Информатизация системы образования России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 15:38, дипломная работа

Краткое описание

Согласно обозначенным в данной работе проблемам поставлены 3 цели исследования:

1.Обеспечение активной учебной работы школьников.

2.Поддержка развития творческой работы педагогов и педагогических коллективов.

3.Обеспечение доступности качественных образовательных услуг.

Оглавление

Введение ________________________________________________

1. ИСО в России

1.1. Как все начиналось_____________________________________

1.2. Мотивация и поддержка _______________________________

1.3. Структура проекта и взаимосвязь его компонентов ________

1.4. Информатизация музеев ______________________________

1.5. Информатизация сельских библиотек __________________

1.6. Российские учреждения и организации культуры в Европейских проектах

______________________________________________________

2. ИСО Челябинской области

2.1. Программа ИСО Челябинской области_______________

2.2. Реализация проекта ИСО на территории Челябинской области______________________________________________

Вывод_______________________________________________

Сокращения_____________________________________________

Ссылки________________________________________________

Список используемой литературы__________________________

Файлы: 1 файл

ПРИМЕР ДИПЛОМА.docx

— 190.04 Кб (Скачать)

 В отличие  от средней школы сферу начального  профессионального образования проект ИСО охватывает лишь частично. Проект ограничивается внедрением ИКТ в обучение по ряду специальностей, наиболее востребованных на рынке труда. Каждый пилотный регион имеет свой список приоритетных профессий. Мы рассчитываем, что опыт «локального» включения компьютерных технологий в подготовку рабочих кадров послужит моделью для масштабного обновления содержания, форм и методов начального профессионального образования.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕГИОНЫ:

ГОТОВНОСТЬ  НОМЕР ОДИН

 

 

      Конкурс по отбору пилотных регионов проекта ИСО был объявлен еще осенью 2002 года. В нем приняло участие около 40 субъектов Российской Федерации. Из них комиссия Министерства образования выбрала семь — по одному в каждом федеральном округе. В число отобранных попали регионы с большим опытом работы по информатизации системы образования.      

 Каждый  пилотный регион разрабатывает свой вариант модели информатизации школы. В результате мы получим семь моделей, каждая из которых может служить основой для разработки программ информатизации в других субъектах Федерации.     

 Пока проект  готовился, многие пилотные регионы начали за счет собственных сил и средств воплощать в жизнь ряд его элементов, не дожидаясь официального подписания соглашения о займе и поступления средств Всемирного банка. Например, в Красноярском крае уже действуют несколько межшкольных методических центров, которые оказывают методическую поддержку педагогам. Это убедительное свидетельство актуальности проекта ИСО, его соответствия ожиданиям педагогов и управленцев.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2

МОТИВАЦИЯ И  ПОДДЕРЖКА

 

И на этапе  подготовки проекта, и сейчас для  нас первоочередной является проблема мотивации педагогов к активному использованию ИКТ-ресурсов. Можно создать великолепные цифровые учебные материалы, поставить их в каждую школу, организовать широкомасштабное обучение учителей-предметников способам работы с такими материалами. Но все это не гарантирует, что педагоги действительно начнут использовать новые средства и технологии в своей повседневной работе.

Анализ зарубежного  опыта показал, что проблема использования  ИКТ в образовании непросто решается повсюду. В настоящее время, по официальным данным ЕС, лишь 15—20% учителей в странах Евросоюза активно используют ИКТ в своей работе. И это происходит в благополучных, развитых странах, где компьютеры и Интернет доступны повсеместно, где учителя получают достойную зарплату, где существует огромное количество цифровых образовательных ресурсов...

В России использование  ИКТ во многом сдерживается техническими сложностями. Не всегда учебные CD имеют дружественный интерфейс, загружаются на персональных компьютерах с любой конфигурацией. Проект ИСО будет способствовать решению этих проблем: в его рамках будут подготовлены стандартизированные требования к качеству цифровых учебных материалов.

Организация учебного процесса с использованием ИКТ на первых порах требует от педагога больших усилий, нежели традиционная форма проведения занятий. Здесь  есть определенный барьер — психологический, компе-тентностный, — который надо помочь преодолеть. Поэтому в проекте предусмотрена разработка регламентов работы школы в ИКТ-насыщенной среде. Эти регламенты будут предусматривать введение дополнительных штатных единиц, возможность деления класса на группы при проведении занятий с использованием ИКТ, надбавки педагогам, проводящим такие занятия, и т.д.

С целью материального  стимулирования учителей в проекте  ИСО предусмотрена поддержка  педагогических конкурсов и инициатив. Такая работа начинается в пилотных регионах уже в этом году.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

УСТОЙЧИВОСТЬ

И ВОСТРЕБОВАННОСТЬ    

 Проблемы  устойчивости проекта и востребованности его результатов также являются для нас приоритетными. Мы постоянно совершенствуем его дизайн в ходе консультаций с федеральными и региональными партнерами.   

 Всем образовательным  учреждениям, на базе которых будут создаваться межшкольные методические центры, рекомендовано внести изменения в уставы, чтобы они могли оказывать населению образовательные услуги, связанные с информационными технологиями. Особенно актуально это для отдаленных районов, где школа является не только общеобразовательным учреждением, но и культурным центром. Таким образом, после окончания проекта межшкольные методические центры (ММЦ) должны иметь два источника финансирования: средства региональных и муниципальных программ информатизации системы образования и внебюджетные поступления.   

 Для нас  важно, чтобы опыт информатизации  школы, накапливаемый в пилотных регионах, был доступен другим регионам России. В начале 2007 года мы планируем объявить конкурс для отбора до 20 регионов, которые получат гранты на подготовку своих проектов информатизации, используя опыт пилотных регионов проекта ИСО. В результате они смогут открыть несколько ММЦ, провести у себя эксперимент по дистанционному обучению школьников, внедрить в образовательный процесс ресурсы, разработанные в проекте. На втором этапе реализации проекта ИСО (2008—2010 гг.) эти регионы станут его полноправными участниками.

ЗАДАЧИ НА ПЕРВЫЙ ГОД

Главная и  самая сложная задача первого  года реализации проекта ИСО — запуск системы межшкольных методических центров в пилотных регионах. Для сравнения: за пять лет действия ФЦП РЕОИС было открыто чуть больше тридцати ресурсных центров, примерно столько же региональных центров дистанционного обучения. Мы же в течение полугода должны открыть 232 центра! Для этого надо провести ремонт помещений, поставить технику, обучить персонал, разработать планы работы на все последующие годы реализации проекта. С1 января 2006 года система ММЦ должна начать работать в плановом режиме: проводить обучение педагогов прикрепленных школ и оказывать любую методическую помощь — как очную, так и посредством сети Интернет. 

 Мы проектировали  ММЦ таким образам, чтобы они  были максимально приближены  к школе, учителю и ученику.  Программа РЕОИС ориентировались  на создание региональных центров,  осуществлявших координацию на  уровне «регион-Федерация». В проекте  ИСО сеть ММЦ покрывает всю  территорию пилотных регионов, а сами центры будут доступны для каждого педагога. В этих центрах будут отрабатываться все инновационные модели и ресурсы, созданные в рамках проекта.

Вторая важная задача первого года — проведение конкурса на разработку инновационных  учебно-методических комплексов (ИУМК). Этот конкурс является одним из стержней проекта. Его результатом должно стать создание учебных материалов нового поколения.        Это те ресурсы, которые облегчат работу учителя, предложат ему новые формы организации учебного процесса, позволят существенно повысить образовательные результаты учащихся.  

 Мы уже  провели четыре семинара с  потенциальными авторами и разработчиками  новых учебных материалов. Их  участниками стали все ведущие  издательства и фирмы, которые занимаются созданием цифрового образовательного контента. Мы очень внимательно прислушивались к их мнению, использовали их предложения в разработке нашей конкурсной документации.    

 Наконец,  третья задача — запуск системы  апробации цифровых образовательных ресурсов. Эта система должна заработать в пилотных регионах летом 2005 года. Через нее будут пропускаться все ресурсы, разработанные в рамках проекта  ИСО — начиная с инновационных УМК и заканчивая элементарными информационными источниками.   Первые ресурсы, которые мы планируем апробировать на этих площадках, — учебные  CD, разработанные в 2002—2004 годах по госзаказу в рамках ФЦП РЕОИС и Инновационного проекта развития образования (ИПРО).   

 В декабре  2004 года практически все российские  школы получили медиатеки, содержащие полный комплект этих материалов — порядка 50 дисков. Мы хотели бы посмотреть, как эффективно использовать эти ресурсы в учебном процессе, подготовить методики работы с ними. И естественно, определить, что в этих ресурсах может явиться основой для разработки ИУМК, как уже существующие ресурсы могут войти в единую национальную коллекцию, которая должна быть создана в результате реализации проекта ИСО.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ  ТЕХНОЛОГИИ И НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ   

 Необходимо  понимать, что использование информационных технологий приводит к достижению качественно новых образовательных результатов. По данным того же международного исследования PISA практически во всех странах количество учащихся, достигающих высокого уровня в области навыков чтения, обратно пропорционально количеству тех, кто никогда не использовал компьютер в школе. Объяснение этому очень простое: компьютеризация школы непосредственно влияет на выбор образовательной стратегии, ориентированной не на запоминание и репродукцию, а на творческое осмысление, совместное обучение.   

 Очевидно, основные рекомендации в области  достижения качественно новых образовательных результатов могут быть следующими. Во-первых, необходимо создать сеть демонстрационных школ, эффективно использующих информационные технологии.   Во-вторых, разработать новые стандарты содержания образования, стимулирующие использование ИКТ. Наконец, необходимо организовать массовое обучение студентов педагогических учебных заведений и повышение квалификации учителей в целях внедрения информационных технологий в обучение по всем предметам учебной программы.    

 Еще одной  важной задачей является развитие  умений учащихся в области информационных технологий. Поданным экспертов Всемирного банка, лишь 55% выпускников старшей школы имеют навыки работы на компьютере. Еще хуже ситуация в области начального профессионального образования: всего 16% учащихся учреждений начального профобразования регулярно пользуются компьютером и только 50,1% хотя бы раз пробовали на нем работать. Для сравнения: 60% выпускников старшей школы в США свободно печатают «вслепую» на клавиатуре.    

 Исправить  ситуацию, на наш взгляд, поможет  создание системы сертификации компетентности в области информационных технологий выпускников школ и учреждений начпрофа. Вероятно, такая система может быть двухступенчатой: обязательной на минимальном уровне (входящей в состав итоговой аттестации) и добровольной — на повышенном уровне. Примером такой добровольной сертификации могут служить уровневые экзамены по английскому языку. Кроме того, необходимо расширение программ учреждений дополнительного образования (домов детского творчества, станций юных техников и т.д.) в области «продвинутых» ИКТ-умений.     

 В целом  при разработке проекта ИСО  мы ориентировались не на конкретный пример какой-либо страны, а на те образовательные результаты, по которым Россия пока отстает.   Для нас важно, чтобы российское образование было конкурентоспособным на мировом уровне. Проще говоря — чтобы наши дети были на «ты» с компьютером и новыми информационными технологиями.

ПРОЕКТ ИСО

И МЕЖДУНАРОДНЫЙ  ОПЫТ  

    При разработке дизайна проекта мы достаточно внимательно изучили международный опыт, другие проекты Всемирного банка, реализуемые в данной области. Но в первую очередь учитывались специфические особенности отечественной системы образования.   Могу с полной ответственностью заявить: разработанная российскими экспертами схема ни в коей мере не является слепым заимствованием какой-то зарубежной модели или собирательным образом нескольких международных проектов. Прежде всего она отражает реальные потребности российской школы. Вместе с тем в каждом компоненте проекта ИСО присутствуют элементы, апробированные в мировой образовательной практике.     

 Российский  рынок цифровых образовательных  ресурсов значительно моложе, чем в любой из стран Запада. Изначально для него была характерна ориентация на домашнего пользователя. Школы в качестве непосредственных участников рынка большой роли не играют: у них для этого слишком мало свободных средств. Поэтому западная практика, когда сами школы в массовом порядке закупают необходимые им продукты, в сегодняшней России в полной мере воспроизведена быть не может. А спрос на подобного рода ресурсы со стороны учителей растет. Исходя из этих обстоятельств, в первом компоненте проекта ИСО «Создание учебных материалов нового поколения» реализуется идея централизованных государственных закупок и государственных заказов на разработку образовательного «софта».      

 Более  того, задача ставится таким образом,  чтобы не только обеспечить  школы данными ресурсами, но  и включить их в регулярный учебный процесс. Последнему должна способствовать предусмотренная в проекте процедура длительной апробации. Реальные школы получат возможность встретиться с производителями дисков, задать им вопросы, предъявить претензии, объяснить, что нравится и что не нравится. В итоге у нас будет шанс сделать именно тот продукт, который нужен и удобен учителям и детям. Ни один ресурс не будет куплен и отправлен в массовую школу, пока он не пройдет «обкатку» в условиях реального учебного процесса, пока не сформирована методика его использования.    

 Модель  принадлежащей государству национальной  образовательной коллекции цифровых  ресурсов в том виде, как она  заложена в проекте ИСО, также  во многом уникальна. Пожалуй,  наиболее близким для нас является  опыт Австралии, где портал  департамента образования содержит ссылки на довольно обширную коллекцию ресурсов.    Там отработана технологическая схема пополнения собрания «снизу», за счет разработок учителей, причем предусмотрена очень интересная процедура, позволяющая удостоверить качество новых ресурсов перед попаданием в коллекцию. В США часто аналогичные коллекции формируются вокруг университетов или департаментов образования отдельных штатов. В Польше есть частная коллекция, также постоянно пополняемая, но доступ к ней возможен только на платной основе. Однако в нынешних российских условиях фактор свободного доступа играет ключевую роль, и обеспечить его может только государство.    

Информация о работе Информатизация системы образования России