Система образования в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 18:25, реферат

Краткое описание

Образование представляет собой целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства. Таково понимание образования, записанное в Законе об образовании Российской Федерации. Более широко — это процесс овладения детьми знаниями, предусмотренными программой, и процесс достижения уровня воспитанности, культуры, нравственности на основе изучаемых знаний из опыта человечества в разнообразных видах внеучебной и учебной деятельности детей.

Файлы: 1 файл

управление системой образования в рф.docx

— 40.08 Кб (Скачать)

1.Система образования  в РФ

Образование представляет собой  целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства. Таково понимание  образования, записанное в Законе об образовании Российской Федерации. Более широко — это процесс  овладения детьми знаниями, предусмотренными программой, и процесс достижения уровня воспитанности, культуры, нравственности на основе изучаемых знаний из опыта  человечества в разнообразных видах  внеучебной и учебной деятельности детей.

Право на получение образования  является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. В России сфера образования  признается приоритетной.

Система образования в  нашем государстве основывается на следующих принципах:

 — гуманизм, приоритет  общечеловеческих ценностей, забота  о жизни и здоровье человека, свободное развитие личности  каждого;

 — единство в условиях  многонационального государства.  Защита национальных культур,  культурных традиций народов  России;

 — общедоступность,  соответствие системы образования  уровням и особенностям развития  и подготовленности детей, воспитанников,  учащихся;

 — светский характер  образования в государственных  и муниципальных образовательных  учреждениях;

 — свобода и плюрализм;

— демократический, государственно-общественный характер управления образованием и  автономность образовательных учреждений.

Реализация этих принципов  предполагает высокий профессиональный уровень подготовки воспитателей, учителей, преподавателей во всех сферах образования, творческий характер их деятельности.

Гарантии прав граждан  Российской Федерации в области  образования:

 — возможность получения  образования на территории России  независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния  здоровья, отношения к религии,  убеждений, партийной принадлежности, наличия судимости. Возможные  ограничения на профессиональное  образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия  судимости могут быть установлены  только законом;

— получение бесплатного  общего и на конкурсной основе бесплатного  профессионального образования  в государственных, муниципальных  образовательных учреждениях в  пределах государственных образовательных  стандартов, если образование данного  уровня гражданин получает впервые.

Если, например, гражданин  на конкурсной основе поступил в университет  и закончил его, то второе высшее образование  он может получить платное;

— для граждан с отклонениями в развитии создаются условия  и специальные педагогические подходы  для получения образования, коррекции  нарушения развития, социальной адаптации;

 — гражданам, проявляющим  выдающиеся способности, государство  содействует в получении элитарного  образования, в том числе посредством  предоставления им специальных  государственных стипендий. 

В Российской Федерации устанавливаются  государственные общеобразовательные  стандарты, определяющие в обязательном порядке минимум содержания образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки в  учебных заведениях.

Государственные образовательные  стандарты являются основой для  объективной оценки уровня образования  и квалификации выпускников всех типов образовательных учреждений.

Определяющими основаниями  образования в России являются государственные  образовательные стандарты различного уровня и направленности, а также  совокупность преемственных образовательных  программ.

 Образовательные программы  разделяются на два типа:

 — общеобразовательные:  основные и дополнительные;

 — профессиональные: основные и дополнительные.

 Общеобразовательные  программы направлены на формирование  и развитие общей культуры  личности, адаптацию к жизни в  обществе, реализуют задачи общего  развития личности в современных  общественных условиях, создают  основы для осознанного выбора  и освоения профессии.

К общеобразовательным программам относятся:

 — программы дошкольного  образования,

 — программы начального  общего образования,

 — программы основного  общего образования,

 — программы среднего (полного) общего образования.

Профессиональные образовательные  программы направлены на подготовку специалистов соответствующей квалификации, на решение задач повышения профессионального  и общеобразовательного уровня специалистов.

К профессиональным программам относятся:

 — программы начального  профессионального образования,

— программы среднего профессионального  образования,

— программы высшего профессионального  образования,

 — программы послевузовского  профессионального образования.

 Нормативные сроки  освоения программ в государственных  и муниципальных образовательных  учреждениях определяются Законом,  а также положением о типах  и видах образовательных учреждений.

Например, начальное общее  образование — 3 — 4 года, основное общее  образование — 9 лет, среднее (полное) общее образование — 11 лет, высшее профессиональное в педагогических институтах — 5 лет.

 Формы получения образования:

 — с отрывом от  производства; без отрыва от производства (вечерняя, заочная);

 — экстернат;

 — самообразование;

 — семейное образование.

 Для всех форм получения  образования в пределах основной  общеобразовательной или основной  профессиональной программы действует  единый государственный образовательный  стандарт.

 Учредителями образовательных  учреждений могут быть:

 — органы государственной  власти и местного самоуправления;

 — отечественные, иностранные  и зарубежные предприятия, общественные  и частные фонды, ассоциации;

 — общественные и  религиозные организации, зарегистрированные  на территории Российской Федерации.

 Допускается совместное  учредительство образовательных  учреждений.

 В системе образования  Российской Федерации большое  внимание уделяется дошкольному  образованию. Родители являются  первыми педагогами, они обязаны  заложить основы физического,  нравственного, интеллектуального  развития ребенка в младенческом  возрасте.

 В помощь семье действует  сеть дошкольных образовательных  учреждений: ясли-сад, детский сад  — начальная школа; комплексы  — детский сад — школа —  колледж, детский сад — школа  — вуз. Возможны и другие  сочетания. Особенно перспективны  комплексы, связывающие в единый  процесс структуру начального  и дошкольного образования и  воспитания детей.

 В детских садах  дети становятся первоклассниками, предварительно получая хорошую  подготовку в старшем дошкольном  возрасте. И детский сад, и начальную  школу консультируют специалисты-ученые.

 В системе образования  обязательным является основное  общее образование (девятилетняя  общеобразовательная школа), которое  сохраняет силу до достижения  ребенком пятнадцатилетнего возраста).

Образовательные программы  дошкольного, начального общего, основного  общего и среднего (полного) общего образования являются преемственными, т.е. каждая последующая программа  базируется на предыдущей.

Дети, имеющие задолженность  по двум и более предметам, по усмотрению родителей оставляются на повторное  обучение, переводятся в классы компенсирующего  обучения с пониженным количеством  обучающихся на одного учителя, а  также могут продолжать обучение дома, в форме семейного образования. Дети, имеющие задолженность по одному предмету, переводятся в следующий  класс условно.

Дополнительные образовательные  услуги в образовательных учреждениях, в том числе и дошкольных, могут  быть платными при наличии лицензии на указанный вид деятельности. Дополнительное образование может быть получено также в музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, станциях юных техников, станциях юных натуралистов, курсах и центрах  профессиональной ориентации.

Система общего образования  в России дает возможности творческого  поиска в реализации задач образования, воспитания и развития детей дошкольного  возраста, внедрения вариативных  педагогических технологий и программ, авторских разработок. Например, в  Москве, где с 1994 г. утверждена программа  «Столичное образование».

В настоящее время дошкольные учреждения используют ряд перспективных  отечественных программ и технологий: «Развитие», научный руководитель доктор психологических наук О. М. Дьяченко; «Радуга», научный руководитель кандидат психологических наук Т. Н. Доронова; «Диалектика», научный руководитель доктор психологических наук Н. Е. Веракса; «Золотой ключик», научный руководитель доктор психологических наук Г. Г. Кравцов; «Малыш», «Гармония», «Синтез»; технологии «Детский сад — дом радости», руководитель Н. М. Крылова, «Становление и самообразование», автор Е. Е. Шулешко; авторские программы по обучению грамоте 4 — 5-летних детей, по обучению чтению с 2-х лет. Эти программы  и технологии ориентированы на базисную программу развития детей, которая  как образовательный стандарт дошкольного  уровня образования, разрабатывается  Центром Дошкольное детство им. А. В. Запорожца.

 

Типовое положение  о дошкольном образовательном учреждении

В Законе Российской Федерации  об образовании (ст. 12) говорится о  том, что деятельность государственных, муниципальных образовательных  учреждений регулируется типовыми положениями  о соответствующих типах и  видах образовательных учреждений, утвержденных Правительством Российской Федерации и разрабатываемыми на их основе уставами.

 В соответствии с  этим в 2008 г. было разработано  и утверждено Типовое положение  о дошкольном образовательном  учреждении.

Типовое положение регулирует деятельность государственных, муниципальных  дошкольных образовательных учреждений. В нем определены основные задачи дошкольного образовательного учреждения: охрана жизни и здоровья детей; обеспечение  интеллектуального, личностного и  физического развития ребенка; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения  полноценного развития ребенка.

В соответствии с Типовым  положением все дошкольные учреждения делятся на определенные виды, которые  определяются спецификой их деятельности.

Виды дошкольных образовательных  учреждений:

 — детский сад;

— детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);

— детский сад компенсирующего  вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

— детский сад присмотра  и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий  и процедур;

— детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные  группы в разном сочетании;

 — центр развития  ребенка — детский сад с  осуществлением физического и  психического развития, коррекции  и оздоровления всех воспитанников.

Таким образом, Типовое положение  закрепило все виды детских образовательных  учреждений, которые складывались в  истории развития дошкольного воспитания. В этом документе подчеркивается, что в дошкольном образовательном учреждении образование носит светский характер.

В специальном разделе  Типового положения разъясняются порядок  создания, регистрации дошкольных образовательных  учреждений, выдачи им лицензии (разрешения).

В соответствии с Законом  Российской Федерации об образовании  и на основании Типового положения  каждое дошкольное учреждение создает  свой Устав. Устав — это документ, в котором четко устанавливаются цели и задачи учреждения, основные направления работы, вариативность используемых образовательных программ. В Уставе определяются права дошкольных работников, отношения с родителями воспитанников, а также дополнительные платные образовательные услуги. Режим работы дошкольного образовательного учреждения устанавливается договором между детским садом и учредителем и фиксируется в Уставе дошкольного образовательного учреждения.

В Типовом положении предлагается порядок комплектования дошкольного  образовательного учреждения. В дошкольное образовательное учреждение принимаются  дети от 2-х месяцев до 7 лет на основании медицинского заключения.

В разделе «Участники образовательного процесса» указывается, что таковыми являются воспитанники, родители (лица, их заменяющие), педагогические работники. Отношения между детским садом и родителями регулируются родительским договором, в котором отражаются взаимные права, обязанности и ответственность сторон.

В этом же разделе подчеркивается, что отношения воспитанника и  персонала дошкольного образовательного учреждения строятся на основе сотрудничества, уважения личности ребенка и представления ему свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями.

На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую  профессионально-педагогическую квалификацию, подтвержденную документами об образовании.

Права, социальные гарантии и льготы работников дошкольных образовательных  учреждений определяются законодательством  Российской Федерации, уставом детского сада, трудовым договором (контрактом).

Информация о работе Система образования в РФ