Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 11:02, курсовая работа
Целью работы является определение научных основ и методики проведения формирования умения говорения на базе анализа методической литературы по данной теме, сбор необходимых научных данных, имеющих прямое или косвенное отношение к исследуемому вопросу. Помимо этого важно:
1) описать и проанализировать ранние достижения в области обучения говорению;
2) определить степень применяемости диалогов-образцов как одного из видов тренировочных упражнений в процессе изучения иностранных языков на конкретном этапе;
3) раскрыть основные понятия терминологии умения говорения;
Введение
Глава 1
1. Основное понятие «говорения как вида речевой деятельности»
2. Основные принципы обучения говорению
Глава 2
2.1. Технология обучения говорению
2.2. Поэтапность формирования умения говорить на английском языке
2.3. Сравнительная характеристика УМК по английскому языку для 2 класса
Практическая часть
Заключение
План
Введение
Глава 1
Глава 2
2.1. Технология обучения говорению
2.2. Поэтапность формирования умения говорить на английском языке
2.3. Сравнительная характеристика УМК по английскому языку для 2 класса
Практическая часть
Заключение
Библиография
Приложение
ВЕДЕНИЕ
Основное назначение иностранного языка как предметной области школьного обучения видится в овладении учащимися умением общаться на иностранном языке Речь идет о формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять как непосредственное общение(говорение, понимание на слух), так и опосредованное общение (чтение с пониманием иноязычных текстов, письмо). Формирование коммуникативной компетенции является основной и ведущей целью обучения. Сегодня это особенно популярно.
Важным фактом последнего времени в областях обучения иностранным языкам стало появление проекта временного государственного образовательного стандарта по иностранному языку, разработанного под руководством члена корреспондента РАО М.А. Бим и академика РАО А.А.Миролюбова. Временный государственный стандарт определяет базовый, минимально достаточный уровень обучения, а также цели и задачи обучения иностранным языкам.
Одним
из наиболее эффективных средств
развития и формирования умения говорения
в обучении иностранным языкам по
правилу считается диалог. Актуальность
данной проблемы рассматривается в
творческом использовании диалогов-
ВУЗов и учителей школ.
Целью работы является определение научных основ и методики проведения формирования умения говорения на базе анализа методической литературы по данной теме, сбор необходимых научных данных, имеющих прямое или косвенное отношение к исследуемому вопросу. Помимо этого важно:
1)
описать и проанализировать
2)
определить степень
3)
раскрыть основные понятия
Предметом исследования является процесс развития умения говорения, осуществляемый в условиях коммуникативно-направленного обучения.
Исходя
из этого, объектом исследования было
избрано диалогическое общение,
а именно диалог-образец, обеспечивающий
наивысшую эффективность
Гипотеза исследования определяет те условия, которые обеспечили бы ожидаемые результаты использования диалогов для понимания иноязычной речи и умения общаться на иностранном языке. Это может произойти, если: диалоги-образцы отвечают требованиям программы по иностранным языкам.
Цель, предмет и гипотеза исследования определяют его основные задачи:
1)
проанализировать имеющуюся
2)
определить научные основы и
методы процесса обучения
3)
составить и опытно-
В ходе работы используются следующие методы исследования:
1)
критический анализ научной и
методической литературы по
2) изучение и обобщение положительного опыта преподавателей;
3)
экспериментальная проверка
Теоретической основой настоящей работы являются методические исследования по данной проблеме передовых преподавателей иностранного языка.
Практическая ценность заключается в следующем:
1)
применение накопленного
2) детальное знакомство с данным видом предмета;
3)
определение специфики
ГЛАВА 1
1.1.
Основное понятие «говорения
как вида речевой деятельности»
Говорение – продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого (совместно с аудированием) осуществляется устное вербальное общение (Пассов Е.И.).
Содержанием
говорения является выражение мыслей
в устной форме. В основе говорения
лежат произносительные, лексические,
грамматические навыки. В большинстве
методов обучения говорение является
одним из важнейших направлений
преподавания. По большей или меньшей
роли программирования высказывания различают
инициативную (активную) речь, реактивную
(ответную) речь, репродуктивную (стохастическую)
речь.
Психологическая структура акта говорения
включает четыре фазы:
1)
побудительно-мотивационную,
2)
аналитико-синтетическую,
3)
исполнительную – звуковое и
интонационное оформление
4)
контролирующую, задача которой
сигнализировать о возможных
ошибках и способствовать их
исправлению; контроль
Говорение – чрезвычайно многоаспектное и сложное явление. Во-первых, оно выполняет в жизни человека функцию средства общения. Во-вторых, говорение – это один из видов человеческой деятельности. В-третьих, важно помнить, что в результате деятельности говорения возникает его продукт – высказывание. И как деятельность, и как продукт говорение обладает определенными признаками, которые служат ориентиром в обучении, т.к. подсказывают, какие условия нужно создать для развития говорения.
Говорение есть выражение своих мыслей в целях решения задач общения. Это деятельность одного человека, хотя она включена в общение и немыслима вне его, ибо общение –это всегда взаимодействие с другими людьми.
Целью обучения в школе следует считать не язык, что уместно при филологическом образовании в специальном ВУЗе, и не речь, как «способ формирования и формулирования мысли» (Н.А.Зимняя), и даже не просто речевую деятельность – говорение, чтение, аудирование или письмо, а указанные виды речевой деятельности как средства общения. Применительно к говорению это означает, что оно совместно с паралингвистикой (мимика, жесты) и праксемикой (движение, позы) служит средством осуществления устной формы общения. Такая цель требует и соответствующего метода ее достижения. Для говорения им является коммуникативный метод.
Сказанное определяет важнейшее исходное положение: обучать говорению, не обучая общению, не создавая на уроках условий речевого общения, нельзя.
Предметом
общения являются взаимоотношения
собеседников..
Именно в предмете реализуется потребность,
в результате чего она становится мотивом
деятельности. Это означает, что мотив
к общению не может возникнуть, если нет
взаимоотношений (предмета) или они не
осознаются. Цель общения – решение задач,
связанных с взаимоотношениями, то есть
изменение их.
Средства, с помощью которых достигается цель общения в устной форме – гворение, аудирование и паралингвистика.
Продуктом общения является интерпретация информации. Существуют три способа общения: перцептивный, интерактивный и информационный, а также два вида общения: ролевое и личностное. Таковы основные характеристики общения (Артемов В.А.).
Посмотрим теперь с этой точки зрения на то, каким же должен быть процесс обучения иноязычному говорению.
1) Между учителем и учащимся должны установиться какие-либо взаимоотношения, кроме официальных, т.е. общение должно быть не ролевое (учитель – ученик), а общение индивидуальностей, которые видят друг в друге речевого партнера.
2) Мотив общения может появиться лишь тогда, когда возникнет потребность в подлинном общении. Потребность в «учебном» общении, которое у некоторых учащихся есть, по характеру иная и не в состоянии обеспечить коммуникативной мотивации.
3)
Если взаимоотношения между
4)
Должны функционировать все
Коммуникативный метод основан на том, что процесс обучения является моделью процесса коммуникации. Как любая модель, процесс обучения в каких-то аспектах упрощен по сравнению с реальным процессом коммуникации, но по основным параметрам он ему адекватен. Методическая значимость этой адекватности объясняется двумя главными факторами:
1)
явлением переноса, который обеспечивается
осознанием адекватности
2)
явлением мотивации, которая
Процесс
обучения, обладающий указанными характеристиками,
будет существенно отличаться от
традиционного. Он будет коммуникативным.
1.2.
Основные принципы обучения
Говоря о принципах обучения говорению, можно сказать, что только при следовании всем нижеизложенным принципам последовательно, можно достигнуть прогресса в обучении учащихся говорению.
Речевая направленность
Информация о работе Формирование умения говорения на иностранном языке у младших школьников