Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 11:02, курсовая работа
Целью работы является определение научных основ и методики проведения формирования умения говорения на базе анализа методической литературы по данной теме, сбор необходимых научных данных, имеющих прямое или косвенное отношение к исследуемому вопросу. Помимо этого важно:
1) описать и проанализировать ранние достижения в области обучения говорению;
2) определить степень применяемости диалогов-образцов как одного из видов тренировочных упражнений в процессе изучения иностранных языков на конкретном этапе;
3) раскрыть основные понятия терминологии умения говорения;
Введение
Глава 1
1. Основное понятие «говорения как вида речевой деятельности»
2. Основные принципы обучения говорению
Глава 2
2.1. Технология обучения говорению
2.2. Поэтапность формирования умения говорить на английском языке
2.3. Сравнительная характеристика УМК по английскому языку для 2 класса
Практическая часть
Заключение
В методическом отношении существенным является то, что аудирование и говорение, находясь в тесной взаимосвязи, способствуют развитию друг друга в процессе обучения, «для того, чтобы научиться понимать речь, необходимо говорить, и по тому, как будет принята ваша речь, судить о своем понимании».
Общие умения, свидетельствующие
о взаимодействии различных
(при чтении и письме) образы с семантикой;
2) коррелировать скорость аудирования
(чтения) в зависимости от условий восприятия
и целевой установки; 3) проявлять гибкость
в восприятии и переработке информации
в зависимости от трудности речевого сообщения;
4) автоматически применять правила, накопленные
в долговременной памяти; 5) пользоваться
ориентирами восприятия и порождения
речи; 6) преодолевать направленность внимания
на артикулящию; 7) широко пользоваться
прогнозированием на уровне языковой
формы и содержания; 8) использовать сенсорно-перцептивную
базу родного языка в иностранном и др.
Допустив, что все виды речевой деятельности должны тесно взаимодействовать не только на продвинутом этапе, но и в самом начале обучения иностранному языку, можно сделать два практических вывода:
1) не надо делать специальных усилий для переноса речевых умений;
2)
надо строго управлять учебным
процессом, учитывая как общие,
Важное
значение для решения методических
задач в области обучения говорению,
приобретают положения о
Иногда в методических пособиях, посвященных обучению устной иноязычной речи, особо подчеркивают в качестве ее ведущих характеристик такие черты, как мотивированность, эмоциональность, направленности и ситуативность. Мера эмоциональности и ситуативности устной речи несравненно выше той, которая может наблюдаться в письменном тексте. Это поясняется непосредственной контактностью устного речевого акта, что отсутствует в сфере общения письменной речи.
Способность к общению, которое затрагивает сферу социальных отношений между людьми, самым естественным образом имеет выход на личностные качества учеников, позволяющие им успешно взаимодействовать друг с другом, со взрослыми, с различными средствами массовой информации, независимо от того, на каком языке или в какой предметной области это взаимодействие протекает. Следовательно, данная способность, будучи универсальным качеством личности, имеет общепедагогическое звучание и должна выполнять организующую функцию в школьном образовании, т.е. объединять все учебные предметы в упорядоченную систему.
В
свою очередь, способность к общению на
иностранном языке предполагает развитие
у обучаемых определенного комплекса
свойств и личностных качеств, благоприятствующих
овладению иностранным языком и его практическому
использованию, как средства ознакомления
с другой национальной культурой и средства
общения с носителями другой культуры.
Таким образом, школьник не только овладевает
еще одним способом общения, но и приобщается
к иному культурному наследию, что формирует
его личность, принадлежащую к определенному
языковому и культурному сообществу, а
также развивает его общечеловеческое
сознание.
Развитие способности к общению на иностранном языке связано, в первую очередь, с формированием у обучаемых коммуникативной компетенции. Так как начальная школа является первым звеном в общей системе школьного образования, то ее задача – заложить основы коммуникативной компетенции, позволяющие осуществлять иноязычное общение и взаимодействие детей (в том числе реальных потребностей и интересов в общении и познании детей младшего школьного возраста).
В области обучения говорению данная общая цель конкретизируется следующим образом.
По
окончании начальной школы
- общаться (на элементарном уровне) со своими сверстниками ( в том числе и из страны изучаемого языка) в рамках обозначенных программой сфер, тематики и ситуаций общения;
-
в условиях непосредственного
общения понимать и
(вербально и невербально) на устные высказывания
партнера по общению в рамках сфер, тематики
и ситуаций, обозначенных программой,
используя в случае необходимости перенос,
просьбу повторить. Поскольку умения воспринимать
и понимать звучащую речь являются составной
частью непосредственного устноречевого
общения, то эти умения рассматриваются
в программе в совокупности с умениями
говорения;
- делать элементарные связные высказывания о себе, о членах своей семьи, о друге, о школе, о городе и др., выражая при этом (на элементарном уровне) свое отношение к воспринятой информации или предмету высказывания.
Поскольку
и при такой формулировке целей
в силу их слишком общего и несколько
абстрактного характера достаточно сложно
прогнозировать содержание и результаты
обучения говорению, в названной выше
программе проведена их дальнейшая детализация.
При этом учитывалось, что для ребенка
язык, которым он овладевает пусть даже
в отрыве от естественной языковой
среды, является не системой знаков, правил
или речевых образцов, а инструментом,
позволяющим ему осуществлять свои намерения,
удовлетворять интеллектуальные и эмоциональные
потребности, достигать практического
результата (узнать что-либо новое, совместно
сделать что-либо.
Выполняемые языком в жизни ребенка функции
многообразны, и все они должны быть представлены
в учебном процессе:
-
язык – средство для
- язык – средство, контролирующее поведение самого ребенка и его партнера по общению: «Делай , что я тебе говорю» – функция;
- язык – средство выражения собственной индивидуальности, сходство с окружающими и отличия от них : «Это – я» - функция;
-
язык – средство познания
-
язык – средство, с помощью
которого ребенок может «
- язык – средство, позволяющее сообщать, передавать то или иное содержание: «Я должен тебе что-то сказать» – функция.
Конкретизация
целей (задач) обучения говорению на
начальном этапе
Так,
на первом этапе выделяются четыре
основные задачи. При этом важно
заметить, что на данном этапе в
силу возрастных особенностей детей
первоклассников, а также по причине
того, что в первом классе проводится
обучение школьников родному алфавиту
и чтению на родном языке, вся работа на
уроке иностранного языка строится на
устной основе с акцентом на игровую мотивацию
обучаемых. В результате у детей формируется
коммуникативное ядро. ядроооооохвапппппппппппппппппп
– первичные навыки и умения иноязычного
общения.
Каждая задача обучения связана с реализацией общающимися определенных коммуникативных намерений. Уточнив последние, можно выделить круг основных умений, овладение которыми делает учащихся способными решить ту или иную коммуникативную задачу. Выделенные таким образом умения, с одной стороны, выступают в качестве уточненных (детальных) задач обучения говорению в начальной школе, а с другой – являются одни из компонентов содержания обучения.
Как
известно, говорение включает в себя различные
акты, которые протекают в конкретных
ситуациях общения и являются его продуктом.
Вместе с тем в структуре устно-речевого
общения коммуникативная ситуация возникает
в определенных сферах общения: социально-бытовой,
учебно-трудовой, социально- культурной,
игровой. Коммуникативные ситуации влияют
на выбор тематики и могут быть как однотемными,
например, в социально-бытовой сфере, так
и политемными, например, в социально-культурной
сфере. Например, в социально- культурной
сфере были выделены такие темы: «Город
(село) и его достопримечательности», «Путешествия
и экскурсия», «Транспорт», «Правила уличного
движения», «Времена года», «Погода», «Отношение
к природе»,
«Любимые герои сказок и мультфильмов»
и др. В социально-бытовой сфере были выделены
следующие темы: «Семья», «Помощь старшим
и младшим по дому, семейные традиции»,
«Дом и квартира, обязанности по дому»,
«Самочувствие»,
«Еда» и др.
Для того чтобы иметь представление о возможных путях реализации задач общения, помимо коммуникативных ситуаций, сфер, оформления и коммуникативных задач даны примерные стимулы для оформления разных типов высказываний, таких, как диалог-расспрос, монолог-описание, диалог –«этикет», монолог-сообщение и др. Например, для решения задачи «Установить контакт с партнером по общению» такими стимулами могут быть следующие: «Представься, скажи, как тебя зовут. Если тебе нужно срочно уйти, извинись и попрощайся», «Представь его (ее) своим друзьям, родителям», «Поздравь его (ее) с ….., пожелай ему (ей)….».
Отбор языкового (фонетического, лексического и грамматического) материала для говорения осуществляется в программе в соответствии с задачами общения и предполагал логичный, последовательный и динамичный выход на планируемый результат обучения. В новой программе сделана попытка показать динамику «прироста» подлежащего усвоению материала на каждом последующем этапе обучения. Кроме того, в ней в качестве одного из компонентов содержания структурирован в соответствии с другими основными содержательными вехами лингвострановедческий и страноведческий материал, что позволяет расширить целевые возможности программы, сориентировать обучение не только на приобретение речевых навыков и умений, но и на введение детей в мир иной культуры, приобщение их к социокультурным особенностям другого народа. Так, например, для развития у первоклассников умений называть лица, предметы, животных и действия с ними в рамках тем «Любимые герои сказок и мультфильмов», «Еда», «Любимые игры», «Мир животных и отношение к ним», «Времена года», «Погода», «Школа» происходит ознакомление детей с героями сказок и мультфильмов, известными в стране изучаемого языка, с национальными блюдами, с играми, в которые играют их сверстники за рубежом, с названиями животных, обитающими в стране изучаемого языка, с ее некоторыми географическими и климатическими особенностями, с названиями школьных дисциплин, принятыми в этой стране. На втором этапе обучения список тем расширяется: в него включаются такие темы, как «Путешествия и экскурсии», «Транспорт», «Город (село) и его достопримечательности», «Свободное время», и учащиеся знакомятся в рамках этих тем с мерами длины и веса, денежными знаками и ценами, принятыми в стране изучаемого языка, с названиями городов и их основными достопримечательностями, с государственной символикой, с географической картой; им сообщаются также некоторые сведения из истории народа, говорящего на изучаемом языке. На третьем (завершающем) этапе к этому материалу прибавляется знакомство школьников с основными дорожными знаками, принятыми в стране изучаемого языка, а также с вывесками в магазинах.
Таким
образом, взяв за основу определенную
задачу обучения и ориентируясь на
предполагаемый результат, выраженный
в способности школьника
1. Итак, исходя из выше упомянутой программы, на первом этапе ученик должен уметь:
-
устанавливать контакт с
- называть лица, предметы, животных и действия с ними, давать их количественную, качественную и временную характеристики в учебных, игровых и реальных ситуациях общения;
-
выражать эмоциональную оценку (чувства,
желание (нежелание)
- понимать и отдавать простые указания в учебных, игровых и реальных ситуациях общения.
2.
На втором этапе сохраняются
все основные задачи первого
класса, но при их решении
3.
На третьем этапе
4.
Выделенные задачи являются на
начальном этапе обучения
Информация о работе Формирование умения говорения на иностранном языке у младших школьников