Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 09:34, реферат
Возникновение философии - это революционный переворот в духовной жизни всего человечества. Смысл и содержание самого термина «философия» связаны со стремлением человека выйти за пределы привычного, очевидного, найти изначальные принципы, которые объединяют Космос и человеческую жизнь в нечто целое.
1.Возникновение философии;
2. Из истории философии;
3. Философия, ее предмет, место и роль в культуре:
3.1 Предмет философии и особенности философского знания;
3.2 Функции философии;
4. Список используемой литературы.
По природе своей, философии присуще стремление к максимальному обобщению результатов познания (во всех его формах) и раскрытию тем самым предельно общих черт и свойств, законов окружающего мира. Она ведь изучает не мир «в целом», не отдельные его части, а мир «как целое», замечал Г. Гегель. Философия есть, по его выражению, «… современная ей эпоха, постигнутая в мышлении» и выраженная в формах весьма абстрактных понятий и суждений. К. Маркс характеризовал философию как «духовную квинтэссенцию» того или иного исторического времени. Она есть как бы «чистая теория», обладающая разветвлённым понятийным аппаратом и богатейшим объёмом знаний о своём объекте и предмете.
Философию характеризует также антропологическая ориентация, т.е. нацеленность на исследования феномена человека, его сложного внутреннего мира. Начало этой традиции положил Сократ, призывавший человека познавать самого себя. По убеждению Л. Фейербаха, человек это высший и самый сложный предмет для философии. Известный русский философ Н.А. Бердяев часто определял философию как учение о смысле человеческого существования и о человеческой судьбе. «Философия человека, философское познание – человеческое познание», - так писал об этой черте философии Бердяев. В наше время, когда происходит смена исторических эпох и веков, антропологическая ориентация философского знания проявляется в стремлении осмыслить общечеловеческие проблемы и ценности, судьбу и будущее современного человечества. Обращённость философии к теме духовного мира человека и смысла его существования в мире, характеризуют философию не просто как науку, а как единство науки и мудрости, как размышление человека о самом себе. Человек не устраним из философии, а подлинная философия всегда антропологична и ориентирована на гуманистические ценности и идеалы.
Большинство философских вопросов являются вечными – и не только в силу своей многогранности и неисчерпаемости. Их вечность (например, вопрос о смысле жизни и призвании человека) обусловлена так же особым социальным и культурным знанием этих вопросов. Вот поему эти проблемы вновь и вновь воспроизводятся в новых исторических условиях, но решаются они по иному вступающими в самостоятельную жизнь другими поколениями людей. Невозможно ведь представить себе, что бы вопрос о смысле жизни человека, о его счастье и несчастье мог бы быть решён однажды и навсегда. Повышенный интерес к философским вопросам наблюдается обычно в переломные или кризисные моменты истории, когда происходит интересное пере осмысливание социального опыта. Тогда общество с помощью философии как бы вопрошает себе: «Кто мы и от куда?», «что делаешь?», «Куда идти?».
Философское знание всегда несёт на себе печать личности мышления, его жизненного пути и судьбы. В этом смысле, например, философия Аристотеля, конечно же, отличается от философии Вальтера, а творчество Маркса совсем не похоже на творчество Платона. Не приходится удивляться, что философия в обществе не является единственной (разные течения, школы), хотя они и едины (как форма культуры). Являя собой «дело свободного мышления», как её характеризовал В.С. Соловьёв, она несёт в себе личностное отношение мышление к рассматриваемым проблемам. Это особенность философского знания является одной из предпосылок огромного разнообразия философии направлений и течений, школ и учений, идей. Образно философию можно представить в виде пышного букета разных цветов. Она всегда окрашена в эмоции и страсти живых мыслителей, которые выражают через неё своё мироощущение и миропонимание, отношение к окружающему миру.
Специфическое место и роль
философии в культуре, в жизни
человека и общества
Мировоззрение вбирает в себя весь опыт познания человеком окружающего мира. Философия же, как форма познания. Ориентированы на расходные наиболее общих (коренных) принципов устройства этого мира и важнейших его характеристик, определяет методы познавательной и практической деятельности человека. Она не стремится, да и не в состоянии ответить на все познавательные вопросы. Своими средствами философия решает лишь наиболее общее, фундаментальные вопросы. К числу таковых относится, прежде всего, вопросы о том, что есть миф, что есть человек и т.д. На частные же вопросы типа «какова скорость света?», «Каков состав у воды?» ответы дают соответствующие науки – физика, химия, иные источники знаний.
С помощью
философии мировоззрение
Развитое,
богатое по своему содержанию
мировоззрение стимулирует и
облегчает постановку и
Философия нередко определяет
характер и общую
- Мировоззрение
и философию объединяет
В развитых
мировоззренческих системах
Раскрывая миссию философии,
Функция
социальной критики означает, что
философия дает оценку сущего,
т.е. имеющегося в обществе
порядка вещей (политический
Прогностическая функция
Аксиологическая функция означает, что философия формирует ценностные предоставления и ориентиры человека.
Кроме названных выше, философия выполняет
также и интеллектуальную функцию. Поскольку
философия является синтезом совокупного
знания человечества, то ее изучения (особенно
это относится к истории философской мысли),
есть прямой путь к развитию у человека
способности к теоретическому мышлению.
Через философию передаются познавательный
опыт и образы (формы, способы) мышления
от поколения к поколению. Р.Декарт подшучивал,
что философия отличает нас от дикарей
и варваров, и каждый народ тем более гражданственен
и образован, чем лучше в нем философствуют.
В этом смысле философия выполняет социализирующую
функцию, помогая человеку войти в мир
культуры и освоить его.
1. Л.В.Блинников «Великие философы».
2. Е.Е.Ермаков «Философия» Учебник.
3. А.А.Миголатьев. «Философия. Ее роль в жизни общества».
Информация о работе Философия, ее предмет, место и роль в культуре