Гармония», «Синтез»; технологии «Детский сад — дом радости», руководитель Н. М. Крылова, «Становление и самообразование», автор Е. Е. Шулешко; авторские программы по обучению грамоте 4 — 5-летних детей, по обучению чтению с 2-х лет. Эти программы и технологии ориентированы на базисную программу развития детей, которая как образовательный стандарт дошкольного уровня образования, разрабатывается Центром Дошкольное детство им. А. В. Запорожца.
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении
В Законе Российской Федерации
об образовании (ст. 12) говорится о
том, что деятельность государственных,
муниципальных образовательных
учреждений регулируется типовыми положениями
о соответствующих типах и
видах образовательных
В соответствии с
этим в 2008 г. было разработано
и утверждено Типовое
Типовое положение регулирует деятельность государственных, муниципальных дошкольных образовательных учреждений. В нем определены основные задачи дошкольного образовательного учреждения: охрана жизни и здоровья детей; обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
В соответствии с Типовым положением все дошкольные учреждения делятся на определенные виды, которые определяются спецификой их деятельности.
Виды дошкольных образовательных учреждений:
— детский сад;
— детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);
— детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
— детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
— детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании;
— центр развития
ребенка — детский сад с
осуществлением физического и
психического развития, коррекции
и оздоровления всех
Таким образом, Типовое положение закрепило все виды детских образовательных учреждений, которые складывались в истории развития дошкольного воспитания. В этом документе подчеркивается, что в дошкольном образовательном учреждении образование носит светский характер.
В специальном разделе Типового положения разъясняются порядок создания, регистрации дошкольных образовательных учреждений, выдачи им лицензии (разрешения).
В соответствии с Законом Российской Федерации об образовании и на основании Типового положения каждое дошкольное учреждение создает свой Устав. Устав — это документ, в котором четко устанавливаются цели и задачи учреждения, основные направления работы, вариативность используемых образовательных программ. В Уставе определяются права дошкольных работников, отношения с родителями воспитанников, а также дополнительные платные образовательные услуги. Режим работы дошкольного образовательного учреждения устанавливается договором между детским садом и учредителем и фиксируется в Уставе дошкольного образовательного учреждения.
В Типовом положении предлагается порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения. В дошкольное образовательное учреждение принимаются дети от 2-х месяцев до 7 лет на основании медицинского заключения.
В разделе «Участники образовательного процесса» указывается, что таковыми являются воспитанники, родители (лица, их заменяющие), педагогические работники. Отношения между детским садом и родителями регулируются родительским договором, в котором отражаются взаимные права, обязанности и ответственность сторон.
В этом же разделе подчеркивается,
что отношения воспитанника и
персонала дошкольного
На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, подтвержденную документами об образовании.
Права, социальные гарантии и льготы работников дошкольных образовательных учреждений определяются законодательством Российской Федерации, уставом детского сада, трудовым договором (контрактом).