Формирование умения говорения на иностранном языке у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 11:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является определение научных основ и методики проведения формирования умения говорения на базе анализа методической литературы по данной теме, сбор необходимых научных данных, имеющих прямое или косвенное отношение к исследуемому вопросу. Помимо этого важно:
1) описать и проанализировать ранние достижения в области обучения говорению;
2) определить степень применяемости диалогов-образцов как одного из видов тренировочных упражнений в процессе изучения иностранных языков на конкретном этапе;
3) раскрыть основные понятия терминологии умения говорения;

Оглавление

Введение
Глава 1
1. Основное понятие «говорения как вида речевой деятельности»
2. Основные принципы обучения говорению
Глава 2
2.1. Технология обучения говорению
2.2. Поэтапность формирования умения говорить на английском языке
2.3. Сравнительная характеристика УМК по английскому языку для 2 класса
Практическая часть
Заключение

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

       2.3. Сравнительная характеристика учебников  по английскому языку для 2 класса.

          Итак, поэтапно мы перешли к сравнительной характеристике учебно-методических комплектов. На их примере мы рассмотрим цели и задачи, поставленные тем или иным автором.

       Учебно-методический комплект "Enjoy English 1" (авторы М.З. Биболетова, Н.В. Добрынина, Е.А. Ленская) предназначены для обучения английскому языку учащихся 1-4, классов в общеобразовательной школе. Данный УМК рекомендуется использовать при учебном плане, предусматривающим не менее 2 часов иностранного языка в неделю. 
Основную цель обучения английскому языку в начальной школе авторы видят в формировании элементарных коммуникативных умений у детей, исходя из их речевых потребностей. 
Вся серия УМК "Enjoy English" построена в русле единой коммуникативно-когнитивной концепции, охватывает начальную и основную школу, обеспечивая преемственность между различными этапами обучения иностранному языку.
лллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллллл  
Отбор содержания осуществлялся на основе его коммуникативной ценности, значимости, соответствия жизненному опыту и интересам учащихся этого возраста. 
Каждый из учебников серии "Enjoy English" имеет свой сюжет. Согласно сюжету "Enjoy English 1" учащиеся являются актерами странствующего театра, что позволяет им многократно проигрывать разные типичные ситуации общения, такие как "Знакомство", "Приветствие", "Проведение свободного времени с семьёй, друзьями" и т.д. Завершается обучение по данному учебнику постановкой одного из спектаклей, сценарии которых даны в книге для учителя. "Enjoy English 2" приглашает учащихся в увлекательный мир английских сказок, где они встречаются с новыми и уже известными героями. В УМК "Enjoy English 2" предлагаются технологии обучения произносительной, лексической и грамматической сторонам речи, которые подробно описаны в книгах для учителя. 
В состав каждого из УМК для начальной школы серии "Enjoy English" входят следующие компоненты:

  1. Книга для учащегося.
  2. Методическое руководство для учителя по использованию учебника (Книга для учителя), в котором описана авторская концепция курса и содержатся рекомендации по обучению основным видам речевой деятельности, а также приводятся общее тематическое планирование, таблица поурочного распределения материала, примерные конспекты занятий и сценарии спектаклей, которые были успешно поставлены и разыграны детьми, изучающими английский язык по серии "Enjoy English".
  3. Рабочая тетрадь.
  4. Книга для чтения, включенная в учебник "Enjoy English 2" в качестве приложения.
  5. Аудиокассеты.
  6. Сборник песен "Game-Songs" с аудиокассетой, который содержит более сорока аутентичных песен и игр на английском языке. Предлагаемые песни и игры соотносятся с содержанием учебников и могут быть использованы как на уроках, так и при подготовке внеклассных мероприятий.

       Учебно-методический комплект по английскому языку для 2 класса авторов Е.Б. Поляковой и  Г.П.  Раббот. Данный УМК включает учебник, рабочую тетрадь и книгу для учителя, 2 аудиокассеты. УМК характеризуется, постепенным, неспешным усвоением языкового материала, его максимальной повторяемостью. По замыслу авторов, подстрочный перевод на родной язык в сочетании с прослушиванием использованных в учебнике слов, предложений и текстов и одновременной зрительной опорой на текст в учебниках позволяет учащимся качественно усваивать учебный материал. Авторы не используют популярный принцип избыточности материала и, соответственно, предлагаемый материал тщательно отобран, дозирован и сопровождается удачными примерами на отработку фонетических навыков, интересным использованием коммуникативных ситуаций.

       З.Н. Никитенко и Е.И. Негневицкая, авторы учебно-методического комплекта  по английскому языку для 2 класса, базируют данный курс на следующих принципах: обучение языку как средству общения; осознанное овладение средствами общения (лексическими и грамматическими); использование игры как основного способа обучения. Данный УМК отличают две особенности:

  1. Устный вводный курс рассчитай на изучение в течение одной четверги, построенный по оригинальной методике, обеспечивает как высокую мотивацию в изучении языка, так и высокую результативность в формировании умений аудирования и построения собственных высказываний.
  2. При обучении детей технике чтения и обучении чтению вслух и про себя используется особая технология, которая предусматривает овладение детьми транскрипцией как зрительной опорой для усвоения алфавита и правил чтения, что значительно облегчает овладение умением читать на английском языке.

       Поставленные  цели и задачи получают свою реализацию на специально отобранном содержании, которое нашло воплощение в следующих  компонентах УМК для 2 класса:

  1. Пособие для учителя "Устный вводный курс к УМК по английскому языку для 2 класса". Создано на основе УМК по английскому языку для 1 класса авторов Е.И. Негневицкой,              З.М. Никитенко и предназначено для работы в 1 четверти с целью создания коммуникативного ядра для устной речи.
  2. Книга для учителя.
  3. Учебник, построенный в соответствии с программными требованиями, имеет поурочную структуру и предназначен для коллективной работы с детьми в классе во 2, 3 и 4 четвертях. Красочное оформление дает большое количество наглядных опор для развития навыков устной речи и чтения.
  4. Книга для чтения включена в последний раздел учебника и содержит аутентичные тексты, подобранные в соответствии с возрастными особенностями и интересами детей: занимательные рассказы, стихи, загадки, рифмовки. Школьники читают ее, начиная со 2 полугодия.
  5. Рабочая тетрадь. Используется для выполнения домашних заданий, формирующих наряду с грамматическими, лексическими навыками и умениями говорения и чтения, также и навыки письма и умения письменной речи. Новым в рабочей тетради являются занимательные упражнения для развития умения слушать и понимать английскую речь на слух. Тексты упражнений по аудированию записаны на аудиокассету. Задания в тетради дифференцированы по степени сложности, и ученик может выполнить те, которые ему по силам. Аудиокассеты.
  6. Альбом наглядных пособий, содержащий необходимый для обучения языку во 2 классе раздаточный материал: предметные картинки, карточки с правилами чтения, карточки со словами, транскрипционными знаками, дидактический материал для работы на уроке или дома.
 
 

       ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ

       Использование диалогов-образцов для развития навыков  и умений учащихся

       Теоретические положения, изложенные в предыдущих главах данной работы, были проверены  на практике. Исследование проводилось  по методу естественно-опытного обучения без нарушения обычного хода учебного процесса.

       Предлагаемая  система работы с учебным комплексом 
Т.Б.Клементьевой и Б. Монк по развитию умения говорения предусматривает развитие следующих речевых умений, являющихся конечными требованиями к устной речи.

       1) Правильно структурно и интонационно  оформлять речь, пользоваться различными  схемами построения беседы.

       2) Соединять в процессе речи  разноструктурные реплики, владея  умением переключаться с одной  структуры на другую.

       3) В ответах исходить не из  языковой формы стимулирующей реплики, а из ситуации общения.

       4) Выражать субъективно-модальное,  личностное отношение к высказываемому.

       5) Владеть механизмом внутриструктурных  связей.

       Эксперементально-опытное  обучение проводилось на базе отобранных диалогов образцов, материал для которых определялся тематикой проходимых уроков и языковым минимумом, который в основном соответствовал программным требованиям с необходимым выходом за рамки данного в стабильных учебниках лингвистического материала.

       Опытное обучение проводилось в школе № 61 г. Ростова-на - Дону и в школе № 4 ст. Кущевской Краснодарского края.

       На  протяжении всей практики в школе  при формировании умения говорения, учителем делался акцент на аудирование  текстов и демонстрацию диалогов-образцов.

       В методическом отношении существенным является то, что аудирование и говорение способствуют развитию друг друга в процессе обучения, так как понимание формируется в процессе говорения, а говорение в процессе понимания. В процессе говорения имеет место предварительная фиксация мыслей при помощи внутренней речи, т.е. составление мыслительного плана или конспекта будущего высказывания.

       Зная  о том, что продолжительное пассивное  слушание, не подкрепленное внешнеречевой  практикой, может привести к искажению  слуховых образов и затруднить образование акустико-актикуляционных признаков, учителем были выбраны небольшие тексты и все трудности фонетические, лексические, грамматические снимались до того, как звучал текст. Ребятам предлагалось выполнить несколько заданий:

       - составить план;

       - ответить на вопросы к тексту (устно);

       - пересказать текст;

       - обсудить текст и высказать  свою точку зрения;

       - составить диалоги по содержанию  текста;

       - провести сопоставительный анализ  того, о чем говорится в тексте  и того, что находит отражение  в реальной действительности.

       Мы  уже не раз подчеркивали в 1 главе, что любая речевая деятельность обусловлена ситуацией. Существует огромное множество реально существующих ситуаций общений и поэтому речевые  умения должны развиваться на основе упражнений в условиях учебных речевых ситуаций, моделирующих реальное речевое общение.

       На  своих уроках английского языка  учитель создавал речевую ситуацию которая обеспечивала потребность  учащихся в речевом общении и  побуждала к выражению мысли  и использованию при этом определенного языкового материала. Важно отметить, что на начальном и среднем этапах мы сами создаем ситуации общения и определяем тему и языковой материал.       Во время педагогической практики учитель отметил для себя, что для обучения не подготовленной устной речи большое значение имеет систематически и преднамеренно создаваемые проблемные ситуации, способствующие возникновению мотива и потребности высказывания, активизации мыслительной деятельности. Для создания проблемных ситуаций, которые в дальнейшем приводят к формированию навыков говорения учитель прибегал к различным источникам информации (книга, газета, аудио и видео записи) и разным по своему характеру вербальным и не вербальным опорам.

       Анализ  учебника Т.Б.Климентьевой и Б. Монк Happy English показал, что созданию ситуаций способствуют: а) организация материала по темам и подтемам; б) предваряющее повторение речевых образцов и штампов, характерных для обращения разговора по телефону и т.д. в) введение разнообразных мыслительных задач.

       На  уроках английского языка учитель использовал ситуации вербального характера для обучения диалогической и монологической речи. Особое внимание он уделял обучению диалогической речи, перерабатывая диалоги-образцы учащиеся 2-х классов формировали умение говорения на иностранном языке.

       Формирование  речевых умений происходит посредством  последовательного перехода от простых  маломерных языковых единиц (слово, словосочетание, предложение), к более сложным  и крупным (смысловой кусок, текст), и от элементарных операций к более сложным. При обучении говорению необходимо соблюдать последовательность в построении системы упражнений. Учителю, работавшему по учебнику       Т.Б. Клеметьевой, удалось реализовать поставленные цели и обучить учащихся говорению.

       Учебник изобилует огромным количеством упражнений, которые направлены на формирование неподготовленной речи. Бесспорно, неподготовленная речь имеет свои плюсы и минусы. Неподготовленная речь предполагает выражение собственных мыслей, ситуативно-контекстуальный характер речи, умение определить логическую схему высказывания, наличие высокого уровня развития речевых механизмов, речевое творчество, естественный темп. Кроме того, неподготовленная речь снимает психологические барьеры общения. Учитель пришел к заключению, что учащиеся охотнее вступают в общение, проявляют инициативу в диалогическом и монологическом высказывании.

       Итак, работа с предложенным пособием позволяет  утверждать, что организация деятельности учащихся направленная на овладение  диалогической речи, с помощью  составленного пособия по предложенной методике обучения, эффективна. Включение в процесс обучения диалогов-образцов представляющих собой подлинной английской диалогической речи, с учетом основных психологических закономерностей усвоения положительно влияет на весь процесс обучения вообще и на развитие диалогических умений в частности.

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Проведенное нами исследование позволило определить единицей диалог-образец как единство, отражающее основные количественные и  качественные характеристики, свойственные диалогической речи. А также мы пришли к заключению, что диалог-образец является основой формирования умения говорения. Развитие и формирование умения говорения происходило на каждом этапе обучения в соответствии с тематикой установленной программой по иностранным языкам и учебно-методическим комплексом Т.Б. Клементьевой и Б.Монк «Счастливый английский».

       Работа  была проделана на основе коммуникативного метода. Мы показали как формируется  умение говорения на иностранном  языке на базе диалога-образца, естественно, мы учитываем, что заученный учебный диалог образец может служить моделью для спонтанной речи только в том случае, если заучивание будет носить осознанный творческий характер. Такое заучивание развивает речевой автоматизм сочетая механическую отработку речевых образцов с понимаем их содержания, структуры, модально-эмоциональных оттенков и возможности их использования в нужных контекстах и ситуациях. Работа над заучиванием диалога-образца подготавливает почву для перехода к следующему этапу по овладению диалогической речью, когда от учащихся требуется более свободное общение, а именно диалог-беседа, диалог-дискусссия.

Информация о работе Формирование умения говорения на иностранном языке у младших школьников