Формирование субъективного отношения дошкольника к природе посредством изобразительной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:11, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение формирования субъективного отношения детей дошкольного возраста к природе посредством изобразительной деятельности. Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические и экспериментальные работы по экологической психологии, посвящённые проблеме.
2. Подобрать методы диагностики субъективного отношения дошкольного возраста к природе.
3. Провести диагностическое исследование экологического сознания детей дошкольного возраста, интерпретацию и сравнительный анализ результатов исследования.

Оглавление

Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы экологического воспитания
I.1. Роль природы в эстетическом воспитании
I.2. Понятие экологического воспитания
I.3. Отношение к природе в дошкольном возрасте
Глава II
II.1. Психологические особенности детей дошкольного возраста
II.2. Выразительно-изобразительные средства в рисунках старших дошкольников
II.3. Содержание, формы и методы работы с детьми по
изобразительной деятельности во взаимосвязи с ознакомлением их с природой
II.4. Влияние основных средств по ознакомлению с природой на изобразительную деятельность дошкольников
Глава III. Экспериментальное исследование формирования субъективного отношения дошкольника к природе посредством изобразительной деятельности
III.1. Организация и методы исследования
III.2. Особенности субъективного отношения дошкольников к природе
III.3. Теоретическое обоснование развивающей программы
III.4. Оценка эффективности развивающей программы

Файлы: 1 файл

катин диплом.doc

— 241.00 Кб (Скачать)

Таким образом, работа по ознакомлению детей с явлениями  и объектами природы обогащает  детское творчество новым содержанием, углубляет нравственно-эстетические чувства.

 Так, Т. С. Комарова, в своей книге “Дети в мире  творчества” представила содержание, формы и методы работы с детьми по изобразительной деятельности во взаимосвязи с ознакомлением их с природой в обобщенной таблице, которую она разработала специально для дошкольных учреждений:

(мы полагаем, что ей  следует воспользоваться на практике)

 

Задачи

Содержание, формы и  методы работы

Развитие ощущений, восприятия детей, обогащение их сенсорного опыта.

Используя объекты и  явления природы, развивать у  детей восприятие. Знакомить детей  с формой плодов, листьев, цветов, обводя их по контуру формы рукой, пальцем. Знакомить детей с насекомыми, птицами, животными, также выделяя и называя их форму, строение, величину частей, цвет и оттенки.

Развивать способность  воспринимать, наблюдать, фиксировать  форму, цвет, строение, изменение роста и развития, сходство и различие.

Вместе с детьми рассматривать  объекты природы и замечать их изменчивость по сезонам (изменение  цвета растений и плодов), по мере созревания (плодов по цвету, величине), по мере роста животных (изменение  пропорций тела), изменение положения тела животных и птиц  при движении и разных позах.

При знакомстве детей  с животными, рыбами, птицами обращать внимание на общие признаки и различия в форме тела, частей животного. Такое  рассматривание поможет затем изобразить объекты природы в рисунке (и др. видах изобразительной деятельности).

В процессе наблюдений в  природе, которые следует осуществлять каждый день, необходимо развивать  у детей разнообразные ощущения: тактильные при ощупывании, поглаживании поверхности листа, стебля, ствола дерева, меха животного (разумеется, если это не опасно), установление их качества (гладкости, меховатости, теплоты, холодности); кинестезические  при обведении предмета рукой по контуру основной формы, частей; обонятельные с целью установления запаха; зрительные при рассмотрении объектов природы, наблюдении за явлениями природы, животными, насекомыми и т. п.

Всё это будет способствовать накоплению сенсорного опыта.

 Развивать эстетическое восприятие объектов и явлений природы.

На прогулках рассматривание листьев, кустарников и деревьев, обведение формы пластины листа по контуру, определение окраски листа: основных цветов и оттенков при разном освещении (для детей старшего возраста).

При рассматривании листьев (особенно они красивы осенью) и  других объектов природы: красота (цельность, ажурность, изящество и другие) формы, строения, цвета, сочетание цветов, мягкие или, наоборот, неожиданные переходы одного цвета в другой.

                                                

Развивать образное мышление и воображение.

Собирание, рассматривание разнообразных природных материалов, составление разнообразных изображений  путём комбинирования разных природных  материалов. Складывание из листьев  разнообразных предметных, сюжетных и декоративных композиций, составление букетов. Рисование (лепка, вырезывание) фруктов, овощей, веток, цветов, птиц, животных и других природных объектов. С детьми старших и подготовительных групп создание дидактических игр: “Парные картинки”, “Найди такой же”, «С какой ветки детки?» (листья, семена), “Домино” и др.

Можно предложить  детям  нарисовать контуры разных по форме  листьев, а затем заполнить пластину листа внутри контура штрихами различной  конфигурации или мазками. Поощрять разнообразие и варианты, придуманные  детьми.

 

Развивать детское творчество.

В старшей и подготовительных группах - рисование осенних листьев  с натуры. На прогулке дети вместе с  воспитателем собирают осенние листья. Рассматривают их, а затем рисуют с натуры. Детям можно предложить вырезать и  наклеить, красивые осенние листья, составить реальную или декоративную композицию, например, осенний ковёр, осеннюю корзину и т. п. Характеризуя природные явления, следует широко привлекать художественное слово.

Предлагая детям изображать картины природы, необходимо как  можно больше разнообразить изобразительные материалы, стимулировать использование детьми различных способов изображения. 

Замечать изменения  в природе.

Сбор природного материала  для поделок из него, рассматривание, сравнение, складывание изображений. Создание красивых предметных, сюжетных и декоративных композиций.

Наблюдение за изменениями  в природе: погода, появление (исчезновение) бабочек, жуков, червяков, цвет листвы, деревьев и др.

Наблюдение неба: цвет, облачность, движение, превращение  облаков в разную погоду, в разное время дня.

Формирование у детей  знаний о предметах и явлениях природы, о животных, рыбах, птицах, их общих и характерных признаках.

Знакомить детей с  жизнью растений в разные времена  года, с характерными изменениями  в эти периоды времени (расцвечивание листьев, распускание почек, увядание травы, цветение цветов и др.).

Знакомство с жизнью животных, птиц на прогулках, экскурсиях.

Разговоры с детьми об увиденном (индивидуальные, групповые, с подгруппами).

Развитие детского творчества в процессе изображения объектов животного мира.

Учить детей изображать животных в рисунках (лепке, аппликациях). С этой целью выделять общие и  конкретные признаки животных, форму  и строение тела, форму частей, их величину и место положения по отношению к главной части.

Учить детей рассказывать об объектах природы.

Подобрать иллюстрации  в детских книгах разных художников, в которых изображены объекты  природы, пейзажи.

Обратить внимание детей  на разнообразие образного решения  изображения. Выделить с детьми разнообразные приёмы создания изображения. В доступной форме выделить и охарактеризовать манеру и отдельные средства выразительности разных художников.

Задание детям рассказать о том, что интересное, красивое, необычное увидел в природе.

Чтение книг Н. Скребицкого, Б. Бианки, Е. Чарушина, К. Чуковского, произведений А. С. Пушкина, С. Есенина и др.

Рассматривание иллюстраций  с изображением животных. Учить выделять сходство и различие. Рассматривание репродукций. Рассматривание скульптуры мелких форм.

Рисование (лапка) животных и птиц. Вырезывание и наклеивание индивидуальных и коллективных композиций

(реальных, декоративных, сказочных). Составление рассказов  о животных.

Воспитание бражного отношения к природе.

Показать детям связь  человека с природой: труд в природе, раскрыть влияние человека на природу (использование природных ресурсов), положительное и отрицательное отношение к природе (примеры из художественной литературы).

Подобрать стихотворения  о природе.

Подобрать музыку на тему природы.

Воспитателем подобрать материал и

 сделать краткие  сообщения о русских художниках-пейзажистах.

Организовать выставку детских работ по изображению  природы и поделок из природного материала.


 

 

 

II.4. Влияние основных средств по ознакомлению с природой на изобразительную деятельность  дошкольников

 

На первом этапе ознакомления дошкольников с природой важнейшую  роль играет основное средство- метод наблюдения.

ВТребования к наблюдению:

1. Целенаправленность наблюдения в изобразительной деятельности означает восприятие в первую очередь того содержания, тех особенностей объекта, которые служат основой для изображения, позволяет наглядно представить художественный образ как результат изобразительной деятельности.

2. Эмоциональность, неравнодушие восприятия. Без чувств рождаемых общением с природой, не может быть искусства, не может быть художественной, творческой деятельности.

3. Осмысленность наблюдения. Изобразительная деятельность требует особого восприятия предметов, явлений, выделение и осознание тех свойств, которые предстоит изобразить (форма, цвет, пропорции и т. п.). Однако выделение этих признаков должно быть не механическим, а осмысленным. Ребёнок должен понимать многие видимые явления. Например, почему сосны в лесу высокие, стройные, могучие, а одна сосна выросла на берегу большая и корявая. Почему у зайца задние лапы сильнее и длиннее передних.

4. Активность детей. В наблюдении необходимо обеспечить самую разнообразную активность детей: эмоциональную, мыслительную, речевую, двигательную. Только при этом процесс наблюдения будет эффективен.

5. Повторность наблюдений особенно важна для создания детьми разнообразных, выразительных образов. В процессе неоднократных наблюдений дети могут видеть один предмет в изменяющихся условиях, а значит, с разными внешними характеристиками (берёзка в ясный солнечный день, на закате солнца, в ветреный день; лес в “золотую” и позднюю осень).

6. Учёт возрастных возможностей детей и задач изображения при отборе объёма представлений, формируемых в ходе наблюдения. Это требование реализуется и в содержании и в методике ведения наблюдения с детьми.

Методика организации  и проведения наблюдения с детьми предлагает необходимость выбора места  и времени в соответствии с  задачами наблюдения, разнообразие вопросов, активизирующую познавательную деятельность детей, обогащение наблюдения другими приёмами: рассказ, пояснение, художественное слово, игровые моменты, элементы обследования и т. п.

Существуют некоторые  особенности наблюдений, проводимых с детьми разных возрастных групп. Старшие  дети уже способны к принятию цели наблюдения, связанной с последующим изображением. Однако о цели желательно сообщить после эмоционального восприятия красоты природы. В данном примере надо дать возможность ребёнку увидеть солнечные весенние цветы сразу, в сочетании красок. Целесообразно помочь детям “выплеснуть” свои чувства, выразить себя. Конечно, эта способность воспитывается. Если дети эмоционально глухи - задача педагога показать своё отношение, привлечь ребят к сопереживанию, побуждать к поиску слов, образов, сравнений для выражения чувств. После этого предложить нарисовать весенний пейзаж, цветы в поле и др.

Старшие дети способны более  сознательно и активно воспринимать явление, замечать за внешними изменениями  скрытые внутренние связи, зависимости, индивидуальные признаки, выражать это в слове. При систематической работе воспитатель легко побуждает детей к выражению своих чувств, представлений. Учитывая более сложные задачи изображения, со старшими дошкольниками можно рассматривать предметы (их сочетания) вблизи и издали, сравнивать по величине, устанавливать взаимное расположение в пространстве: ближе к нам, дальше, справа, слева и т. п. В наблюдениях со старшими дошкольниками можно формировать изобразительное представление. Для этого, выделяя какие-то изобразительные признаки объектов, можно предложить ребятам подумать, как это можно нарисовать, какой материал лучше использовать, какой цвет бумаги лучше подойдёт. В момент наблюдения целесообразно спланировать будущий рисунок. Например, тема ”Одуванчики на лугу” или “Весенний цветущий луг”. Дети придумывают композицию рисунка, выделяя в ней главное. Соответственно предстоит подумать, какой ширины будет полоса зелёного луга, полоса неба. Дошкольники размышляют, как, какими красками и материалами лучше рисовать весеннее небо, зелёный луг. Может быть акварелью по сырому фону, может быть цветными восковыми мелками  т. п.

Таким образом, в старших  группах действие восприятия, наблюдения теснейшим образом взаимосвязаны  с действием замысливания. Замысел  строится на основе непосредственных наблюдений, а развивающийся замысел симулирует дополнительное наблюдение.

На следующем, втором этапе ознакомления дошкольников с  природой особую роль играет искусство, в частности - пейзажная живопись.

Пейзаж  (фр. paysage от pays- местность, страна)- жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или изменённой человеком природы. Однако пейзаж- это не просто изображение общих свойств природы, её естественных закономерностей (время года, суток, погода), входящих в образную, социально-историческую, национальную и географическую характеристику страны, местности, указывающих на специфику национальной жизни, уклада. Это также выражение взглядов, убеждений, мыслей и чувств художника как представителя определённой эпохи. В пейзажной живописи предстаёт духовная атмосфера времени.

Художественный пейзаж - высшая ступень восприятия человеком  природы. Художник пейзажист располагает  большими возможностями отбора, обобщения  и выражения гармонии её естественной красоты языком живописи. В. Г. Белинский писал: «ландшафт, созданный на полотне талантливым живописцем, лучше всяких живописных видов природы… в нём нет ничего случайного и лишнего, все части подчинены целому, всё направлено к одной цели, всё образует собою одно прекрасное, целостное и индивидуальное. Действительность прекрасна сама по себе, но прекрасна по своей сущности, по своим элементам, по своему содержанию, а не по форме. В этом отношении действительность есть чистое золото, но не очищенное, в куче руды и земли: наука и искусство очищают золото действительности, перетопляют его в изящные формы ”.

Красота природы неисчерпаема, как неисчерпаемы и разнообразны сами её объекты. В зависимости от того, что является объектом изображения, различаются и виды живописного пейзажа: первозданный природный пейзаж- поле, луг, река, озеро, лес (лесной пейзаж), море (морской), горы (горный), космос (космический); изменённая человеком природа - сёла и города (соответственно сельский и городской пейзаж) с их ландшафтами; конструкции мостов и железнодорожных путей, фабрики и плотины на фоне природы (индустриальный), изображение какой-либо местности в определённую эпоху (исторический), а также сказочный и фантастический пейзажи.

Пейзажная живопись отличается от других жанров (натюрморта, портрета) иными измерениями пространства: многоплановостью, линейной и воздушной перспективой; многомерностью, многообъектностью. В ней предстаёт во взаимосвязи богатое разнообразие природных и созданных человеком объектов, их форм, размеров, фактур, цветовых взаимодействий: сезонных, климатических, временных. Помочь всё это передать и выразить производимое ими впечатление, мысли и настроение художнику помогает язык живописи: колорит, композиция, рисунок. Художник показывает красоту каждого мгновения, каждого состояния природы.

Как научить детей  видеть всё это великолепие, расшевелить  чувства, разбудить воображение, ассоциации, помочь проникнуться смыслом и гармонией  живописного пейзажа - вот сложнейшая задача взрослого.

Психологи и педагоги утверждают, что для полноценного восприятия художественного произведения детям необходим запас наблюдений, опыта положительно- активного отношения к окружающему. Глаз, воспитанный на наблюдении многообразия форм, на изучении красочных сочетаний в природе, будет более восприимчив к красоте искусства. Процесс понимания художественного образа представляет собой “накладывании” имеющихся знаний, впечатлений на воспринимаемое. Чем больше опыт наблюдения, тем глубже восприятие произведений искусства.

 Эстетически оценивая  явления природы, человек вкладывает в эту оценку своё содержание, свой человеческий смысл, ассоциации, т. е. связывает восприятие внешних качеств природы со своими переживаниями. Поэтому педагогическую работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописным пейзажем следует начинать с организации первоначального чувственного познания, созерцания детьми эстетических свойств природы, наслаждения ими, переживания их красоты. ( в данном случае речь идёт о наблюдении, которое, как уже говорилось необходимо применять на самом первом этапе ознакомления детей с природой).  Только после такой подготовки можно научиться видеть эти проявления в художественных картинах. Готовить глаз ребёнка к тому, чтобы он правильно видел, внимательно и целенаправленно постигал тайны красоты и изящества форм, цветовых созвучий, пространства, - это непростая и многотрудная задача. Смотреть и видеть - не одно и тоже. Воспитать глаз эстетически - значит сделать его восприимчивым к красоте цвета и форм, способным замечать изящное в предметах и явлениях, наслаждаться такими открытиями, удерживать их в памяти, проникаться восторгом и радостью перед “музыкой” и певучей гармонией природы. Это важно, так как через это закладывается фундамент эстетического восприятия, миросозерцания, мирочувствования, а значит, эстетического и художественного развития детей. Чудесное поселяется в душе ребёнка и живёт как радостное переживание, взволнованное удивление, любовь к своему краю, своей Отчизне.

Детям старшего дошкольного  возраста (5-6 лет) можно предложить пейзажи не только с ярко выраженными чертами сезона, но и изображающие природу в переходных сезонных состояниях (например, начало осени, золотая осень, поздняя осень), а также пейзажи, которые дети не наблюдали, но знания, о которых могут почерпнуть из других источников - литературы, кино и т. д. (например, морской, горный, лесной пейзажи). Надо познакомить детей с пейзажами, изображающими различные периоды суток, различные состояния погоды. Усложняется и ориентировка детей в выразительных средствах живописи- колорите, композиции, рисунке.

“Чтобы подвести ребёнка  к постижению красоты живописного  пейзажа, надо вложить в эту работу своё сердце, суметь передать своё видение, свои ощущения, подобрать слова, которые  бы тронули ребёнка, нашли взволнованный отклик в его душе. И тогда любовь к красоте, влечение к ней навсегда поселятся в сердце ребёнка, сердце станет добрее, а глаза - зорче”. (Н. Курочкина).

 

 

 

 

III. Экспериментальное исследование формирования субъективного отношения дошкольника к природе

III.1 Организация и методы исследования

 

Исследование формирования субъективного отношения к природе  у детей дошкольного возраста проводилось на базе ДОУ № в  г. Бийске. В эксперименте участвовало 20 детей в возрасте 6-7 лет.

Исходя из цели экспериментального исследования нами была подобрана методика «ЭЗОП» (Ясвин В.А., Дерябо С.Д.).

«ЭЗОП» вербальная, ассоциативная  методика, направлена на исследование типа доминирующей установки отношения  к природе. В ней использовались принципы вербальных ассоциативных  методик

Методика  проводится в устной форме. Мы использовали в индивидуальном варианте: испытуемый сообщал ответы экспериментатору устно.

Испытуемому предъявлялось стимульное слово  и предлагалось выбрать одно из пяти следующих, которое, по его мнению, больше всего «к нему подходит». Слова предъявлялись в высоком темпе, у испытуемого не оставалось времени осмыслить варианты (5 вариантов оказалось для этого наиболее оптимальным) и он был вынужден выбирать тот, который «первым пришел в голову». Этот вариант как раз и характеризует доминирующую экологическую установку.

Количество  выборов того или иного типа представляется в процентном отношении от максимально  возможного, а затем им присваиваются  соответствующие ранги: 1, 2, 3 и 4. Тип  установки, получивший наибольший удельный вес (1 ранг), рассматривается как ведущий у данной личности.

Опыт показывает, что, как правило, у испытуемых существует не один, а два преобладающих типа установок.

Информация о работе Формирование субъективного отношения дошкольника к природе посредством изобразительной деятельности