Информатизация системы образования России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 15:38, дипломная работа

Краткое описание

Согласно обозначенным в данной работе проблемам поставлены 3 цели исследования:

1.Обеспечение активной учебной работы школьников.

2.Поддержка развития творческой работы педагогов и педагогических коллективов.

3.Обеспечение доступности качественных образовательных услуг.

Оглавление

Введение ________________________________________________

1. ИСО в России

1.1. Как все начиналось_____________________________________

1.2. Мотивация и поддержка _______________________________

1.3. Структура проекта и взаимосвязь его компонентов ________

1.4. Информатизация музеев ______________________________

1.5. Информатизация сельских библиотек __________________

1.6. Российские учреждения и организации культуры в Европейских проектах

______________________________________________________

2. ИСО Челябинской области

2.1. Программа ИСО Челябинской области_______________

2.2. Реализация проекта ИСО на территории Челябинской области______________________________________________

Вывод_______________________________________________

Сокращения_____________________________________________

Ссылки________________________________________________

Список используемой литературы__________________________

Файлы: 1 файл

ПРИМЕР ДИПЛОМА.docx

— 190.04 Кб (Скачать)

 Список  источников сформировать в принципе  несложно, хотя по объему это очень большая работа. Определить, что имеется во всех стандартах, программах и учебниках федерального перечня; опросить методистов и авторитетных учителей, что бы они еще хотели туда включить... В рамках подготовки к проекту займа уже возникли некоторые списки. Они критикуются за неполноту и неструктурированность, но первый шаг сделан.                   Элементами списка тоже должны быть описания: как существующих ресурсов, так и еще не созданных (в цифровой форме). Специфика процесса состоит в том, что мы пока не имеем стандарта описаний и списки будут создаваться параллельно с принятием стандарта в Проекте.    

 Формируя  список инструментов, следует в  первую очередь исходить из  того, что уже имеется в наличии.  Здесь вопрос стоит о цене  закупки: за сколько фирма-правообладатель  согласна продать свой продукт  государству. Если цена оказывается непомерно велика — можно заказать разработку аналога. В некоторых случаях имеет смысл заказывать новые инструменты на основании тех или иных набросков, проектов. Очевидно, заказывать разработку «с нуля», с негарантированным результатом, вряд ли целесообразно...  

 Пока отечественный  рынок цифровых образовательных ресурсов имеет одно сходство с рынком учебников: на нем могут выжить только крупные игроки. Не случайно, что туда так стремятся крупнейшие издательства, компьютерные фирмы с большим оборотом.    

 В Проекте  будет создана инфраструктура  производства и воспроизводства цифровых образовательных ресурсов. Та трансформация, о которой сейчас идет речь, должна привести к тому, что создание нового продукта станет существенно более дешевым делом, приблизится к стоимости издания книги. Разработчики смогут сосредоточиться не на решении технических вопросов, а на собственно методических задачах — организации текста, гиперссылках, заданиях и т.д. Стоимость диска будет определяться стоимостью интеллектуальных усилий, потребовавшихся для его создания, а не большим числом привходящих моментов. При этом оно не будет требовать большой материальной базы.   Произойдет расширение предложения, включение новых участников, вырастет конкуренция, повысится роль учителя. В конечном итоге это обязательно отразится на качестве образовательной продукции.

Проблемы, решаемее в проекте

Проект ИСО  ориентирован на решение следующих  взаимосвязанных между собой  проблем:  

1.Растущее  неравенство в доступе к образовательным услугам. В рамках проекта предполагается создание широкого спектра учебных материалов «нового поколения», ориентированных в том числе на самостоятельное использование учащимися для самообразования, а также обучение педагогов способам эффективной работы с этими материалами. Дизайн проекта предусматривает формирование системы дистанционного профильного обучения через Интернет учащихся старших классов и поддержку заочных школ, ведущих целенаправленную подготовку способных учеников к поступлению в вуз по избранной специальности. Все это позволит учащимся, независимо от места их проживания и социального статуса, получить доступ к новым средствам обучения и учебным программам более высокого уровня.    

2.-Неравенство  региональных возможностей в  сфере образования. Проект нацелен  на решение проблем отдаленных районов и сельских школ посредством создания разветвленной системы межшкольных методических центров (ММЦ). Эти центры широко охватят районы внутри регионов, тем самым облегчив доступ сельским учителям, учащимся и местному населению к образовательным и информационным ресурсам.   Новые учебные материалы, разработанные в рамках проекта, будут доставляться в отдаленные районы страны на CD-носителях или через спутниковую связь. Формирование системы ММЦ и создание общедоступных учебных материалов в значительной степени позволят преодолеть растущую угрозу разрыва в уровне информатизации образования между российскими регионами и на территории конкретных регионов.    

3. Снижение  качества преподавания. В ходе  реализации проекта будет сформирован потенциал по разработке и использованию современных электронных учебно-методических материалов, которые найдут применение во всех школах России. Новые учебные материалы

будут стимулировать  разработку и использование современных методов преподавания. Будет организована постоянно действующая система повышения квалификации и методической поддержки учителей, способствующая распространению новых подходов к преподаванию. Предусматривается организация обучения для специалистов в области педагогического дизайна, которые будут работать в формирующейся отрасли по выпуску электронных материалов.  

4. Недостаточная  готовность учащихся использовать свои знания в реальных жизненных ситуациях. Повышение образовательных результатов, обеспечение активной учебной работы школьников в пилотных регионах проекта будет достигнуто путем предоставления им возможностей:

работать  непосредственно с понятиями, материалами и средами; принимать на себя роль экспериментатора, проверять гипотезы и стремиться делать заключения на основе собранной информации;

работать  в условиях группы или команды. Это  позволяет добиться более глубокого  осмысления новых идей и их последующего изложения, установления взаимосвязи новых понятий с ранее изученным материалом;

работать  в условиях реального мира. Средства ИКТ позволяют более точно  моделировать различные ситуации и условия реального мира, в котором впоследствии необходимо будет применять новые знания;

гибко использовать ИКТ-ресурсы, работать с изучаемым материалом множеством различных способов, создавать и представлять продукцию, демонстрирующую результаты обучения в очень конкретных формах.

5.

Недостаточный уровень подготовки педагогов и других работников сферы образования к использованию ИКТ в учебном процессе. Большинство учителей и работников управления образованием в пилотных регионах проекта пройдут подготовку в области информатизации образования и применения новых, основанных на ИКТ учебно-методических материалов. В дальнейшем педагоги и администраторы образования будут получать постоянную консультационную и методическую поддержку на базе ММЦ.

6.

Несоответствие  содержания начального профессионального образования требованиям рынка труда. Проект окажет поддержку учреждениям начального профессионального образования посредством совершенствования учебно-методических материалов, основанных на ИКТ и предназначенных для развития общих навыков по решению проблем, которые очень востребованы на рынке труда. Будут разработаны материалы и проведено обучение преподавателей, ориентированное на переход к современным гибким методам педагогической работы.

7.

Несоответствие  нормативно-правовой базы задачам информатизации образования. Проект окажет содействие в реформировании российской нормативно-правовой базы, связанной с созданием и применением учебно-методических материалов, основанных на ИКТ, а также дистанционным обучением. Указанная деятельность предполагает включение вопросов, связанных с использованием ИКТ, в аттестацию учителей — как будущих педагогов, так и учителей, повышающих свою квалификацию.

Цели проекта

Проект ориентирован на достижение трех взаимосвязанных между собой целей:  

1.Обеспечение  активной учебной работы школьников, формирование у них организованности, способности самостоятельно учиться, находить и использовать нужную информацию, работать в коллективе, находить решения в нестандартных ситуациях, решать не встречавшиеся ранее задачи.

 

 

    2.Поддержка развития  творческой работы педагогов и педагогических коллективов, обеспечение перехода педагогов к более индивидуальным и активным методам обучения, предоставление им возможности использовать новые ресурсы.   

3.Обеспечение  доступности качественных образовательных услуг для каждого заинтересованного в них школьника, даже если он не может получить эти услуги в своей школе.   

 Первая  цель относится к вечным проблемам  образования. Школа индустриального общества (единая общеобразовательная школа) ее фактически не решала: соответствующие усилия прикладывались лишь в сравнительно немногих элитных учебных заведениях. Перед школой информационного века стоит задача формировать познавательную самостоятельность у большинства учащихся. К новым инструментам и технологиям, появившимся сегодня для решения этой задачи, относятся:

энциклопедически  полные, постоянно обновляемые и  расширяемые, общедоступные библиотеки цифровых образовательных источников — мультимедийные образовательные материалы нового поколения, задающие новый уровень наглядности и доступности, обеспечивающие простор для самостоятельной деятельности учащихся;

компьютерные  инструменты и среды для поддержки  этой деятельности — от стандартных  офисных приложений и общедоступных редакторов до специализированных предметных и задачных сред, профессиональных приложений и их учебных адаптации.

 

 

    Составная часть  проекта ИСО — формирование  и распространение этих библиотек  и инструментов, используемых в новых учебных курсах, основанных на активных методах учебной работы школьников.   

 Вторая  цель недостаточно часто оказывается  в центре внимания специалистов в области информатизации школы. Вместе с тем хорошо известно, что любые попытки требовать от педагогов создать условия для развития творческой активности и самостоятельности школьников, в то время как сами учителя лишены этой возможности, обречены на провал. Учителя должны давать примеры и образцы поисковой, творческой деятельности, быть мастерами учения.    

 Сегодня  появились доказавшие свою эффективность  интеллектуальные инструменты и  новые информационные технологии, которые облегчают творческую работу учителей, помогают оформлять, накапливать и развивать свои педагогические находки. В проекте ИСО эти инструменты включены в комплекс средств формирования информационной среды образовательного учреждения: работа с коллекциями цифровых образовательных источников, разработка учебных занятий и учебно-методических материалов, работа с базами данных учащихся, накопление и обработка материалов педагогического опыта и т.п. В проекте также предусматривается текущая поддержка учителей в освоении и использовании образовательных технологий.     

 Третья  цель касается интернет-образования. Она становится особенно актуальной в связи с введением профильной подготовки школьников. Заочная форма учебной работы  единственная возможность получить углубленную подготовку для тех школьников, которые не могут изучать профильные курсы (в том числе — элективные) в своей школе.     Быстро развивающиеся сегодня технологии и инструменты учебной работы через Интернет обеспечивают практическую возможность углубленной подготовки учащихся в таких школах.

Основные  задачи, решаемые в проекте.

 

Проект направлен  на создание условий для системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий в работе школ и профессиональных училищ. В ходе реализации проекта предполагается решение следующих основных задач:

 

·   Рывок в обеспечении учащихся и учителей современными учебными материалами, активно использующими информационные и коммуникационные технологии, в том числе — цифровыми образовательными ресурсами.

·   Создание в России устойчивого потенциала в области производства высококачественных, открытых, доступных по стоимости цифровых образовательных ресурсов, отвечающих нуждам образовательных учреждений.

·   Подготовка и повышение квалификации педагогов и управленцев в области использования информационных и коммуникационных технологий в практике образования и проектирования такого использования.

 

·   Реализация профильных учебных программ средствами дистанционного образования.

·   Создание в регионах, участвующих в проекте, системы межшкольных методических центров для поддержки информатизации школ и распространения новой практики преподавания.

·   Поддержка инициатив педагогов и школ, направленных на создание новой практики обучения и внеучебных форм образования.

 

 

   В результате  реализации проекта в большинстве  школ и училищ в пилотных регионах и лидирующих школах других регионов учебный процесс будет гибко организован, будет использовать современные цифровые образовательные ресурсы, там будут созданы условия для активной самостоятельной работы учащихся. Проект предоставит учащимся, независимо от места их проживания или социального статуса, образовательные возможности, адекватные новым требованиям рынка труда и современной жизни (см. рис2)

 

Проект ИСО  имеет ряд особенностей, которые  выделяют его среди других образовательных программ, осуществлявшихся в России:  

1.Продолжительность.  Устойчивые изменения в работе школы накапливаются достаточно медленно и заметны не ранее, чем через два-три года. Для того чтобы разработать новые модели учебной работы, опробовать их на практике и сформировать механизмы, обеспечивающие распространение этих моделей по всей стране, проект должен иметь продолжительность не менее шести-семи лет. Эти соображения определили общую продолжительность проекта и его деление на два этапа. Первый этап (март 2005 - июнь 2008 гг.) продолжается три с половиной года, второй (июль 2008 — июнь 2010 гг.) -три года.   

2.Масштабность  и распределённость. ИСО — долгосрочный проект, который направлен на преобразование образовательной системы во всей стране. На первом этапе реализации он охватит свыше 6 тысяч школ в регионах проекта и более 400 тысяч педагогических работников во всей России. В рамках проекта предполагается создать учебные материалы нового поколения по всем основным предметам общеобразовательной школы — свыше 150 учебно-методических комплексов и более 75 тысяч цифровых информационных источников. В 50 регионах страны будет проведено повышение квалификации педагогов в области формирования базовой ИКТ-компетентности.    

Информация о работе Информатизация системы образования России