Формирование субъективного отношения дошкольника к природе посредством изобразительной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:11, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение формирования субъективного отношения детей дошкольного возраста к природе посредством изобразительной деятельности. Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические и экспериментальные работы по экологической психологии, посвящённые проблеме.
2. Подобрать методы диагностики субъективного отношения дошкольного возраста к природе.
3. Провести диагностическое исследование экологического сознания детей дошкольного возраста, интерпретацию и сравнительный анализ результатов исследования.

Оглавление

Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы экологического воспитания
I.1. Роль природы в эстетическом воспитании
I.2. Понятие экологического воспитания
I.3. Отношение к природе в дошкольном возрасте
Глава II
II.1. Психологические особенности детей дошкольного возраста
II.2. Выразительно-изобразительные средства в рисунках старших дошкольников
II.3. Содержание, формы и методы работы с детьми по
изобразительной деятельности во взаимосвязи с ознакомлением их с природой
II.4. Влияние основных средств по ознакомлению с природой на изобразительную деятельность дошкольников
Глава III. Экспериментальное исследование формирования субъективного отношения дошкольника к природе посредством изобразительной деятельности
III.1. Организация и методы исследования
III.2. Особенности субъективного отношения дошкольников к природе
III.3. Теоретическое обоснование развивающей программы
III.4. Оценка эффективности развивающей программы

Файлы: 1 файл

катин диплом.doc

— 241.00 Кб (Скачать)

Итак, на протяжении дошкольного  детства ребёнок непосредственно  включается в овладение способами  целенаправленного познания и преобразования мира через освоение умений: постановка цепи и планирование; прогнозирование возможных эффектов действия; контроль за выполнением действий; оценка результатов и их коррекция.

К семи годам происходит формирование обобщенных представлений  о пространстве и времени, о предметах, явлениях, процессах и их свойствах, об основных действиях и важнейших отношениях, о числах и фигурах, языке и речи. У ребёнка формируется познавательное и бережное отношение к миру («Мир полон тайн и загадок. Я хочу их узнать и разгадать. Я хочу сохранить мой мир. Ему нельзя вредить»)

Таким образом, в период дошкольного детства происходит зарождение первичного элементарного образа мира, который совершенствуется всю последующую жизнь. Именно поэтому так важно в этот возрастной период серьезно заниматься развитием познавательной сферы ребенка. Познавательную сферу следует рассматривать как сложное образование, которое обеспечивает нормальное и полноценное интеллектуальное существование в окружающем мире. В познавательной сфере можно выделить 3 компонента: психические (познавательные) процессы; информация; отношение к информации.

 

 

 

 

 

II. 2.  Выразительно - изобразительные средства в рисунках старших дошкольников.

 

Детские рисунки убеждают в том, что ребёнок способен выразить в  них своё мироощущение, они вызывают нашу эмоциональную реакцию и  именно поэтому их можно назвать выразительными. Выразительность - это главный существенный признак художественного образа. Выразительность детского рисунка - это посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отражаемого предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему (Г. В. Лабунская).

Нужно сказать, что выразительность  в рисунке - качество нестабильное. То, что мы считаем выразительным  в рисунке малыша, в рисунке  старшего таковым не является. Например, ребёнок пяти лет нарисовал кошку и от избытка чувств раскрасил её в клеточку. В отличие от пятилетнего старший дошкольник понимает, что для любимого котёнка клеточка - не украшение.

Выразительность рисунков младших  и старших детей неравноценна. Чем старше ребёнок, тем в большей степени изобразительные умения становятся средством замысла, поэтому в этой главе будут освещены те выразительные средства, которые характерны для детей именно старшего дошкольного возраста.

Одним из самых доступных для  ребёнка средств выразительности является цвет. К старшему дошкольному возрасту, ребёнок более тонко и разнообразно использует цвет, создавая выразительные образы. Однако тяга к яркости, красочности сохраняется у кого в большей, у кого в меньшей степени. Иногда ребёнок, казалось бы, отдаёт предпочтение какому- то определённому цвету: всё рисует зелёным или голубым. В чём причина? Что это- предпочтение или равнодушие к цвету?

Ребёнок-дошкольник может  использовать любимый цвет иногда неадекватно, в явном противоречии с реальностью, и делает это специально. В этом случае он, как правило, сильно увлечён изображением, скорее его содержанием, и делает своеобразный “подарок” (Е. А. Флёрина) образу, как бы украшает его. Нередко таким подарком-украшением, является применение нескольких ярких цветов сразу.

К примеру, яркий осенний  колорит солнечного дня контрастирует  с тёмно-серым фоном пасмурного дня, с листьями, летящими по ветру.

Многими исследователями  детского рисунка замечено применение ребёнком цвета для передачи отношения к образу: яркими, чистыми, красивыми цветами ребёнок обычно изображает любимых героев, животных, приятные события и явления, а тёмными (“грязными”) - не любимых героев, объектов, явлений и т.д.  В исследованиях известного психолога В. С. Мухиной отмечено, что при изображении приятных событий дети предпочитают тёплые тона, а  неприятных - холодные.

Подрастая, ребёнок может  более тонко чувствовать и  передавать колорит разных времён года, состояния погоды и даже времени  суток. Однако тяготение к яркому, сочному цвету сохраняется в рисунках старших дошкольников.

Многими исследователями  детского рисунка отмечено, что иногда дети используют цвет однозначно, земля - всегда чёрная (коричневая), небо - синее, солнце - жёлтое (красное), трава - зелёная  и т.п. То есть цвет не является выражением отношения ребёнка, а лишь средством обозначения предмета. Некоторые учёные объясняют это недостатками обучения.

Н. П. Сакулина, Л. А. Раева  в своих исследованиях показали, что очень важно обращать внимание детей на цветовое разнообразие мира (снег, как и небо, может быть и голубым, и серым, и сиреневым). В результате таких наблюдений, а также знакомства с произведениями известных художников ребёнок начинает использовать цвет более разнообразно, реалистично и выразительно. Он может использовать цвет и «подражательный», близкий к реальному, и «неподражательный». У ребёнка должно быть право выбора. Однако необходимо позаботиться о том, чтобы, выполняя рисунок, ребёнок не был равнодушен, чтобы тема волновала его, и тогда цвет, колорит детского рисунка будет выразительным.

Другое средство выразительности, используемое дошкольником,- линия. Исследователи отмечают, что предметы, явления, которые близки ребёнку, любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие и некрасивые, по его мнению, события изображает нарочито небрежной линией.

Так, дети старательно  рисуют солнце, аккуратно выводя лучики, делая их длиннее и гуще, словно так, солнце греет лучше и светит ярче.

Составляющими компонентами декоративности является ритм форм или цветовых пятен, симметрия. Ребёнок строит рисунок, как бы уравновешивая пространственное расположение отдельных изображений. (На поляне деревья – справа и слева. Цветы – с одной стороны и с другой и т. д.)

Как и взрослые, дошкольники  нередко используют приём гиперболизации (преувеличение каких-то признаков). Они выделяют в изображаемом предмете или явлении то, что, на их взгляд, особенно значимо.

Ребёнок нарисовал серые тучи, которые  закрыли солнце. Тучи по размеру были больше деревьев и других объектов, сообщая о том, что скоро будет дождь, гроза.

Девочка изобразила цветы  на поляне, которые “выросли” до облаков, были больше домов и деревьев. Для этой девочки важно было показать красоту, яркость, любовь к цветам, дать понять, что они ей очень нравятся.

Композиция – это способ соединения образов, способ построения произведения. В рисунках детей встречаемся как с сюжетами, передающими развёрнутое повествование, так и с сюжетами, которые рассчитаны на передачу динамики действия.

Характерным для старших  дошкольников является то, что они  распределяют предметы по всей плоскости  листа, соблюдая, однако, чувство равновесия и композиционной заполненности. На горизонтальной плоскости в развёрнутом  виде изображается, например, вся лесная поляна: на первом плане трава, цветы, мелкие кустарники; выше - деревья, лес, по бокам – дома и постройки. Горизонтальную плоскость ребёнок мыслит в её реальной протяженности. Стремление к правдоподобию, точности и полноте изображения заставляет ребёнка избегать передачи пространственных отношений, при которых один предмет закрывает часть другого.

Ребёнку очень трудно передавать движение. Но в рисунках старших дошкольников движение передано иногда очень выразительно: кошка мчится за мышью, вытянувшись как стрела и расправив когти; дует сильный ветер, раскачивая деревья и срывая осенний лист. Рисуя, ребёнок использует и такое средство, как агглютинация,- склеивание, комбинирование в фантастическом образе каких-то частей, качеств разных предметов (курица с человеческим лицом и головой, солнышко с глазами и ртом, цветок с глазами и ртом,  руками вместо листьев).

В выразительном рисунке форма служит средством передачи характера образа. Дети пытаются добиться выразительности образа посредством изображения определённых поз, жестов, определённого расположения фигур.

Мальчик увидел в море дельфинов, и они так поразили его воображение, что он нарисовал  двух больших дельфинов, тщательно  прорисовывая их, давая изгибающийся хвост (“чтобы они плавали”). В данном случае дельфины явились центральными “фигурами” рисунка.

Исследования педагога детского творчества Н. Курочкиной показывают, что у детей 6-7 лет наблюдается  уже сознательное использование  цвета, формы, построение рисунка, выразительных средств для отображения отдельного образа или сюжетной композиции. Поэтому дети старших возрастов по сравнению с детьми младшего дошкольного возраста шире и свободнее используют найденные выразительные приёмы, распространяя их на большое количество изображаемых предметов и явлений. Иными словами, старшие дошкольники прочнее усваивают эти приёмы, закрепляя их в своём сознании.

 

 

II. 3.  Содержание, формы и методы работы с детьми по изобразительной деятельности во взаимосвязи с ознакомлением их с природой.

   

Познавательную деятельность детей, направленную на объекты природы, следует рассматривать как творческую.

Необходимо развивать  в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться, вслушиваться.

В задачу ознакомления детей  с природой входит знакомство с   временами года, их спецификой и сменой, с такими явлениями, как дождь, снег, иней и другие, с животными и растительным миром. И предложение изобразить картины природы, животных всегда встречает у детей положительный отклик. Создаваемые детьми изображения на темы природы способствуют закреплению и уточнению знаний детей об объектах природы и обогащают детское творчество новыми образами, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. В своих рисунках дети изображают родную природу в разные сезоны, в разную погоду: “Золотая осень”, “Поздняя осень”, “Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром” (С. Есенин), “Времена года”, “Расцвели весенние цветы” и др. Такие сюжеты часто встречаются в детских рисунках, создаваемых и по заданию педагогов, и по замыслу самих детей.

Также дети вырезают и  наклеивают цветы, составляют декоративные композиции из цветов, листьев и  веток. Они лепят рыбок, птиц, зверей. А чтобы дети могли изобразить всё это, необходимо сформировать у них отчётливые представления об объектах природы. В связи с этим целенаправленные наблюдения с детьми объектов природы, учитывая и задачи их последующего изображения, должны осуществляться как единый процесс естественнонаучного и эстетического познания. Детям при ознакомлении с природой следует давать правильные представления о жизни животных, растений, о красоте их внешнего вида, в интересной, часто своеобразной форме, повадках (у животных). Вместе с тем следует подчеркнуть красоту явлений природы, животных. Необходимо обратить внимание детей на красоту и изменчивость колорита неба, окрашенного тучами заходящего солнца, волшебность заиндевелых деревьев в алых отсветах заката, нежность весенней только-только появившейся зелени травы, листвы деревьев, нежность первых весенних цветов и т. п.

Осуществлять этот процесс  необходимо так, чтобы вызвать у  детей положительное отношение, яркие эмоциональные проявления; всё это повышает интерес детей  к природе и вызывает желание  отражать её явления в своём творчестве, передавая форму и цвета её объектов и явлений. Изображая природу, дети вновь испытывают эстетические чувства к ней, что способствует повышению эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми, делает жизнь детей интереснее и содержательнее, эмоционально богаче, вызывает у них желание сохранить красоту природы.

Неоднократные опыты  исследователей детского творчества (Н. А. Ветлугиной, Т. С. Комаровой) показывают, что красота любого природного явления  вызывает восторженный отклик в душе ребёнка и предложение изобразить то или иное явление встречается детьми с радостью. Вот наступила золотая осень. В воздухе кружатся и плавно опускаются на землю разноцветные листья. Дети с удовольствием  собирают листья, рассматривают их, стремятся обратить на них внимание взрослых. В этом случае нужно поддержать интерес детей, поиграть в собранные ими листья (“Найди такой же - по форме, по цвету ”), предложить из собранных листочков составить изображение. Пусть дети пофантазируют, какое изображение можно составить из листьев. При этом не обязательно наклеивать картинки, их можно просто разложить, посмотрите вместе со всеми детьми, кто что придумал. Такие игры-упражнения нравятся детям и их можно проводить неоднократно, развивая воображение ребят.

Детям старшего возраста после рассматривания листьев и игр с ними можно предложить нарисовать красивые осенние листья с натуры. Листья дети могут выбрать из тех, что они собирали на прогулке. Нужно предупредить детей о трудности рисования и помочь ребёнку рассмотреть конструкцию пластины листа. Обратить внимание на расположение прожилок, как бы организующих рисунок пластины.

Старшие дошкольники  с большим удовольствием принимают  предложение воспитателя передать объекты природы в рисунках. Особый же интерес у них вызывает предложение воспитателя изобразить живые существа: бабочек, разных жучков, птиц, рыб, зверей, как диких, так и домашних. Животные привлекают внимание детей своими повадками, подвижностью, средой обитания, связью с человеком. Со многими животными дети знакомятся, слушая сказки, рассказы, иллюстрированные художниками: Е. Чарушиным, В. Бианки. Так, Е. Чарушин изображает животных в трогательно реалистичной манере, передавая мягкость пушистого ворса детёнышей и плотный, более жёсткий ворс взрослых животных. В основе образов животных, изображаемых Ю. Васнецовым, сказочно-декоративная реалистичность. Сказочную декоративность васнецовским образам придают некоторая условность, очеловеченность животных (как правило, вертикальное положение тела, занятость человеческими делами: подметают пол, пилят дрова и т. п.) и орнаментированные детали костюмов: у кота – украшенные сапожки, у курицы – фартук и др.

Чтобы обеспечить успешное изображение детьми животных, доставить  им радость оттого, что им удалось  нарисовать, необходимо организовать восприятие детьми животных. Дети могут видеть животных и наблюдать за ними при посещении зоопарка, в цирке, на улице. Но живой объект находится в движении, что увлекает ребёнка и не всегда позволяет вынести из такого наблюдения точное представление о форме частей животного, их величине, месте расположения. Поэтому для уточнения образа можно использовать игрушечных животных, их изображения на фотографиях, иллюстрациях, картинах. Тогда дети могут не только внимательно рассмотреть то, что потом предстоит изображать, но и обвести рукой каждую часть. Это поможет нарисовать животное. Научится изображать животное для детей очень важно, потому что это поможет им создавать иллюстрации к сказкам, которые дети любят и, изображая которые, они испытывают чувство радости, удовольствия.

Информация о работе Формирование субъективного отношения дошкольника к природе посредством изобразительной деятельности