Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 18:25, реферат
Образование представляет собой целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства. Таково понимание образования, записанное в Законе об образовании Российской Федерации. Более широко — это процесс овладения детьми знаниями, предусмотренными программой, и процесс достижения уровня воспитанности, культуры, нравственности на основе изучаемых знаний из опыта человечества в разнообразных видах внеучебной и учебной деятельности детей.
Все работники дошкольных образовательных учреждений проходят аттестацию. Молодые специалисты (выпускники учебных заведений) аттестацию проходят через три года работы.
В разделе «Управление дошкольным образовательным учреждением» записано, что общее руководство осуществляет совет педагогов, а порядок его избрания, компетенции определяются Уставом дошкольного образовательного учреждения. Непосредственное руководство деятельностью дошкольного учреждения осуществляет заведующий.
В заключительном разделе
раскрываются положения об имуществе
и средствах дошкольного
Новое Типовое положение закрепляет права дошкольных учреждений, регламентирует виды дошкольных учреждений, особую значимость придает Уставу дошкольного учреждения. В этом документе обращается внимание на то, что отношения педагогических коллективов должны строиться на основе уважения их прав, учета их индивидуальности.
2.Органы управления системы образования
В соответствии с Законом
"Об образовании" в Российской
Федерации создаются и
—Федеральные (центральные) государственные органы управления образованием (См. также Положение о Министерстве образования Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 258)
—Федеральные ведомственные органы управления образованием;
Государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Государственные органы управления
образованием создаются решением соответствующего
органа исполнительной власти по согласованию
с соответствующим
Местные
(муниципальные) органы
Необходимо
отметить, что деятельность органов
управления образованием
К компетенции
государственных органов
1) разработка
и реализация целевых
2) разработка
государственных
3) государственная
аккредитация образовательных
4) установление
порядка аттестации
5) формирование
структуры системы образования;
6) прямое
финансирование деятельности
7) создание
государственных фондов
8) разработка
государственных нормативов
9) прогнозирование развития сети образовательных учреждений, подготовка предложений по выделению из федерального бюджета целевых субвенций на нужды развития образования в регионах;
10) контроль
исполнения законодательства
Законом
определяется, что органам управления
образованием подконтрольны
3.Компетенция
органов управления разного
3.1Компетенция РФ и субъектов федерации в области управления образованием
Административное право – отрасль права находящаяся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, такой вывод следует из п. 1 ст.72 Конституции РФ.
Институт управления образованием, как часть административного права РФ также находится в совместном ведении РФ и ее субъектов.
Поэтому, для полного исследования
управления образование в современной
России, чрезвычайно важным является
вопрос компетенции каждого из органов
входящего в систему
Разграничению компетенций органов управления образованием посвящены статьи 28-32 ФЗ «Об образовании».
Федеральные органы управления
образованием задают тон политике государства
в области организации
В исключительной компетенции РФ находится:
- регулирование трудовых
отношений, установление норм
труда и федеральных
- лицензирование
Кроме того, центр осуществляет
прямое финансирование образовательных
учреждений федерального подчинения,
если иной порядок не предусмотрен
типовыми положениями об образовательных
учреждениях соответствующих
Ряд полномочий субъектов РФ корреспондируют полномочиям Российской Федерации. Так, в частности, субъекты РФ вслед за центром осуществляют:
Однако Важно отметить, что осуществление политики в области образования субъектами РФ, не должно противоречить политике Российской Федерации.
Среди особенных полномочий субъектов необходимо выделить:
- установление национально-
- установление местных налогов и сборов на цели образования;
- разработка и реализация
республиканских, региональных
- формирование бюджетов
субъектов Российской
- установление дополнительных
к федеральным льгот
Отдельного внимания заслуживает вопрос разграничения компетенции органов государственной власти и органов управления образованием. Этому вопросу посвящены нормы ст.30 Закона «Об образовании».
Решающим органом в
этом вопросе является Правительство
Российской Федерации и основное
правило заключается в том, что
федеральные и ведомственные
государственные органы управления
образованием не вправе самостоятельно
принимать к своему рассмотрению
вопросы, отнесенные законодательно к
компетенции органов управления
образованием субъектов Российской
Федерации и местных органов
управления образованием, за исключением
случаев, предусмотренных
Важно отметить, что федеральные
государственные органы управления
образованием вправе в пределах своей
компетенции инспектировать на территории
Российской Федерации любые
Под инспектированием понимается специальная функция (специально организованная деятельность) органов управления образованием и образовательных учреждений по организации и проведению проверок,
наблюдений, обследований (далее инспекционных проверок), осуществляемых в порядке надзора и контроля в пределах своей компетенции за соблюдением органами управления образованием и подведомственными им учреждениями и организациями, а также их должностными лицами законодательства Российской Федерации в области образования и иных нормативных правовых актов. Инспектирование сопровождается инструктированием должностных лиц по вопросам инспекционных проверок (п.2 Рекомендаций).
Основными задачами инспектирования являются:
- осуществление контроля
за исполнением
- выявление случаев нарушений
и неисполнения
- анализ причин, лежащих
в основе нарушений, и
- анализ и экспертная
оценка эффективности
- инструктирование должностных
лиц по вопросам применения
действующих в образовании
- изучение состояния системы
образования или ее
- сбор информации (в ходе
проведения инспекционных
- анализ результатов реализации
законодательства Российской
- организация и разработка
в пределах установленной
Министерство общего и
профессионального образования
Российской Федерации вправе осуществлять
инспектирование деятельности государственных
органов управления образованием субъектов
Российской Федерации, органов местного
самоуправления в части их деятельности
по управлению образованием или учрежденных
ими муниципальных органов
Государственные органы управления
образованием субъектов Российской
Федерации вправе осуществлять инспектирование
деятельности органов местного самоуправления
в части исполнения ими функций
по управлению образованием или деятельности
муниципальных органов