Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:11, дипломная работа
Цель исследования: изучение формирования субъективного отношения детей дошкольного возраста к природе посредством изобразительной деятельности. Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические и экспериментальные работы по экологической психологии, посвящённые проблеме.
2. Подобрать методы диагностики субъективного отношения дошкольного возраста к природе.
3. Провести диагностическое исследование экологического сознания детей дошкольного возраста, интерпретацию и сравнительный анализ результатов исследования.
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы экологического воспитания
I.1. Роль природы в эстетическом воспитании
I.2. Понятие экологического воспитания
I.3. Отношение к природе в дошкольном возрасте
Глава II
II.1. Психологические особенности детей дошкольного возраста
II.2. Выразительно-изобразительные средства в рисунках старших дошкольников
II.3. Содержание, формы и методы работы с детьми по
изобразительной деятельности во взаимосвязи с ознакомлением их с природой
II.4. Влияние основных средств по ознакомлению с природой на изобразительную деятельность дошкольников
Глава III. Экспериментальное исследование формирования субъективного отношения дошкольника к природе посредством изобразительной деятельности
III.1. Организация и методы исследования
III.2. Особенности субъективного отношения дошкольников к природе
III.3. Теоретическое обоснование развивающей программы
III.4. Оценка эффективности развивающей программы
Инструкция:
«Вам будут предложены слова и к каждому из них еще по пять слов. Выберите из этих пяти то, которое для Вас лучше всего связывается с предложенным. Например: ЛОСЬ – следы, лесник, трофей, камни, рога. Отвечать нужно быстро, так как первая реакция наиболее точно отражает Ваш выбор».
№ п/п |
Виды экологических установок |
Количество в % |
1 |
Эстетическая |
60 |
2 |
прагматическая |
20 |
3 |
этическая |
10 |
4 |
когнитивная |
10 |
Анализ результатов показал, что высокий уровень выраженности преобладает по фактору: эстетическая установка (60%). Данные результаты говорят о том, что 60% испытуемых воспринимают природу как объект красоты. Средний уровень выраженности преобладает по фактору прагматическая установка (20%). Данный фактор отражает отношение к природе как к объекту пользы. Низкий уровень выраженности соответствует фактору: этическая установка (10%) и когнитивная (10%). Данные показатели отражают отношение к природе как к объекту охраны и объекту изучения. Таким образом, констатирующий этап продемонстрировал такие результаты, которые позволили сформировать дошкольников в две группы: I – экспериментальную;II- контрольную.
Список литературы
26. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М.,
1999.
27. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.
- М., 2000.
28. Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском
саду. - М., 1973.
29. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию./ Под
ред. Т. С. Комаровой. - М., 1991.
30. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. - М., 1994.
31. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. - М., 1995.
32. Саккулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. - М., 1965.
33. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.,
1991.
34. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. - М., 1996.
35. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения
социального опыта. - М., 1981.
36. Мелик-Пашаев А.А.., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. - М.,
1995.
37. Система эстетического воспитания в детском саду./ Под. ред. Н. А.
Ветлугиной. - М., 1962.
38. Эстетическое воспитание в детском саду./ Под. ред. Н. А. Ветлугиной.
- М., 1978.
39. Художественное творчество и ребёнок / Под. ред. Н. А. Ветлугиной. -
М., 1972.
40. Журнал “Дошкольное воспитание”, 1992, №2, статья Торшилова Е.
“Эстетическая одарённость: что это?”.
41. Журнал ”Дошкольное воспитание”, 1995, №3, статья Некрасова-Каратаева
О. и Осорина М. “Психологическая природа детского рисования”.
42. Журнал “Дошкольное воспитание”, , №10, статья Комаровой Т. С.
“Дошкольный
возраст: проблемы развития
способностей”.
43. Журнал ”Дошкольное воспитание”, 1996, №6, статья Дроновой О.
“Диагностика и формирование представлений о красоте в старшем
дошкольном возрасте”.
44. Журнал “Вопросы психологии”, 1996, №6, статья Адаскиной А. А.
“Особенности проявления эстетического отношения при восприятии
действительности”.
45. Журнал “Дошкольное воспитание”, 2000, №2, статья Аюевой И. “Воспитай личность!»
46. Флёрина Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста.
- М., 1956.
47. Курочкина Н. Знакомство детей с пейзажной живописью. – М., 2001
Приложение1
ВЕРБАЛЬНАЯ АССОЦИАТИВНАЯ МЕТОДИКА «ЭЗОП»
Методика, разработанная В.А. Ясвиным, С.Д. Дерябо, предназначена для исследования типа доминирующей установки учащихся в отношении природы. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (групповая форма тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.
Описание:
Условно можно выделить четыре типа таких установок: личность воспринимает природу как объект красоты («эстетическая установка»), как объект изучения, знаний («когнитивная»), как объект охраны («этическая») и как объект пользы («прагматическая»).
«ЭЗОП» -- это «эмоции», «знания», «охрана», «польза» -- такие рабочие названия типов установок использовались во времена создания методики.
Методика состоит из 12 пунктов. Каждый пункт содержит стимульное слово и пять слов для ассоциаций. Например: ЛОСЬ – следы, лесник, трофей, камни, рога. Эти слова отобраны как наиболее характерные, но «неявные» ассоциации, возникающие у людей, с четко выраженным доминированием соответствующей установки. (Четыре слова соответствуют четырем типам установки, пятое – для отвлечения внимания, «мусорное» слово).
Методика проводится в устной форме. На бланке фиксируется только ответ. Возможен индивидуальный и групповой вариант.
Обследуемому предъявляется стимульное слово и предлагается выбрать одно из пяти следующих, которое больше всего «к нему подходит». Слова предъявляются в крайне высоком темпе, у испытуемого на остается времени осмыслить варианты (5 вариантов для этого наиболее оптимальны) и он вынужден выбирать тот, который «первым пришел в голову», как раз и характеризующий доминирующую у него установку.
Количество выборов того или иного типа представляется в процентном отношении от максимально возможного, а затем им присваиваются соответствующие ранги: 1, 2, 3 и 4. тип установки, получивший наибольший удельный вес (1 ранг), рассматривается как ведущий у данной личности.
Опыт показывает, что, как правило, у испытуемых существует не один, а два преобладающих типа установок.
Инструкция:
Вам будут предложены слова и к каждому из них еще по пять слов. Выберите то из этих пяти, которое для Вас лучше всего связывается с предложенным. Например, дается слово "МЯЧ" и к нему следующие слова: "красный", "футбольный", "большой", "резиновый", "детский". В качестве ответа Вы записываете только выбранное слово, например, "резиновый". Отвечать нужно быстро, так как первая реакция наиболее точно отражает Ваш выбор.
1. ЛЕС: |
поляна (К) муравейник (И) заповедник (О) дрова(П) песок |
2. ЛОСЬ: |
следы (И) лесник (О) трофей (П) камни рога(К) |
3. ТРАВА: |
поливать (о) силос (П) кора роса (К) стебель (И) |
4. ОЗЕРО: |
улов (П) шерсть острова (К) моллюск (И) очищать (О) |
5. МЕДВЕДЬ: |
паутина хозяин (К) малина (И) редкий (О) шкура (П) |
6. ДЕРЕВО: |
осень (К) кольца (И) вырастить (О) мебель (П) сено |
7. БОЛОТО: |
головастик (И) заказник (О) торф (П) яблоки туман (К) |
8. УТКА: |
запрет (О) жаркое (П) рассвет (К) ветка кольцевание (И) |
9. РЫБА: |
жабры (И) серебристая (К) нерестилище (О) жарить (П) перо |
10. САД |
берлога цветущий (К) опыление (И) ухаживать (О) урожай (П) |
11. БОБР: |
ловкий (К) резцы (И) расселение (О) шуба (П) грибы |
12. ПРИРОДА: |
красота (К) изучение (И) охрана (О) польза (П) |
Примечание: в скобках после стимульного слова указывается, к какому типу установки относится данный ответ испытуемого; этот ключ, естественно, не зачитывается.
К - природа воспринимается как объект красоты —
"эстетическая" установка
И - природа воспринимается
как объект изучения —
"когнитивная" установка
О - природа воспринимается
как объект охраны —
"этическая установка"
П - природа воспринимается как объект пользы —
"прагматическая" установка
Обработка результатов. Каждый ответ испытуемого сравнивается с ключом и записывается в графу соответствующего типа установки. Количество выборов того или иного типа представляется в процентном отношении от максимально возможного, а затем им присваиваются соответствующие ранги: 1, 2, 3 и 4.
Необходимо отметить, что нужно обращать внимание на количество ответов, несовпадающих ни с одним типом установки в ключе — "мусорные слова". Опыт показывает, что если испытуемый выбрал 3 и более "мусорных" слова, то его результаты необходимо забраковать, так как он, вероятно, стремился специально использовать наиболее "неподходящие" ассоциации.
Интересную информацию может дать сопоставление доминирующей установки, полученной по первым 11 пунктам, и выбором в 12 пункте. В последнем пункте исследуемые установки даны "открытым текстом", и экспериментальная ситуация является практически получением ответа испытуемого на прямой вопрос "Природа есть ... (красота, изучение, охрана, польза)?".
Естественно, что при этом вступает в силу фактор социальной "желательности — нежелательности": из более тысячи испытуемых только единицы выбрали ответ "польза",— ведь откровенно прагматические установки на природу социально не одобряются. Опыт показал, что существует интересный "перевертыш": подавляющее большинство тех, у кого в целом по методике выявлена прагматическая установка, выбирают в последнем пункте ответ "охрана", ведь "природу надо охранять!"; и наоборот, только для нескольких из тех, кто выбрал ответ "охрана", характерна этическая установка на природу и по другим пунктам, а для очень многих — как раз прагматическая. Этот факт является своеобразным показателем ва-лидности методики: испытуемые действительно не могут "расшифровать" стимульные слова и сознательно фальсифицировать ответ.