Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 15:50, реферат
Если несколько столетий назад Япония была закрытой страной, то сейчас это мощное государство открыто всему миру. Та образовательная система, которая функционирует в Японии сейчас, сложилась в 1947 году и претерпела за время своего существования несколько реформ, став одной из ведущих в мире.
История современного образования может быть разделена на следующие 5 периодов:
I период (1868 – 1885 года) – период основания
Начало периода реставрации Мэйдзи характеризует переход Японии от эпохи невежества к эпохе цивилизации и просвещения. Первое что вспоминается, когда я говорю образование в эпоху Мэйдзи, это имя Фукудзава Юкити. Он был человеком, который направил всю нацию на путь образования и просвещения.
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ЯПОНИИ
Если несколько столетий назад Япония была закрытой страной, то сейчас это мощное государство открыто всему миру. Та образовательная система, которая функционирует в Японии сейчас, сложилась в 1947 году и претерпела за время своего существования несколько реформ, став одной из ведущих в мире.
История современного образования может быть разделена на следующие 5 периодов:
Начало периода реставрации Мэйдзи характеризует переход Японии от эпохи невежества к эпохе цивилизации и просвещения. Первое что вспоминается, когда я говорю образование в эпоху Мэйдзи, это имя Фукудзава Юкити. Он был человеком, который направил всю нацию на путь образования и просвещения. Его публикация «Призыв к знаниям», где он критикует конфуцианские ценности и возносит в глазах западные идеи. Благодаря его трудам, в школьную программу того времени были включены занятия, посвященные Западу.
Но консерваторы не дремали даже в то время. Такая решительная реформа Фукудзава Юкити привела к расколу общества на два лагеря, каждый из которых отстаивал свои принципы и взгляды на систему образования. И, как обычно, японцы нашли компромисс даже в такой сложной ситуации. Они взяли все самое лучшее из обеих предложенных систем и сформировали что-то совсем новое, соединив ведущие мировые традиции образования и духовные ценности Японии.
Итогом всех этих преобразований явилось возникновения Министерства Просвещения, которое было создано в 1871 году, а уже в 1872 году правительство Мэйдзи разработало план реформы современной школы. Через некоторое время был принят Закон об образовании, цели которого были четко указаны в Осейдасачешо (сопроводительный документ):
Для этих целей была введена системы обязательного обучения, которая в те далекие года занимала всего 4 года (как не повезло современным японским детям с их 12 адским годам в школе). Не секрет, что это образование получали не все поголовно, а только правящие слои общества, на тот момент к ним относились самурайские семьи (своего рода феодалы Японии) и высшие слои общества. Кстати говоря, в этот период семьи буке (военный класс общества) получал самое достойное образование.
Правительство на этом не остановилось. Людям нужно было внушить идею, ради которой они пойдут учиться. Эта идея была сформирована как обучения для “личного благосостояния каждого, завоевания положения в обществе и процветания в делах ”. Считалось, что наука и образование поднимут волю народа. Но вместе с обязательным образованием в школы хлынул довольно-таки большое количество учеников, и правительство решило отменить декрет об оплате образования из «казны».
За основу была взята классическая система образования Соединенных Штатов Америки (создали начальное, среднее образование и университеты), и небольшая доля системы образования была позаимствована у Франции. Невиданное распространение школьной сети, которой были охвачены даже самые отдалённые горные деревни, проходило под непосредственным нажимом и принуждением властей. Этому способствовала также и глубоко укоренившаяся система господства и подчинения, система беспрекословного повиновения народа. Был установлен строгий государственный контроль над профессией учителя. С этого времени учитель приобретает статус государственного служащего, которому запрещается заниматься политикой.
Все это, в конечном итоге, привело к исчезновению классических княжеских школ, а частные школы были вынуждены получать разрешения на преподавание.
В 1885 г. была основана кабинетная система, и Мори Аринори стал первым министром образования. Он разработал основу школьной системы следующих периодов. Все компоненты системы – начальное, среднее, профессиональное, университетское образование – взаимосвязаны. Начальное образование было призвано формировать сознание большинства населения страны в соответствии с государственной политикой, определяющей взаимоотношения широких масс и правительства в духе лояльности, основой которой выступал национализм и милитаризм. Сформировалась образовательная система, сочетающая в себе лояльность монарху с приверженностью свободным научным изысканиям, необходимым для успешного становления и быстрого развития Японии как современного государства.
Иноуэ Коваши, человек, который стал министром образования после Мори, основал систему частных профессиональных школ для выпускников начальных школ. После 1899 г. большое распространение получили школы для девушек. В 1908 г. срок обязательного обучения был увеличен до 6 лет. Таким образом, мы все ближе и ближе подбираемся к сегодняшним 12 годам.
Русская революция и распространенные во всем мире требования демократии оказали влияние на японскую политику и образовательную систему. В 1917 г. правительство создало чрезвычайный совет по образованию (Риндзи Кёику Кайги). До того, как он был распущен в 1919 г, совет издал несколько докладов, которые оформили основу для распространения образования в следующей декаде 20 века. Влияние совета было особенно значительным в области высшего образования. До 1918 г. существовали только имперские университеты (до 1897 г. существовал только один – Токийский Имперский Университет). Однако Университетский закон 1918 г. позволил появиться частным университетам. В соответствии с этим законом многие национальные, общественные и частные школы были повышены до статуса университетов.
Правящий класс Японии в этот период активно возрождает идеологию “японизма”, проповедавшего ультранационализм и милитаризм. К началу 1930х фактически весь процесс обучения и образования контролировался правительством. Министерство образования, местные комитеты находились под прямым контролем Министерства внутренних дел, ведомства, контролировавшего всю нацию. Учебники по географии, истории, написанные и напечатанные самим Министерством образования, были заменены на новые. В конечном итоге школа стала эффективным инструментом подготовки милитаристически настроенной молодёжи. Со вступлением Японии во Вторую Мировую войну милитаристское образование лишь усилилось: в школах ещё сильнее стали навязывать фашистские идеи расового превосходства японцев и мораль средневековых самураев – преданность военному долгу, самопожертвование во имя “великой Японии ”.
На послевоенное время
приходится вторая реформа образовательной
системы. Основной целью, которую преследовали
оккупационные власти, была демократизация,
демилитаризация и
28 апреля 1952 г., после подписания
Сан-Францисского мирного
Система японского образования совмещает черты британской, американской и французской образовательных систем. В иерархии ценностей и приоритетов японца образование занимает верхние позиции. В этой стране не принято жалеть денег на образование: японцы понимают, что, инвестируя свои деньги в обучение, они предопределяют собственное блестящее будущее. Хорошее образование требует определенных капиталовложений, но по окончанию университета молодой японец уверен: его гарантированно ждет престижная высокооплачиваемая работа в успешной корпорации типа «Мицубиси» или «Ямаха» на всю оставшуюся жизнь. В Японии принят принцип «пожизненного найма», дающий жителю страны шанс занять достойное место в обществе, а престижное образование – гарант того, что этот шанс будет с успехом использован.
Образовательная система в Японии включает в себя дошкольное, начальное, неполное среднее, полное среднее и высшее образование. Причем, каждый этап предопределяет следующий: обучение в хорошей начальной школе гарантирует переход в престижную среднюю, а далее – поступление в университет.
В Японии учебный год начинается 1 апреля и заканчивается в марте следующего года. Он делится на триместры: апрель-июль, сентябрь-декабрь, январь-март. Каникулы в Японии бывают летом, зимой (до и после Нового года) и весной (после экзаменов). В общей сложности учебных дней в году – 240. График каникул одинаков для школ, детских садов и вузов. В Японии действует 12-летняя система школьного образования:
Начальная и средняя школа являются обязательными. Старшую школу, несмотря на то, что она не является обязательной, заканчивают около 94 % японских школьников. Школьники в Японии посещают занятия с понедельника по пятницу или субботу, в зависимости от школы. Классы в школах как правило большие, около 40 человек. Занятия начинаются в 8.30. В понедельник перед началом занятий учащиеся собираются на линейку, и перед ними в течение 15 минут выступает директор школы. В прочие дни это время отводится для общешкольных объявлений и отмечания посещаемости. Прилежному посещению в Японии придаётся огромное значение, тем не менее, прогульщик может спокойно уйти после первого урока.
У каждого класса есть свое помещение, и учителя приходят туда для проведения урока, продолжительность которого составляет 45 в начальной школе или 50 минут в средней и старшей школах. Между уроками небольшие перемены по 5-10 минут, а после 4 урока (около 12.30) большая перемена, отведённая под обед, длительностью 60 минут. В начальной школе по 4 урока в день, в средней может доходить до 6 уроков в день. Часто в японских школах нет ни раздевалок, ни столовых, поэтому учащимся приходится обедать и вешать одежду в классах. По окончанию занятий ученики сами полностью убирают школу и пришкольную территорию. Уборщиц в японских школах нет. В начальной школе нет домашних заданий, а в средней и старшей школах они очень большие, поэтому, не смотря на наличие выходных, японские школьники – самые занятые люди в стране.
Для школьников часто организуются поездки на природу и экскурсии в древние японские храмы и города, длящиеся до 3-4 дней.
Отличительная особенность образовательной системы Японии в том, что на протяжении обучения в детском саду и школе постоянно меняется состав групп и классов. Это дает возможность ученикам, у которых по какой-либо причине не сложились отношения в коллективе, подружиться с другими учениками в следующем году. Также считается, что это развивает коммуникабельность. Учителя в детском саду и школе тоже меняются каждый год, это снижает отрицательный эффект в случае, если преподаватель невзлюбит ребенка.
Система дошкольного образования в Японии
В Японии огромное внимание
уделяется дошкольному
Детские сады в Японии не являются обязательной ступенью в системе образования, поэтому все они частные. Принимают в них с 4 лет (при особой занятости родителей с трех). Также существуют и ясли с 1 года, но в них можно отдать ребенка только при наличии очень веской причины, по обязательному заявлению и предоставлению документов комиссии, которая может и отказать. Все дело в том, что это противоречит принципу домашнего воспитания.
Дошкольные учреждения в Японии являются, в большей степени, одной из ступеней социализации ребенка: они обучают его общению со сверстниками, адаптации к коллективу, что в дальнейшем будет способствовать скорейшему и довольно безболезненному привыканию к обучению в школе. В японских детских садах также уделяется внимание формированию у малыша навыков самостоятельности, кроме того, детей учат ценить собственное здоровье и бережно относиться к окружающей среде. Дошкольные учреждения в Японии делятся на государственные центры по уходу за детьми и частные детские сады.
В отличие от всего мира в Японии детей сбирают в маленькие группы - «хан». Этим детишкам выделяют свое собственное «рабочее место» в детском садике, они сами выбирают название своему хану и так далее. Таким образом, с самого раннего детства их учить работать в коллективе. Существует определенная система формирования этих групп (они насчитывают до 8 человек). Группы формируются под действием того, что каждый ученик группы должен дополнять всю группу.
Такая система практикуется и в дальнейшем. В средней школе ханы уже не постоянные, их переформировывают раз в 5 месяцев, чтобы научить детей быстрее адаптироваться к новым условиям. Кстати стоит отметить, что когда идет обсуждение, какой-либо проблемы, то она чаще обсуждается не с одним учеником, а со всем ханом. Такая система “ помогает сохранить здоровье школьника, т. к. в гармоничных группах исключается дискриминация и связанные с нею стрессы”. Дети широко вовлекаются в управление классом. Первые классы выбирают из числа учащихся наставников (тобан), которые меняются каждый день и, таким образом, каждый ребёнок бывает им. Эта система учит детей управлять другими.