Формирование субъективного отношения дошкольника к природе посредством изобразительной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:11, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение формирования субъективного отношения детей дошкольного возраста к природе посредством изобразительной деятельности. Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические и экспериментальные работы по экологической психологии, посвящённые проблеме.
2. Подобрать методы диагностики субъективного отношения дошкольного возраста к природе.
3. Провести диагностическое исследование экологического сознания детей дошкольного возраста, интерпретацию и сравнительный анализ результатов исследования.

Оглавление

Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы экологического воспитания
I.1. Роль природы в эстетическом воспитании
I.2. Понятие экологического воспитания
I.3. Отношение к природе в дошкольном возрасте
Глава II
II.1. Психологические особенности детей дошкольного возраста
II.2. Выразительно-изобразительные средства в рисунках старших дошкольников
II.3. Содержание, формы и методы работы с детьми по
изобразительной деятельности во взаимосвязи с ознакомлением их с природой
II.4. Влияние основных средств по ознакомлению с природой на изобразительную деятельность дошкольников
Глава III. Экспериментальное исследование формирования субъективного отношения дошкольника к природе посредством изобразительной деятельности
III.1. Организация и методы исследования
III.2. Особенности субъективного отношения дошкольников к природе
III.3. Теоретическое обоснование развивающей программы
III.4. Оценка эффективности развивающей программы

Файлы: 1 файл

катин диплом.doc

— 241.00 Кб (Скачать)

Тема: «Формирование субъективного  отношения дошкольника к природе  посредством изобразительной деятельности »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы экологического воспитания

I.1. Роль природы в эстетическом воспитании

I.2. Понятие экологического воспитания

I.3. Отношение к природе в дошкольном возрасте

Глава II 

II.1. Психологические особенности детей дошкольного возраста

II.2. Выразительно-изобразительные средства в рисунках старших дошкольников  

II.3.  Содержание, формы и методы работы с детьми по

изобразительной деятельности во взаимосвязи с ознакомлением  их с природой

 II.4. Влияние основных средств по ознакомлению с природой на изобразительную деятельность  дошкольников

 

Глава III. Экспериментальное исследование формирования субъективного отношения дошкольника к природе посредством изобразительной деятельности

III.1. Организация и методы исследования

III.2. Особенности субъективного отношения дошкольников к природе

III.3. Теоретическое обоснование развивающей программы

III.4. Оценка эффективности развивающей программы

III.5. Проблемы развития детского изобразительного творчества в психолого-педагогической и методической литературе 

Заключение

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Важнейшей задачей современного общества, педагогической науки является задача поиска путей и эффективных механизмов, условий экологизации общественного и индивидуального сознания, формирования у подрастающего поколения экологической культуры и экологической жизненной позиции.          В наше время очень актуальна проблема формирования экологической культуры всего населения, начиная с дошкольного возраста, т. к. именно дошкольный возраст является начальным этапом становления экологической культуры личности, её экологического сознания и отношения к природе. Многие педагоги-практики, в частности Н.Н Кондратьева, Н. А. Рыжова, С. Н. Николаева и А. М. Федотова, отмечают, что одной из наиболее важных составляющих формирования экологической культуры является экологическое отношение.         Многими психологами изучались отношения, как предмет психологического исследования. Эти исследования раскрывают актуальность проблемы формирования субъективного отношения к природе и раскрывают специфику механизмов его развития. Хотелось бы особое внимание уделить механизмам эмоциональной идентификации и эмпатии,  благодаря которым, в результате восприятия может стать устойчивое внутреннее расположение личности к природному объекту, что позволяет далее взаимодействовать с ним и определяет дальнейшую этику поведения в соответствующих ситуациях, что способствует формированию субъективного отношения к природе на положительных началах.        Учитывая первичные эмоциональные связи человека с окружающим миром, которые возникают посредством чувственного восприятия, важно формировать у детей осознание себя как части природы, показать сходство с её представителями с помощью идентификации и развивать к ним сочувствие, сопереживание, эмпатию, переходящие в содействие.

Ребенок в своей непосредственности, особенно чуток к эстетическому в природе. Он, в значительно большей степени, чем взрослый, чувствует себя частью природы, ощущает свою связь с ней, он меньше отягощен разного рода заботами.

В дошкольном возрасте дети учатся воспринимать и ощущать красоту и ценность окружающей природы.

Общение с природой и  искусством влияет на детей терапевтически -нейтрализует негативные эмоции и  страх, уравновешивает внутреннюю гармонию и психическое здоровье.

В формировании личности ребятёнка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д. 
Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил. Изобразительная деятельность ребёнка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого.

Объектом исследования являются дети дошкольного возраста.  Предмет исследования субъективное отношение детей к природе.  Цель исследования: изучение формирования субъективного отношения детей дошкольного возраста к природе посредством изобразительной деятельности.           Гипотеза исследования: использование техник изобразительного искусства на занятиях по экологическому воспитанию существенно изменит субъективное отношение детей дошкольного возраста к природе.   Задачи исследования:

1. Проанализировать теоретические и экспериментальные работы по экологической психологии, посвящённые проблеме.

2. Подобрать методы  диагностики субъективного отношения  дошкольного  возраста к природе.

3. Провести диагностическое  исследование экологического сознания детей дошкольного возраста, интерпретацию и сравнительный анализ результатов исследования.

Методы исследования:

  1. анализ литературных источников;
  2. педагогический эксперимент;
  3. тестирование (опросник “ЭЗОП” В. А. Ясвин, С. Д. Дерябо);
  4. статистический метод обработки данных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Теоретические аспекты изучения проблемы экологического воспитания

I.1. Роль природы в эстетическом воспитании

 

Умение видеть природу - первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой.

Смотреть на природу  еще не значит ее видеть. Воспринимается далеко не все то, что  отпечатывается на сетчатке глаз, а  лишь то, на чем сосредотачивается  внимание. Мы видим лишь тогда, когда  осознаем. Детей нужно учить видеть. Это значит не только показать, но и описать словесно. Описать краски и оттенки закатного неба и зари, описать форму облаков и их окраску, описать звездное небо или луну, показывая все это. Если жители высоких этажей могут видеть небо из окна или с балкона, то другие увидят его, выйдя во двор. Небо чрезвычайно разнообразно и всегда прекрасно. Созерцать его ежедневно, в течение всей жизни, не может надоесть, как не может надоесть дышать.

Как считает Веретенникова  С.А., наоборот, каждый день такое созерцание, хотя бы в течение нескольких минут, освежает душу. Так же нужно «увидеть» снегопад или дождь, или грозу [7, с.38].

Редко встречаются города, где нет реки, пруда или озера. Вода не так разнообразна, как небо, но и она богата красками, оттенками. А ведь есть города и селения, расположенные на берегах морей.

В доме всегда должны быть цветы, за которыми ребенок ухаживает, наблюдает и красоте которых  радуется.

В самом промышленном городе есть деревья во дворах, бульвары, скверы, парки. И здесь нужно учить  детей «видеть» деревья, цветы, кустарники: замечать особенности и оттенки лепестков, листьев, наблюдать как набухают и распускаются почки или начинают желтеть листья, как зацветают цветы и созревают семена. Нужно, чтобы ребенок выбрал в ближайшем окружении дерево, которое ему кажется самым привлекательным, и наблюдал за его увяданием и зимним сном. Пусть он относится к любимому дереву как к дружественному существу - навещает его, замечает новые побеги, помогает ему.

Необходимо показать ребенку особенности поведения  воробьев, галок, голубей, научить описывать их оперение, глаза, форму тела и лапок, расскажите ребенку об их жизни, заботах, о строгих правилах стаи и т.п.Нужно Устроить кормушку на окне, и пусть ребенок подкармливает птиц зимой. Прекрасно, если он сможет узнать двух-трех птиц. Ведь животное становится ближе, когда мы видим своеобразие его поведения, его гнев, страх или радость, его отношение к другим птицам, к нам самим.

Ребенок должен научиться  «видеть» окружающих домашних животных. Не следует переоценивать «заразности» животных как считает С. Н. Николаева

[18, с. 86].

«Главная задача в  эстетическом развитии средствами природы - это пробуждение у детей эмоционального отношения к ней. Эмоциональное  отношение к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее.

«Природа является одним  из факторов, влияющих на развитие и  формирование эстетических чувств, она  неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия  на человека. В жизни людей природа  занимает значительное место, способствует формированию и развитию эстетических чувств и вкусов» [18, с. 24].

По мнению Бондаренко В. Д.,  любовь к родной природе  воспитывается с раннего возраста. «Именно в это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней»[5, с.49].

Эстетические чувства  тесно связаны с нравственными. Любовь к Родине - это сложное  моральное чувство, которое органически  соединено с эстетическими чувствами, вызываемыми общением с природой.

наиболее эффективна следующая последовательность работы:

-непосредственное восприятие  природы,

-организованное наблюдение  над природой во время прогулок  и экскурсий.

-сочетание метода  наблюдения с методом активных  действий во время работы на  опытном участке [5, с.61].

В настоящее время, эстетическое воспитание средствами природы должно занять подобающее место в системе эстетического воспитания.

Многое в связи с  этим зависит от воспитателя, от его  знаний, от его увлеченности.

В работе по эстетическому  воспитанию средствами природы с детьми дошкольного возраста воспитатель должен хорошо знать особенности данного возраста.

У детей дошкольного  возраста наблюдается большое стремление к самостоятельности, независимости. Они все хотят увидеть, все  открыть сами. Этот интерес побуждает  детей к активной деятельности. Но ее направление по отношению к природе может быть различным: одни из них могут разорять гнезда, стрелять из рогаток в птиц, а другие - разводить рыб, ухаживать за голубями.

Воспитание - это организация  деятельности ребенка, в которой важную роль играет организация отношений. Что же значит организовать деятельность ребенка? Понятие деятельности - сложное понятие: всякая деятельность побуждается потребностью, имеет мотив (более или менее осознанную побудительную причину) и цель - то, ради чего совершается действие.

Таким образом, организовывая деятельность ребенка, т.е. воспитывая его, нужно  дать ему опору в соответствующей  потребности, побудить к нужной мотивации  и привлечь к определенной цели. Потребности, мотивы и цели - основа наших отношений и наших чувств.

Только организовав  потребности, мотивы и цели деятельности своего ребенка соответственной  той задаче, какую вы ставите в  воспитании, можно воспитать желаемое качество его личности. А организовать возможно опять же лишь в деятельности.

Задача педагога состоит  в том, чтобы направить появившийся  интерес в правильное русло, убедить  ребят, что, истребляя природные  богатства, они наносят урон не только красоте родного края, но и себе (моральный, эстетический). «Охотиться»  можно и с фотоаппаратом, и с кинокамерой. Такой вид «охоты» обогатит эстетический, эмоциональный мир ребенка, разовьет в нем наблюдательность, любознательность, любовь к прекрасному.

В работе по эстетическому  воспитанию важно знать и учитывать  не только направленность интересов, но и особенности этого восприятия (эстетического): воспринимая явление окружающей действительности, человек руководствуется не только познавательными и моральными критериями, но и эстетическими принципами.

Эстетическое восприятие - это способность создавать или воспроизводить и эмоционально окрашивать целостные образы под влиянием реальных предметов и художественных произведений.

Содержание и богатство чувств, вызванных непосредственным общением с природой, находятся в прямой зависимости от характера восприятия. В соответствии с возрастом эстетическое восприятие имеет свои особенности, обусловленные запасом представлений и объемом жизненного опыта детей.

Старшие дошкольники, как правило, не могут верно оценивать картину  виденного в целом. У них еще отсутствует способность объединять, синтезировать отдельные восприятия в общие впечатления.

Способность заметить, выделить красивое развивается постепенно. Но если развитие происходит стихийно, без целенаправленного  влияния детского сада и семьи, то оно может задержаться. Поэтому воспитатель должен направлять эстетическое воспитание своих воспитанников, чтобы они на всю жизнь не остались глухи и слепы к красоте природы.

В.А.Сухомлинский говорил: «Добрый ребенок не сваливается  с неба. Его надо воспитывать».

Да, доброта по сей  день становится в ряд с такими качествами, как мужество и храбрость. А ведь для доброты требуется  немалое мужество и храбрость. Для  доброго дела часто нужно наступить «на горло собственной песне», и это требует гораздо большего мужества, чем «наступить на горло» чужой песне.

Информация о работе Формирование субъективного отношения дошкольника к природе посредством изобразительной деятельности