Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 23:59, реферат
Во всякой культуре человеческая телесность образует важную ценностную
сферу. Культурные факторы во многом формируют человеческое тело и всю
телесную культуру, т.е. поведение и отношения, связанные с соматическими
характеристиками человека. "Культурное тело как-бы надстраивается над
телом антропологическим и социальным, корректируя механизмы
жизнеобеспечения. Образ "телесного Я" соотносится с культурными
ориентациями, представлениями о достоинстве, силе, красоте, физической
сноровке, социальной и культурной уместности или оригинальности.
Роль культуры в формировании любовных отношений.
Особенности русской национальной культуры.
Исследование феномена любви в русской
публицистике XIX-XX вв.
Любовь в литературе и художественной критике.
Европейская и русская концепция любви.
В.Розанов о вопросах любви.
Две линии в религиозной философии любви
( Соловьев против Флоренского).
Содержание:
публицистике XIX-XX вв.
Роль культуры в формировании любовных отношений.
Во всякой культуре человеческая телесность образует важную ценностную
сферу. Культурные факторы во многом формируют человеческое тело и всю
телесную культуру, т.е. поведение и отношения, связанные с соматическими
характеристиками человека. "Культурное тело как-бы надстраивается над
телом антропологическим и социальным, корректируя механизмы
жизнеобеспечения. Образ "телесного Я" соотносится с культурными
ориентациями, представлениями о достоинстве, силе, красоте, физической
сноровке, социальной и культурной уместности или оригинальности.
Хотя телесность естественно соотносится с темой эроса и секса, в
различных культурах между этими сферами проводится та или иная
дистанция, и конечно на сексуальные отношения во многом влияют и
социальные факторы и важнейший из них - это постоянно существовавшее
разделение труда между полами. Различие в характере социализации,
начиная с раннего детства и на протяжении всей жизни, и культурная
дистанция между полами - характерный признак почти всех культур, за
немногими исключениями. Почти во всех культурах доиндустриального
периода женщине отводилось подчиненное положение, ограниченное как в
правовом отношении, так и культурными нормами и ценностями.
Любовь, как один из наиболее сильных факторов в человеческих
отношениях, была постоянным предметом регуляции через систему моральных
норм, правва и религии. Упорядочить любовь, внести ее в социальные
рамки, не допустить, чтобы
аффективная сторона любви
нормативности, - такова была важная задача всякой социокультурной
системы, но вместе с тем всякое общество не только допускало, но и
культивировало в определенных сферах и формах любовные отношения,
придавая им соответствующую аксиологическую форму. Идеальная
платоническая любовь к Мадонне или Прекрасной даме, не только лишенная
телесности, но и не ожидающая ответа, гаремные распорядки азиатских
властителей, любовные похождения авантюристов, любовные крушения в
реалистически изображаемой жизни - все эти варианты доставляли
бесконечные сюжеты для художественной литературы и находили себе место в
жизни, придавая ей огромное разнообразие.
Особенности русской национальной культуры.
Хорошо известно то, что исходная историческая и социологическая
характеристика русской культуры состоит в том, что в ней отражается
пограничное положение России между двумя континентами и цивилизационными
типами - Европой и Азией, Западом и Востоком. Именно это промежуточное
положение, взаимодействие с обоими этими началами и противодействие им
привело к глубокой противоречивости русской культуры, ее раздвоенности и
внутренним расколам. Неся в себе черты сходства с культурой Запада и
культурами Востока, русская культура вместе с тем отличается от них. По
выражению Н.Бердяева, Россия соединяет в себе Запад и Восток как два
потока мировой истории и это соединение превращает ее отнюдь не в некий
интегральный вариант, а в арену "столкновения и противоборства восточных
и западных элементов". Эта хорошо знакомая исходная антиномия
развертывалась в "поляризованности русской души", в культурном расколе
между правящим классом и народными массами, в переменах внутренней
политики от попыток реформ к консерватизму, а во внешней политике от
тесного союза со странами Запада до противостояния им всем. Но Бердяев
имеет в виду не только противоречия между трудящимися и имущими слоями,
народом и интеллигенцией, обществом и государством. Этим противоречиям
он придает несомненное значение как ситуативных причин, однако глубокие
разлады были присущи самой русской культуре на разных этапах ее истории.
В этой культуре можно найти немало антиномий, свойственных всякой
культуре и создающих разнообразие национально-духовной жизни:
индивидуализм - коллективизм, смирение - бунт, природная стихийность -
монашеский аскетизм, мягкость - жесткость, самоотверженность - эгоизм,
элитарное - народное, высокое - обыденное, и др.
Но наряду с этими
антиномиями постоянно
принципиального разрыва:
идеалам;
мессианским универсализмом;
государству;
стремлением к превращению православия во вселенскую религию;
деспотизму и сословной иерархии;
стяжательством и безграничной свободы, исканием Божьей правды;
личности, рациональной организации жизни и "восточничеством" как
интересом к упорядоченной и стабильной. Но сложной и разнообразной
жизни, отличной от русской действительности, или же как к региону
высокой духовности и мистических озарений.
Отмеченные противоречия в русской культуре постоянно проявляют себя в
различных сферах, отражаясь в художественном плане в поисках высокого
ценностно-смыслового содержания в жизни, что придало ей несомненное
мировое значение. Это относится
лучше всего к русской
литературе. Сама постановка "неразрешимых" проблем и выяснение их
высшего гуманистического смысла придавали литературе общечеловеческую
значимость. В своих классических достижениях русская литература
выступала как носительница современного просвещения, разума и гуманизма,
как средства выяснения соотношения личности и общества, личности и
государства, социального устройства жизни, отношений между
представителями разных социальных слоев и культур. Социальный критицизм
делал ее выразительницей подлинных народных интнрнсов, все больше
расходившихся (начиная с Чаадаева, Грибоедова, Пушкина) с самодержавием
и связанной с ним официальной культурой. Отмеченная Достоевским
"всемирная отзывчивость
придавало этой культуре
значение, делала ее духовной заступницей всех людей без социальных,
национальных или религиозных различий.
Исследование феномена любви в русской публицистике XIX -ХХ вв.
... Существует традиционное
представление о том, что
литература не знает таких прекрасных образов любви, как литература
Западной Европы. У нас нет ничего подобного любви трубадуров, любви
Тристана и Изольды, Данте и беатриче, Ромео и Джульетты... Возможно, в
России действительно не было таких богатых традиций в развитии любовного
романа, какие были в Западной Европе. Между тем русская литература XIX
века дала глубокое освещение феномена любви. Впроизведениях таких
писателей, как Пушкин и Лермонтов, Толстой и Достоевский, Лесков,
Куприн, и многих других сложились черты Русского Эроса, русского
отношения к вечной и возвышенной теме - любви.
Другое дело - художественная критика и философия. Очевиден тот факт, что
русская философия любви XIX века чрезвычайно бедна: в огромной
философской литературе мы не найдем сколько-нибудь значительных
сочинений на эту тему. Более того, литературная критика с необычайной и
труднообъяснимой резкостью ополчалась против малейшего элемента
чувсвенности в романах и поэзии, объявляя такую литературу
"непристойной", "циничной",
"мерзкой" и "порнографической"
Пожалуй, единственным исключением была статья Н.Чернышевского "Русский
человек на rendez-vous". В ней Чернышевский попытался вскрыть странную
особенность русского характера, особенно ярко отразившуюся в романах
Гончарова: русский мужчина там, где ему надо проявить решительность в
отношении к любимой женщине, оказывается нерешительным, медлит,
морализует, сомневается и готов бежать от женщины, которую любит,
проявляя чисто женскую застенчивость и пассивность. Он готов пылко
любить, но скорее в мечте, чем в реальности.
В своей статье Чернышевский затронул важную черту русского характера,
которая отражается и в русском Эросе. Позднее эту тему развил Н.Бердяев,
когда он писал о "вечно бабьем" в русском характере.
Но в целом русская культура в отношении к проблемам Эроса
парадоксальна: она чрезвычайно богата в художественно-литературном
освещении любви и исключительно бедна в философско-теоретическом
осмыслении этого феномена.
Довольно трудно объяснить причины этого, по сути дела, негативного
отношения к проблемам любви. В.Розанов определял это невнимание к
вопросам Эроса и пола атеизмом. "Связь пола с Богом,- писал он в своей
книге "Уединенное",- большая, чем связь ума с Богом, чем даже связь
совести с Богом,- выступает из того факта, что все а-сексуалисты
обнаруживали себя а-теистами. Те самые господа, как Бокль и Спенсер, как
Писарев и Белинский, о поле сказавшие не больше слов, чем об
Аргентинской Республике, очевидно не более о нем и думавшие, в то же
время до того изумительно атеистичны, как бы до них и вокруг них не было
никакой религии"*.
Можно по разному относится к этому выводу. Но очевидно, что в строгой
этике русских революционеров-
чувственной природе человека. Поэтому рассуждения о любви воспринимались
как дань туманному романтизму, который, как известно, не был особенно
популярен в русской эстетике.
Приходится поэтому удивляться, с какой вулканической энергией тема
любви врывается в русскую литературу конца XIX - начала XX века - в
публицистику, художественную критику, эстетику, философию и теологию. О
Информация о работе Роль культуры в формировании любовных отношений