Философия, ее предмет, место и роль в культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 09:34, реферат

Краткое описание

Возникновение философии - это революционный переворот в духовной жизни всего человечества. Смысл и содержание самого термина «философия» связаны со стремлением человека выйти за пределы привычного, очевидного, найти изначальные принципы, которые объединяют Космос и человеческую жизнь в нечто целое.

Оглавление

1.Возникновение философии;
2. Из истории философии;
3. Философия, ее предмет, место и роль в культуре:
3.1 Предмет философии и особенности философского знания;
3.2 Функции философии;
4. Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.docx

— 29.73 Кб (Скачать)

Содержание.

1.Возникновение  философии;

2. Из истории философии;

3. Философия, ее  предмет, место  и роль в культуре:

3.1 Предмет философии  и особенности  философского знания;

3.2 Функции философии;

4. Список используемой литературы.

                     

                             1.ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ .

 

        Возникновение философии - это  революционный переворот в духовной  жизни всего человечества. Смысл  и содержание самого термина  «философия» связаны со стремлением  человека выйти за пределы  привычного, очевидного, найти изначальные  принципы, которые объединяют Космос  и человеческую жизнь в нечто  целое.

      Зарождение философии - это своего  рода интеллектуальный прорыв  к осознанию смысла человеческого  бытия. Это духовное событие,  отделившее мифический рассудок  от разума, а человеческий разум  - от божественной мудрости.

       Становление и развитие философской  мысли значительно расширило  интеллектуальные возможности человека. Он шагнул от образного (мифологического)  представления о мире к понятийному  суждению о нем. На передний  край познавательной деятельности  впервые выдвигается его творческая  рациональность, а разумные первоначала  бытия предстают как вечные  и неисчерпаемые. Их познание  уже тогда сделало философию  «царицей наук», ибо она методологически  понятнее и мировоззренчески точнее стала ориентировать всех исследователей природы и общества на содержательное раскрытие фундаментальных принципов человеческого бытия, а широкие массы людей - на созидательную практическую деятельность.

       Современное переосмысление проблемы  возникновения в античности философии и ее функционального отделения от мифологических представлений и религии стало важнейшим фактором становления новой духовной культуры человечества. Поэтому выяснение генезиса (гр. genesis - происхождение) философии как нового духовного явления и отношения ее к нефилософским формам общественного сознания позволяет лучше понять и полнее раскрыть саму сущность принципиально нового мышления, его роль и значение как специфической формы целостного общественного сознания. Это по сей день является предпосылкой для сравнительного осмысления людьми социально-культурной реальности прошлого и настоящего. С появлением философского мышления круто изменилось отношение к научному познанию мира природы и творчеству нового мира человека - культуре. Перед свободно и критически мыслящим человечеством впервые встали принципиально иные задачи по поиску истины, определению смысла жизни, достижению всеобщего блага (счастья). Философские проблемы осмысления общественного бытия стали будоражить лучшие умы человечества.

          Впервые в истории духовной  культуры теоретически основательно  философские проблемы были сформулированы  легендарным греческим мудрецом  Фалесом из Милета (ок. 624-547 до н.э.), которого справедливо называют одним из первых философов. Именно он глубокомысленно вопрошал: «Что есть все?» Он же первым сделал попытку рационально объяснить первопричину мира и смысл бытия вещей и явлений, источники саморазвития космической и земной природы. Фалес высказал мысль об одушевленности первоначала. Он утверждал, что все возникает из воды и в нее же превращается: «Вода есть наилучшее». Последователи Фалеса Анаксимандр (ок. 610-ок. 540 до н.э.) и Анаксимен (ок. 588-ок. 525 до н.э.) расширили и углубили его умозрительные теории об основных элементах природы в их космическом порядке. Взгляды Анаксимандра на развитие органического мира представляют интерес и сегодня. Он полагал, что все животные возникли из воды без участия божественных сил. А по учению Анаксимена, все вещи возникли путем сгущения воздуха различной степени. У него впервые в античной философии появилась мысль о переходе количества в иное качество.

       Научно-философские исследования  природы, начатые мыслителями  милетской школы, не прекращались  никогда и продолжаются поныне. Можно сказать, что «философская»  инициатива, предпринятая мудрыми  милетцами, дала богатые интеллектуальные всходы как в научном понимании развития природы, так и в более тонких метафизических размышлениях об основных проблемах «разумного» устройства Вселенной. Осмысление «разумности» Вселенной древними мыслителями органично сопрягалось с изучением человеческого разума (греч. nus - ум), его потенциальных творческих возможностей. В поздней античности разум представлялся как наивысшая практическая ценность для общества и каждого отдельного человека. Именно тогда у культурных людей сложилась внутренняя потребность в теоретическом (умозрительном) обосновании и философском определении разума и самой мудрости при одновременном поиске их истоков и критериев.

         Философию поныне нередко представляют  как некое абстрактное знание, оторванное от повседневной жизни.  Нет ничего более далекого  от истины, чем подобные представления.  В действительности все свои  проблемы философия черпает из  реальных противоречий жизни  и решает их с единственной  целью - помогать людям жить по-человечески, совершенствуя свой разум и чувства. При этом следует иметь в виду, что философия, как гуманитарная дисциплина, с древних времен осмысливала практические наблюдения и выводы людей о добропорядочности своей жизни, их раздумья о мире и о себе, о смысле и целях существования всего человечества. Особая ценность философских размышлений и прежде усматривалась в том, что именно они позволяли критично судить о добре и зле, служили морально-этическим руководством для нравственного поведения и здорового образа жизни. Все вышесказанное доказывает, что философия учит мудрости, сама обладая ее признаками. При этом она с самого начала заявляла о себе как о стремлении к мудрости (Пифагор) и о самоотделении от мудрости божественной (Сократ).

         Избрав мудрость в качестве  исходной целевой задачи, античные  философы осознали главную ее  проблему - трудность осмысления  целостности мира, его происхождения,  устройства и закономерностей  развития. Понять этот мир нельзя, не осознав самого себя и  способ своего мышления. В XVII столетии  ученый и философ Декарт (1596-1650), не меняя существа философии,  придал ей, по сути, новое звучание: на первый план им выдвигается  бытие человека как субъекта  познания мира - «Я мыслю, следовательно,  я существую». Исходным началом  философ считает индивидуальное  мышление, которое, безусловно, подчиняясь  законам природы, само рисует  картину мира. Тем самым, по  резонному замечанию философа-классика  Л. Фейербаха (1804-1872), «новая философия  превращает человека, включая и  природу как базис человека, в  единственный, универсальный и высший  предмет философии» . Иными словами, целью философии стали критические раздумья и теоретические рассуждения о цельном, всеобъемлющем миросозерцании, формирующем общую (философскую) картину мира и оценивающем критерии теоретико-познавательной и культурно-созидательной практики человечества. Все это предполагает не просто философские взгляды на мир, но формирование новых философско-мировоззренческих позиций.

         Таким образом, философия призвана  развивать новые мировоззренческие  взгляды, помогая людям в преобразовании  стихийно сложившихся у них  мнений о мире и обществе. Объект  любого мировоззрения - мир в  целом. Предмет мировоззрения  - взаимоотношения внешнего мира  и внутреннего мира человека. Мировоззренческий каркас человеческого сознания базируется на теоретически обобщенных философией знаниях и понятиях. Философское мировоззрение - это целостная совокупность знаний о вещах, предметах, явлениях и процессах их взаимосвязи. Оно отличается от простой суммы естественнонаучных знаний тем, что в центре его стоит вопрос о единстве объективной истины и ее субъективной оценки. Мировоззрение человека во многом зависит от воздействия среды и социального воспитания, уровня и качества образования. Поэтому философская культура выступает в качестве основы мировоззренческой и профессиональной зрелости личности. Это связано с тем, что на философию возлагается функция «интеллектуальной разведки», которая может служить всем людям побуждающей методологией в плане заполнения ими познавательных пробелов. 

2. Из истории философии. 

Философия как специфическая форма духовного  смысла человека и общества; зародилась около 2,5 тыс. лет назад в ряде наиболее развитых стран того времени (индия и Китай, Вавилон и Египет, Греция, Рим). Её расцвет произошёл  в древней Греции, где философия  стала относительно самостоятельной  областью духовной культуры общества. Среди первых греческих философов  были Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Пифагор. Они впервые стали употреблять  термин «философия», переводя его как  «любовь к мудрости». Философия  родилась из потребности систематизировать  и обобщить весь опыт познания мира человеком, сформулировать целостную  теоретическую картину мира и  бытия человека в нём. Они изначально пытались вобрать в себя и обобщить весь опыт человечества, и не удивительно, что очень многие философы отличались богатой эрудицией и высокой  культурой мышления. 

Возникновение философии было связано с тем, что отдельные виды познания в  древнем мире (астрономия, физика, математика и др.) были не способны создать единую картину мира и бытия человека в нём. Это произошло в силу того, что в раннеклассовом обществе возникла потребность в выработке  альтернативной по отношению к мифологии  и религии рациональной (теоретической) картины мира, построенной на знаниях  и логической аргументации. На этой основе стали формироваться такие философские вопросы как «что такое мир?», «что является его основой?», «какими характеристиками обладает этот мир?», «что такое человек?», «для чего человеку жить?», «что такое истина?». Философия рождалась так же и в связи с появлением в античном обществе (Греция, Рим) немногочисленного слоя свободных граждан, избиравших философию в качестве своего мировоззрения. 

Можно сказать, что философствование началось там  и тогда, где и когда человек  пытался рациональными средствами постигнуть окружающий мир и определить своё место в нём. Осмыслить цель своей жизни и собственное  призвание. Но философию всегда интересовал  не только мир человека (природа, общество). В такой же мере оно стремится  постигнуть  внутренний мир самого человека. («философия есть наука о духе» - подчёркивал русский философ Н.А. Бердяев). Подлинная философия рассматривает мир, всегда взятый вместе с человеком, а не сам по себе. Человек ведь рождается, существует и умирает в этом мире. В нём он живёт, радуется и страдает, познаёт и действует. Вот почему философия – это «очеловеченная» по своему характеру и содержанию область познания. Ни одна из существующих наук не способна исследовать всё богатство сложной связи «человек – мир». Эти две реальности являются основными центрами познавательного интереса философии и составляют её объект.

Философия – это знания о мире как едином целом и человеке в нём, об отношении  человеку у миру, о путях и способах познания и практическом освоении человеком  окружающей действительности, о будущем  мировоззрения. Она является очень  ёмкой развивающейся теоретической  системой и включает в себя следующие  основные области философского знания:

- история  философии (знания философии о  своём прошлом)

- онтология  (учение о бытии, формах его  проявления)

- гносеология  (теория познания мира)

- диалектика (учение о единстве к изменчивости  всего сущего)

- антропология (изучения о человеке)

- аксиология (теория ценностей)

- социальная  философия (изучение об обществе  и его истории).

По мере развития философии от неё отпочковались  отрасли знания, ставшие со временем самостоятельными науками: логика, эстетика, этика. Видное место в системе  философского знания занимают: философия  религии, философия истории, философия  культуры. В ХХ в. большое развитие получили философия науки и техники, а в последнее время – философия  глобальных проблем.

3. Философия, ее  предмет, место  и роль в культуре.

3.1 Предмет философии  и особенности  философского знания.

 

Предметом философии является всеобщее в системе  «Человек-Мир»: предельные начала,  принципы и связи, свойства и законы всего сущего.

По определению  Платона, философия – это «постижение  не приходящего», т.е. всего незыблемого.

Важнейшей мировоззренческой проблемой для  философии традиционно является вопрос о предельном освоении (материальном или же духовном, материи или же духе), о первоначальном всего сущего. Это – так называемый основной вопрос философии, который имеет  два аспекта – он то логический (бытие мира) и гносеологический (познание мира). По определению Ю. Энгельса «… основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию». Этот вопрос был обозначен ещё в ходе возникновения и становления философской мысли – в древнем мире. Основой вопрос неисчерпаем и по этому вечен, получая различные способы решения в философских школах и течениях. Наличие этого коренного, по определению В.И. Ленина, вопроса со временем обусловило раскол и распад философской мысли на два главных направления (мировоззренческие ориентации): философский материализм («линия Демокрита») и философский идеализм («линия Платона»), - названые именами их основателей, - древнегреческих философов. Эти направления обрели лето отчисленные исторические формы и в итоге образовали весьма сложную и многокрасочную картину противоречивого и вместе с тем единого историко-философского процесса.

Своеобразие объекта и предмета философии  обуславливает и особенности  философского знания. Вот наиболее значимые из них:

- Известно, что духовный опыт человечества  проявляет себя в трёх основных  средах культуры. Это такие среды  как истина (наука, идеология и  иные формы познания); Добро (мораль  и религия); Красота (искусство  в различных его видах и  формах ). Что касается философии, то она всегда находилась на стыке этих сред, на пересечении потоков духовного творчества человека. Её место – в точке диалога всех форм духовной культуры. Она опирается на них и взаимодействует с ними, впитывая тем самым всё богатство и многообразие мировоззрения духовной жизни. Очевидно, например огромное влияние их на философскую мысль России XIX в. со стороны отечественной художественной литература того времени в лице А.И. Герцена, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и др. писателей. Тоже самое можно сказать и православной религии, которая наложила печать своего воздействия на русскую философию. Философия испытывает на себе большое влияние со стороны «частных» наук: астрономии, биологии, физики и многих других. Они дают исходный материал для глубоких мировоззренческих обобщений и выводов, как это случилось, например, при появлении теории естественного отбора Ч. Дарвина или специальной теории относительности А. Эйнштейна. Философия же для частных наук издавна выступает как общий метод («путь») познания. Вот почему иногда говорят, что философия есть по выражению Л. Фейербаха, «мать наук». Г. Гегель называл её «королевой наук», которая ведёт активный диалог с различными науками полезный для обеих сторон. Образно говоря, философия – это «книга» над зданием духовной культуры общества, общение и «завершение» познавательного опыта человечества, его итог и вывод.

Информация о работе Философия, ее предмет, место и роль в культуре