Роль техники в культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 21:14, реферат

Краткое описание

Научно-технический прогресс, сменяющие друг друга технологические революции, включая компьютерную, производят существенные и вполне заметные невооруженным глазом сдвиги не только в мире техники, но и во всех сферах социальной жизни, в том числе в мире культуры.
Если несколько десятилетий тому назад развитие общества характеризовалось преимущественно как общественно – историческое, культурно – историческое, социокультурное, то теперь оно характеризуется преимущественно как социотехническое.

Файлы: 1 файл

Культурологи.docx

— 32.42 Кб (Скачать)

Именно подобной нерентабельной особенностью оказывается индивидуальность человека: эффективное функционирование индустриальных организаций требует  единой дисциплины и единого режима, единая же дисциплина и единый режим  идеально осуществляются лишь при абсолютной однородности характеров, наклонностей, обычаев, вкусов, участвующих в этой организации индивидов. Функционирующая  в бешеном темпе индустриальная машина не терпит никаких опасностей отклонения.

Уличная реклама, телевидение, журналы, газеты упорно внушают гражданам  образцы, нормы и стандарты поведения, образования, одежды, квартирной обстановки. И нужно подчеркнуть, что граждане современных индустриальных обществ  в этом отношении слишком «благовоспитанны»  – каждый из них необычайно чувствителен к тому, что делают, как себя ведут, как одеваются, как отдыхают, как развлекаются и как обставляют квартиру, что читают другие, вернее, большинство других: каждый хочет во что бы то ни стало жить по всеобщим стандартам, по «моде». В результате всего этого люди постепенно теряют свое индивидуально – своеобразное лицо и превращаются в анонимно-безликую массу.

Индустриальный прогресс различными средствами и путями приводит к нивелированию личностей, что  означает резкое падение «качества  содержания» человеческой жизни. Ибо  для человека в конечном итоге  невыносимо чувство потери индивидуально-своеобразного лица, т.е. потери собственной «самости», превращения в безликую количественную единицу. Научно-технико-индустриальный прогресс, уравнивая и нивелируя личности, способствует внутреннему разобщению людей, ибо внутреннее обращение людей предполагает их различие и индивидуальное своеобразие.

Исторически цивилизация  возникла на Земле, на основе преобразующей  деятельности человека и общества. Именно преобразование среды, природы, самого человека и общества лежит  также в основе развития цивилизации  и культуры.

Прогресс общества характеризуется  не только завоеваниями науки и техники, но и выработкой норм и оценок поведения, отражающих потребности социальной системы и ее возможности усовершенствовать  отношения личности и общества, развивать  культуру. Культура как процесс реализации духовных ценностей выражает уровень  «господства» человека над природой, т.е. показывает, чего достигло человечество в направлении развития науки и техники, и одновременно характеризует степень гуманизации человеческих отношений в обществе. Именно степень свободы – гуманизации человеческих отношений в обществе является высшим критерием прогресса культуры.

Культура как ценностный феномен отражает стремление людей  к постоянному освоению-преобразованию действительности. Она как поприще  проявления сущностных сил человека отражает также становление, «очеловечивание» самого создателя и субъекта культуры – человека. В процессе реализации духовных ценностей, созидания культуры происходит формирование личности, способной вступить в диалог с другими личностями, так как культура представляет собой диалог – диалог с другими эпохами, культурами, с другими людьми. Культура есть понимание в широком смысле – понимание предмета, природы, жизни. Культура отражает процесс свободы-гуманизации человека. На его основе человек формируется как толерантное существо, личность, которая свою жизнедеятельность осуществляет в соответствии с высшими общечеловеческими ценностями.

Исходя из такого понимания  сущности культуры можно утверждать следующее: без развития науки и техники невозможен сам прогресс человечества – это бесспорно. Развитие науки и техники является также незаменимым и обязательным условием прогресса культуры. В условиях преимущественного развития науки и техники на современном этапе следует обратить особое внимание на то обстоятельство, что необходимо разумное регулирование тенденции абсолютизации роли и значения технического способа мышления, так как подлинное развитие культуры возможно лишь на основе гармоничного взаимоотношения ее компонентов. Гармония же подразумевает сохранение специфических особенностей всех компонентов культуры и исключает переоценку или недооценку роли и значения того или иного элемента.

 

Заключение

 

Техника – это особое явление культуры, это сформированная мастером природная материя. Прежде всего, техника является важнейшей культурной ценностью. Сфера культуры не ограничивается классическими ценностями искусства, этики, науки. Кроме духовной существует материальная часть культуры, к которой относится и техника как деятельность и ее средство, воплощающее в себе человеческие знания. Прогресс технических средств, приобретение умения и навыков их использования, их совершенствование являются важнейшим фактором развития и функционирования культуры. Современный культурный человек должен уметь пользоваться многими техническими средствами – холодильником и телевизором, аудио и видеотехникой, лифтом и автомашиной, пишущей машинкой и компьютером.

Техника воздействует на все другие элементы культуры и  через систему общественных связей и отношений является решающей доминантой культурного прогресса, материальным основанием всей культуры.

Как важнейшая культурная ценность, материальное основание всей культуры техника интегрирует все  культурные ценности той или иной эпохи в определенную систему. Она  раскрывает внутреннее богатство культуры, разнообразие ее содержания. В этом смысле можно говорить о технической  культуре как характеристике культурного  потенциала общества. Техническая культура в каждый исторический период того или иного общества является неотъемлемым компонентом культуры.

Техника – это «совершенная объективность», обладающая собственной основой, позволяющей как бы самосовершенствоваться, модифицироваться, перестраиваться, оптимизироваться и т.д. В свою очередь, «совершенная объективность» – это и есть мастерство, искусство, культура.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. http://ayp.ru/library/kulturologiya-metodicheskoe-posobie-dlya-vsekh-spetsialnostei-zaochnoi-formy-ngtu/1415
  2. Гуревич П.С. Культурология. – М.: Юрайт-М, 2004. – 345 с.;
  3. Маркова А.Н. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов – М: ЮНИТИ, 2006. – 428 с.;
  4. Миронов В.В. Образы науки в современной культуре. – М.: Логос, 2007. – 635 с.;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Роль техники в культуре