Место и роль философии в культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 14:54, реферат

Краткое описание

Философия – это методология, являющаяся мировоззрением, и мировоззрение, выступающее в роли методологии. Эту особенность Карл Маркс выразил так: философия должна не просто объяснять мир (быть мировоззрением), а быть средством его изменения (быть методологией). А по мнению Альберта Швейцера, наиболее существенной является ценностно-ориентационная функция философии, превращающая ее в «страж культуры». Философия призвана предупреждать людей о кризисе духовных ценностей.

Оглавление

Раздел 1: Введение 3

Раздел 2: Место и роль философии в культуре 7

1. Цивилизационные особенности становления философии. 7

2. Место философии в культуре. 9

3. Роль философии в культуре. Философия и мировоззрение 13

4. Научная ориентация философии. Мировоззренческая и методологическая функция философии. 15

5. Практическая ориентация философии. Моральная функция философии 16

6. Назначение философии 17

Заключение 19

Список литературы 21

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 42.58 Кб (Скачать)

Содержание

Раздел 1: Введение 3

Раздел 2: Место и роль философии в культуре 7

1. Цивилизационные особенности становления философии. 7

2. Место философии в культуре. 9

3. Роль философии в культуре. Философия и мировоззрение 13

4. Научная ориентация философии. Мировоззренческая и методологическая функция философии. 15

5. Практическая ориентация философии. Моральная функция философии 16

6. Назначение философии 17

Заключение 19

Список литературы 21

 

Раздел 1: Введение

     Каждый  из нас слово «философия» так  или иначе увязывает со словом «культура». И это правильно, ведь между ними существует глубокая связь, хотя бы в том плане, что и философия, и культура характеризуют присущую только людям сферу жизнедеятельности. А если их сопоставить, то станет ясным, что понятие «культура» гораздо шире, чем понятие «философия». В сферу культуры помимо философии входят мифология, религия, наука, искусство, политика и т.д. Культурой называют все то, что создано с помощью ума, сердца и рук человека. Культура есть сотворенные человеком материальные и духовные ценности. Вместе с тем, культура – не только результат человеческой деятельности, но и сама эта деятельность.

     Таким образом, в понятии «культура» отражена специфика человеческого способа  бытия. Культура есть то, что отличает человека от животного.

     Культура  – мера человеческого в человеке.

     Что касается «философии», то ее, как правило, относят к сфере духовной культуры, к сфере далекой от материальной жизни, от повседневных проблем. Слово  «философия» производно от древнегреческого слова, обозначающего «любовь к  мудрости», но, пользуясь им в повседневной жизни, мы часто вкладываем в него другой смысл. Иногда под философией понимают отношение к определенной деятельности, когда мы говорим: «Мне не нравится твоя философия жизни» или «У него своя философия» и т.д. Слово «философия» используется всякий раз, когда хотим выразить что-то долгосрочное, вечное, глубокое, сложное, серьезное. Таковы сочетания «философия политики», «философия образования», «философия науки», «философия воспитания» и т.п. Порой советуют относиться к чему-либо «философски», не руководствуясь сиюминутными настроениями и соображениями.

     Словом, вне зависимости от многообразия значений, вкладываемых в слова «философия», «философский» в обыденной речи, мы ощущаем, что они связаны с  каким-то видом чрезвычайно сложной  духовной (умственной) деятельности далекой  от реальной материальной жизни и  практической пользы. Как бы предвидя такую участь философии, великий  древнегреческий философ Аристотель подчеркивал, что от философии не нужно ждать сиюминутной практической отдачи. По своей сути философия  связана не с решением частных  прикладных, то есть тактических задач, а со стратегией человеческой жизни, со свободой человека. Философия –  удел свободного человека.

     Зарождение философии связано с разделением общества на богатых и бедных и с отделением умственного труда от физического, когда появились люди, свободные от тягот и лишений повседневной жизни и занимающиеся преимущественно умственным трудом. Когда за нас думают, за нас решают, о нас заботятся, философия не нужна. Она нужна людям, которые берут на себя груз ответственности за свою жизнь и за свою судьбу, отвечают за свой выбор, за свои решения. Но это лишь одна сторона зарождения философии.

       Другой его стороной является  способность к абстрактному мышлению, умение оперировать воображаемыми  объектами, то есть вырабатывать  «мысли о мыслях». Это процесс  называют рефлексированием, а по-простому, философствованием. Почти каждый  человек в душе своей «немножко  философ», иногда сам того не  понимая. 

     Великий немецкий мыслитель Иммануил Кант относил философию к естественным склонностям души. Действительно, каждый человек рано или поздно задается вопросами: в чем смысл жизни? что есть истина? возможно ли бессмертие? быть или не быть? и т.п. Кант обобщил их в три и назвал философскими: что я могу знать? что я могу делать? и на что я могу надеяться?

     Человек так или иначе отвечает на эти вопросы. Но всегда ли эти ответы можно назвать философскими? Наука акцентирует внимание на вопросы: что? где? когда? почему?, а философия – главным образом, на другие вопросы: зачем? во имя чего? с какой целью? Характер этих вопросов позволяет «философствовать» везде и всюду. Философия требует определенных знаний, умений и навыков, прежде всего навыков ясного и логичного мышления.

     Таким образом, философия дистанцируется как от науки, так и от философствования на обыденном уровне. Действительно, в предмет науки не входят «запредельные  проблемы», а обыденное философствование не привлекает рациональные формы в  виде теорий, понятий, концепций и  учений.

     Философию нельзя выучить как физику или химию. Философские воззрения должны быть самостоятельно выработаны, выстраданы личным опытом на пути личных, собственных исканий истины. Философские идеи не передаются сугубо «книжным» путем из «головы в головы». Они воспринимаются не только «головой», то есть разумом, но и «сердцем», то есть чувствами.

     Этой  особенностью определяется место философии  в культуре. В самом общем виде можно выделить два основания  культуры: знания, отраженные в понятиях и выраженные в языке, а также  ценности, определяющие интересы людей  и удовлетворяющие их потребности. Философия синтезирует знания и  ценности в одно целое, другими словами  – философия рефлексирует над  основаниями культуры.

       При всем разнообразии подходов  к пониманию философии, никто  не оспаривает тот факт, что  философия представляет собой  одновременно и знания, и ценности. Именно благодаря этой особенности  философия была определена великим  немецким философом Гегелем как  «квинтэссенция самосознания исторической  эпохи» или «эпоха, схваченная  в мыслях». 

     Философия передает знания и ценности грядущему  поколению в специфической рациональной, то есть в мысленной форме, вырабатывая  «мысли о мыслях». Перед философией калейдоскопичный, мозаичный мир  предстает в опосредованном мыслями виде. Философское знание не является знанием о фактах. Оно представляет собой размышления об отражении этих фактов в других культурных формах: науке, искусстве, религии, морали, политике и праве.

     Философия связана с жизнью, ибо черпает  свои проблемы из них. Однако между  философией и жизнью так или иначе располагается мысль. А с другой стороны, философствование всегда выводит человека за пределы жизненного и научного опыта. Оно ориентировано на предельные основания, конечные причины и призвано заглянуть за горизонт известного. В отличие от науки, философия ставит перед собой задачу оценки ценностей, оценки того, что «должно быть», а не того, «что есть». Именно поэтому философия становится наиболее эффективной хранительницей идеалов культуры как специфически человеческого способа бытия.

       Философия позволяет человеку  самореализовать свою личность в рамках господствующей картины мира и парадигмы мышления. Поэтому она выступает одновременно и мировоззрением, и методологией, выполняя их функции.

     Философия – это методология, являющаяся мировоззрением, и мировоззрение, выступающее в  роли методологии. Эту особенность  Карл Маркс выразил так: философия  должна не просто объяснять мир (быть мировоззрением), а быть средством  его изменения (быть методологией). А по мнению Альберта Швейцера, наиболее существенной является ценностно-ориентационная функция философии, превращающая ее в «страж культуры». Философия призвана предупреждать людей о кризисе духовных ценностей. Чтобы понять, как это она делает, нужно изучить другие формы реализации выделенных функций, а также типы самоопределения философии.

 

Раздел 2: Место и роль философии в культуре

  1. Цивилизационные особенности становления  философии.
 

     Философии не могло быть в древнейшем (первобытном) обществе с его родоплеменной организацией. В нем каждый поступок, каждый шаг члена рода или племени был определен и отмерен, и все находились под строгим и неусыпным контролем вождей, жрецов, старейшин. Долгие века и тысячелетия отчаянной борьбы за жизнь закрепили в социальной памяти коллектива оптимальные стандарты поведения. Внешне это проявлялось в ритуалах, а в сознании — в форме мифа — первой, исторической форме социального регулятива.

     По  сравнению с мифом религия  — более сложное и развитое сознание, отвечающее более высокой, более зрелой ступени общественной организации, когда высшим судьей для  себя люди признают не человеческий, а  сверхчеловеческий разум, сверхприродную реальность — Бога, который в глазах верующих и есть абсолютное, вечное Добро, абсолютное воплощение Нравственности. Религия — вторая (после мифа) историческая форма социального регулятива. Она еще не есть свобода, но есть мечта, греза о ней.

     Но  и в достаточно развитом обществе — если только это общество тоталитарного, казарменного режима — философия  не нужна и невозможна. Вспомним и сравним два соседствовавших, соперничавших друг с другом в  середине первого тысячелетия до нашей эры греческих государства: Афины и Спарту. Один народ, один язык, но насколько неравноценен след, оставленный афинянами и спартанцами  в культурной памяти человечества!

     Афины — это Анаксагор и Перикл, Сократ и Платон, Аристотель и Эсхил, Софокл и Эврипид, Фидий и Аристофан; это Академия и Лицей; это великая философия, великое искусство и глубоко продуманная, блестящая система образования. Афины (вместе с городами-полисами Милетом, Эфесом, Абдерами, Элеем и др.) — это и есть «греческое чудо» — колыбель и западней культуры и цивилизации.

     Что же явила собой и что оставила после себя Древняя Спарта? Суровое  до жестокости воспитание детей и  подростков (спартанское воспитание), казарменную муштру, безжалостнее подавление естественных чувств и эмоций в угоду  тоталитарному режиму. Граждане Спарты не имели ни места, ни времени и  ш самостоятельного творчества, для  духовного развития личности. В этом государстве жили, воспитывались  отличные воины и гимнасты, но в  нем не было ни художников, ни мыслителей, ни политических стратегов.

     Да  у спартанцев не было и необходимости  в них! Их строй, их образ жизни  не знал «проблем»: всем было все «ясно», каждый гражданин государства твердо знал, в чем его долг и в чем  добродетель. Знал, потому что от него всего лишь требовалось. Выполнять  команду. Спартанец был избавлен от необходимости самому выбирать свою судьбу, самому судить о приоритетах, ценностях жизни, самому — на свой страх и риск — принимать решения, а следовательно, и самому нести ответственность за них. Спартанец «обходился» без всего этого, потому что в Спарте не было гражданской и личной свободы, не было демократии.

     Афиняне же позволяли себе роскошь спора, несогласия, сомнения. Афинянам, милетцам, элеатам их предки завещали ними, одно: способность сомневаться и удивляться миру. Они завещали им знание о собственном незнании, но вместе с тем и высокое уважение, доверие к своему разуму, высшее выражение которого — философская мысль — стала вместе с тем высшей формой (вслед за мифом и религией) жизненного, социального регулятива.

     И сегодня место и роль философии  в жизни человека и общества определяются ее антидогматическим, антиавторитарным триггером. Дух подлинной философии  — критика. Критический (а не апологетический) дух философии не вызывал к ней большой любви и сочувствия со стороны власти, по отношении) к которой философское «вольнодумство» чаще было не в согласии, а в оппозиции. Но без такой критики, без подвижни-411 та героических энтузиастов — философов — ни о какой м- разума на Земле не могло бы, и быть речи.

2. Место философии в культуре.

 

     Дать  однозначное определение философии, которое устроило бы всех, практически  невозможно. Например, в 1998 году вышла  книга М. Келигова «Философы о философии — опыт самопостижения». В ней приведены высказывания о философии более чем 270 выдающихся философов. У каждого — свой угол видения, свое определение. Но все же проглядывается общий подход:

Информация о работе Место и роль философии в культуре