Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:11, дипломная работа
Цель исследования: изучение формирования субъективного отношения детей дошкольного возраста к природе посредством изобразительной деятельности. Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические и экспериментальные работы по экологической психологии, посвящённые проблеме.
2. Подобрать методы диагностики субъективного отношения дошкольного возраста к природе.
3. Провести диагностическое исследование экологического сознания детей дошкольного возраста, интерпретацию и сравнительный анализ результатов исследования.
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы экологического воспитания
I.1. Роль природы в эстетическом воспитании
I.2. Понятие экологического воспитания
I.3. Отношение к природе в дошкольном возрасте
Глава II
II.1. Психологические особенности детей дошкольного возраста
II.2. Выразительно-изобразительные средства в рисунках старших дошкольников
II.3. Содержание, формы и методы работы с детьми по
изобразительной деятельности во взаимосвязи с ознакомлением их с природой
II.4. Влияние основных средств по ознакомлению с природой на изобразительную деятельность дошкольников
Глава III. Экспериментальное исследование формирования субъективного отношения дошкольника к природе посредством изобразительной деятельности
III.1. Организация и методы исследования
III.2. Особенности субъективного отношения дошкольников к природе
III.3. Теоретическое обоснование развивающей программы
III.4. Оценка эффективности развивающей программы
Таким образом, работа по
ознакомлению детей с явлениями
и объектами природы обогащает
детское творчество новым содержанием,
углубляет нравственно-
Так, Т. С. Комарова, в своей книге “Дети в мире творчества” представила содержание, формы и методы работы с детьми по изобразительной деятельности во взаимосвязи с ознакомлением их с природой в обобщенной таблице, которую она разработала специально для дошкольных учреждений:
(мы полагаем, что ей следует воспользоваться на практике)
Задачи |
Содержание, формы и методы работы |
Развитие ощущений, восприятия детей, обогащение их сенсорного опыта. |
Используя объекты и явления природы, развивать у детей восприятие. Знакомить детей с формой плодов, листьев, цветов, обводя их по контуру формы рукой, пальцем. Знакомить детей с насекомыми, птицами, животными, также выделяя и называя их форму, строение, величину частей, цвет и оттенки. |
Развивать способность воспринимать, наблюдать, фиксировать форму, цвет, строение, изменение роста и развития, сходство и различие. |
Вместе с детьми рассматривать объекты природы и замечать их изменчивость по сезонам (изменение цвета растений и плодов), по мере созревания (плодов по цвету, величине), по мере роста животных (изменение пропорций тела), изменение положения тела животных и птиц при движении и разных позах. При знакомстве детей с животными, рыбами, птицами обращать внимание на общие признаки и различия в форме тела, частей животного. Такое рассматривание поможет затем изобразить объекты природы в рисунке (и др. видах изобразительной деятельности). В процессе наблюдений в
природе, которые следует осуществлять
каждый день, необходимо развивать
у детей разнообразные Всё это будет способствовать накоплению сенсорного опыта. |
Развивать эстетическое восприятие объектов и явлений природы. |
На прогулках рассматривание листьев, кустарников и деревьев, обведение формы пластины листа по контуру, определение окраски листа: основных цветов и оттенков при разном освещении (для детей старшего возраста). При рассматривании листьев (особенно они красивы осенью) и других объектов природы: красота (цельность, ажурность, изящество и другие) формы, строения, цвета, сочетание цветов, мягкие или, наоборот, неожиданные переходы одного цвета в другой. |
Развивать образное мышление и воображение. |
Собирание, рассматривание
разнообразных природных Можно предложить детям нарисовать контуры разных по форме листьев, а затем заполнить пластину листа внутри контура штрихами различной конфигурации или мазками. Поощрять разнообразие и варианты, придуманные детьми.
|
Развивать детское творчество. |
В старшей и подготовительных группах - рисование осенних листьев с натуры. На прогулке дети вместе с воспитателем собирают осенние листья. Рассматривают их, а затем рисуют с натуры. Детям можно предложить вырезать и наклеить, красивые осенние листья, составить реальную или декоративную композицию, например, осенний ковёр, осеннюю корзину и т. п. Характеризуя природные явления, следует широко привлекать художественное слово. Предлагая детям изображать картины природы, необходимо как можно больше разнообразить изобразительные материалы, стимулировать использование детьми различных способов изображения. |
Замечать изменения в природе. |
Сбор природного материала для поделок из него, рассматривание, сравнение, складывание изображений. Создание красивых предметных, сюжетных и декоративных композиций. Наблюдение за изменениями в природе: погода, появление (исчезновение) бабочек, жуков, червяков, цвет листвы, деревьев и др. Наблюдение неба: цвет, облачность, движение, превращение облаков в разную погоду, в разное время дня. |
Формирование у детей знаний о предметах и явлениях природы, о животных, рыбах, птицах, их общих и характерных признаках. |
Знакомить детей с жизнью растений в разные времена года, с характерными изменениями в эти периоды времени (расцвечивание листьев, распускание почек, увядание травы, цветение цветов и др.). Знакомство с жизнью животных, птиц на прогулках, экскурсиях. Разговоры с детьми об увиденном (индивидуальные, групповые, с подгруппами). Развитие детского творчества в процессе изображения объектов животного мира. Учить детей изображать животных в рисунках (лепке, аппликациях). С этой целью выделять общие и конкретные признаки животных, форму и строение тела, форму частей, их величину и место положения по отношению к главной части. |
Учить детей рассказывать об объектах природы. |
Подобрать иллюстрации в детских книгах разных художников, в которых изображены объекты природы, пейзажи. Обратить внимание детей на разнообразие образного решения изображения. Выделить с детьми разнообразные приёмы создания изображения. В доступной форме выделить и охарактеризовать манеру и отдельные средства выразительности разных художников. Задание детям рассказать о том, что интересное, красивое, необычное увидел в природе. Чтение книг Н. Скребицкого, Б. Бианки, Е. Чарушина, К. Чуковского, произведений А. С. Пушкина, С. Есенина и др. Рассматривание иллюстраций с изображением животных. Учить выделять сходство и различие. Рассматривание репродукций. Рассматривание скульптуры мелких форм. Рисование (лапка) животных и птиц. Вырезывание и наклеивание индивидуальных и коллективных композиций (реальных, декоративных, сказочных). Составление рассказов о животных. |
Воспитание бражного отношения к природе. |
Показать детям связь человека с природой: труд в природе, раскрыть влияние человека на природу (использование природных ресурсов), положительное и отрицательное отношение к природе (примеры из художественной литературы). Подобрать стихотворения о природе. Подобрать музыку на тему природы. Воспитателем подобрать материал и сделать краткие
сообщения о русских Организовать выставку детских работ по изображению природы и поделок из природного материала. |
II.4. Влияние основных средств по ознакомлению с природой на изобразительную деятельность дошкольников
На первом этапе ознакомления дошкольников с природой важнейшую роль играет основное средство- метод наблюдения.
ВТребования к наблюдению:
1. Целенаправленность наблюдения в изобразительной деятельности означает восприятие в первую очередь того содержания, тех особенностей объекта, которые служат основой для изображения, позволяет наглядно представить художественный образ как результат изобразительной деятельности.
2. Эмоциональность, неравнодушие восприятия. Без чувств рождаемых общением с природой, не может быть искусства, не может быть художественной, творческой деятельности.
3. Осмысленность наблюдения. Изобразительная деятельность требует особого восприятия предметов, явлений, выделение и осознание тех свойств, которые предстоит изобразить (форма, цвет, пропорции и т. п.). Однако выделение этих признаков должно быть не механическим, а осмысленным. Ребёнок должен понимать многие видимые явления. Например, почему сосны в лесу высокие, стройные, могучие, а одна сосна выросла на берегу большая и корявая. Почему у зайца задние лапы сильнее и длиннее передних.
4. Активность детей. В наблюдении необходимо обеспечить самую разнообразную активность детей: эмоциональную, мыслительную, речевую, двигательную. Только при этом процесс наблюдения будет эффективен.
5. Повторность наблюдений особенно важна для создания детьми разнообразных, выразительных образов. В процессе неоднократных наблюдений дети могут видеть один предмет в изменяющихся условиях, а значит, с разными внешними характеристиками (берёзка в ясный солнечный день, на закате солнца, в ветреный день; лес в “золотую” и позднюю осень).
6. Учёт возрастных возможностей детей и задач изображения при отборе объёма представлений, формируемых в ходе наблюдения. Это требование реализуется и в содержании и в методике ведения наблюдения с детьми.
Методика организации и проведения наблюдения с детьми предлагает необходимость выбора места и времени в соответствии с задачами наблюдения, разнообразие вопросов, активизирующую познавательную деятельность детей, обогащение наблюдения другими приёмами: рассказ, пояснение, художественное слово, игровые моменты, элементы обследования и т. п.
Существуют некоторые особенности наблюдений, проводимых с детьми разных возрастных групп. Старшие дети уже способны к принятию цели наблюдения, связанной с последующим изображением. Однако о цели желательно сообщить после эмоционального восприятия красоты природы. В данном примере надо дать возможность ребёнку увидеть солнечные весенние цветы сразу, в сочетании красок. Целесообразно помочь детям “выплеснуть” свои чувства, выразить себя. Конечно, эта способность воспитывается. Если дети эмоционально глухи - задача педагога показать своё отношение, привлечь ребят к сопереживанию, побуждать к поиску слов, образов, сравнений для выражения чувств. После этого предложить нарисовать весенний пейзаж, цветы в поле и др.
Старшие дети способны более
сознательно и активно
Таким образом, в старших
группах действие восприятия, наблюдения
теснейшим образом
На следующем, втором этапе ознакомления дошкольников с природой особую роль играет искусство, в частности - пейзажная живопись.
Пейзаж (фр. paysage от pays- местность, страна)- жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или изменённой человеком природы. Однако пейзаж- это не просто изображение общих свойств природы, её естественных закономерностей (время года, суток, погода), входящих в образную, социально-историческую, национальную и географическую характеристику страны, местности, указывающих на специфику национальной жизни, уклада. Это также выражение взглядов, убеждений, мыслей и чувств художника как представителя определённой эпохи. В пейзажной живописи предстаёт духовная атмосфера времени.
Художественный пейзаж - высшая ступень восприятия человеком природы. Художник пейзажист располагает большими возможностями отбора, обобщения и выражения гармонии её естественной красоты языком живописи. В. Г. Белинский писал: «ландшафт, созданный на полотне талантливым живописцем, лучше всяких живописных видов природы… в нём нет ничего случайного и лишнего, все части подчинены целому, всё направлено к одной цели, всё образует собою одно прекрасное, целостное и индивидуальное. Действительность прекрасна сама по себе, но прекрасна по своей сущности, по своим элементам, по своему содержанию, а не по форме. В этом отношении действительность есть чистое золото, но не очищенное, в куче руды и земли: наука и искусство очищают золото действительности, перетопляют его в изящные формы ”.
Красота природы неисчерпаема, как неисчерпаемы и разнообразны сами её объекты. В зависимости от того, что является объектом изображения, различаются и виды живописного пейзажа: первозданный природный пейзаж- поле, луг, река, озеро, лес (лесной пейзаж), море (морской), горы (горный), космос (космический); изменённая человеком природа - сёла и города (соответственно сельский и городской пейзаж) с их ландшафтами; конструкции мостов и железнодорожных путей, фабрики и плотины на фоне природы (индустриальный), изображение какой-либо местности в определённую эпоху (исторический), а также сказочный и фантастический пейзажи.
Пейзажная живопись отличается от других жанров (натюрморта, портрета) иными измерениями пространства: многоплановостью, линейной и воздушной перспективой; многомерностью, многообъектностью. В ней предстаёт во взаимосвязи богатое разнообразие природных и созданных человеком объектов, их форм, размеров, фактур, цветовых взаимодействий: сезонных, климатических, временных. Помочь всё это передать и выразить производимое ими впечатление, мысли и настроение художнику помогает язык живописи: колорит, композиция, рисунок. Художник показывает красоту каждого мгновения, каждого состояния природы.
Как научить детей видеть всё это великолепие, расшевелить чувства, разбудить воображение, ассоциации, помочь проникнуться смыслом и гармонией живописного пейзажа - вот сложнейшая задача взрослого.
Психологи и педагоги утверждают, что для полноценного восприятия художественного произведения детям необходим запас наблюдений, опыта положительно- активного отношения к окружающему. Глаз, воспитанный на наблюдении многообразия форм, на изучении красочных сочетаний в природе, будет более восприимчив к красоте искусства. Процесс понимания художественного образа представляет собой “накладывании” имеющихся знаний, впечатлений на воспринимаемое. Чем больше опыт наблюдения, тем глубже восприятие произведений искусства.
Эстетически оценивая явления природы, человек вкладывает в эту оценку своё содержание, свой человеческий смысл, ассоциации, т. е. связывает восприятие внешних качеств природы со своими переживаниями. Поэтому педагогическую работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописным пейзажем следует начинать с организации первоначального чувственного познания, созерцания детьми эстетических свойств природы, наслаждения ими, переживания их красоты. ( в данном случае речь идёт о наблюдении, которое, как уже говорилось необходимо применять на самом первом этапе ознакомления детей с природой). Только после такой подготовки можно научиться видеть эти проявления в художественных картинах. Готовить глаз ребёнка к тому, чтобы он правильно видел, внимательно и целенаправленно постигал тайны красоты и изящества форм, цветовых созвучий, пространства, - это непростая и многотрудная задача. Смотреть и видеть - не одно и тоже. Воспитать глаз эстетически - значит сделать его восприимчивым к красоте цвета и форм, способным замечать изящное в предметах и явлениях, наслаждаться такими открытиями, удерживать их в памяти, проникаться восторгом и радостью перед “музыкой” и певучей гармонией природы. Это важно, так как через это закладывается фундамент эстетического восприятия, миросозерцания, мирочувствования, а значит, эстетического и художественного развития детей. Чудесное поселяется в душе ребёнка и живёт как радостное переживание, взволнованное удивление, любовь к своему краю, своей Отчизне.
Детям старшего дошкольного возраста (5-6 лет) можно предложить пейзажи не только с ярко выраженными чертами сезона, но и изображающие природу в переходных сезонных состояниях (например, начало осени, золотая осень, поздняя осень), а также пейзажи, которые дети не наблюдали, но знания, о которых могут почерпнуть из других источников - литературы, кино и т. д. (например, морской, горный, лесной пейзажи). Надо познакомить детей с пейзажами, изображающими различные периоды суток, различные состояния погоды. Усложняется и ориентировка детей в выразительных средствах живописи- колорите, композиции, рисунке.
“Чтобы подвести ребёнка к постижению красоты живописного пейзажа, надо вложить в эту работу своё сердце, суметь передать своё видение, свои ощущения, подобрать слова, которые бы тронули ребёнка, нашли взволнованный отклик в его душе. И тогда любовь к красоте, влечение к ней навсегда поселятся в сердце ребёнка, сердце станет добрее, а глаза - зорче”. (Н. Курочкина).
III. Экспериментальное исследование формирования субъективного отношения дошкольника к природе
III.1 Организация и методы исследования
Исследование формирования
субъективного отношения к
Исходя из цели экспериментального исследования нами была подобрана методика «ЭЗОП» (Ясвин В.А., Дерябо С.Д.).
«ЭЗОП» вербальная, ассоциативная методика, направлена на исследование типа доминирующей установки отношения к природе. В ней использовались принципы вербальных ассоциативных методик
Методика проводится в устной форме. Мы использовали в индивидуальном варианте: испытуемый сообщал ответы экспериментатору устно.
Испытуемому предъявлялось стимульное слово и предлагалось выбрать одно из пяти следующих, которое, по его мнению, больше всего «к нему подходит». Слова предъявлялись в высоком темпе, у испытуемого не оставалось времени осмыслить варианты (5 вариантов оказалось для этого наиболее оптимальным) и он был вынужден выбирать тот, который «первым пришел в голову». Этот вариант как раз и характеризует доминирующую экологическую установку.
Количество выборов того или иного типа представляется в процентном отношении от максимально возможного, а затем им присваиваются соответствующие ранги: 1, 2, 3 и 4. Тип установки, получивший наибольший удельный вес (1 ранг), рассматривается как ведущий у данной личности.
Опыт показывает, что, как правило, у испытуемых существует не один, а два преобладающих типа установок.