Система образования в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 18:25, реферат

Краткое описание

Образование представляет собой целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства. Таково понимание образования, записанное в Законе об образовании Российской Федерации. Более широко — это процесс овладения детьми знаниями, предусмотренными программой, и процесс достижения уровня воспитанности, культуры, нравственности на основе изучаемых знаний из опыта человечества в разнообразных видах внеучебной и учебной деятельности детей.

Файлы: 1 файл

управление системой образования в рф.docx

— 40.08 Кб (Скачать)

Все работники дошкольных образовательных учреждений проходят аттестацию. Молодые специалисты (выпускники учебных заведений) аттестацию проходят через три года работы.

В разделе «Управление  дошкольным образовательным учреждением» записано, что общее руководство  осуществляет совет педагогов, а  порядок его избрания, компетенции определяются Уставом дошкольного образовательного учреждения. Непосредственное руководство деятельностью дошкольного учреждения осуществляет заведующий.

В заключительном разделе  раскрываются положения об имуществе  и средствах дошкольного учреждения.

Новое Типовое положение  закрепляет права дошкольных учреждений, регламентирует виды дошкольных учреждений, особую значимость придает Уставу дошкольного  учреждения. В этом документе обращается внимание на то, что отношения педагогических коллективов должны строиться на основе уважения их прав, учета их индивидуальности.

 

2.Органы управления системы образования

В соответствии с Законом "Об образовании" в Российской Федерации создаются и действуют  следующие государственные органы управления образованием:

   —Федеральные (центральные) государственные органы управления образованием (См. также Положение о Министерстве образования Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 258)

—Федеральные ведомственные органы управления образованием;

Государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Государственные органы управления образованием создаются решением соответствующего органа исполнительной власти по согласованию с соответствующим законодательным (представительным) органом государственной  власти.

      Местные  (муниципальные) органы управления  образованием могут создаваться  по решению соответствующих органов  местного самоуправления.

       Необходимо  отметить, что деятельность органов  управления образованием направлена  на обеспечение Федеральной программы  развития образования, государственных  образовательных стандартов и  функционирования системы образования  на уровне государственных нормативов.

      К компетенции  государственных органов управления  образованием в обязательном  порядке относятся:

      1) разработка  и реализация целевых федеральных  и международных программ в  области образования;

      2) разработка  государственных образовательных  стандартов и установление эквивалентности  документов об образовании;

      3) государственная  аккредитация образовательных учреждений, содействие их общественной аккредитации;

      4) установление  порядка аттестации педагогических  работников образовательных учреждений  различных типов и видов и  требований к образовательным  цензам данных педагогических  работников;

      5) формирование  структуры системы образования;  разработка перечней профессий  и специальностей, по которым  ведутся профессиональная подготовка  и профессиональное образование;

      6) прямое  финансирование деятельности учрежденных  ими образовательных учреждений;

      7) создание  государственных фондов стабилизации  и развития системы образования;

      8) разработка  государственных нормативов финансирования  образовательных учреждений, а также  материально-технической обеспеченности  и оснащенности образовательного  процесса;

      9) прогнозирование  развития сети образовательных  учреждений, подготовка предложений  по выделению из федерального  бюджета целевых субвенций на  нужды развития образования в  регионах;

      10) контроль  исполнения законодательства Российской  Федерации в области образования,  государственных образовательных  стандартов, бюджетной и финансовой  дисциплины в системе образования.

      Законом  определяется, что органам управления  образованием подконтрольны подведомственные  им образовательные учреждения. В случае нарушения образовательным  учреждением законодательства Российской  Федерации в области образования  и (или) своего устава государственные  органы управления образованием  вправе своим предписанием приостановить  в этой части деятельность  образовательного учреждения до  решения суда.

 

3.Компетенция  органов управления разного уровня

3.1Компетенция РФ и субъектов федерации в области управления образованием

Административное право  – отрасль права находящаяся  в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, такой  вывод следует из п. 1 ст.72 Конституции  РФ.

Институт управления образованием, как часть административного  права РФ также находится в  совместном ведении РФ и ее субъектов.

Поэтому, для полного исследования управления образование в современной  России, чрезвычайно важным является вопрос компетенции каждого из органов  входящего в систему управления.

Разграничению компетенций  органов управления образованием посвящены  статьи 28-32 ФЗ «Об образовании».

Федеральные органы управления образованием задают тон политике государства  в области организации образовательного процесса и координируют деятельность нижестоящих инстанций.

В исключительной компетенции  РФ находится:

- регулирование трудовых  отношений, установление норм  труда и федеральных нормативов  его оплаты в образовательных  учреждениях

- лицензирование образовательных  учреждений по программам высшего  профессионального и послевузовского  профессионального образования  и выдача лицензии на право  ведения образовательной деятельности  по указанным программам 

Кроме того, центр осуществляет прямое финансирование образовательных  учреждений федерального подчинения, если иной порядок не предусмотрен типовыми положениями об образовательных  учреждениях соответствующих типов  и видов.

Ряд полномочий субъектов  РФ корреспондируют полномочиям  Российской Федерации. Так, в частности, субъекты РФ вслед за центром осуществляют:

  • издание нормативных документов в пределах своей компетенции
  • осуществление федеральной политики в области образования, финансовое подкрепление государственных гарантий доступности и обязательности основного общего образования путем выделения субвенций местным бюджетам
  • обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования и контроль исполнения государственных образовательных стандартов;
  • формирование государственных органов управления образованием и руководство ими, назначение руководителей этих органов (по согласованию с федеральными органами управления образованием);
  • разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях.

Однако Важно отметить, что осуществление политики в  области образования субъектами РФ, не должно противоречить политике Российской Федерации.

 

Среди особенных полномочий субъектов необходимо выделить:

- установление национально-региональных  компонентов государственных образовательных  стандартов;

- установление местных  налогов и сборов на цели  образования;

- разработка и реализация  республиканских, региональных программ  развития образования, в том  числе международных, с учетом  национальных и региональных  социально-экономических, экологических,  культурных, демографических и других  особенностей;

- формирование бюджетов  субъектов Российской Федерации  в части расходов на образование  и соответствующих фондов развития  образования;

- установление дополнительных  к федеральным льгот обучающимся,  воспитанникам и педагогическим  работникам образовательных учреждений, а также видов и норм материального  обеспечения указанных обучающихся,  воспитанников и педагогических  работников.

Отдельного внимания заслуживает  вопрос разграничения компетенции  органов государственной власти и органов управления образованием. Этому вопросу посвящены нормы  ст.30 Закона «Об образовании».

Решающим органом в  этом вопросе является Правительство  Российской Федерации и основное правило заключается в том, что  федеральные и ведомственные  государственные органы управления образованием не вправе самостоятельно принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные законодательно к  компетенции органов управления образованием субъектов Российской Федерации и местных органов  управления образованием, за исключением  случаев, предусмотренных законодательством  Российской Федерации. Такими случаями могут быть вопросы касающихся обеспечения  государственной и общественной безопасности, охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического  благополучия населения, защиты прав и  свобод граждан.

Важно отметить, что федеральные  государственные органы управления образованием вправе в пределах своей  компетенции инспектировать на территории Российской Федерации любые образовательные  учреждения и любой орган управления образованием в порядке надзора, а также могут предоставлять  это право другим государственным  органам управления образованием. В  этих целях, в письме Минобразования даны рекомендации об инспектировании  в системе Министерства общего и  профессионального образования  Российской Федерации.

Под инспектированием понимается специальная функция (специально организованная деятельность) органов управления образованием и образовательных учреждений по организации и проведению проверок,

наблюдений, обследований (далее  инспекционных проверок), осуществляемых в порядке надзора и контроля в пределах своей компетенции  за соблюдением органами управления образованием и подведомственными  им учреждениями и организациями, а  также их должностными лицами законодательства Российской Федерации в области  образования и иных нормативных  правовых актов. Инспектирование сопровождается инструктированием должностных  лиц по вопросам инспекционных проверок (п.2 Рекомендаций).

Основными задачами инспектирования  являются:

- осуществление контроля  за исполнением законодательства  Российской Федерации в области  образования;

- выявление случаев нарушений  и неисполнения законодательных  и иных нормативных правовых  актов и принятие в пределах  своей компетенции мер по их  пресечению;

- анализ причин, лежащих  в основе нарушений, и подготовка  предложений по их предупреждению;

- анализ и экспертная  оценка эффективности результатов  деятельности органов управления  образованием, подведомственных им  образовательных учреждений, должностных  лиц;

- инструктирование должностных  лиц по вопросам применения  действующих в образовании норм, правил и предоставление им  рекомендаций по организации  деятельности в рамках законодательства;

- изучение состояния системы  образования или ее составляющих, выявление отрицательных и положительных  тенденций в их развитии и  разработка на этой основе  предложений по устранению негативных  тенденций и распространению  опыта в области управления;

- сбор информации (в ходе  проведения инспекционных проверок), ее обработка и накопление  для подготовки проектов решений;

- анализ результатов реализации  законодательства Российской Федерации  и иных нормативных правовых  актов в области образования  с целью разработки предложений  и рекомендаций для внесения  в установленном порядке изменений  и дополнений в законодательство  Российской Федерации в области  образования и принятия мер  по повышению эффективности его  применения;

- организация и разработка  в пределах установленной компетенции  нормативных правовых актов инспекционно-контрольной  деятельности.

Министерство общего и  профессионального образования  Российской Федерации вправе осуществлять инспектирование деятельности государственных  органов управления образованием субъектов  Российской Федерации, органов местного самоуправления в части их деятельности по управлению образованием или учрежденных  ими муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений, независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности.

Государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации вправе осуществлять инспектирование  деятельности органов местного самоуправления в части исполнения ими функций  по управлению образованием или деятельности муниципальных органов управления образованием, подведомственных государственных  и муниципальных образовательных  учреждений и их территориально обособленных подразделений, негосударственных  образовательных учреждений в порядке  надзора и инспекционного контроля (за исключением негосударственных  образовательных учреждений).

Информация о работе Система образования в РФ