Роль техники в культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 21:14, реферат

Краткое описание

Научно-технический прогресс, сменяющие друг друга технологические революции, включая компьютерную, производят существенные и вполне заметные невооруженным глазом сдвиги не только в мире техники, но и во всех сферах социальной жизни, в том числе в мире культуры.
Если несколько десятилетий тому назад развитие общества характеризовалось преимущественно как общественно – историческое, культурно – историческое, социокультурное, то теперь оно характеризуется преимущественно как социотехническое.

Файлы: 1 файл

Культурологи.docx

— 32.42 Кб (Скачать)

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра теории и истории  культуры

 

 

 

 

 

 

Реферат  на тему

«Роль техники в культуре»

 

 

 

 

Выполнил:

Каримов Николай

Группа ЗФ-005

Проверила:

Усова М.Т.

 

 

 

 

 

 

Новосибирск

2012

Введение

Научно-технический прогресс, сменяющие друг друга технологические революции, включая компьютерную, производят существенные и вполне заметные невооруженным глазом сдвиги не только в мире техники, но и во всех сферах социальной жизни, в том числе в мире культуры.

Если несколько десятилетий  тому назад развитие общества характеризовалось  преимущественно как общественно  – историческое, культурно – историческое, социокультурное, то теперь оно характеризуется преимущественно как социотехническое.

Культура, по определению, едина, универсальна, интегративна. Наука  и техника входят в нее в  качестве составной части или, точнее, элемента, в котором должно быть отражено целое, то есть культура. Если этого нет, то наука и техника  оказываются вне культуры.

Прежде всего, техника  является важнейшей культурной ценностью. Сфера культуры не ограничивается классическими  ценностями искусства, этики, науки. Кроме  духовной существует материальная часть  культуры, к которой относится  и техника как деятельность и  ее средство, воплощающее в себе человеческие знания. Прогресс технических  средств, приобретение умения и навыков  их использования, их совершенствование  являются важнейшим фактором развития и функционирования культуры. Современный  культурный человек должен уметь  пользоваться многими техническими средствами – холодильником и телевизором, аудио и видеотехникой, лифтом и автомашиной, пишущей машинкой и компьютером. Технический уровень непроизводственной сферы, материальных основ духовной культуры (медицина, быт, печать, связь, искусство, образование, наука и т.д.) существенно характеризует уровень развития культуры общества.

 

1. Роль техники  в развитии культуры

Одним из сложнейших теоретических  вопросов современной науки является вопрос о месте и роли техники  в культуре, ее достижениях и проблемах. Последние сто лет технику  либо осуждали, либо презирали, либо смотрели на нее с ужасом, либо благоговели  перед нею. Отметим, что само понятие  техники многогранно и многоаспектно. В данном случае под техникой мы понимаем систему материальных, инструментальных средств, с помощью которых человек  воздействует на окружающий мир, преобразует  его, создаёт, транслирует и воспроизводит  культуру.

Истоки техники, как впрочем, и всей культуры, коренятся в человеческой природе, ее сильных и слабых сторонах. Будучи физически слабыми, по сравнению  с другими представителями живого мира, наши далекие предки не только полагались на готовые природные  ресурсы существования и защиты от внешней опасности, но и начали создавать их сами. Слабость породила искусственную силу. Природа одарила  человека способностью создавать подобное, т.е. наградила его свободными руками, разумом, воображением, пониманием, инструментальным мышлением. Таким образом, борьба за выживание, безопасность, улучшение и облагораживание условий жизни, интеллектуальная способность к этому и уникальное строение тела привели к тому, что человек извлекал из природной среды вещество, придавал ему нужную форму и с его же помощью воздействовал на природу, преобразовывая ее, самого себя и создавая культуру.

Если природа сотворила  человека мыслящим, разумным (Homo Sapiens), то техника сделала его преобразующим, деятельным – Homo Faber. Техника наряду с языком стала всеобщим инструментом культуротворчества, а со временем – важнейшим элементом культуры.

В своем развитии техника  прошла большой и трудный путь. В течение многих тысячелетий (до XVIII в.) она была ручной, механической, являлась продолжением руки, человеческой силы и мысли. Преобразовательное воздействие подобной техники умеренное. Как созидательный, так и разрушительный потенциал строго ограничен. Такая техника доступна каждому физически здоровому человеку. Культуротворческий результат в процессе применения данной техники зависит не столько от неё самой, сколько от творческого воображения субъекта. Эта техника служила не более чем помощником созидателя и была полностью ему подчинена.

Появление полуавтоматической, машинной техники (парохода, паровоза, автомобиля, трактора, конвейера, самолёта) привело к тому, что продуктивность преобразовательного воздействия  резко возросла. Подобная техника освободила человека от тяжелых затрат физической энергии. Ее созидательный и разрушительный потенциал весьма значителен. Благодаря ей человек сумел укротить вес, пространство, время, быстро преодолевать значительные расстояния, создавать широчайший ассортимент продуктов. В отличии от ручной, машинная техника требует основательной профессиональной подготовки, специальных знаний. Культуротворческий результат в процессе применения данной техники весьма значителен. Используя ее, человек радикально преобразовал природу и самого себя, стандартизировал свою деятельность. Он целиком включился в культурное пространство. Но сила техники творческий потенциал человека. К тому же она в силу своего несовершенства довольно часто выходила из-под контроля человека, создавая немало проблем.

В XX в. появилась автоматическая техника, самостоятельно, по заданной человеком программе, выполняющая сложнейшие операции. Роль человека здесь сводится к разработке программ и управлению. С такой техникой работает ограниченный круг профессионалов высокого класса. Культуротворческий результат этой техники неисчерпаем. С ее помощью стали радикально изменяться все элементы культуры. Они получили не только новое звучание, но и новое содержание. В настоящее время эти три типа техники сосуществуют. Они включают в себя производственный, военный, исследовательский, бытовой и развлекательный компоненты.

Техника постоянно развивается, причем как по своим внутренним законам, так и под воздействием внешних  факторов, общих тенденций развития культуры. Она в равной степени  является как инструментом, так и  продуктом развития культуры. Чаще она возникает как средство удовлетворения человеческих потребностей – материальных, социальных, духовных. Но, с другой стороны, она является продуктом деятельности в этих сферах. Она может быть результатом усовершенствования различного рода технологий и объектов. Это, образно  говоря, «ремесленный» фактор. Другим важнейшим фактором техноноваторства выступает наука.

Техника, безусловно, стала  неотъемлемой частью всей системы культуры. Ее никак не вырвешь и не выбросишь, ибо система рухнет. Резкое противопоставление техники и остальных элементов  культуры так же нецелесообразно, научно неоправданно, да и, пожалуй, бессмысленно.

2. Техника в составе  культуры

 

Одним из сложнейших теоретических  вопросов современной науки является вопрос о месте и роли техники  в культуре, ее достижениях и проблемах. Последние сто лет технику  либо осуждали, либо презирали, либо смотрели на нее с ужасом, либо благоговели  перед нею. Отметим, что само понятие  техники многогранно и многоаспектно. В данном случае под техникой мы понимаем систему материальных, инструментальных средств, с помощью которых человек  воздействует на окружающий мир, преобразует  его, создаёт, транслирует и воспроизводит  культуру.

Многие культурные достижения, например, научные открытия, технические  изобретения не всегда превращались в элементы цивилизации как функционирующей  культуры, поскольку социальный и  технический уровень общества той  или иной эпохи не позволяли их использовать. Для включения достижений культуры в систему цивилизации  последние должны получить всеобщее признание, социальную значимость и  общественное применение. Движущей силой цивилизации являются люди, которые приводят в движение разнообразные средства деятельности и главные из них – средства труда, технику. Следовательно, техника (в соединении с человеком) имеет первостепенное значение в преобразовании факторов культуры в факторы цивилизации.

В действительности история человеческого общества есть процесс, где прошлое, настоящее  и будущее находятся между  собой в органической связи, где  новые поколения воспринимают опыт прошлых и закладывают фундамент для культуры будущего. И в этом своем развитии человеческой культуры техника играет огромную роль. Конечно, немаловажное значение имеют и другие культурные ценности, например, художественная литература или наука. Но общество в своей повседневной суетной жизни имеет дело не с научными достижениями, а с их техническим воплощением. Именно техника «цементирует» связь между поколениями людей. «Можно сказать, – писал С.В. Шухардин, – что в истории связь поколений осуществляется через технику».

Однажды найденные  человеком рациональные технические  формы, особенно ручные орудия труда, сохраняются  и применяются длительное время  без существенных изменений. Каждое новое поколение, вступая в жизнь, застает уже готовые технические  формы как результат работы предшествующих поколений. К. Маркс писал: «Раз соответствующая форма инструмента эмпирически найдена, он перестает изменяться, как это показывает переход его в течение иногда тысячелетия из рук одного поколения в руки другого».

В технике фиксируются  традиции, которые проявляются в  исторически устойчивых формах техники, ее конструкциях, функциях и свойствах. Эти традиции обусловлены общечеловеческими  потребностями и являются актом  социального наследования. В основе социальной наследственности в отличие  от биологической лежит труд и его орудие – техника. Последней и принадлежит решающая роль в осуществлении и передаче традиций. Параллельно этому наследуются соответствующие фиксируемые в технике приемы, человеческие способности и свойства, человеческая культура имеющая непреходящее значение, существующая довольно длительный период исторического времени. К примеру, поражает необычной динамичностью и внутренней экспрессией традиционная культура африканского народа маконде. Удивительно, что материалы, техника и приемы резьбы сохранились у него на протяжении многих столетий почти без изменений.

В процессе дальнейшей трудовой деятельности люди на основе усвоения всего предшествующего  культурного богатства развивают  свои способности, воплощая их в технике. Некоторые из традиций прошлой культуры становятся устаревшими и отбрасываются, другие, напротив, сохраняются и  развиваются. Существующий противоречивый культурный потенциал, унаследованный от предшествующих поколений, является базой формирования и развития новых  традиций. Следовательно, традиции в  развитии техники предполагают новации, появление качественно новых  технических средств и технологий, которые возникают на базе традиций и вместе с тем решительно ними порывают, но не отменяют.

 

3. Культура и  научно-технический прогресс

 

Современная наука и техника  раскрыли величие человеческого  разума. Они изменили мир и представления  о нем. На современном этапе прогресса  науки и техники, в условиях внедрения  новейших технологий, человек обладает уникальной способностью и возможностью на высшем уровне материализовать свое мышление и тем самым быть существом  не только мыслящим, но и активно  преобразующим. Именно этим научно-технический  прогресс вступает в серьезную конкуренцию с другими ценностными представлениями.

Глубинное и поразительное  по своим следствиям развертывание  потенциала науки и техники оказывает  воздействие на все стороны социальной жизни. Меняется не только содержание труда, существенные преобразования происходят и во всем строе культуры и современной  цивилизации. Технологические новшества  оказывают влияние на социальную структуру общества. По существу, рождается  новый цивилизационный уклад, перед  нами новая закономерность нашей  жизни. Прогресс современного общества нельзя представить без развития науки и техники, без внедрения  технологических новшеств, но стремительное  повышение роли науки и техники  как фактора социальных преобразований актуализирует сложный спектр мировоззренческих, социально-этических и других проблем.

Как отмечают многие исследователи, характерной чертой нынешнего этапа  научно-технического прогресса является то, что, создав всемирные коммуникационные сети, человек окончательно превратил  себя в часть чего-то большего, чем  он сам, и что бы ни говорили о  новых технологиях, единых рынках и  системных кризисах, главной приметой нового времени нужно считать  следующее положение: современный  человек создал слишком сложный  для себя, для своих интеллектуальных возможностей мир и потому больше не может ясно сознавать и эффективно предсказывать направление своего собственного развития.

Однако, разумеется, джинна научно-технико-индустриального прогресса, выпущенного из бутылки культуры в середине прошедшего тысячелетия, невозможно вернуть обратно, и человечество не может отказаться от дальнейшего прогресса науки и техники. Другое дело, что нужно найти пути и механизмы оптимального и разумного регулирования явлений научно-технического прогресса. А техника в основе своей – это результат рационального конструирования и рациональной деятельности, даже если побуждения к этому приходят из иррациональных источников.

Размышляя об отрицательном  влиянии современного научно-технико-индустриального  прогресса на многие стороны человеческой жизни, следует обратить особое внимание на тенденцию нивелирования личности. В современном индустриально-прогрессивном  мире развитие индустрии нуждается  в человеке лишь как в производителе  и потребителе. И поскольку производственные операции в основном выполняются  машинами, постольку человек должен свестись к «служащему» и превратиться в «придаток» машины. Индустриальный прогресс, таким образом, исключительно  в человеке как производителе  и потребителе, все же остальные  отношения и соответствующие  особенности становятся лишними, «нерентабельными».

Информация о работе Роль техники в культуре