Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:11, дипломная работа
Цель исследования: изучение формирования субъективного отношения детей дошкольного возраста к природе посредством изобразительной деятельности. Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические и экспериментальные работы по экологической психологии, посвящённые проблеме.
2. Подобрать методы диагностики субъективного отношения дошкольного возраста к природе.
3. Провести диагностическое исследование экологического сознания детей дошкольного возраста, интерпретацию и сравнительный анализ результатов исследования.
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы экологического воспитания
I.1. Роль природы в эстетическом воспитании
I.2. Понятие экологического воспитания
I.3. Отношение к природе в дошкольном возрасте
Глава II
II.1. Психологические особенности детей дошкольного возраста
II.2. Выразительно-изобразительные средства в рисунках старших дошкольников
II.3. Содержание, формы и методы работы с детьми по
изобразительной деятельности во взаимосвязи с ознакомлением их с природой
II.4. Влияние основных средств по ознакомлению с природой на изобразительную деятельность дошкольников
Глава III. Экспериментальное исследование формирования субъективного отношения дошкольника к природе посредством изобразительной деятельности
III.1. Организация и методы исследования
III.2. Особенности субъективного отношения дошкольников к природе
III.3. Теоретическое обоснование развивающей программы
III.4. Оценка эффективности развивающей программы
Необходимо обучать детей
Для обучения сопереживанию необходимы специальные виды деятельности, побуждающие к сочувствию и помощи живым существам. Формы такой деятельности разнообразны - можно завести аквариум или «звериную лечебницу».
Дети, выросшие в семьях, где царила
грубость, а то и жестокость, не сразу
проникаются сочувствием к
Общение с природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых чувств, обязательных для каждого человека.
Домашние животные - большая помощь в воспитании личных положительных качеств ребенка, но лишь при условии ответственного и бережного обращения с этими животными. Лишь тогда сформируются доброта, ответственность, чувство долга и т.п.
Мы отвечаем за живое - и за животное и за растение - перед природой, перед обществом, перед собственной совестью.
I.2. Понятие экологического воспитания
Экологическое воспитание
— это новое направление
I.3. Отношение к природе в дошкольном возрасте
Особенности субъективного отношения
к природе у дошкольников в очень большой
степени определяются особенностями мышления,
свойственными данному возрасту. Еще в
20-х - 30-х годах ХХ века Ж.Пиаже установил,
что основной чертой познавательной деятельности
дошкольника является эгоцентризм, который
приводит к тому, что ребенок четко не
дифференцирует свое "Я" и окружающий
мир, субъективное и объективное, переносит
на реальные связи между явлениями мира
собственные внутренние побуждения. Своеобразные
представления дошкольника о мире являются
следствием поверхностных обобщений,
которые делает ребенок в процессе взаимодействия
со своим окружением; неправомерность
этих обобщений обусловлена ограниченностью
его практики. По мнению Ж. Пиаже, несформированность
познавательной сферы приводит к антропоморфизму
в отношении к природе. [7, с. 42]. Поскольку в жизненном опыте ребенка
причинно-следственные связи между ним
и окружающими его людьми предшествуют
всем остальным, то совершенно естественным
для него является объяснение любых причинно-следственных
отношений в окружающей его природе по
аналогии с отношениями, существующими
между людьми: "Месяца нет на небе, потому
что он ушел в гости". Свойственный дошкольнику
антропоморфический способ осмысления
мира с неизбежностью приводит не только
к тому, что он, в сущности, считает различные
природные объекты субъектами, способными
думать, чувствовать, иметь свои цели и
желания, но и к неразличимости для него
границы между "человеческим" и "нечеловеческим". Поскольку
все природное включается дошкольником
в сферу "человеческого", то у него
формируется "субъектная установка"
по отношению к природным объектам, он
и относится к ним как к субъектам. Но отношение
к природным объектам как к субъектам
у дошкольника носит специфический характер:
отнесение всего природного к сфере "человеческого"
вовсе не означает для него, что оно является
чем-то равным в своей самоценности: Почему
у вас в аквариуме нет рыбок? Сдохли, отвечает
без тени эмоций пятилетний дошкольник. Зачем
ты ломаешь кусты? А их здесь много! Таким
образом, свойственный дошкольнику антропоморфический
способ осмысления мира приводит к формированию
у него субъектного характера модальности
субъективного отношения к природе, в
основе которого лежит "субъектная
установка", возникающая в результате
отнесения дошкольником всего природного
к сфере "человеческого", но не к сфере
равного в своей самоценности. Вторая характерная
черта мышления дошкольника артификализм
(от лат. arte искусственно и facere делать),
т.е. представление о том, что все объекты
и явления окружающего мира изготовлены
самими людьми для своих собственных целей. Артификализм
в восприятии природы и непоколебимая
вера в ничем неограниченное могущество
взрослого объясняют просьбы детей к своим
родителям подарить им лес, в котором они
только что гуляли, достать в неба звездочку
и т.д. С.Д. Дерябо приводит пример: "когда
маленькому Алику пришлось увидеть проехавший
автомобиль, очень понравившийся ему,
он настойчиво начал просить: "Мама,
еще!" Так же точно реагировала Марина
на пролетевшую ворону: она была искренне
уверена, что мама может заставить ворону
пролететь еще раз"[25, с.79]. Поскольку
в этом мире все существует для него или
для других людей, то и восприятие природы
дошкольником идет сквозь призму прагматизма:
"А что мне это может дать?". "Озеро
существует для того, чтобы я мог в нем
купаться", "Дождь идет для того, чтобы
я мог ходить по лужам", "Солнце существует
для того, чтобы я мог загорать" и т.д.
Ярким выражением типичного для дошкольников
прагматизма являются размышления героя
любимой детьми серии мультфильмов про
Виннипуха: "Зачем существует дерево?
Чтобы в нем было дупло. А зачем дупло?
Чтобы в нем жили пчелы. А зачем в нем жить
пчелам? Чтобы делали мед. А зачем делать
мед? Чтобы я его ел". Таким образом, свойственный
дошкольникам артификализм приводит к
формированию у них прагматического характера
модальности отношения к природе.
Глава II
II.1. Психологические особенности дошкольников
Контакт с естественной окружающей средой человека начинается с раннего возраста. Именно тогда закладываются начала экологической культуры личности. Этот процесс должен основываться на психологических особенностях дошкольников. Среди последних важными являются повышенная эмоциональная чувствительность, несформированность познавательной и волевой сфер. В отношении к природе ребенок не дифференцирует свое «Я» от окружающего мира, не различает границу между «человеческим» и «нечеловеческим»; у него преобладает познавательный тип отношения (какой объект бывает на ощупь, вкус, а не любуется им) сравнительно с эмоционально-чувственным и практически-действенным. Психологические особенности отношения дошкольников к природе определяют педагогическую стратегию формирования основ их экологической культуры. Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к "рукотворному миру", к себе и к окружающим людям. Поэтому экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии - это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у дошкольников.
Очень важно развитие интереса к окружающему миру, к труду и к жизни людей. Интерес побуждает к поиску новых знаний, новых умений, новых способов работы; он делает человека более деятельным, энергичным и стойким в этих исканиях. Интерес помогает расширить и углубить знания, повысить качество работы, он способствует творческому подходу человека к своей деятельности. Интерес к знанию проявляется в желании овладеть новой информацией, в стремлении к самостоятельному исканию нового, потребности решить возникающие в ходе работы вопросы.
Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности. Это такое стремление к знанию и самостоятельной творческой работе, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать ранее неизвестного, понять, проверить, выяснить и усвоить.
Возраст, как утверждает Эльконин Д. Б., от 3 до 5 лет - сензитивный период для развития познавательной потребности. Вообще, дошкольный возраст - важный период в жизни человека. В данном возрастном периоде закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка [19, с. 33].
Стремление к познанию, к овладению навыками и умениями у детей раннего и дошкольного возраста почти неисчерпаемо. Наблюдения показывают, что развитие познавательной потребности идет неодинаково у разных детей. У одних она выражена очень ярко и имеет, так сказать, «теоретическое» направление. У других она больше связана с практической активностью ребенка. Конечно, такое различие обусловлено прежде всего воспитанием.
Исследования детского мышления, проводившиеся группой психологов под руководством А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца, привели к выводу, что у нормально развивающихся детей дошкольного возраста начинает формироваться познавательная деятельность, как таковая, т. е. деятельность, направляемая и побуждаемая познавательной задачей. По данным этих исследований, именно на протяжении дошкольного возраста происходит становление познавательной задачи как задачи логической. Однако процесс этот имеет свои этапы. Первоначально познавательное отношение к действительности у дошкольника продолжает еще оставаться включенным в игровую и жизненно практическую деятельность.
Необходимо отметить, что в развитии познавательных интересов дошкольников существуют две основные линии:
1. Постепенное обогащение опыта
ребенка, насыщение этого
2. Данную линию развития
При этом каждому возрастному этапу присуща своя интенсивность, степень выраженности, содержательная направленность познания [24, с.82].
Объектом познания детей 2-3 лет, являются окружающие предметы, их действия. Дети этого возраста активно познают мир по принципу: «Что вижу, с чем действую, то и познаю». Накопление информации происходит благодаря манипуляции с предметами, личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях, наблюдениям ребенка за реальными явлениями.
Необходимым условием активности познания является разнообразие и сменяемость предметной сферы окружающей ребенка, предоставление свободы исследования (предметно-манипулятивная игра), резерв свободного времени и места для разворачивания игр.
К 3-4 годам дети накапливают довольно много представлений и знаний об окружающей действительности. Однако эти представления практически не связаны между собой. Ребёнок только пытается установить взаимосвязи между представлениями.
В этот период закладываются основы эстетического восприятия мира. Активно формируются способы чувственного познания, совершенствуются ощущения и восприятия.
Объектом познания становятся не только предметы, их действия, но и признаки предметов (цвет, форма, величина, физические качества). Эти знания помогают детям сравнивать объекты и явления по одному признаку или свойству и устанавливать отношения сходства - тождества и различия, осуществлять классификацию, сериацию.
В 4 года познавательное развитие ребёнка переходит на другую ступень - более высокую и качественно отличную от предыдущей. Средством познания становится речь. Развивается умение принимать и правильно понимать информацию, переданную посредством слова. Познавательная деятельность приобретает новую форму; ребёнок активно реагирует на образную и вербальную информацию и может ее продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею. Словарь детей обогащается словами-понятиями. В этом возрасте выделяются 4 основных направления познавательного развития: знакомство с предметами и явлениями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей; установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребёнка целостной системы представлений; удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей (именно с этого возраста целесообразно организовывать кружковую работу, занятия по интересам); формирование положительного отношения к окружающему миру.
Старший дошкольник познает уже «большой мир». В основе детского отношения к миру находятся заботливость, доброта, гуманность, сострадание. Дети уже могут систематизировать накопленную и полученную информацию, посредством логических операций устанавливать связи и зависимости, расположение в пространстве и во времени. Развивается знаково-символическая функция сознания, то есть умение использовать знаки для обозначения действий, признаков, построения модели логических отношений между понятиями.
Познавая различные объекты, события, явления ребёнок учится не только анализировать и сравнивать, но и делать выводы и выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия. У него появляется потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру путём созидания.
Накопленные к 6 годам сведения о мире являются серьезной базой для дальнейшего развития познавательной сферы ребёнка. Процесс познания в этом возрасте предполагает содержательное упорядочивание информации (весь мир - это система, в которой все взаимосвязано). Понимание взаимосвязанности всего происходящего в нашем мире является одним из основных моментов построения ребёнком элементарной целостной картины путём сопоставления, обобщения, рассуждения и выстраивания гипотетических высказываний, элементарных умозаключений, предвидений возможного развития событий.